«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Работа с учебными лингвистическими текстами"

Русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для формирования навыков учебного труда.Огромным обучающим потенциалом обладает работа учащихся с учебными текстами, лингвистическими текстами учебника.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Работа с учебными лингвистическими текстами

Русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для формирования навыков учебного труда. Огромным обучающим потенциалом обладает работа учащихся с учебными текстами, лингвистическими текстами учебников.

В своем выступлении я хочу изложить некоторые теоретические положения, на которых базируется практическое решение вопроса, и познакомить со своим опытом работы с теоретическими текстами учебников по русскому языку.

Цель обучения приёмам осмысления текста – сделать ученика способным к самообразованию.

Обучение приёмам осмысления учебных текстов возможно двумя путями: в процессе взаимной деятельности ученика и учителя, обычно в условиях коллективной работы класса; в ходе самостоятельной работы учащихся с учебником без непосредственного вмешательства учителя.

Приёмы, которыми я пользуюсь в своей работе, почти все могут использоваться в условиях как самостоятельной, так и коллективной работы класса.

Обучение рациональным способам приобретения знаний, изложенных в текстах учебника, происходит на уроке попутно, в момент, более удобный для этого и выбираемый самим учителем. Его можно совместить и с изучением нового, и с закреплением изученного, и даже с подведением итогов урока.

Среди приёмов, которые рекомендуется применять на уроках русского языка в целях наилучшего понимания обучающимися теоретических текстов учебника, следует назвать такие, как выборочное чтение текста по конкретному заданию, нахождение в тексте ответов на вопросы учителя, замена приведённых в тексте примеров своими или подобранными в дополнительном источнике, формирование обучающимися вопросов (репродуктивного характера) по материалу текста, пересказ текста, письменное его переложение. По методике проведения они довольно просты, по результатам – эффективны.

Деятельность школьников, организуемая этими способами освоения текста, обычно имеет характер воспроизведения уже полученных знаний, поэтому эти несложные приёмы стали первыми в моём усилии выработать у детей внимательное отношение к тексту школьного учебника. Они же вместе с такими приёмами, как осмысление заголовка параграфа, разъяснение шрифтовых выделений, объяснение новых терминов, выделение ранее известного и нового, сопоставление ответа товарища с текстом учебника, прививают навык вдумчивого чтения и готовят к более сложной работе с текстом.

Приёмами, требующими от детей большей интеллектуальной напряжённости, являются те, которые позволяют осознать развитие мысли в целом тексте:

-деление текста на части и озаглавливание каждой части (вариант этого приёма – анализ структуры грамматического определения или правила правописания),

-сопоставление структуры текста с планом, данным учителем,

-составление плана учебного текста (варианты-план «из вопросов» и план «примеров»),

-устный пересказ текста по плану,

-сжатое изложение прочитанного текста.

Применяя эти приёмы, я упражняю своих учеников в выявлении последовательности изложения, соотношения целого и его частей, в нахождении фактов и выводов, в сопоставлении и различных формах обобщений. Эти виды работы с текстом требуют от обучающихся сложной мыслительной работы, и нельзя допустить, чтобы они уходили из «активного запаса» приёмов обучения русскому языку. Прокомментирую некоторые из них.

Эффективным является приём беседы, в процессе которой выявляется структура учебного текста. В такой беседе поднимаются вопросы типа: какое предложение в тексте содержит основное положение? Что оно утверждает? На какой фактический материал опирается? Какие положения раскрывают главную мысль текста? Имеются ли частные положения, раскрывающие главную мысль? Объясняется ли причина языкового явления? и др.

Предлагаю фрагмент урока в 5 классе по теме «Условное наклонение глагола» с применением этого приёма. Вопросы поставлены к тексту параграфа 73 учебника для 5 класса(Авторы: С.И. Львова, В.В.Львов.2018 года издания).(См. приложение № 1).

Среди приёмов, развивающих способность осмысливать текст, по праву большое место занимает работа над планом. На мой взгляд, незаслуженно мало используется на уроках приём, который принято условно называть «план из примеров». Это особая форма плана: каждое положение текста представлено в нём конкретным фактом языка. Определённая последовательность таких примеров передаёт логику изложения вопроса в тексте учебника. Приём гарантирует тесную связь лингвистической теории и явлений языка в сознании обучающихся, учит за примером видеть закономерность. Следовательно, этому способу осознания текста нужно непременно учить.

Покажу обучение приёму на примере объяснения темы « Н и нн в суффиксах прилагательных» в 6 классе(См. приложение № 2).

Важнейшие логические операции вырабатывает приём под названием «составление таблицы на основе текста». Реализация этого приёма возможна в таких вариантах, как коллективное составление таблицы, заполнение готовой формы таблицы, самостоятельное вычленение и заполнение граф таблицы. Обучение умению составлять таблицу лучше начать на основе текстов (текста) одного параграфа. В VIII-IX классах, чтобы поднять обучающихся на более высокий уровень обобщений, привлекаем для этой цели информацию двух, трёх и более параграфов. В моё примере приём представлен как способ изучения новой темы урока «Гласные перед н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».(См. приложение № 3).

В последнее время в работе учителей русского языка утвердились такие методические приёмы, как составление опорных конспектов, алгоритмов, презентаций. Их применение позволило продвинуть вперёд решение некоторых важных задач обучения. Я считаю, что эти приёмы тоже могут работать на осмысление учебных текстов, и естественно, что такая работа требует «общения» с учебником. Обычно опорный конспект или алгоритм составляются совместно с классом в ходе активной беседы, когда учитель, направляя ход коллективной мысли, получает лингвистическую информацию от детей и воспроизводит её на доске в виде опорных сигналов, ступеней алгоритма. Я же имею в виду беседу, когда в числе других вопросов учитель задаёт и такие, которые заставляют обучающихся перерабатывать учебный текст, черпать из него информацию или уточнять её. Это будут вопросы типа: посмотрите в учебник и сравните, соотнесите эти понятия; уточните в тексте учебника…; вдумайтесь в это слово, предложение, фразу и т.д. Привлечение учебника к работе по составлению опорных конспектов, алгоритмов, презентации решает более широкий круг задач, в числе которых и предупреждение тех фактических ошибок, которые так часто встречаются в созданных обучающимися конспектах, рефератах, алгоритмах. Проиллюстрирую свою мысль о том, что построение алгоритма одновременно может служить и приёмом осмысления текста, на примере работы класса с текстом правила «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».(См. приложение № 4).

Перечисленные приёмы осмысления лингвистического текста прекрасно усваиваются обучающимися. Интересным следствием этого стали выступления учащихся в роли учителя, объясняющего новый материал. Разумеется, я не ставлю цель подготовить детей к выполнению обязанностей педагога, но для некоторых детей такая организация деятельности на уроке будет возможностью подняться на ступеньку выше в своём умственном развитии. Значит, и такой способ работы учеников можно использовать.


В комплексе средств развивающего обучения методика работы с лингвистическими учебными текстами занимает одно из самых важных мест. Расширение каждым учителем своего запаса приёмов не только даст возможность преодолеть утвердившееся на уроках однообразие в работе с учебником, но и позволит конкретно осуществить принцип единства обучения и развития.






















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее