«Осенний фестиваль знаний 2024»

Разработка модуля "Смутное время"

Модуль "Смутное время" расчитан на 3 урока, помогает организовать изучение темы в ходе самостоятельной работы обучающихся.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

Г. ГУКОВО, РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В.А. ШЕБОЛДАЕВА













Модуль

«Смутное время»

для учащихся 10 – го

общеобразовательного класса




Подгайко Елена Николаевна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 23







г. Гуково





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модуль «Смутное время» разработан на основе УМК…

Модуль рассчитан для обучающихся 10 – го общеобразовательного класса, на 3 урока.

Деятельность учителя


1. При подготовке учебного модуля учитель обращает внимание на:

- особенности детей, учитываемые при изложении нового материала (уровень обученности, стиль восприятия, устойчивость внимания, владение мыслительными операциями, качества мышления, учебные и внеучебные интересы, темперамент);

- приемы индивидуального стимулирования положительного отношения к учению;

- приемы индивидуализации при контроле;

- приемы обучения одарённых детей;

- приемы обучения слабоуспевающих детей.

2. Выделенные основные вопросы темы (урок 1):

1. Политика Московского государства в период правления Федора Иоанновича.

2. Основные события периода правления Бориса Годунова.

3. Правление Лжедмитрия I.

4. Правление Василия Шуйского.

5. «Семибоярщина» 1-е и 2-е Ополчения.

3. Учащимся с более высоким уровнем развития учитель даёт предварительные задания опережающего характера по темам:

- «Правление Бориса Годунова». Параграф 29, пп. 1, 2. Дополнительные материалы.

- «Правление Василия Шуйского». Параграф 29 п. 4, параграф 30 пп.1, 2. Дополнительные материалы.

3. При выполнении учащимися пп. 2, 3, 5, 6 учитель оказывает необходимую помощь особо нуждающимся.

4. В ходе работы над модулем учитель имеет возможность отследить успешность деятельности каждого ученика при работе с конспектом, как при письменной работе, так и при устных ответах.

5. Предложенные тесты позволяют отработать полученные знания, осуществить итоговый контроль достижений каждого ученика, отследить продвижение ученика в своём развитии.

















Деятельность учащихся

Используемые учителем методы и средства обучения

Первый урок

1. Прослушайте лекцию учителя


Выделите основные вопросы темы


1.Метод мозгового штурма (выделение и оформление в тетради основных вопросов темы)

2. Прочитайте текст учебника параграф 26, пункт «Конец династии Калиты»


Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы условия вступления Федора на престол?

2. Особенности правления Федора?

3. Основные события периода правления Федора.

1.Составление учащимися конспекта по вопросам.

2.Выполнение текущего контроля.

Второй урок

3. Заслушайте сообщение учащихся по теме «Правление Бориса Годунова»

Параграф 29, пп. 1, 2

Запишите основные мероприятия, события данного периода

1.Составление учащимися

хронологической таблицы.

2.Выполнение текущего контроля.

4. Прочитайте параграф 29, п. 3 по вопросу «Правление Лжедмитрия I».


Устно ответьте на вопросы:

«Чем объяснить появление самозванца в России?

Каковы причины их массовой поддержки со стороны народных масс?». В ответе должно быть несколько доводов.

1.Устная монологическая речь ученика (в парах)

2.Выполнение текущего контроля.

5. Заслушайте сообщение учащихся по вопросу «Правление Василия Шуйского»

Параграф 29 п 4, параграф 30 пп.1,2

Запишите основные мероприятия, события данного периода

1.Составление учащимися

хронологической таблицы.

2.Выполнение текущего контроля.

6. Прочитайте параграф 30, пп. 2, 3 по вопросу «Семибоярщина, 1-е и 2-е Ополчения»


- Дайте определения что такое «гражданская война», «народное ополчение», «интервенция».

- Каковы причины успеха именно второго Ополчения?

- Можно ли назвать народными героями И. Болотникова, К. Минина, Д. Пожарского, И.Заруцкого, П.Ляпунова? Своё мнение обоснуйте.

1.Записи определений.

2.Устная монологическая речь ученика (в парах).

3.Выполнение текущего контроля.

Третий урок

1.Взаимоконтроль в парах наличие в тетрадях:

- вопросов темы;

- ответов на 3 вопроса по правлению Федора Иоанновича;

- хронологической таблицы по правлению Б.Годунова и В.Шуйского

- трёх определений;

- текущего контроля



Итоговое тестирование по предложенный тестовым заданиям.


Текущий контроль


1. Эта земля не перешла к Московскому государству по Тявзинскому миру

а) Корела б) Ям

в) Выборг г) Ивангород

2. Он не входил в регентский совет при Федоре Иоанновиче

а) Б.Ф.Шуйский б) Б.Я.Бельский

в) И.П.Шуйский г) Ф.И.Мстиславский

3. Со смертью Федора пресеклась династия

а) Рюриковичей б) Калитичей

в) Романовых г) Ярославичей

4. Лжедмитрий I получил помощь

а) в Швеции б) в Польше

в) в Турции г) в Священной Римской империи

5. Лжедмитрий обосновался…

а) в Ржеве б) в Тушино

в) в Рыльске г) в Курске

6 . Он возглавлял первое ополчение

а) М.В.Скопин - Шуйский б) П.П.Ляпунов

в) Д.М.Пожарский г) К.К.Минин

7. Он возглавлял «семибоярщину»

а) Ф.Н.Романов б) В.И. Шуйский

в) Д.П.Пожарский г) Ф.И.Мстиславский

8. Как вы думаете, что такое «тушинские перелёты»

а) переходы боярства из одного лагеря в другой

б) набеги Лжедмитрия II на Москву

в) атаки полков московского правительства на отряды Лжедмитрия II

г) дипломатические миссии

9. Второе ополчение сформировалось…

а) в Ярославле б) в Суздале

в) Нижнем Новгороде г) в Новгороде

10. Согласно Деулинскому перемирию Россия потеряла…

а) Северскую землю б) Смоленск

в) Дорогобуж г) Копорье

11. Гражданская война – это…

а) война между соседними странами

б) война между гражданами одного государства


в) война с завоевателями

г) иностранное военное вмешательство

12. Интервенция – это…

а) иностранное военное вмешательство

б) война между гражданами одного государства

й


в) война между соседними странами

г) война с бывшими союзниками

13. Понятие «урочные лета» означало…

а) запрет на переход крестьян в Юрьев день


б) срок сыска и возвращения беглых крестьян


в) ограничение на переход крестьян в Юрьев день

г) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк


14. Понятие «крепостное право» - это …

а) права крестьян

б) права помещиков


в) законы, прикрепляющие крестьян к земле и помещикам

г) законы, прикрепляющие помещиков к земле и правителю

15. Мне запомнился… тем, что…(не менее 3-х доводов)

16. Каковы причины и последствия «Смутного времени» (не менее 2-х доводов)?

17. Когда и на каких условиях Владислав был избран на царство? Как могла бы сложиться историческая судьба России, если бы избрание стало реальностью?




Лист самоконтроля


Уровни

Уровень 1

 Обязательный

Уровень 2

 Расширенный

Уровень 3

 Углубленный

1.

Знание

1. Каковы даты правления Федора Иоанновича, Б.Годунова, Лжедмитрия I, В.Шуйского, «Семибоярщины»?

2. Объясни значение следующих понятий: «гражданская война», «народное ополчение», «интервенция».

3. Место и даты формирования 1-го и 2-го Ополчений.

4. Дата освобождения Москвы от поляков.

5. Дата конца Смутного времени, событие с ним связанное.

6. Кто такие, с какими событиями связаны имена: Федора Иоанновича, Б.Годунова, В.Шуйского, П.Ляпунова, И.Болотникова, Лжедмитрия I, К.Минина, Д.Пожарского, Михаила Романова.

7. Покажи по карте разворачивание основных событий «Смутного времени».


1. Когда в России было введено патриаршество?

2. Дата гибели царевича Дмитрия.

3. Дата появления Лжедмитрия I (его настоящее имя), Лжедмитрия II.

4. Какие страны участвовали в интервенции против России, с какими целями?

5. Покажи по карте разворачивание событий «Смутного времени».

6. Кто такие, с какими событиями связаны имена: И.П.Шуйского, Б.Я.Бельского, В.И.Шуйского, Ф.И.Пашкова, М.В.Скопин-Шуйского, Ф.Мстиславского, королевича Владислава, Марины Мнишек, Лжедмитрия II.

1. Каково значение введения патриаршество в России?

2. Как гибель царевича Дмитрия повлияла на ситуацию с престолонаследием и на авторитет Б.Годунова?

3. Итоги Смутного времени и интервенции.

4. Расскажи о деятельности одного из изученных исторических деятелей.

2.

Понимание

1. Объясни значение следующих понятий и свяжи их с определёнными историческими событиями периода: «гражданская война», «народное ополчение», «интервенция».

2. Объясни причины появления самозванщины.

3. Объясни появление двух Ополчений.

1. Что такое «Смутное время», каковы причины «Смутного времени»

2. Объясни причины предательской политики В.Шуйского и «Семибоярщины».


1. Каково влияние политики Ивана IV на возникновение в дальнейшем в России «Смуты»?

2. Объясни значение «Смутного времени» в истории России.


3. Аналитико-синтетическая деятельность

1.Почему со смертью Федора пресеклась династия Калитичей?

2. Составь хронологическую таблицу «Смутного времени» с использованием следующих событий:

– смерть царевича Дмитрия

– правление Бориса Годунова

– начало похода Лжедмитрия I на Москву

- правление Федора Борисовича,

– вхождение Лжедмитрия I в Москву

– правление В. Шуйского

– восстание под предводительством И.Болотникова

– появление Лжедмитрия II (Богданко)

- "Семибоярщина»

– формирование первого ополчения -

– формирование второго ополчения

- избрание на престол Михаила Федоровича Романова

- заключение Столбовского мира

– заключение Деулинского перемирия

3. Покажи по карте в хронологической последовательности основные события «Смутного времени».


1. Составь хронологическую таблицу «Смутного времени» с использованием следующих событий:

– введение патриаршества

– смерть царевича Дмитрия

– правление Бориса Годунова

– начало похода Лжедмитрия I на Москву

- правление Федора Борисовича,

– вхождение Лжедмитрия I в Москву

– правление В. Шуйского

–восстание под предводительством И.Болотникова

– появление Лжедмитрия II (Богданко)

- соглашение В.Шуйского со шведским королем – в обмен на Корелу – военная помощь – против самозванца

– открытая интервенция польских войск (король Сигизмунд) – осада Смоленска; снятие осады с Троице – Сергиева монастыря Скопиным-Шуйским, его смерть; поражение Дмитрия Шуйского под Смоленском, заговор против В.Шуйского.

- "Семибоярщины

– формирование первого ополчения -

– формирование второго ополчения

- избрание на престол Михаила Федоровича Романова

- заключение Столбовского мира

– заключение Деулинского перемирия.

2. Покажи по карте в хронологической последовательности основные события «Смутного времени».


1. Составь хронологическую таблицу «Смутного времени».

2. Дай оценку деятельности Б.Годунова как в период правления Федора Иоанновича, так и в период самостоятельного правления.

4. Применение

1. Какие явления в жизни общества могут привести к повторению «Смуты»?


1. Что должны делать политики и всё общество, чтобы в наше время «Смута» не повторилась?

2.Какой праздник, связанный с событиями «Смуты» отмечает наша страна сегодня?


1.Оформите компьютерную презентацию по теме «Смутное время».

2. Составьте кроссворд с 10-ю словами по теме «Смутное время».

5. Оценочные суждения

1. Какова связь между правлением Ивана IV и «Смутным временем»?

2. Какова связь между «Смутным временем» и последующим избранием новой династии на Земском соборе?


1. Кого из политических деятелей современной России и почему вы бы отметили как политиков, которые свои действиями предотвращают посторенние Смуты в наше время.

2. Кого из политических деятелей современной России и почему вы бы отметили как политиков, которые свои действиями способствуют повторению Смуты в наше время.



1. Напишите эссе по вопросу «Смутное время» и его влияние на последующее развитие России».

2. Дай оценку деятельности одного из правителей периода «Смутного времени».

Справочный материал

1589 – введение патриаршества

  • 1591 – смерть царевича Дмитрия

  • 1591 – отпор у Москвы войскам крымского хана Казы Гирея

  • 1590 – 1595 – русско-шведская война – Тявзинский мир (к России отошли Ям, Ивангород, Корела и др.)

  • 1598 – мир с Крымским ханом

  • 1600 – перемирие с Польшей

  • 1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова

  • 1602 – появление в Польше Лжедмитрия I, 1604 – начало похода на Москву

  • 1603 – восстание под предводительством Хлопка

  • После в апреле 1605 г. смерти Бориса Москва присягнула на верность Федору Борисовичу, сыну Бориса Годунова. По мере приближения войска Лжедмитрия I к Москве начались повальные измены в армии и среди бояр: Басманов с армией перешел на сторону самозванца. Царь Федор Борисович был свергнут и убит.

  • 20 июня 1605 – вхождение Лжедмитрия I в Москву(1606)

  • 1606 – 1610 гг. – правление В. Шуйского

  • 1606 – 1607 – восстание под предводительством И.Болотникова

  • 1607 – введение 15-летнего поиска беглых

  • 1607 – появление Лжедмитрия II (Богданко)

  • Соглашение со шведским королем – в обмен на Корелу – военная помощь – против самозванца

  • Сентябрь 1609 – открытая интервенция польских войск (король Сигизмунд) – осада Смоленска(1609-1611); снятие осады с Троице – Сергиева монастыря Скопиным-Шуйским, его смерть; поражение Дмитрия Шуйского под Смоленском, заговор против В.Шуйского.

  • 1610 по 1613 год получил название "Семибоярщины

  • Договор Мстиславского и др. о вступлении на престол Владислава на условиях принятия православия и снятия осады Смоленска.

  • 21 сентября 1610 – вторжение польских войск в Москву (арест русских переговорщиков)

  • Январь-март 1611 – формирование первого ополчения - П.П.Ляпунов, И.М.Заруцкий – 19 марта – восстание в Москве

  • Летом поляки взяли Смоленск, шведы - Новгород

  • Октябрь 1611 – формирование второго ополчения в Нижнем Новгороде – Кузьма Минин-Сухорук, Д.М.Пожарский

  • 26 октября 1612 г – освобождение Москвы от поляков

  • 16 февраля 1613 - избрание на престол Михаила Федоровича Романова

  • 1617 – заключение Столбовского мира со Швецией – Ям, Копорье, Ивангород, Корела и устье Невы – Швеции, Новгород – России.

  • 1618 – заключение Деулинского перемирия на 14, 5 лет (1617 – новая интервенция) Польша получила Смоленск, Северскую землю, Дорогобуж.



Проверочная работа для 10-го класса

по теме «Смутное время»

I вариант

1. Каковы даты правления Федора Иоанновича

а) 1598-1605

б) 1605-1610


в) 1584-1598

г) 1610-1613

2. Каковы даты правления Бориса Годунова

а) 1598-1605

б) 1605-1610


в) 1606-1607

г) 1610-1613

3.Гражданская война – это…

а) война между соседними странами

б) война между гражданами одного государства


в) война с завоевателями

г) иностранное военное вмешательство

4. Каковы даты формирования и деятельности II –го Ополчения

а) 1611-1612

б) 1605-1610


в) 1612-1613

г) 1610-1613

5. Лжедмитрий I получил помощь

а) в Швеции б) в Польше

в) в Турции г) в Священной Римской империи

6.Активную роль в формировании I –го Ополчения сыграл

а) П.Ляпунова


б) К.Минин


в) И.Болотников

в) Д.Пожарский,

7. «Тушинский вор» - это …

а) Лжедмитрий I


б) В.Шуйский


в) Лжедмитрий II

г) И.Болотников


8.Понятие «урочные лета» означало

а) запрет на переход крестьян в Юрьев день


б) срок сыска и возвращения беглых крестьян



в) ограничение на переход крестьян в Юрьев день

г) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк



9.Столбовский мир это мир между Московией и

а) Польшей


б) Швецией


в) Ливонией

г) Персией




10. Из названных событий произошло раньше других

а) правление Фёдора Борисовича


б) действия I-го Ополчения


в) избрание М.Романова царём

г) избрание Б.Годунова царём


11.Смутное время закончилось в результате…

а) разгрома восстания И. Болотникова


б) изгнания поляков из Москвы


в) изгнания шведов из Новгорода

в) формирования I-го Ополчения


12. Про кого сказано?

«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты

Зять палача и сам в душе палач»

а) Лжедмитрий I


б) Б.Годунов


в) Лжедмитрий I I

в) В.Шуйский



13. Мне запомнился Василий Шуйский тем, что…(не менее 3-х доводов)

14. Каковы причины «Смутного времени» (не менее 2-х доводов)?

15. Когда и на каких условиях Владислав был избран на царство? Как могла бы сложиться историческая судьба России, если бы избрание стало реальностью?










Проверочная работа для 10-го класса

по теме «Смутное время»

II вариант


1. Каковы даты правления Василия Шуйского

а) 1598-1605

б) 1606-1610


в) 1584-1598

г) 1610-1613

2. Каковы даты восстания И. Болотникова

а) 1598-1605

б) 1605-1610


в) 1606-1607

г) 1610-1613

3.Интервенция – это…

а) иностранное военное вмешательство

б) война между гражданами одного государства

й


в) война между соседними странами

г) война с бывшими союзниками

4. Каковы даты Смутного времени

а) 1598-1613

б) 1598-1605


в) 1612-1613

г) 1610-1613

5.Место формирования II –го Ополчения

а) Москва


б) Новгород


в) Смоленск

г) Нижний Новгород

6.Активную роль в формировании II–го Ополчения сыграл

а) П.Ляпунова


б) М. Романов


в) И.Болотников

г) Д.Пожарский,

7. Впервые в истории России пришёл к власти в результате выборов …

а) Лжедмитрий I


б) В.Шуйский


в) Б.Годунов

г) Фёдор Иоаннович


8.Понятие «крепостное право» - это …

а) права крестьян

б) права помещиков



в) законы, прикрепляющие крестьян к земле и помещикам

г) законы, прикрепляющие помещиков к земле и правителю


9.Деулинское перемирие это перемирие между Московией и

а) Польшей


б) Швецией


в) Ливонией

г) Персией




10. Из названных событий произошло раньше других

а) восстание И. Болотникова


б) действия II-го Ополчения


в) избрание М.Романова царём

г) избрание Б.Годунова царём


11.Смутное время закончилось в результате…

а) разгрома восстания И. Болотникова


б) действий I-го Ополчения



в) изгнания шведов из Новгорода

в) действий II-го Ополчения


12. Про кого сказано, что племя Ивана Калиты «… построившее Московское государство, …, погася, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царём________»

а) Федором Иоанновичем


б) Б.Годунов


в) Федором Васильевичем

в) В.Шуйский



13. Мне запомнился Борис Годунов тем, что…(не менее 3-х доводов).

14. Каковы последствия «Смутного времени» (не менее 2-х доводов).

15. Когда и на каких условиях Владислав был избран на царство? Как могла бы сложиться историческая судьба России, если бы избрание стало реальностью?






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее