«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа "В гостях у сказки"

Воспитанники специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

Поэтому воспитанников специальных (коррекционных) школ характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Программа разработана для детей в возрасте 10-11 лет, обучающихся в школах-интернатах VIII вида, рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 мин.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска

























Программа практикума общения для детей с ОВЗ 10-11 лет

Срок реализации программы 1 год

«В гостях у сказки»











Автор: Пасько Ольга Николаевна

Педагог-психолог



Смоленск 2015

Пояснительная записка.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.

Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с отклонениями в развитии, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.

Цель программы – создать такие условия, которые с максимальной пользой помогут самореализации детей в социуме, их активному участию в жизни.

Задачи программы

– формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся специальных (коррекционных) учреждений;

- повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности;

- Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.

- Формирование культуры речевого общения

- Развитие коммуникативных качеств

Воспитанники специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.

Поэтому воспитанников специальных (коррекционных) школ характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Программа разработана для детей в возрасте 10-11 лет, обучающихся в школах-интернатах VIII вида, рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 мин.

Методы, используемые на занятиях:

беседа-диалог
анализ художественных текстов
обращение к “миру добрых мыслей”
инсценирование
решение педагогических задач

творческие задания
игра сюжетно-ролевая и дидактическая
практическая деятельность
просмотр видеосюжетов
тестирование






Направленность деятельности

Социально-педагогическая

Кружок

В гостях у сказки

Количество часов

144

Цель и задачи изучения темы

Цель программы

– развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Задачи

– формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся специальных (коррекционных) учреждений;

- повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности;

- Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.

- Формирование культуры речевого общения

- Развитие коммуникативных качеств.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

  • Ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

  • Усвоение моральных ценностей: «дружба», «толерантность», «сопереживание», развитие эмпатии.

Метапредметные результаты:

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные результаты:

  • Осознавать и оценивать особенности своего характера как причин успешности/неуспешности общения в школе;

  • Уметь работать в паре, группе;

  • Сформированность мотивации достижения результата;

  • Уметь решать на уровне представления проблемы творческого характера;

  • Уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.





Содержание тем

занятия

Наименование темы занятия

Содержание занятия

Понятийный аппарат

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Результаты обучения

1

2

3

4

5

6

7

1





































Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство.


2

2.

Проведение первичного мониторинга.


2

3.

Для чего нужна речь?


2

4.

Речь – средство передачи мыслей и чувств.


2

5.

Встретились как-то…” (приветствие)


2

6.

Если бы Колобок был вежливым” (прощание)


2

7.

Сивка-Бурка, вещая Каурка” (обращение)


2

8.

Секреты «Кота в сапогах» (знакомство)


2

9.

Почему обиделся гном? (прощение)


2

10.

Почему Малыш мечтал о собаке? (умение слушать)


2

11.

Глаза в глаза (умение вести разговор)


2

12.

Доброе слово, что ясный день


2

13.

Ежели вы вежливы


2

14.

Самолюб никому не люб


2

15.

Чего в других не любишь, того, и сам не делай.


2

16.

Наше настроение


2

17.

Мониторинг. Промежуточная диагностика


2

18.

Хорошо ли быть злым?


4

19.

Наши мечты


2

20.

Мой класс – мои друзья


4

21.

Учимся справляться с гневом


4

22.

Ссора


2

23.

Как справиться с упрямством


2

24.

Чувства одинокого человека


4

25.

Дружим с добрыми словами


2

26.

Поступки добрые и злые


4

27.

Почему человек злой? И как это исправить? (на примерах сказок)


2

28.

Дружба начинается с улыбки


2

32.

Не сладок плод бездельного досуга


2

34.

Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались


2

35.

Мониторинг. Заключительная диагностика.


2


Всего

72





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее