Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
основного общего образования
для 9 класса
составлена на основе авторской программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2018
Составитель:
А. Ф. Губайдуллина,
учитель первой категории
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
Личностные результаты
Учащийся научится:
- проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- проявлять готовность к самообразованию.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- основам прогнозирования.
Учащийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели;
- построению жизненных планов во временной перспективе.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии;
- проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью строить монологическое контекстное высказывание;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Учащийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности |
Раздел | Содержание | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
Лексика и фразеология | Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
| Вводное занятие, вступительное слово учителя, лингвистические шарады. | Анализируют текст, создают текст, работают в группах, выполняют лексический анализ.
|
Морфемика и словообразование. | Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.
| Конкурс на восстановление деформированного текста, ребусы, лингвистические игры. | Анализируют текст, создают и решают ребусы, групповая деятельность. |
Грамматика. Морфология. | Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
| Игра- конкурс. Дидактические игры и упражнения | Работают с текстом, изучают словарные статьи. Проектная деятельность. |
Орфография. | Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
| Лингвистические игры, лекция, практические занятия, ребус. | Работа с текстами, выполнение пунктуационного, морфемного, синтаксического анализа. |
Текст как речевое произведение | Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. | Лингвистическое лото, ребусы, языковая экскурсия. | Решение лингвистических примеров и задач. Публичное выступление. Проектная деятельность. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
Выразительные средства языка. | Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм. | Лингвистические игры, лекция, практические занятия, ребус. | Анализируют текст, создают и решают ребусы, групповая деятельность. |
Грамматика. Синтаксис. | Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
| Лингвистические игры, лекция, практические занятия, ребус. | Проектная деятельность, анализируют текст, работают в группах и индивидуально. Публично выступают. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
По плану | Фактическая |
|
| |
Лексика и фразеология 6ч. | ||||
|
|
| Лексический анализ слова. |
|
|
|
| Лексические нормы |
|
|
|
| Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. |
|
|
|
| Омонимы. Паронимы. |
|
|
|
| Фразеологические обороты |
|
|
|
| Выразительные средства лексики и фразеологии. Проектная деятельность. |
|
Морфемика и словообразование. 3ч. | ||||
|
|
| Морфемы. Морфемный анализ слова |
|
|
|
| Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. |
|
|
|
| Выразительные средства словообразования. Проектная деятельность. |
|
Грамматика. Морфология. 4 ч. | ||||
|
|
| Самостоятельные и служебные части речи. |
|
|
|
| Морфологический анализ слова |
|
|
|
| Омонимия частей речи |
|
|
|
| Защита проектов. |
|
Орфография.8 ч. | ||||
|
|
| Правописание корней |
|
|
|
| Правописание приставок |
|
|
|
| Правописание суффиксов различных частей речи. |
|
|
|
| Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
|
|
|
| Знаки препинания в простом осложнённом предложении. |
|
|
|
| Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
|
|
|
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
|
|
|
| Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
|
Текст как речевое произведение. 4ч. | ||||
|
|
| Стили и функционально-смысловые типы речи |
|
|
|
| Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте |
|
|
|
| Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
|
|
|
| Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения |
|
Выразительные средства языка.6ч. | ||||
|
|
| Эпитет, сравнение, метафора |
|
|
|
| Оксюморон, олицетворение, гипербола. |
|
|
|
| Литота, экспрессивная лексика, анафора |
|
|
|
| Эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция |
|
|
|
| Риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм. |
|
|
|
| Проректная деятельность по одному из тропов(по выбору учащегося) |
|
Грамматика. Синтаксис.4ч. | ||||
|
|
| Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. |
|
|
|
| Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
|
| Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. |
|
|
|
| Итоговое занятие.Защита проектов. |
|