Презентация к уроку обществознания по теме: «Социальная структура общества».
11 класс
Рубрика «в мире мудрых мыслей»
Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи.
М. Пруст
- 1. Понятие стратификации
- 2. Социальная дифференциация
- 3. Характер, особенности, тенденции развития в современном мире
- 4. Причины социального неравенства
- 5. Границы социальной мобильности
- 6. Возможности изменения социального статуса
Стратификкация
- Страты классы
различаются по: различаются по:
-уровню доходов -месту в системе общественного
-основным чертам образа жизни производства
-включенности во -отношению к средствам
властные структуры производства
-отношениям собственности -роли в общественной организации
социальному престижу труда
-самооценке своей позиции в -по способам и размерам
обществе получаемого богатства
Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.
- Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.
- В. И. Ленин
Социальная дифференциация
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение – это
Виды дифференциации
экономическая политическая профессиональная
Различие
уровня
жизни
и доходов
Политические
лидеры и
народные
массы
Деление
по роду
занятий и
деятельности
Социальная структура
- Классы или страты?
Социальная структура – социальные общности
Социальный класс
Богатые и бедные
Эксплуататоры и эксплуатируемые
Угнетатели и угнетенные
Распределительная теория
Ф. Гизо А. Смит
1.собственники земли,
2.владельцы капитала,
3.наемные рабочие
Рубрика « в мире мудрых мыслей»
Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов.
Н. Шамфор
Классы или страты?
- Современная западная социология
страты (слои)
образование доход профессия
Социальная мобильность
переход человека из одной социальной группы в другую
горизонтальная вертикальная
семья – семья, служащий -
Фабрика-фабрика управляющий
низкая активность высокая активность
касты революции
Социальные «лифты»
Быстрое социальное перемещение
армия церковь школа
Тенденция развития социальных отношений
Социальная структура
изменчива
Традиционные общества медленно
Запад новый средний класс увеличение
работников в сфере
услуг и
информационных
технологий
Люмпены и маргиналы
Бродяги, нищие, бомжи пограничные социальные слои
Любая социальная группа выходцы из деревни
Словарь терминов:
- Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы.
- Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует.
Изменение социальных отношений в российском обществе
Прожиточный уровень
60% населения за
чертой бедности
Оплата труда
Бедные 1:10 богатые + нетрудовые доходы
Социальная группа
- Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)
Социальная структура общества
Модель структуры американского общества.
Социальная структура
1
Социальная структура общества
1.Бедные слои – 80%
2.Средние слои – 13%
3.Высшие слои – 5 – 7%
Социальная структура
латиноамериканских стран
Эйфелева башня
Элита
3
2
Средние слои
Беднейшие слои
Тенденции развития социальных отношений в России
Усиление
маргинализации
Появление
новых
социальных
групп
Возрастание социальной дифференциации
Падение статуса интеллектуальных профессий
Социальная политика: возможные варианты
Европейский:
Азиатский :
Латиноамериканский
Высокие налоги с населения, НО большая часть из них расходуется на социальные программы
Нет трат на социальную сферу. НО средства вкладываются в развитие производства.
Приватизация социальной сферы
Задание
- Обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявите их достоинства и недостатки. Есть ли среди этих вариантов приемлемый в наших условиях? Обоснуйте свой выбор.
Вопросы
- Что понимается под социальной мобильностью?
- Объясните различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью?
- Приведите примеры обществ:
А) с низкой социальной мобильностью;
Б) с высокой социальной мобильностью.
- Что такое социальные лифты?
- Какие социальные лифты выделял П.А. Сорокин?
- Действует ли и сегодня те социальные лифты, о которых писал П.А.Сорокин? Какие новые каналы социальной мобильности появились в наше время?
- Какими социальными лифтами вы собираетесь воспользоваться, чтобы добиться жизненного успеха?
Творческое задание.
«Старые песни о социальном»
- Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал. О, увидав меня, не прячьте взгляд, Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.
- Кто и что виновато в том, что сегодня кто-то начинает жизнь в городских трущобах? На какое неравенство указывает автор песни?
- По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах, Бродяга, судьбу проклиная, Плетется с сумой на плечах.
- Какому классу посвящены эти строчки? Что на это указывает?
Домашнее задание
- параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме «Семья в современном мире».