Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Руководитель МО учителей русского языка и литературы _____ /В. И. Гаджиева/ Протокол №___________ от «____»_________2017 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ /И. А. Середина/ «____»__________2017г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» _________/Е. П. Богданова/ Приказ № __11_____ от «_01___»____09_____2017 г. |
|
Рабочая программа
элективного курса
«Вопросы стилистики»
на 2017-2018 учебный год
Класс 11
Учитель Житникова Н.В..
Богучар-2017
Содержание программы.
1. Пояснительная записка. 3
2. Обязательный минимум содержания основной
образовательной программы по данному учебному предмету. 3
3. Требования к уровню подготовки обучающихся. 4
4. Обеспечение образовательного процесса. 4
Приложение.
Календарно – тематическое планирование 5
1. Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов(из расчета 1 учебный час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
В связи с этим в программе представлена полная информация о тексте, строении текста, замысле, основной мысли и теме текста, его идее, развертывании темы в тексте (подтема, микротема), видах информации (содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной, подтекстовой), композиции, связности и членимости текста, о лексических и грамматических средствах связи, об абзаце и сложном синтаксическом целом, типах, стилях и жанрах речи, об изобразительно-выразительных средствах языка.
Цель курса:
- углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся;
- развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь;
- помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ.
Задачи курса:
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На занятиях курса учащиеся углубляют знания о языке и речи, поэтапно готовятся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ. Рассматриваются общие вопросы, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности (замысел, тема и основная идея текста, виды информации в тексте, структурно-композиционная организация текста). Особое внимание уделяется основному свойству текста – членимости и связности, поэтому в центре внимания оказывается абзац и сложное синтаксическое целое как элементы членения текста, а так же различные средства связи в тексте. Рассматриваются типы, стили, жанры речи (основные характеристики стилей речи – от разговорного до художественного).
Большое внимание уделяется технологии написания сочинения ЕГЭ часть С1. В связи с этим подобрано много практических работ по КИМам ЕГЭ, связанных с лингво-стилистическим анализом и редактированием текста. К каждому уроку подобраны материалы с практическими занятиями, а так же задания для самостоятельной работы. Такая форма работы помогает учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Работы творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров, которые встречаются на ЕГЭ.
Достоинством этого курса является то, что постепенно, шаг за шагом, можно подготовить учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, что приведет к удачному написанию сочинения части С1 ЕГЭ и сдаче Единого Государственного Экзамена в целом.
2. Обязательный минимум содержания программы
Синтаксис и пунктуация (6 ч.)
Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Систематизация сведений о видах сложного предложения в них. Трудные случаи цитирования.
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Анализ синтаксической структуры средств выразительности художественного и публицистического текстов.
Текст как речевое произведение (11ч.)
Функциональные стили речи и их особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад.
Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.
Изобразительно-выразительные возможности выразительных форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.
Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С ЕГЭ) 17 ч.
Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста.
Комментирование проблемы текста. Определение позиции автора. Формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Оформление вступления к сочинению. Оформление концовки сочинения.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
После изучения элективного курса учащиеся должны:
- уметь осознавать тему и основную мысль высказывания, проблематику исходного текста, позицию автора;
- уметь продуцировать собственное связное высказывание, которое, являясь по форме письменным монологом, по сути представляет собой скрытый диалог пишущего с автором исходного текста;
- уметь формулировать собственное мнение по одной из проблем исходного текста и убедительно, этически корректно доказывать его состоятельность;
- уметь композиционно оформлять текст;
- уметь выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
4. Обеспечение образовательного процесса
1. Анализ художественного произведения в школе.- Л., 2000 год.
2. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола, ЛИК ПРЕСС, 2002 г.
3. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001 год.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. – М: «Международные отношения», 1993 г.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.Айрис пресс, 2006 г
6. Шанский Н.М. В мире слов. М, «Просвещение», 1985 год.
Календарно-тематическое планирование
на 2017-2018 учебный год
№ п/п
| Дата
|
Тема раздела, тема урока | ||
план | факт. | |||
1 | 07.09 |
| Синтаксис и пунктуация (6 ч.) Трудные вопросы постановки знаков препинания. Принципы и функции русской пунктуации. | |
2 | 14.09 |
| Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. | |
3 | 21.09 |
| Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. | |
4 | 28.09 |
| Систематизация сведений о видах сложного предложения . Трудные случаи цитирования. | |
5 | 05.10 |
| Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. | |
6 | 12.10 |
| Анализ синтаксической структуры средств выразительности художественного и публицистического текстов. | |
7 |
19.10 |
| Текст как речевое произведение (11ч.) Функциональные стили речи и их особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. | |
8 | 26.10
|
| Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. | |
9 | 02.11 |
| Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад. | |
10 | 15.11 | 2-я ч | Художественный стиль речи. | |
11 | 22.11 |
| Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств. | |
12 | 29.11 |
| Изобразительно-выразительные возможности выразительных форм и синтаксических конструкций. | |
13 | 06.12 |
| Анализ художественного текста. | |
14 | 13.12 |
| Основные виды тропов, их использование мастерами художественного | |
15 | 20.12 |
| слова. Анализ стихотворного текста. Индивидуальный стиль писателя. | |
16 | 27.12 |
| Практическая работа. | |
17 | 17.01 |
| Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы. | |
18 |
24.01 |
| Сочинение – это тоже текст (обучение написанию сочинения части С ЕГЭ) 17 ч. Обоснование актуальности темы текста. Вычленение проблемы исходного текста. | |
19 | 31.01 |
| Комментирование проблемы текста. | |
20 | 07.02 |
| Комментирование проблемы текста. | |
21 | 14.02 |
| Определение позиции автора. | |
22 | 21.02 |
| Определение позиции автора. | |
23 | 28.02 |
| Формулирование собственной позиции. | |
24 | 07.03 |
| Формулирование собственной позиции. | |
25 | 14.03 |
| Подбор аргументов. | |
26 | 21.03 |
| Подбор аргументов. | |
27 | 04.04 |
| Подбор аргументов. | |
28 | 11.04 |
| Оформление вступления к сочинению. | |
29 | 18.04 |
| Оформление вступления к сочинению. | |
30 | 25.04 |
| Оформление концовки сочинения. | |
31-32 | 02.05 |
| Анализ написанного сочинения. | |
33 | 16.05 |
| Корректировка написанного. | |
34 | 23.05 |
| Редактирование. | |
35 | 30.05 |
| Подведение итогов. |
14