Разработка открытого урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас»
проведенного в 9 А классе
Подготовила
учитель математики
Шамсутдинова И.Ф.
«Арифметическая прогрессия вокруг нас»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Задачи:
обобщение теоретических знаний по теме;
совершенствование навыков нахождения п-го члена и суммы п — первых членов арифметической прогрессии с помощью формул;
развитие познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью;
развитие грамотной математической речи;
воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для учащихся, электронная презентация.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие, пожелания.
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодняшний урок я хотела бы начать словами А.С. Пушкина (слайд №2):
«О, сколько нам открытий чудных….
Готовит просвещенья дух,
И опыт, — сын ошибок трудных,
И гений, — парадоксов друг»
Я хочу, чтобы наша встреча сегодня принесла много открытий, опыта и хорошего настроения.
Вместе с вами мы будем двигаться только вперёд, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка означает движение вперёд.
Итак, ребята, тема нашего урока «Арифметическая прогрессия вокруг нас».
Мы проводим наш урок в неделю математики, девиз которой «Математика – это не скучно». Сегодня я хочу вам показать применение теории, связанной с арифметической прогрессией в разных областях деятельности человека.
Сообщение задач урока.
Устная фронтальная работа
Необходимо продолжить предложения (слайд №2):
- Если каждый член последовательности, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, то эта прогрессия…
- Чтобы задать арифметическую прогрессию, достаточно указать ее первый член и …
3) Найти второй член арифметической прогрессии: 1; x ; 5; 7;…
- Если d 0, то арифметическая прогрессия…
- Если d
- Разность арифметической прогрессии: 5; 10; 15;… равна числу…
- Сумма первых пяти членов арифметической прогрессии: 2; 4;… равна числу…
- Числовая последовательность: 8; 8; 8;… является арифметической прогрессией так как…
Для дальнейшей успешной работы нам необходимо повторить формулы.
Сопоставьте формулы (слайд №4):
Самостоятельная работа с взаимопроверкой (слайды №5 и №6)
Используя, данные записанные в таблице, найдите неизвестные элементы
I вариант – 1-я строка
II вариант – 2-я строка
Черным цветом – известные данные;
Красным цветом – найденные величины.
Два ученика на поворотных крыльях доски (3 минуты)
Время истекло. На местах поменялись тетрадями. У доски - развернули ответы. Проверяем.
Основной этап урока
Погружение: Как вы думаете, в каких сферах деятельности человека, используется арифметическая прогрессия (слайд №7)
Ученики называют сферы деятельности, если затрудняются, то помогает учитель.
Ученики обычно не называют литературу, тогда ее называет сам учитель, обещая доказать далее, что это именно так.
Закрепление:
- Молодцы! Давайте решим задачи из названных сфер деятельности.
Рассмотрим задачу из физики (слайды №8 и №9)
Чтобы правильно решить задачу, нужно перевести условие задачи в модель арифметической прогрессии. Записать дано, найти, нужные формулы для решения конкретной задачи.
Ученики фронтально составляют краткое условие этой задачи (проверяем, на слайде)
Один ученик у доски. Остальные в тетрадях.
- Следующая задача из области экономики. Прочитайте условие. Переведите ее на язык прогрессий. Запишите в тетради: дано, найти (слайд №10).
Проверяется этот этап решения задачи.
Далее ученики самостоятельно решают в тетрадях и сверяют ответ
- Проверьте (на слайде №11)
- А теперь немного необычного. Использование арифметической прогрессии в литературе (слайды №12 и №13).
Учитель приводит примеры (слайд) и доказывает, что использованные стихотворные размеры соответствуют определению арифметической прогрессии.
- В следующих заданиях из области (слайд №14):
- литературы определите, где ямб и хорей. Найдите а1 и разность.
- В задачах из области биологии и математики определите а1 и разность
.
РЕЗЕРВ (слайд №15)
Зная формулы арифметической прогрессии, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
Итог урока и рефлексия (слайд №16)
Учитель просит дать ответы: сегодня я на уроке
- повторил
- узнал
закрепил
Домашнее задание (слайд №17)
Итог (слайд №18)
Вы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок. До новых встреч с такой нескучной математикой.
Использованные материалы:
А.Г. Мордкович, Алгебра, 9 класс, Мнемозина, 2011,
А.Л. Семенова, И.В. Ященко, 3000 задач с ответами по математике, «Экзамен», Москва, 2013,
И.В, Ященко, ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты, Национальное образование, Москва, 2015,
Обидо Ж. Э. Урок по технологии проблемного обучения
«Сумма n первых членов арифметической прогрессии»,
http://aida.ucoz.ru