«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа

Рабочая программа по русскому языку для 1-гоикласса УМК "Школа России"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:

  • 1) Закона « Об образование» РФ и РТ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование.

Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник Русский язык, 1 класс.В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.

Прописи. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. в 4 – х частях, Москва, «Просвещение», 2014г.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

  • Образовательной программы МБОУ «Подгорновская ООШ »;

  • Учебного плана МБОУ «Подгорновская ООШ» на 2017-2018 учебный год;

  • Положения МБОУ «Подгорновская ООШ» о порядке разработки и утверждения рабочих программ педагога;

  • Приказ Министерства образования РФ от19.12.2012года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях.


Изучение государственной образовательной программы РФ адаптировано на региональный компонент. По базисному учебному плану РФ рабочая программа по русскому языку рассчитана на 165 учебных часов (5ч в неделю, 33 учебные недели). Согласно базисному учебному плану РТ на этот предмет отведено 99 часов (3ч в неделю, 33 учебные недели). В связи с этим тематическое планирование уроков обучения грамоте было пересмотрено следующим образом:

№ п/п

Раздел

Отведено на изучение

Запланировано

Сокращено

1

Добукварный период

17

78 115

20(23 уч. нед.)

12

41 60

7


55

2

Букварный период

3

Послебукварный период

4

Систематический курс


50

(10 уч. нед.)

39

11


ИТОГО

165ч.

99ч.

66ч.

Уплотнение учебного материала произошло за счёт сокращения количества часов на изучаемые разделы. Содержание программы изучается в полном объёме.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Она предполагает решение следующих задач :

  1. Освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом о синтаксическом строе, особенностях словообразования;

  2. Знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

Осознание детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;

Поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

Дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

Развитие способности моделировать факты языка;

Овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка (систематический курс) и литературного чтения.

Планирование составлено на основе: Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. – М.: Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения), авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина. (Рабочие программы общеобразовательных учреждений «Школа России». Начальные классы (1-4). – М.: Просвещение, 2011г) и авторской программы Канакиной В.П. (Рабочие программы общеобразовательных учреждений «Школа России». Начальные классы (1-4). – М.: Просвещение, 2011г)

в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (Москва, 2011г).

Учебник:

Русский язык, 1 класс.В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2011г.

Прописи. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. в 4 – х частях, Москва, «Просвещение», 2014г.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМУЧАЩИХСЯ К КОНЦУ I КЛАССА

К концу I класса учащиеся должны знать: все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основные отличия (звуки произносим, буквы пишем);

слова с непроверяемым написанием: весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, машина, медведь, молоко, Москва, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, учительница, хорошо, язык, русский язык.

Учащиеся должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • правильно называть твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, ю, я) и мягким знаком;

  • различать звонкие и глухие согласные звуки;

  • определять место ударения в слове, выделять ударный слог;

  • производить устный звуковой анализ слов типа шар, сон, лиса, усы: вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;

  • вычленять слова из предложений;

  • правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в словах;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;

  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

  • самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на определенную тему или по рисунку;

  • приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.


Основные требования к уровню подготовки по русскому языку, оканчивающих 1 класс


ЗУН

Учебные действия

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

  • Виды предложений по цели высказывания;

  • Оформление предложения на письме;

  • Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

  • Различия между буквами и звуками;

  • Слогообразующую роль гласного звука в слове;

  • Гласные ударные и безударные;

  • Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

  • Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.


Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.



Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

  • Выделение познавательной цели;

  • Выбор наиболее эффективного способа решения;

  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов

  • Синтез как составление частей целого;

  • Доказательство;

  • Установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;

  • Умение выражать свои мысли полно и точно;

  • Разрешение конфликтов.

  • Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;

  • Волевая саморегуляция

  • Прогнозирование уровня усвоения

  • Оценка;

  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.



Содержание рабочей программы

Разделы и тематика курса

Добукварный период (12ч.)

Знакомство с прописью. Прямая наклонная вертикальная и горизонтальная линия. Полуовал. Овал. Линии с четвертным овалом. Письмо прямой линии с закруглением вверху и внизу. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением верху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо). Письмо коротких и длинных наклонных линий, линий с закруглением влево и вправо, короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Написание строчной буквы а, о. Написание заглавных буквА, О. Написание букв И, и, ы. Написание строчной буквы у. Написание заглавной буквы У.

Букварный период (41ч.)

Написание букв Н, н. Написание буквС, с. Письмо слов с изученными буквами. Написание буквК, к. Написание букв Т, т. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Л, л. Написание букв Р, р. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв В, в. Написание букв Е, е. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв П, п. Написание букв М, м. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв З, з. Написание букв Б, б. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Д, д. Написание букв Я, я. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Г, г. Написание букв Ч, ч. Сочетания ча, чу. Письмо слов с изученными буквами. Написание буквы ь, слов с мягким знаком. Написание букв Ш, ш. Сочетание ши. Письмо слов с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Ж, ж. Сочетание жи. Написание букв Ё, ё. Письмо слов с изученными буквами. Написание буквы й. Написание букв Х, х. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Ю, ю. Написание букв Ц, ц. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Э, э. Написание букв Щ, щ. Сочетания ща, щу. Письмо слов с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. Написание букв Ф, ф. Письмо слов с ь и ъ знаками.

Послебукварный период (7ч.)

Письмо слов и предложений. Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание сочетаний чк, чн, нщ, щн. Заглавная буква в именах собственных. Перенос слов. Проверочная работа. Работа над ошибками. Списывание текста.

Систематический курс (39ч)

Язык и речь (1 ч)

Язык и речь. Их значение в жизни людей. Ознакомление в практическом плане с основными видами речи (слушанием, говорением, чтением и письмом, речью про себя). Наблюдение над особенностями устной и письменной речи, введение понятий «устная речь», «письменная речь».

Текст , предложение, диалог (3 ч)

Членение речи на предложения. Общее представление о понятиях «предложение», «текст» как единицах речи, «диалог». Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), интонирование предложений. Оформление предложений в устной речи и на письме в стихотворных, прозаических текстах, включая диалогическую речь. Связь слов в предложении. Составление предложений. Запись простых предложений после их предварительного анализа. Текст устный и письменный. Общее представление о теме, главной мысли, заголовке текста, частях текста. Озаглавливание текста. Составление устного текста (рассказа, сказки) по рисунку, серии рисунков, демонстрационной картине и запись одного или нескольких предложений из составленного текста.

Слово (4 ч)

Роль слов в речи. Общее представление о словах — названиях предметов и явлений, признаков и действий, словах, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делал? что сделает? что сделают? что сделал? и др. Упражнения в группировке слов по тематическим группам. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов (без терминологии). Вежливые слова: слова благодарности, слова приветствия, слова прощания. Наблюдение над изменением смысла предложения в зависимости от интонационного выделения того или иного слова в одном и том же предложении. Знакомство с толковым словариком, данным в учебнике.

Слово и слог. Ударение. (4 ч)

Различие слова и слога как минимальной произносительной единицы. Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Выделение в слове слогов и составление из слогов слов. Соотнесение слов и слоговых схем слов.

Общее представление об ударении, ударном и безударном слогах. Словообразующая и смыслоразличительная функции ударения. Графическое обозначение ударения в слове. Выделение ударного слога в произносимом и написанном словах. Работа над правильным орфоэпическим произношением слов алфавит, звонить, красивее, магазин, строчная (буква), повторить, щавель и др. Знакомство с орфоэпическим словариком, данным в учебнике.

Ознакомление с правилами переноса слов(первое представление). Упражнения на перенос слов с одной строки на другую (стра-на, уро-ки).

Звуки и буквы (1ч)

Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных в период обучения грамоте. Обозначение звуков буквами. Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных записей слов. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Алфавит, или азбука (1ч)

Общее представление об алфавите. Названия букв и общепринятый порядок букв русского алфавита. Значение алфавита. Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словариках в учебнике и словарях русского языка.

Гласные звуки и буквы (2ч)

Гласные звуки и буквы для гласных звуков. Смыслоразличительная роль гласных в слове 2. Способы различения гласных звуков в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнения в произношении гласных звуков. Соотнесение гласных звуков и букв для гласных звуков. Определение «работы» гласных букв в слове. Звук [э] и буква э.

Ударные и безударные (4 ч)

Выделение ударных и безударных гласных в слове, их различение. Ударная буква ё. Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов. Наблюдения над различием в произношении и написании безударных гласных в словах и формах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласной в безударных слогах. Упражнения в правописании безударных гласных в словах и формах слов. Слова с непроверяемыми гласными. Знакомство с орфографическим словариком, данным в учебнике.

Согласные звуки и буквы (3 ч)

Согласные звуки и буквы для согласных звуков. Способы различения согласных звуков в словах по их основным признакам. Смыслоразличительная роль согласных в слове. Упражнения в произношении согласных звуков. Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. Буквы й и и.

Твердые и мягкие согласные звуки (2 ч)

Наблюдения над различием в произношении твердых и мягких согласных звуков. Графические способы обозначения мягких и твердых согласных звуков буквами. Роль букв е, ё, и, ю, я в слове. Наблюдения над словами, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв (маяк, юла).

Мягкий знак (2 ч)

Роль мягкого знака (ь) в слове. Способы обозначения мягкости согласных на письме в конце и в середине слова перед другими согласными. Звукобуквенный анализ слов конь, лось, письмо. Правописание слов с мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки (4ч)

Способы узнавания глухих и звонких согласных звуков в слове по их различительным признакам. Упражнения в произношении парных глухих и звонких согласных звуков. Буквы для парных глухих и звонких согласных звуков. Буквы для непарных глухих и звонких согласных звуков. Наблюдения над различием в произношении и написании парных согласных на конце слова. Общее представление об обозначении буквами парных согласных на конце слова. Упражнения в правописании глухих и звонких согласных на конце слова.

Шипящие согласные звуки (1ч)

Способы различения шипящих согласных звуков в слове. Упражнения в произношении шипящих согласных в слове. Обозначение шипящих звуков буквами.

Буквосочетания чн, чк (1ч)

Правописание часто употребляемых слов с буквосочетаниями чн, чк (точка, ласточка, ночной).

Сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (1ч)

Воспроизведение знаний о написании слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с этими сочетаниями.

Перенос слов (2ч)

Ознакомление с правилами переноса слов. Упражнения на перенос слов с одной строки на другую (кас-са, май-ка, крыль-цо).

Заглавная буква в словах (2ч)

Ознакомление с правилами написания слов с заглавной буквы (имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, площадей). Знакомство с формами обращения к собеседнику.

Повторение изученного за год (1ч).








ПРОВЕРОЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ТЕКСТ.

1. Расположить предложения так, чтобы получился текст.

Спала кошка на крыше, сжала лапки.

Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Села подле кошки птичка.

2. Выбрать предложения на тему «Цыпленок и его мама», расположить эти предложения так, чтобы получился текст.

Под дубом рос белый гриб. И была у него мама. Жил на свете цыпленок. Ястреб свил гнездо на вершине сосны. Он был маленький. Мама очень любила цыпленка.

3. Составить из перепутанных строчек две песенки: о тучах и о дождике. Написать одну песенку.

Тучи, тучи,

Дождик, дождик, посильней,

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките,

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки —

Дождем землю промочите!

На кругленьком лужочке!

4. Определить количество предложений. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений. Подобрать и написать название к тексту.

Ярко светит солнышко на реке ледоход быстро плывут льдины над водой кружат чайки

Весна тает в лесу снег под елкой сидел зайчик вдруг с ветки упал ком снега зайчику стало страшно

5. Найти 4 предложения и записать их.

Хорошо летом ягоды

Зреют в лесу сладкие

Цветут звонко красивые

Поют цветы. птицы.

6. Составить из любой группы слов предложения. Можно изменять слова или добавлять в предложения другие слова.

корабль ребята

плыть море играть котята

7. Составить и написать предложение на тему «В школе».

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ.

1. Прочитать. Обозначить в словах ударение. Разделить слова на слоги вертикальными черточками.

У всякого зверя своя защита: у медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога.

2. Подобрать и написать слова, в которых:

один слог:__________________________________________________________________

два слога и ударение падает на первый слог: _____________________________

два слога и ударение падает на второй слог: ______________________________

три слога и ударение падает на второй слог:_______________________________

3. Обозначить в словах ударение и подчеркнуть красным цветом ударный слог.


Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.

Написать слово, которое получится из ударных слогов данных слов: ________________________________

4. Дописать слог или слоги, чтобы получилось слово.

Ма... , по... , чай... , ре... , ро... .

АЛФАВИТ

1. Написать по памяти все буквы алфавита.

2. Расположить буквы каждого слова в алфавитном порядке.

Мальчик, школьница.

3. Написать слова в алфавитном порядке.

Посуда, пальто, пенал, тетрадь, тарелка, топор.

4. Записать буквы под диктовку. Определить, какие буквы русского алфавита отсутствуют, дописать недостающие буквы.

Б, ч, з, ъ, л, р, с, х, ы, п, к, т, у, о, ё, ц, е, ж, щ, г, й, а, я, ю, э, ь, ы, м, и, ф.


ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Подчеркнуть в словах буквы для обозначения гласных звуков.

Май леса наряжает, лето в гости приглашает.

2. Над гласной буквой указать в скобках звук, который она обозначает.

Мяч, мак, мел, мэр, дом, ключ, друг, жил, был, пить, вода, трава, волна.

3. Подчеркнуть в словах гласные буквы, в которых «спрятались» два звука.

Яркое солнце. Ранняя весна. Зеленеют проталины. Звонко поют зяблики. Проснулся ежик.

4. Подчеркнуть в словах буквы, которые указывают на мягкость (твердость) предшествующего согласного.

Сквозь березки тихо веет теплый ветерок.

Над цветами мелькают пестрые бабочки.

5. Написать по два слова, в которых есть буква й, буква э.

6. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударный гласный звук.

Черепаха может проспать в году восемь месяцев.

7. Сделать устный буквенный звуковой и звукобуквенный разбор любого из слов.

Стол, белка, мел, ручка, мяч, лось, жил, елка, яма, маяк, лыжи, вода, чиж, дуб, ... .

8. Сделать звуковую запись любого из слов.

Ива, конь, грач, ужи, письмо, гриб.


ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ


1. Распределить буквы для согласных звуков так:

в первую группу — буквы, которыми обозначаются и мягкие, и твердые согласные звуки;

во вторую — буквы, которыми обозначаются только твердые согласные звуки;

в третью — буквы, которыми обозначаются только мягкие согласные звуки.

Б, г, ж, к, м, п, с, ф, ц, ш, в, д, з, л, н, р, т, х, ч, щ, й.

2. Написать буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

3. Найти ошибку. В словах должны быть подчеркнуты согласные буквы, обозначающие только твердый согласный звук.

Пословица — всем делам помощница.

4. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

При солнце тепло, а при матери добро.

5. Подобрать слова, в которых все согласные звуки твердые (шкаф, ...); все согласные звуки мягкие (тюлень, ...).

6. Соединить линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука.

Луша Варя Митя

Люба Вера Миша

Лева Вика Маша

Лара Вася Макар

7. Подчеркнуть в словах буквы, которые обозначают звонкие твердые согласные звуки.

Мал соловей, да голос велик.

Вражда не делает добра.

ПАРНЫЕ ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ

ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Буквы «потеряли» свои пары. Записать буквы парами.

ж, б, в, ш, к, д, п, ф, г, з, с, т

2. Вписать пропущенные звуки в окошечки домиков для парных звонких или парных глухих согласных звуков.

[Б] [Г] [ ] [В] [З] [Ж] [П] [К] [Т’] [Ф] [С]

[Б’] [Г’] [Д] [В’] [ ] [ ] [П’] [К’] [ ] [Ф’] [ ]

3. Подчеркнуть в словах буквы, которые обозначают парный звонкий твердый согласный звук.

С ложью правда не дружит.

Лучше дать, чем взять.

ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

1. Напечатать буквы, обозначающие шипящий согласный звук.

2. Подчеркнуть буквы для мягких шипящих согласных звуков.

Чашка, роща, лыжи, плащ, мыши.

СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНУТКИ

(НА ИЗУЧЕННЫЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА)

1. Записать под диктовку. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.

Дожди, трава, поля, сестра, грибы, змея;

сорока, ворона, доска, леса, гнездо, ребята;

молоко, гроза, письмо, деревня, роса, дрозды;

медведь, еж, барсук, лев, поезд, шарф;

флаг, ерш, тетрадь, дуб, язык, город;

петух, дрозды, стрижи, ужи, звезда, плов;

часы, грибы, пчела, кольцо, пальто, снег.

2. Распределить слова в два столбика:

в один — слова, в которых есть проверяемая безударная гласная,

в другой — слова, в которых написание гласной надо запомнить.

Стрижи, сорока, ребята, сестра, нора, весна;

собака, дожди, глаза, зима, дежурный;

следы, лицо, молоко, ряды, заяц, трава.

3. Написать:

1) слова с безударной гласной в первом слоге двусложного слова (вода, ...);

2) слова с парной (звонкой, глухой) согласной в конце слова (жук, ...);

3) слова с буквосочетанием чк или чн (девочка, ...), с сочетанием жи — ши (ча — ща, чу — щу);

4) слова, которые пишутся с большой буквы (Москва, ...);

5) слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую (юла, ...);

6) слова, в которых написание гласной (согласной) надо запомнить (учитель, ...); 7) слова с мягким знаком в конце (лось, ...), в середине слова (письмо, ...).

4. Найти лишнее слово. Обвести его в кружок.

Лоб, снег, вода, лес;

этаж, слеза, гора, грачи;

тетрадь, класс, роща, пенал;

Москва, журавль, Волга, Жучка.

5. Подчеркнуть буквы (на известные детям правила письма). Слова и предложения могут быть даны на доске или под диктовку.

1) Хороша роща весной. 2) Весело поют птички. 3) Стучат по стволам дятлы. 4) Жужжит над цветком шмель. 5) Летит оса. 6) К реке полз уж. 7) Вылез из берлоги медведь. 8) У тропы кучка земли. 9) Там нора крота. 10) Кот Васька пил молоко.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (КАРТОЧКИ)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА)

1. Вставить, где необходимо, пропущенные буквы в словах. Дописать еще по два слова на эти же правила.

Д..жди, тр..ва, п..ля, с..стра;

зм..я, стр..ла, др..зды, д..ска;

гр..бы, п..сьмо, р..са, ш..ры, гр..бник;

л..сной, х..рек, сл..ненок.


Остро.. , арбу.. , рыболо.. , моро.. ;

носоро.. , воло.. , шка.. , голо.. ;

ястре.. , обе.. , дож..ь, сапо.. , сторо.. ;

хле.. , рыба.. , парохо.. , голу..ь, медве..ь.


Кувш..нка, обещ..ние, душ..стый;

овч..рка, освещ..ть, прощ..ние;

ч..вство, молч..ние, ж..знь, ч..ткий.


Девоч..ка, синич..ка, птич..ка, пал..то;

л..дина, бабоч..ка, стал..ной, птен..чик;

бол..ница, ноч..ной, васил..ки, звер..ки.


Соловей скромен на вид: мален..кий, серен..кий, с длинным хв..стом и бол..ш..ми, немного грустными гл..зами.


Бурый м..две..ь, вол.. , за..ц, л..сица, е.. ,

барсу.. , лос.. — это звери наших л..сов.

Жира.. , зебра, ле.. , тигр, леопар.. , бегемо.. ,

носоро.. ж..вут в далекой ..фрике.

В пустыне ж..вутверблю.. , зм..я, кобра.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

(В проверочных диктантах встречаются слова, написание которых расходится с произношением (поют, по росе, дуб и др.). Учитывая разноуровневую подготовленность учащихся к изучению русского языка, учитель по своему усмотрению может диктовать данные слова либо орфоэпически, либо орфографически (так, как написано).

Весна. В лесу ландыши. Поют чижи и дрозды. В траве шуршит еж. На пеньке змея. На цветке пчела.

Утро. Вот река Москва. Трава в росе. Ребята ловят рыбу. Глеб поймал щуку. Юра поймал два леща и окунька.

Ребята пришли в рощу. Там весело. Поют птички. Кричат грачи. Слава и Игорь играют в мяч.

Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жует сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алеша. Мальчик играл в рожок.

Наша дача в лесу. У дома сад. Там душистые розы. В цветках капли росы.

У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо.

Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу.

Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова.

Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо.

Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж.

Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидит собака Жучка. Кот Пушок пьет молоко. Девочка дала козе хлеб.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес,

Только звезды золотые смотрят ласково с небес...

И. Бунин

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

М. Лермонтов

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось.

С. Черный

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Жизнь дана на добрые дела.

Меньше говори, да больше делай.

В лесу расцвели душистые ландыши.


Радуга-дуга, Пчелы гудят —

Принеси дождя. В поле летят.


Улитка, улитка, Коси, коса,

Выпусти рога! Пока роса.

СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ

(творческие задания)

1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.

Звери: ____; школьные принадлежности: ____; деревья: ____; насекомые: ____; цветы: ____; времена года: ____; месяцы: ____; явления природы: ____; одежда: ____; посуда: ____; домашние животные: ____; мебель: ____.

2. Найти лишнее слово.

Тополь, ель, роза, сосна;

опята, оса, груздь, сыроежка;

журавль, жук, соловей, жаворонок;

молоток, портфель, пила, топор.

3. Подумать, о ком или о чем можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составить предложение с любым словом.


Золотой, идет, плывет, молния, язык, играет.

4. Подчеркнуть слова, которые могут обозначать два разных предмета.

Ромашка, ключ, береза, норка, арбуз, лисички.

5. Подобрать пары слов, близких по значению. Написать.

Друг, доктор, дети, чудесный, грустить, беседовать;

сказочный, печалиться, товарищ, говорить, ребята, врач.

6. Подумать, какие сходные качества могут быть у человека и у животного. Подобрать такие сравнения и вписать нужные слова.

Трусливый, как_______ . Хитрый, как ____.

Болтливый, как________ . Смелый, как ____.

7. Прочитать. Озаглавить текст (дается индивидуально каждому). Выписать из текста по одному слову, к которому можно задать данные вопросы.

Летнее утро. Пруд. Дует свежий ветерок. Над водой порхают пестрые бабочки. Летит быстрая ласточка. В воде резвится мелкая рыбка. В траве трещат зеленые кузнечики.

кто? ___________ какая? __________ что? _________

какой? _________ какое? __________ какие? ______

что делает? ____________ что делают? _________

8. Подобрать слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы:

кто? __________ что? _________

9. Вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Жужжит майский ____. Журчит ____. Моросит мелкий________. Течет _________ Волга. Чирикает маленький _______. Мычит ____ Ночка. Лает _______ Дружок.

10. Записать парами слова, противоположные по значению.

Глубокий, дальний, прощание, белый, вредный;

полезный, встреча, мелкий, близкий, черный.

11. Вставить подходящие по смыслу слова.

Колючий __________. Широкая __________. Русский _________.

Дружные __________. Теплое __________. Трусливый _________.

12. Вписать в предложения подходящие по смыслу слова.

Написать отгадку.

Кто по елкам ловко __________

И __________на дубы?

Кто в дупле орехи __________,

__________на зиму грибы?

Слова для справок: сушит, скачет, прячет, взлетает.

13. Подобрать и написать слово, обозначающее действие и отвечающее на вопросы:

что делает? __________ что делают? __________


что делал? ___________ что сделал? __________

14. Распределить слова в три столбика.

Зеленый, дерево, пестрая, лежит, храбрый, облако, ежик, играют, дятел, плывет.

15. Составить и написать по рисунку предложение (предлагается сюжетный рисунок).

16. Прочитать загадку. Составить (устно) свою загадку об этом зверьке.

Под соснами, под елками ползет клубок с иголками.

17. Придумать текст по данным опорным словам на любую из тем.

На реке.

Утро, река, ветерок, ребята, ловить рыбу, закинуть удочку, поймать, ерш, лещ, окуньки, щука, вернулись домой, довольные и весёлые.

Во дворе.

Ребята, играть, песочница, лепить из песка, мяч, пускать бумажного змея, в футбол, читать книгу, скамейка, в прятки.

День рождения.

Ребята, пришли поздравить, подарки, принести, подарить, книга, рисунок, угощать, чай, конфеты, печенье, слушать музыку, играть.

Веселый пир.

Весна, береза, прилетел, дятел, бьет по коре, березовый сок, слетелись, начали лакомиться, начался пир.

18. Рассмотреть рисунок (предлагается сюжетный рисунок). Составить по нему текст (устно). Написать несколько предложений или предложение из текста.

19. Составить текст (рассказ, сказку) на любую из тем. Рассказать сестре (брату, маме, папе, учителю). Написать любое предложение из текста.

Темы: «Мой любимый урок», «Мой четвероногий друг», «Как ежик и зайчик подружились», «Хорошо весной» и др.











Тематическое планирование по русскому языку в 1 классе

п/п

Тема урока.

Кол-во часов

Добукварный период (12ч.)



1

Знакомство с прописью. Прямая наклонная вертикальная и горизонтальная линия.

1

2

Полуовал. Овал. Линии с четвертным овалом.

1

3

Письмо прямой линии с закруглением вверху и внизу.

1

4

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

5

Письмо короткой наклонной линии с закруглением верху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо).

1

6

Письмо коротких и длинных наклонных линий, линий с закруглением влево и вправо.

1

7

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

8

Написание строчной буквы а, о.

1

9

Написание заглавных буквА, О.

1

10

Написание буквИ, и, ы.

1

11

Написание строчной буквы у.

1

12

Написание заглавной буквы У.

1

Букварный период (41ч.)



13

Написание букв Н, н.

1

14

Написание буквС, с.

1

15

Письмо слов с изученными буквами.

1

16

Написание буквК, к.

1

17

Написание буквК,к.

1

18

Письмо слов с изученными буквами.

1

19

Написание строчной буквы т.

1

20

Написание букв Р, р.

1

21

Письмо слов с изученными буквами.

1

22

Написание букв В, в.

1

23

Написание букв Е, е.


24

Письмо слов с изученными буквами.

1

25

Написание букв П, п.

1

26

Написание букв М, м.

1

27

Письмо слов с изученными буквами.

1

28

Написание букв З, з.

1

29

Написание букв Б, б.

1

30

Письмо слов с изученными буквами.

1

31

Написание букв Д, д

1

32

Написание букв Я, я.

1

33

Письмо слов с изученными буквами.

1

34

Написание букв Г, г.

1

35

Написание букв Ч, ч. Сочетания ча, чу.

1

36

Письмо слов с изученными буквами.

1

37

Написание буквы ь, слов с мягким знаком.

1

38

Написание букв Ш, ш. Сочетание ши.

1

39

Письмо слов с изученными буквами.

1

40

Написание букв Ж, ж. Сочетание жи.

1

41

Написание букв Ё, ё.

1

42

Письмо слов с изученными буквами.

1

43

Написание буквы й.

1

44

Написание букв Х, х.

1

45

Письмо слов с изученными буквами.

1

46

Написание букв Ю, ю.

1

47

Написание букв Ц, ц.

1

48

Письмо слов с изученными буквами.

1

49

Написание букв Э, э.

1

50

Написание букв Щ, щ.

Сочетания ща, щу.

1

51

Письмо слов с изученными буквами.

1

52

Написание букв Ф, ф.

1

53

Письмо слов с ь и ъ знаками.

1

Послебукварный период (7ч)



54

Письмо слов и предложений.

1

55

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1

56

Правописание сочетаний чк, чн, нщ, щн.

1

57

Заглавная буква в именах собственных. Проверочная работа

1

58

Перенос слов.

1

59

Проверочная работа.

1

60

Работа над ошибками.

Списывание текста.

1

Систематический курс ( 39 часов)

Наша речь. (1 час)



61

Язык и речь.Виды речи.

1

62

Текст.

1

63

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Проверочная работа.

1

64

Диалог.

1

65

Слово. Роль слов в речи.

1

66

Слова- названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов.

1

67

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

1

68

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

1

69

Слово и слог.

1

70

Слово и слог.Перенос слов.

1

71

Ударение.

1

72

Ударение. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

1

73

Звуки и буквы.

1

74

Русский алфавит, или Азбука.

1

75

Гласные звуки.

1

76

Гласные звуки.

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

77

Ударные и безударные гласные звуки.

1

78

Ударные и безударные гласные звуки.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

1

79

Проверочный диктант.

1

80

Работа над ошибками.

Согласные звуки.

1

81

Слова с удвоенными согласными.

1

82

Буквы Й и И.

1

83

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

84

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

85

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

86

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

87

Согласные звонкие и глухие.

1

88

Произношение парного звука на конце слова и его обозначение буквой.

1

89

Способы проверки. Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

90

Согласные звонкие и глухие.

Развитие речи. Работа с текстом.

1

91

Шипящие согласные звуки.

1

92

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

93

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

94

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Заглавная буква в словах.

1

95

Заглавная буква в словах.

Перенос слов.

1

96

Перенос слов.

1

97

Проверочный диктант.

1

98

Работа над ошибками. Закрепление.

1

99

Урок- игра «Наша речь».

Закрепление.

1





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее