«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа "Вопросы стилистики"

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов( 1 учебный час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»





Рассмотрено

Руководитель МО учителей

русского языка и литературы

_____ /В. И. Гаджиева/

Протокол №­­___________

от «____»_________2017 г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_______ /И. А. Середина/

«____»__________2017г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Богучарская

СОШ №1»

_________/Е. П. Богданова/

Приказ № __11_____

от «_01___»____09_____2017 г.




Рабочая программа

элективного курса

«Вопросы стилистики»

на 2017-2018 учебный год









Класс 11

Учитель Житникова Н.В..















Богучар-2017

Содержание программы.


1. Пояснительная записка. 3


2. Обязательный минимум содержания основной

образовательной программы по данному учебному предмету. 3


3. Требования к уровню подготовки обучающихся. 4


4. Обеспечение образовательного процесса. 4



Приложение.

Календарно – тематическое планирование 5











































1. Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов(из расчета 1 учебный час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

В связи с этим в программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, подтекстовой), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.

Цель курса:

- углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся;

- развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь;

- помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.


Задачи курса:

- обучение анализу текста, его интерпретации;

- формирование языковой и лингвистической компетенций;

- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

- развитие ассоциативного мышления учащихся.



На занятиях курса учащиеся углубляют знания о языке и речи, поэтапно готовятся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ. Рассматриваются общие вопросы, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности (замысел, тема и основная идея текста, виды информации в тексте, структурно-композиционная организация текста). Особое внимание уделяется основному свойству текста – членимости и связности, поэтому в центре внимания оказывается абзац и сложное синтаксическое целое как элементы членения текста, а так же различные средства связи в тексте. Рассматриваются типы, стили, жанры речи (основные характеристики стилей речи – от разговорного до художественного).

Большое внимание уделяется технологии написания сочинения ЕГЭ часть С1. В связи с этим подобрано много практических работ по КИМам ЕГЭ, связанных с лингво-стилистическим анализом и редактированием текста. К каждому уроку подобраны материалы с практическими занятиями, а так же задания для самостоятельной работы. Такая форма работы помогает учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Работы творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров, которые встречаются на ЕГЭ.

Достоинством этого курса является то, что постепенно, шаг за шагом, можно подготовить учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, что приведет к удачному написанию сочинения части С1 ЕГЭ и сдаче Единого Государственного Экзамена в целом.

2. Обязательный минимум содержания программы

Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Систематизация сведений о видах сложного предложения в них. Трудные случаи цитирования.

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Анализ синтаксической структуры средств выразительности художественного и публицистического текстов.

Текст как речевое произведение (11ч.)

Функциональные стили речи и их особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад.

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

Изобразительно-выразительные возможности выразительных форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя.

Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.


Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С ЕГЭ) 17 ч.

Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста.

Комментирование проблемы текста. Определение позиции автора. Формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Оформление вступления к сочинению. Оформление концовки сочинения.



3. Требования к уровню подготовки обучающихся

После изучения элективного курса учащиеся должны:

- уметь осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора;

- уметь продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста;

- уметь формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;

- уметь композиционно оформлять текст;

- уметь выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.



4. Обеспечение образовательного процесса

1. Анализ художественного произведения в школе.- Л., 2000 год.

2. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола, ЛИК ПРЕСС, 2002 г.

3. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001 год.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. – М: «Международные отношения», 1993 г.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.Айрис пресс, 2006 г

6. Шанский Н.М. В мире слов. М, «Просвещение», 1985 год.











Календарно-тематическое планирование

на 2017-2018 учебный год


п/п


Дата



Тема раздела, тема урока

план

факт.


1

07.09


Синтаксис и пунктуация (6 ч.)

Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации.

2

14.09


Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

3

21.09


Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

4

28.09


Систематизация сведений о видах сложного предложения . Трудные случаи цитирования.

5

05.10


Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

6

12.10


Анализ синтаксической структуры средств выразительности художественного и публицистического текстов.


7


19.10


Текст как речевое произведение (11ч.)

Функциональные стили речи и их особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.

8

26.10



Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

9

02.11


Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад.

10

15.11

2-я ч

Художественный стиль речи.

11

22.11


Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

12

29.11


Изобразительно-выразительные возможности выразительных форм и синтаксических конструкций.

13

06.12


Анализ художественного текста.

14

13.12


Основные виды тропов, их использование мастерами художественного

15

20.12


слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя.

16

27.12


Практическая работа.

17

17.01


Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.



18



24.01


Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С ЕГЭ) 17 ч.

Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста.

19

31.01


Комментирование проблемы текста.

20

07.02


Комментирование проблемы текста.

21

14.02


Определение позиции автора.

22

21.02


Определение позиции автора.

23

28.02


Формулирование собственной позиции.

24

07.03


Формулирование собственной позиции.

25

14.03


Подбор аргументов.

26

21.03


Подбор аргументов.

27

04.04


Подбор аргументов.

28

11.04


Оформление вступления к сочинению.

29

18.04


Оформление вступления к сочинению.

30

25.04


Оформление концовки сочинения.

31-32

02.05


Анализ написанного сочинения.

33

16.05


Корректировка написанного.

34

23.05


Редактирование.

35

30.05


Подведение итогов.





14


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее