«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Распознавание рода имен существительных во множественном числе»

Цель: учиться распознавать роль имён существительных

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки














КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

«Распознавание рода имен существительных во множественном числе»

2 класс МБОУ ООШ №2 г.Нерчинска

учителя русского языка и литературы

Урываевой Нины Валерьевны























2018 г.

План-конспект урока по русскому языку


Дата: 18 января 2018 год

Класс: 2 «А»

Программа: В.В.Занкова

Тема:  Распознавание рода имен существительных во множественном числе.

Цель: Учиться распознавать род имен существительных.

Задачи:

Обучающая: научиться определять род имён существительных во множественном числе;

Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости; обогащать словарный запас учащихся ;
Воспитательная: формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД: формировать навыки грамотного письма; научиться определять род имен существительных во множественном числе. Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; учиться планировать свою работу и оценивать полученный результат.

Коммуникативные УУД : развивать умение правильно формулировать свою мысль, обобщать, делать выводы, прислушиваться к мнению других.

Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к изучению предмета, желание узнать больше.

Планируемые результаты.

Личностные:

- интерес к изучению предмета;

- желание понять самому и помочь другим;

Метапредметные:

- с помощью учителя правильно поставить задачи для работы на уроке;

- оценивать результат своих действий на уроке;

- учиться объяснять свою версию ответа;

- устанавливать связь между теоретическими знаниями и применением их на практике;

- анализировать уровень своих знаний и с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

Предметные:

- учащиеся вспомнят изученные ранее орфограммы(ча-ща);

- научатся определять род имен существительных во мн. числе;

- будут готовиться к разбору имени существительного как части речи;

- учащиеся вспомнят ранее полученные теоретические знания об имени существительном.



Тип урока: открытие новых знаний

Методы, приемы, формы: словесный метод; индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы

План урока


1.Огранизационный момент (2 мин)

2.Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

3.Определение темы урока. Целеполагание (5 мин)

6. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)

7.Первичная проверка понимания (7 мин)

8.Первичное закрепление новых знаний (7 мин)

8.Рефлексия (3 мин)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению(3 мин)

10.Выставление оценок. (2 мин)
















































Ход урока


1.Организационный момент (2 мин)


Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Нина Валерьевна.


Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!



2.Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Откройте ваши тетради, запишите:

Восемнадцатое января.

Классная работа.

Найдите орфограммы, подчеркните, проверьте устно, вспомнив правило или подобрав проверочное слово.

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Возьмите в руки карандаш и нарисуйте на полях солнышко, если у вас хорошее настроение или солнышко с облачком-если не очень хорошее,и тучку- если у вас плохое настроение.

Прочтите предложение на доске:

 Делу время, потехе час.

Что это? (пословица) Как вы понимаете эту пословицу?(делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдых и развлечениям)

Найдите орфограмму в данной пословице, написание которой нужно запомнить. (ча/ща)

А теперь внимательно спишите сочетание букв ча, соблюдая правило соединения.(Учитель следит за осанкой учащихся во время выполнения работы)

-Что заметили? Какой частью речи являются все слова в пословице?(Именами существительными)

Расскажите мне, ребята, что такое имя существительное? Что вам ещё известно об этой части речи?

3. Определение темы урока. Целеполагание (5 мин)

Можно ли сказать: красивый тетрадь?(Нет)

Для того, чтобы говорить,писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных и правильно употреблять их в речи. Вы уже умеете определять род у имён существительных в единственном числе. Напомните мне, как это делать? (Учащиеся вспоминают, как определить род у имени существительного в единственном числе)

Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами.

Дом, земля, стол, груши , озеро, книга, травы ,гнездо, море, школа, хлеб, праздники.

Учитель:

Посмотрите внимательно на слова. На какие три группы их можно разделить? (ж.р.,м.р.,ср.р)

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

дом

земля

озеро

стол

книга

море

хлеб

школа

гнездо

– Что заметили?

– Есть слова, которые нельзя поместить ни в одну группу. (Запишем их в столбик)

- Почему? (Мы не можем определить их род)

А почему мы не можем определить их род? В каком числе они стоят? (слова груши,травы,праздники стоят во множественном числе)

Какой вывод можно сделать, глядя на нашу выполненную работу?

(У существительных множественного числа род не определяем)

– Как быть? Разве у этих существительных вообще нет рода? (есть)

Исходя из этого, о чём пойдёт речь на уроке? Чем мы с вами будем заниматься? (Ученики выдвигают свои версии, определяют тему и цель урока: «Мы будем распознавать род имён существительных во множественном числе»)

4. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)

В каком случае мы можем определить род у данных имён существительных?(Если поставим эти существительные их в единственное число)

- Давайте это сделаем. (Ученики определяют род данных существительных.)

Груши-груша(ж.р.) травы-трава(ж.р.) праздники-праздник(м.р)

- Какой можем сделать вывод?

 (Чтобы определить род имени существительного, надо поставить его в единственном числе так, чтобы оно отвечало на вопрос КТО?ЧТО?)

Физкультминутка .


5.Первичная проверка понимания (7 мин)

Работа на карточках.

.(Учитель следит за осанкой учащихся во время выполнения работы)



Сущ. мн.ч.

род

ед.ч.

род

тетради

-



игры

-



парты

-



зёрна

-



леденцы

-



столы

-



Когда заполнят, предлагаю «свериться с образцом на доске». Всё ли совпадает? Нет ли разногласий? (-У кого все ответы такие? У кого есть 1 ошибка и т.д..) Взаимопроверка

Первичное закрепление новых знаний (7 мин)

Самостоятельная работа.

Упражнение 240(стр.128) (Учитель следит за осанкой учащихся во время выполнения работы)

8.Рефлексия (3 мин)

– О чем говорили сегодня на уроке?

Что нового узнали об имени существительном?

Что вспомнили?

Проанализируйте свою деятельность. Что давалось легко? Что показалось трудным?

Вновь возьмите в руки карандаш и отметьте своё настроение. Если у вас всё получилось и настроение хорошее- нарисуйте солнышко, если возникли трудности и настроение в конце урока не очень хорошее- нарисуйте солнышко за облачком, а если для вас всё было сложным и настроение плохое- нарисуйте тучку.


9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(3 мин)

Теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание Упр.238,стр.127 (Инструктаж по выполнению д.з)


10.Выставление оценок (2 мин)























ДОМ ДОМ


ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЯ


СТОЛ СТОЛ


ОЗЕРО ОЗЕРО


КНИГА КНИГА


МОРЕ МОРЕ


ХЛЕБ ХЛЕБ

ШКОЛА ШКОЛА


ГНЕЗДО ГНЕЗДО


ГРУШИ ГРУШИ


ТРАВЫ ТРАВЫ


ПТИЦЫ ПТИЦЫ



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее