Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя школа № 7 им. В.Н.Пушкарева»
Муниципального образования «Островский район»
Дошкольное отделение «Дуловский детский сад»
Разработка конспекта занятия по развитию речи
по теме
«Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин»
Составила:
Георгиева Ольга Александровна
2020 год
1. Цель занятия: учить детей пересказывать сказку с помощью серии сюжетных картин.
2. Задачи:
продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий; образовывать и употреблять прилагательные;
развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;
воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.
3. Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.
4. Форма занятия: традиционная.
5. Продолжительность: 25 минут.
6. Участники: воспитатель и дети старшей группы.
7. Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, доска, 4 картинки – иллюстрации к сказке Л.Н.Толстого «Лиса и журавль», раздаточный материал, состоящий из таких же 4 картинок – иллюстраций, , выставка книг с русскими сказками, портрет Л.Н.Толстого.
9. Предварительная подготовка.
Изучение русских народных сказок, рассказ воспитателя о русских писателях-сказочниках, рисунки по русским народным сказкам.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: демонстрация и подбор картинок, подбор слов, беседа, уточнений слов, игра, объяснение, слушание, воспроизведение, повторное проговаривание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организация детей | Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания). Создание мотивации, интереса к занятию: просмотр выставки книг; короткое объяснение известной ребенку сказки; знакомство с писателем Л.Н.Толстым и настрой на знакомство с его сказкой «Лиса и журавль». | 5 минут |
Основная часть занятия | 1.Работа с новыми словами. Пополнение словарного запаса слов. 2. Чтение сказки воспитателем. 3. Расстановка иллюстраций к сказке в нужном порядке. Работа в парах. Проверка выполнения задания на доске. 4.Ответы детей на вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций. 5. Разные ответы на один и тот же вопрос (смысл сказки). 6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь прилагательное» 7. Пересказ сказки с использованием картинок. | 17 минут |
Окончание занятия | Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). 2. Переключение детей на другой вид деятельности. | 3 минуты |
12. Ход занятия.
Организация детей.
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).
2.Создание мотивации, интереса к занятию.
Ребята, какие книжки представлены сегодня на выставке? О чем они?
Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится. (Примерный ответ: Сказка «Колобок» о том, как Лиса перехитрила Колобка.).
Кто изображен на портрете? (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, который написал для детей много сказок. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль», которую записал для нас Л.Н.Толстой).
Основная часть занятия.
Воспитатель выставляет на доску серию из четырех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед), стряпать, потчевать, кум, кума, врозь и др.
Воспитатель читает текст сказки:
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
- Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
- Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает поработать в парах.
Расставьте картинки в соответствии с сюжетом сказки (в нужном порядке).
Воспитатель просматривает правильность выполнения задания в группах.
Для проверки вызывает по одному ребенку к доске и предлагает восстановить порядок расположения картин.
Воспитатель задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением (к каждому фрагменту рассказа воспитатель задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка, предлагает использовать картинки):
Для чего Лиса пригласила Журавля?
Она действительно хотела его угостить?
Для чего Журавль пригласил Лису?
Можно сказать, что они были друзьями?
Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»?
Почему Журавль не мог есть кашу?
Почему Лиса не могла есть окрошку?
Как Журавль ел окрошку?
Какая часть тела помогла ему?
В какое горлышко Журавль просунул клюв?
Как помогли Журавлю длинные ноги?
Воспитатель просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля?
Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.
6. Динамическая пауза. Игра с мячом.
Воспитатель просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее прилагательные; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась… (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила…; Журавль пригласил…; Журавль наготовил…; Лиса размазала…; Журавль налил…; Журавль стоял…; Лиса махнула….
7. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, воспитатель опрашивает 4—5 детей. Дети при пересказе используют картинки. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка.
Окончание занятия.
1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).
2. Переключение детей на другой вид деятельности.
13. Литература.
Калинина Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 532-535.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. / Издательство: Академия, 2014 г.
Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ. / Издательство: Сфера, 2017 г.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Методическое пособие. / Издательство: Сфера, 2015 г.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / Издательство: Владос, 2013 г.