Работа над проектом по русскому языкув 8 классе
Автор: Паутова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40 г. Владимира
Краткая аннотация проекта «Как к вам обратиться?»
Данный проект посвящен исследованию речевых этикетных формул обращения к собеседнику в русском языке.
Язык отражает субъективную картину мира, соответствующую сознанию и менталитету его носителя. В то же время, по мнению исследователей, язык воздействует на своего носителя, формирует его как личность, так как усваивая родной язык он усваивает и культуру, в которой уже отражены черты национального характера и специфика видения мира.
Проект позволяет совершенствовать речевую культуру человека, его коммуникативные умения, критическое и системное мышление, формировать информационную грамотность.
Работая над проектом, обучающиеся имеют возможность развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование работы, прогнозирование результата), познавательные (работа с текстами художественных произведений, информацией из различных источников, структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы), коммуникативные (умение работать в команде, выполнять различные обязанности).
Предметы, основные понятия и концепции которых рассматриваются в рамках учебного проекта
Русский язык, литература, история, обществознание.
Для учеников каких классов предназначен этот проект?
Проект предназначен для учеников 7-8 классов.
Приблизительная продолжительность проекта
3-4 недели
Основания проекта (Дидактические цели, ожидаемые результаты обучения).
В процессе работы обучающиеся смогут научиться работать с различными источниками информации, отбирать и анализировать собранный материал, составлять вопросы для интервью и социологического опроса, проводить социологический опрос и брать интервью, создавать устный журнал и презентацию, получат опыт публичного выступления.
После завершения проекта обучающиеся смогут использовать полученные знания и приобретённые умения в процессе учебной деятельности.
Вопросы, направляющие процесс обучения
Основополагающий вопрос
Отсутствие единообразного обращения к человеку в русском языке – это достоинство или недостаток нашего языка?
Гипотеза
Отсутствие единообразного обращения к человеку в русском языке объясняется тем, что обращение в нашем языке конкретное, эмоциональное, выражающее отношение к тому, к кому обращаются с речью, что обусловлено сложившейся многовековой культурой, историческими условиями, особенностями русского национального характера, нашего менталитета.
В языке ощущается недостаток нейтрального обращения к незнакомому человеку в различных ситуациях общения. Обращение – это «зеркало» отношений в обществе. Поиски нейтрального и в то же время уважительного этикетного обращения - это непрямое, опосредованное отражение духовной «работы» российского общества по осмыслению роли человека в нем.
Проблемные вопросы
Почему обращение является важной частью речевого этикета?
Почему обращение можно назвать «зеркалом» отношений людей друг к другу не только в личностном плане , но и в плане общественном?
Какова роль обращений в характеристике литературных героев разных исторических эпох?
Является ли обращение отражением русского менталитета?
Учебные вопросы
Что такое обращение и какова его стилистическая функция?
Что такое речевой этикет?
Что такое менталитет?
Что такое интервью, социологический опрос?
План оценивания
До работы над проектом | Работа над проектом | После завершения работы над проектом |
Афиша проекта Стартовая презентация учителя План работы над проектом Инструкции для работы | Дневник наблюдений (Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам, ваши одноклассники друг к другу. Свои выводы запишите.) Вопросы для социологического опроса, для интервью Маршрутные листы Оценочные листы Задания к текстам художественных произведений.
| Критерии для анализа работы групп Круглый стол «Обращение – «зеркало» отношений людей в обществе» Рефлексия |
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Печатные материалы | Интернет-ресурсы | Другие ресурсы |
Тексты литературных произведений Словари Исторические документы | Ссылки на использованные в проекте интернет-материалы | Сверстники, учителя, родители,, известные личности(заочно) |