МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска
Программа практикума общения для детей с ОВЗ 10-11 лет
Срок реализации программы 1 год
«В гостях у сказки»
Автор: Пасько Ольга Николаевна
Педагог-психолог
Смоленск 2015
Пояснительная записка.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Цель программы – создать такие условия, которые с максимальной пользой помогут самореализации детей в социуме, их активному участию в жизни.
Задачи программы
– формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся специальных (коррекционных) учреждений;
- повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности;
- Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
- Формирование культуры речевого общения
- Развитие коммуникативных качеств
Воспитанники специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Поэтому воспитанников специальных (коррекционных) школ характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.
Программа разработана для детей в возрасте 10-11 лет, обучающихся в школах-интернатах VIII вида, рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 мин.
Методы, используемые на занятиях:
беседа-диалог творческие задания
|
Направленность деятельности | Социально-педагогическая |
Кружок | В гостях у сказки |
Количество часов | 144 |
Цель и задачи изучения темы | Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности. Задачи – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся специальных (коррекционных) учреждений; - повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности; - Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения. - Формирование культуры речевого общения - Развитие коммуникативных качеств. |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Личностными результатами изучения данной программы являются:
Метапредметные результаты:
Познавательные результаты:
|
Содержание тем | ||||||
№ занятия | Наименование темы занятия | Содержание занятия | Понятийный аппарат | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Результаты обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство. |
| 2 |
2. | Проведение первичного мониторинга. |
| 2 |
3. | Для чего нужна речь? |
| 2 |
4. | Речь – средство передачи мыслей и чувств. |
| 2 |
5. | “Встретились как-то…” (приветствие) |
| 2 |
6. | “Если бы Колобок был вежливым” (прощание) |
| 2 |
7. | “Сивка-Бурка, вещая Каурка” (обращение) |
| 2 |
8. | Секреты «Кота в сапогах» (знакомство) |
| 2 |
9. | Почему обиделся гном? (прощение) |
| 2 |
10. | Почему Малыш мечтал о собаке? (умение слушать) |
| 2 |
11. | Глаза в глаза (умение вести разговор) |
| 2 |
12. | Доброе слово, что ясный день |
| 2 |
13. | Ежели вы вежливы |
| 2 |
14. | Самолюб никому не люб |
| 2 |
15. | Чего в других не любишь, того, и сам не делай. |
| 2 |
16. | Наше настроение |
| 2 |
17. | Мониторинг. Промежуточная диагностика |
| 2 |
18. | Хорошо ли быть злым? |
| 4 |
19. | Наши мечты |
| 2 |
20. | Мой класс – мои друзья |
| 4 |
21. | Учимся справляться с гневом |
| 4 |
22. | Ссора |
| 2 |
23. | Как справиться с упрямством |
| 2 |
24. | Чувства одинокого человека |
| 4 |
25. | Дружим с добрыми словами |
| 2 |
26. | Поступки добрые и злые |
| 4 |
27. | Почему человек злой? И как это исправить? (на примерах сказок) |
| 2 |
28. | Дружба начинается с улыбки |
| 2 |
32. | Не сладок плод бездельного досуга |
| 2 |
34. | Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались |
| 2 |
35. | Мониторинг. Заключительная диагностика. |
| 2 |
| Всего | 72 |