«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочие программы по учебнику В.В.Пасечника

Рабочая программа написана по биологии 8 класс " Линия жизни". Учебник под редакцией В.В. Пасечник.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностный результат обучения.

Особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки тканей, органов и систем органов человеческого организма;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины.

Учащиеся должны уметь:

-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;

- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

Метапредметный результат обучения.

- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- получать информацию об организме человека из разных источников;

- устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;

- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов рефератов;

-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;

- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;

- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм;

- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- уметь рационально организовывать труд и отдых;

- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

- признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

- принимать ценности семейной жизни;

- уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

- понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

Предметный результат .

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


2. Содержание учебного предмета.

Повторение материала за 7 класс. Вводный инструктаж. Введение. Науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Место и роль человека в системе органического, его сходство с животными и отличие от них. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Регуляция процессов жизнедеятельности. Опора и движение. ТБ ЛР №1 «Изучение микроскопического строения кости».Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мыщц и ее регуляция. Нарушения опорно – двигательной системы. Профилактика травматизма. ЛР №2 «Выявление плоскостопия».Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение». Работа над ошибками. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.

ТБ. Переливание крови. Группы крови. ЛР№3 «Микроскопическое строение крови». Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Кровеносная и лимфатическая системы. Сердечно – сосудистые заболевания. Здравницы Башкортостана. Первая помощь при кровотечении. Дыхание. Дыхательная система. Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. ЛР №4 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».Регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. ЛР №5 «Определение частоты дыхания».Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ в кровь. Пищеварение в желудке и кишечнике. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровеносная, дыхательная, питательная система ». Работа над ошибками. Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

ТБ. Обмен веществ и превращения энергии. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. ЛР №6 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат ».Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Покровы тела. Строение и функции кожи. ЛР №7 «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки»Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Уход за кожей, волосами, ногтями. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Работа эндокринной системы и ее нарушения. Нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Пещерные люди Шульган-Таша. Вегетативная нервная система. Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения. Органы чувств, их роль в жизни человека. Зрительный анализатор. Нарушения зрения и слуха, их профилактика .Слуховой анализатор. Контрольная работа №3 «Обмен веществ. Покров тела. Выделительная и нервная система » .Работа над ошибками. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

ТБ. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Психология и поведение человека. Исследования И.М.Сеченова и И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ- инфекция и ее профилактика. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью окружающих.Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Повторение материала по опорно-двигательной системе. Повторение материала по внутренней среде организма. Обобщение материала по нервной системе. Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.



3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Тема, подтема

Кол –во час

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Повторение материала за 7 класс

1

3.9


2

Вводный инструктаж. Введение. Науки о человеке. Методы изучения организмачеловека, их значение и использование в собственной жизни.

1

4.9


3

Место и роль человека в системе органического, его сходство с животными и отличие от них.

1

10.9


4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.

1

11.9


5

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

1

17.9


6

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

1

18.9


7

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

24.9


8

Опора и движение. ТБ ЛР №1 «Изучение микроскопического строения кости»

1

25.9


9

Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.

1

1.10


10

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы

1

2.10


11

Строение и функции скелетных мышц.

1

8.10


12

Работа мыщц и ее регуляция.

1

9.10


13

Нарушения опорно – двигательной системы. Профилактика травматизма. ТБ ЛР №2 «Выявление плоскостопия».

1

15.10


14

Транспорт веществ.Внутренняя среда организма.

1

16.10


15

Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение».

1

22.10


16

Работа над ошибками.Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь.

1

23.10


17

ТБ.Переливание крови. Группы крови. ЛР №3«Микроскопическое строение крови»

1

5.11


18

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

1

6.11


19

Органы кровообращения. Строение и работа сердца

1

12.11


20

Кровеносная и лимфатическая системы.

1

13.11


21

Сердечно – сосудистые заболевания. Здравницы Башкортостана.

1

19.11


22

Первая помощь при кровотечении.

1

20.11


23

Дыхание. Дыхательная система.

1

26.11


24

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. ТБ ЛР №4 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

27.11


25

Регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. ТБ ЛР №5 «Определение частоты дыхания»

1

3.12


26

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

1

4.12


27

Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни.

1

10.12


28

Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении.

1

11.12


29

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

17.12


30

Пищеварение в желудке и кишечнике. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

1

18.12


31

Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровеносная, дыхательная, питательная система».

1

24.12


32

Работа над ошибками. Гигиена питания.

1

25.12


33

ТБ. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

1

14.1


34

Обмен веществ и превращения энергии.

1

15.1


35

Ферменты и их роль в организме человека

1

21.1


36

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

1

22.1


37

Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. ТБ ЛР№6 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

1

28.1


38

Выделение. Мочеполовая система.

1

29.1


39

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

1

4.2


40

Покровы тела. Строение и функции кожи. ТБ ЛР №7 «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки»

1

5.2


41

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

11.2


42

Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

12.2


43

Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

1

18.2


44

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1

19.2


45

Нервная система.

1

25.2


46

Спинной мозг.

1

26.2


47

Головной мозг. Пещерные люди Шульган-Таша.

1

4.3


48

Вегетативная нервная система.

1

5.3


49

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения

1

11.3


50

Органы чувств, их роль в жизни человека. Зрительный анализатор. Нарушения зрения и слуха, их профилактика .

1

12.3


51

Контрольная работа №3 «Обмен веществ. Покров тела. Выделительная и нервная система»

1

18.3


52

Работа над ошибками. Слуховой анализатор.

1

19.3


53

ТБ. Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

1

1.4


54

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.

1

2.4


55

Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.

1

8.4


56

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Психология и поведение человека.

1

9.4


57

Исследования И.М.Сеченова и И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

1

15.4


58

Сон. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

16.4


59

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

1

22.4


60

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

23.4


61

Роль генетических знаний в планировании семьи. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

1

29.4


62

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ- инфекция и ее профилактика.

1

30.4


63

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей средыкак источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1

6.5


64

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью окружающих.

1

7.5


65

Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере.

1

13.5


66

Повторение материала по опорно-двигательной системе.

1

14.5


67

Повторение материала по внутренней среде организма.

1

20.5


68

Обобщение материала по нервной системе.

1

21.5


69

Итоговая контрольная работа.

1

27.5


70

Работа над ошибками.

1

28.5


Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение».

1 вариант

1.Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в организме?

а) анатомия;

б) физиология;

в) экология;

г) гигиена.

2.К неорганическим веществам клетки относятся:

а) жиры;

б) белки;

в) нуклеиновые кислоты;

г) вода.


3.К органоидам клетки относятся:

а) гормоны;

б) ферменты;

в) ядро;

г) витамины.

4. Ядрышко находится в:

а) цитоплазме;

б) ядре

в) клеточном центре;

г) вакуоли.

5. Наружная мембрана клетки осуществляет:

а) синтез веществ;

б) накопление веществ;

в) транспорт веществ;

г) разрушение веществ.

6. Какую функцию не выполняет грудная клетка:

а) защита;

б) опора мышц;

в) участие в дыхании;

г) участие в кровообращении.

7. К коротким костям относятся;

а) плечевая кость;

б) лопатка;

в) фаланги пальцев;

г) ребра.

8.Рост кости в толщину осуществляется за счет:

а) надкостницы;

б) губчатого вещества;

в) суставного хряща;

г) хрящевой прослойки.

9. Подвижное соединение не характерно для:

а) плечевого сустава;

б) тазобедренного сустава;

В) позвоночника;

г) голеностопного сустава.


10. (Выберите 3 верных ответа).

Локтевой сустав состоит из:

а) ключица;

б) плечевая кость;

в) лопатка;

г) кости запястья;

д) лучевая кость;

е) локтевая кость.


11 Ответьте на вопросы. 1. Какие мышцы более развиты у человека в связи с вертикальным положением тела в пространстве?

2. Чем вредны плохая осанка и неудобная поза?





Контрольная работа №1 «Строение организма. Опора и движение».

2 вариант 

1. Какая наука изучает строение организма человека:

а) гигиена;

б) физиология;

в) экология;

г) анатомия.


2. К органическим веществам клетки относятся:

а) вода;

б) нуклеиновые кислоты;

в) соляная кислота;

г) поваренная соль.


3. К органоидам клетки относятся:

а) ферменты;

б) белки;

в) гормоны;

г) лизосомы.

4. «Энергетическая станция» клетки – это

а) вакуоли;

б) митохондрии;

в) рибосомы;

г) ядро.

5. Наследственный аппарат клетки:

а) ядро;

б) оболочка;

в) вакуоль;

г) цитоплазма.

6. Какую функцию не выполняет опорно-двигательная система:

а) опора;

б) движение;

в) транспорт веществ;

г) защита.

7. К плоским костям относится:

а) плечевая кость;

б) лопатка;

в) фаланги пальцев;

г) крестец.

8. Рост кости в длину осуществляется за счет:

а) надкостницы;

б) губчатого вещества;

в) суставного хряща;

г) хрящевой прослойки.

9. Полуподвижное соединение характерно для:

а) костей черепа;

б) плечевого сустава;

в) тазобедренного сустава;

г) ребер.

10. (Выберите 3 верных ответа).

Коленный сустав состоит из:

а) большая берцовая кость;

б) тазовая кость;

в) кости предплюсны;

г) малая берцовая кость;

д) бедренная кость;

е) крестец.


11.Ответьте на вопросы.

1.Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением?

2. Почему кости скелета крупных животных бывают более бугристыми, чем кости мелких животных?



Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровеносная, дыхательная, пищеварительная система»

Вариант1

Часть А

Выберите только один правильный ответ.

  1. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в капиллярах:

А) стенки левого предсердия и желудочка сердца

Б) оплетающих альвеол легких В) полости носа Г) почечных клубочках.

2. При ранении легких в первую очередь необходимо:

А) провести искусственное дыхание Б) плотно зафиксировать грудную клетку

В) провести непрямой массаж сердца Г)положить пострадавшего на живот.

3. Площадь дыхательной системы легких увеличивают:

А) альвеолы, б) бронхиолы, в) листки плевры, г) легочные капилляры.

4. Внутри содержит голосовые связки:

А) трахея, б) бронхи, в) гортань, г) полость носа.

Часть В . Ответьте на вопросы.

1.Белок, придающий крови красный цвет…

2. Самые тонкие кровеносные сосуды…

3. Жидкая часть крови…

4. Выносят кровь от сердца…

5. В каком отделе пищеварительного канала ферменты начинают действовать на белки?

6. Какие питательные вещества перевариваются в 12-типерстной кишке?

7. Каковы окончательные продукты переваривания белков?

8. На какие вещества расщепляются жиры в процессе переваривания?

9. Отдел, следующий за желудком?










Контрольная работа №2 «Внутренняя среда организма. Кровеносная, дыхательная, пищеварительная система»

Вариант2

Часть А

Выберите только один правильный ответ.

1. У человека воздух из трахеи попадает в :

А) легкие, б) бронхиолы. В) бронхи, г) альвеолы.

2. Покрывает стенку грудной полости:

А) слизистая оболочка, б) плевра, в) мерцательный эпителий, г)железистый эпителий.

3. Прибор для измерения жизненной емкости легких:

А) тонометр, б) спирометр, в) динамометр, г) ростометр.

4. Место образования углекислого газа в организме:

А) легочные капилляры, в) клетки тканей, в) межклеточная жидкость, г) капилляры в тканях.

Часть В. Ответьте на вопросы.

1. Кровь, насыщенная углекислым газом…

2 Малый круг кровообращения начинается в…

3 Малый круг кровообращения начинается в…

4. Вены большого круга кровообращения несут кровь в …

5.Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ …

6. Какое вещество откладывается в печени при избытке его содержания в крови?

7. Где происходит всасывание в кровь продуктов расщепления питательных веществ?

8. В каком отделе пищеварительного канала вода всасывается обратно в кровь?

9. Кишка в форме подковы?











Контрольная работа №3 «Обмен веществ. Покров тела. Выделительная и нервная система»

Вариант 1

Часть А Выберите один верный ответ

1.Обмен органических веществ – это

А Уничтожение чужеродных веществ и микроорганизмов

Б Совокупность процессов, происходящих в организме от усвоения пищи до выделения продуктов биологического окисления.

В Превращение энергии в организме из одного вида в другой

Г Поступление в организм питательных веществ и кислорода

  1. Обеззараживание ядовитых веществ, которые попадают в кровь из кишечника, происходит в

А Почках Б Печени

В Мочевом пузыре Г Ворсинках кишечника

  1. Организм получает строительный материал и энергию, необходимые для жизнедеятельности в процессе

А Поступление кислорода Б Обмена веществ

ВТранспорта веществ Г Выделения

  1. Витамины в организме человека

А Служат источником энергии

Б Являются строительным материалом

В Влияют на обмен веществ, участвуют в образовании ферментов

Г Участвуют в хранении и передаче наследственных свойств.

  1. Кожу называют органом чувств, так как она

А Содержит рецепторы

Б Предохраняют ткани от повреждения

В Удаляют продукты распада из организма

Г Участвует в поддержании постоянной температуры тела.

  1. В процессе закаливания в организме происходит

А Нарушение процессов образования и отдачи тепла

Б Выработка мер быстрого приспособления организма к смене температуры.

В Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц

Г Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла

7 . Относятся к центральной нервной системе:

А) Спинномозговые нервы, б) спинной мозг, в) головной мозг, г) черепно-мозговые нервы.



8. Выполняет проводниковую и рефлекторную функцию:

А) головной мозг, б) спинной мозг, В) большие полушария, г) средний мозг.



9 .Имеют кору из серого вещества:

А) большие полушария, б) средний мозг, в) мозжечок, г) продолговатый мозг.



10 . К какому типу желез относятся половые железы:

А) внутренней секреции, б) внешней секреции, в) смешанной секреции, д) двойной секреции.


Часть С

Почему детям рекомендуется принимать солнечные ванны.

























Контрольная работа №3 «Обмен веществ. Покров тела. Выделительная и нервная система»

Вариант2

1.Потоотделение играет важную роль в терморегуляции, т.к.

А На образование пота затрачивается энергия

Б Выделяющийся пот увлажняет кожу

В Испарение с поверхности кожи обеспечивает большую потерю тепла

Г Пот содержит значительное количество солей и вредных продуктов обмена веществ.


2.Избыток лекарств, воды и минеральных веществ, конечные продукты обмена отфильтровываются из крови в

А Печени Б Почках

В Легких Г кишечнике


3.Что попадает в почечную лоханку

А Кровяная плазма Б Кровь из почечной артерии

В Первичная моча Г Вторичная моча.

 

4.Какую функцию выполняют сальные железы?

А Охлаждают поверхность тела Б Содействуют удалению микробов

В Поддерживают постоянство внутренней среды

Г Выделяют вещества, придающие коже эластичность.


5.Оказывая первую помощь человеку при обморожении, НЕЛЬЗЯ

А Нагревать поврежденные части тела горячей водой

Б Давать обильное горячее питье

В Накладывать теплоизолирующую повязку

Г Давать сердечные и сосудорасширяющие лекарственные средства


6.Какое происхождение имеют волосы и ногти?

А Производные клеток эпидермиса кожи

Б Производные собственно кожи

В Имеют подкожное происхождение

Г Ни один из ответов не верен


7. Место образования условных рефлексов:

А) мозжечок, б) средний мозг, в) кора больших полушарий, г) продолговатый мозг.



8. Регулирует работу скелетных мышц:

А) переферический отдел нервной системы, б) соматический отдел нервной системы, в) симпатический отдел вегетативной нервной

системы, г) парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.



9.Какую долю больших полушарий разждражал хирург, если больной видел светящиеся точки:

А) лобную, затылочную, височную, теменную.



10. Какими структурами нейронов образовано белое вещество спинного мозга6

А) дендритами, б) аксонами, в) телами нейронов, г) ядрами нейронов.


Часть С

Каким образом кожа принимает участие в терморегуляции?








Итоговая контрольная работа

ВАРИАНТ 1.

Уровень А

1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал    2. жиры    

3. белки     4. белки, жиры, углеводы

2.  Рефлекторная дуга заканчивается

1.исполнительным органом     3.  рецептором

2.чувствительным нейроном   4.  вставочным нейроном

3.  Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1.  фагоциты     2.  лимфоциты   

3.  эритроциты        4.  тромбоциты

4.  Малый круг кровообращения начинается:

1.  от левого желудочка     2.  от правого желудочка    3.  от аорты   4.  от правого предсердия

5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

1.волосковых клеток   3.  жидкости улитки

2.мембраны улитки    4.  барабанной перепонки

6.  Как называется чрезмерное повышение артериального давления? 1.  гипертония                2.  гипотония               

 3.  аллергия                4.  аритмия

7.  Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

1.из гладких мышц  3.  из эпителиальной ткани

2.из скелетных мышц 4.  из соединительной ткани

8.  Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1.  нервы, нервные узлы   3.  спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2.  спинной мозг, головной мозг                

4.  головной мозг, нервы, нервные узлы

9.  Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

1.рецептор, воспринимающий сигнал                   

3.  проводящие пути

2.зона коры, где проводится анализ раздражений                

4.  все указанные компоненты

10.  Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки   2.Дриопитеки    

3. Парапитеки     4. Австралопитеки.

11.  Наименьшая скорость движения крови в

  1. артериях                2.  аорте                

  2. 3.  капиллярах      4.  венах

12.  Парным органом мочевыделительной системы является

1.мочеточник   3.  мочеиспускательный канал

2.мочевой пузырь        4.  почка

13.  Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1.  легочная плевра         2.  эпителий               

 3.  альвеола                4.  мембрана

14.  К железам внешней секреции относят:

1.  печень           2.  половые железы                

3.  гипофиз                4.  надпочечники

15.  Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея

2.  только бронхи

  1. носовая полость, гортань, трахея, бронхи                4.  трахея и бронхи

16.  В органах пищеварения не расщепляются 1.  углеводы  2.води и минеральные соли      

  3.  жиры        4.  белки

17.  Пластический обмен это –

  1. синтез органических веществ из неорганических   

3.  синтез минеральных веществ

  1. окисление органических веществ                               

  2.  4.  окисление минеральных веществ

18.  При недостатке витамина В1 развивается

  1. цинга     3.  Рахит

  2. 2.расстройство деятельности нервной системы                4.   «куриная слепота»

19.  В ротовую полость открываются протоки

1.  печени                2.  поджелудочной железы               

 3.  надпочечников          4.  слюнных желез

20.  К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1.  инфаркт миокарда             2.  СПИД                  

3.  малокровие                    4.  туберкулез

21.  Какой орган выделительной системы главный?

1.  кожа                2.  сердце                

3.  почки                4.  кишечник

22. Где в коже содержится пигмент?

1. дерма2. Гиподерма.

3. соединительная ткань.4. в клетках ростового слоя эпидермиса.

23.  Как называется неподвижное соединение костей?

1.  стык                2.  сустав                

3.  шов                4.  Хрящ

24.  Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

1. мягкая 2. Жесткая

3. Газированная 4. дистиллированная

25.  Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух    2. Зрение     3. Обоняние     4. осязание


УровеньВ

В1. Установите соответствие:


СТРУКТУРЫ

1. стекловидное тело

2.улитка

(вестибулярный)

3. колбочки

4. палочки

5. наковальня

6. полукружные каналы

АНАЛИЗАТОРЫ

А.  зрительный

Б.  пространственный В.  слуховой





Уровень С

  1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация.








Итоговая контрольная работа

ВАРИАНТ 2.

Уровень А

1.  Белки расщепляются в

1.  пищеводе        2.  Ротовой полости               

 3.  печени                4.  желудке, кишечнике

2.  Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы               2. нервные центры               

 3. нервные узлы                4. гормоны

3.  Что составляет основную часть плазмы?

1.  белки                2.  жиры                

3.  углеводы                4.  вода

4.  Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка        2.  от правого желудочка        3.  от аорты        4.  от левого предсердия

5.  Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

1. роговица                2. зрачок           

3. хрусталик             4.  стекловидное тело

6.  Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1.  вены                2.  артерии               

 3.  капилляры                 4.  клапаны

7.  Кровь движется к сердцу по

1. артериям        2. капиллярам       

 3. венам        4. лимфатическим сосудам

8.  Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1.  гормон                2.  Нейрон                

3.  Рефлекс                4.  Синапс

9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка  2. Корень языка 3 Боковая поверхность языка   4.Уздечка языка

10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп    2. Синантроп     3. Кроманьонец       4. Неандерталец

11.  Нормальное артериальное давление человека

1. 100/60                  2. 120/70                

3.   150/90                    4. 180/100

12.  Наружная часть почки образована

1.корковым слоем         2. мозговым слоем          

3. почечной лоханкой        4. сетью капилляров

13.  В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

1.заниматься спортом        3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными

2.делать зарядку                4. не бывать на улице

14.  Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:  

1. в полость рта        2. Кровеносные сосуды        

3.органы мишени        4. во внешнюю среду

15.  Голосовые связки расположены в

1.  глотке                2.  трахее                

3.  гортани                4.   ротовой полости

16.  У человека желудок расположен за

1.  пищеводом                   2.  глоткой                3.  толстой кишкой                 4.  тонкой кишкой




17.  Энергетический обмен это  -

1.синтез органических веществ из неорганических     2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельминты?

1. микроорганизмы  2. Паразитические черви  

 3. Вирусы    4. Бактерии

19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия  2.гастрит   3. Аппендикс   4 холецистит

20.  Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1.  дыхательная             2.  кровеносная              

3.  выделительная        4.  Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л   2.  1,5 л        3.  2 л        4. до 3 л

22.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1.   В1                2.  С                3.  D                4.  А

23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

1.1       2.   2        3.3.    4.4

24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

 1.0,5 л   2. 1-1,5 л    3. 2-2,5 л     4. Более 3 л

25.  В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха                  2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания                   4. при поступлении кислорода в кору головного мозга

        Уровень В


В1. Установите соответствие:

СПОСОБ   ПРИОБРЕТЕНИЯ

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

ВИД ИММУНИТЕТА

А. Естественный

Б. Искусственный




Уровень С

1. В чем состоит барьерная функция печени.

Критерии оценивания.


Часть А оценивается по 1 баллу.

Часть В -2 балла.

Часть С – 5 баллов.

Если правильных ответов составляет 100% - 76%, то ставится оценка 5.

Если правильных ответов составляет 75% - 55%, то ставится оценка 4.

Если правильных ответов составляет 54% - 33%, то ставится оценка 3.

Если правильных ответов составляет 32% - 1%, то ставится оценка 2.


11


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее