«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» на 2017 – 2018 учебный год 5 «Б» класс

Рабочая программа ориентирована на учебник Львова С. И. Русский язык. 5 класс в 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И.Львова, В. В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013 г.

Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 210 часов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «__»________201__ г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/__________/

«__»________201__ г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1

________/Гриценко Т.С./

Приказ № ____

от «__»________201_ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

на 2017 – 2018 учебный год

5 «Б» класс




Составитель:


Медкова Нина Игоревна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории












п.г.т. Подгоренский

2017 год




Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета Русский язык разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подгоренской средней общеобразовательной школы №1 с учетом Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 г.

Рабочая программа ориентирована на учебник Львова С. И. Русский язык. 5 класс в 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И.Львова, В. В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013 г.

Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 210 часов.

Срок реализации программы один учебный год.

































Планируемые результаты


Предметные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка по годам обучения 5 класс

Личностные результаты.

Ученик научится:

  • Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

  • Проявлять интерес к русскому языку как одной из основных национально­культурных ценностей русского народа.

  • Различать основные языковые понятия.

  • Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

  • Уважительно относиться к русскому языку.

  • Оценивать собственную речь.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата.

  • Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте ин­формацию, необходимую для её решения.

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Ученик получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных по­собиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных призна­ков;

  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Предметные результаты.

Ученик научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информаци­онными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, про­смотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной пе­реработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функ­циональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные мо­нологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литера­турного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблю­дением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при из­менении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентоло­гическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грам­матического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (ме­тафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,

текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной струк­туры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологи­ческий анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуа­ции общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основ­ные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и вы­разительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуни­кации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексиче­ского значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и ин­тересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна­тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и позна­вательных задач.





































Содержание учебного предмета


Лингвистика- наука о языке

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках в 5 классе русского языка.

Основные единицы языка и речи: звук(фонема), слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.

Введение в лингвистику. Вводный курс

Фонетика

Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия).Основные требования к устной и письменной речи.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук - основная единица фонетики. Понятие фонемы. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.

Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные(ударные/ безударные), согласные(твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости.

Сонорные согласные.

Смыслоразличительная роль звука (фонемы) в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи.

Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).

Орфоэпия

Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твёрдого согласного перед в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпический словарь : его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Графика

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.

Письмо и каллиграфия.

Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками.

Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.

Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я.

Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.

Морфемика

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.

Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.

Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.

Морфемы словообразующие и формообразующие.

Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.

Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.

Чередование гласных и согласных в морфемах: типы чередований: а//о, е//и: беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания//оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных(к//ч//ц, г//ж//з и др.)

Варианты морфем .Исторические изменения в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Лексикология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово- единица языка и речи. Лингвистическое значение слова.

Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова ( словообразовательное толкование: ущелье-щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом ( рисунок, фотография)

Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.

Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные).Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.

Орфография

Орфография как раздел правописания.

Орфография как система правил правописания.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:

  1. правописание морфем (« пиши морфему одинаково»);

  2. слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов –слитно, реже- через дефис»);

  3. употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной- нарицательные»);

  4. перенос слова («переноси слова по слогам»).

Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.

Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.

Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов.

Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделительныеьи ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.

Морфология Морфология как раздел грамматики.

Самостоятельные и служебные части речи.

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи ( имён существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые ( не образуют форм).

Образование форм слова с помощью окончания.

Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных и глаголов прошедшего времени.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила( нормы) пользования языком в речевом общении.

Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Словари грамматических трудностей русского языка.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел лингвистики.

Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний: прил.+сущ., сущ.+сущ., гл.+сущ., гл.+нар.

Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика(повышение/понижение голоса), темп, тон речи.

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ: сущ(мест.) +глагол; сущ(мест.) +прилаг.; сущ( мест.) +сущ.

Второстепенные члены предложения ( определение, обстоятельства, дополнение).

Словарь эпитетов? Его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Предложение, его виды по цели высказывания( повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов ( распространённые и нераспространённые), по количеству грамматических основ ( простые и сложные)

Простое осложнённое предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.

Предложения с прямой речью.

Пунктуация как раздел правописания.

Связь пунктуации и синтаксиса.

Основные группы пунктуационных правил:

  1. знаки препинания в конце предложения;

  2. знаки препинания внутри простого предложения;

  3. знаки препинания между частями сложного предложения;

  4. знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Текстоведение.

Текстоведение как раздел лингвистики.

Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определённый порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.

Тема и основная мысль текста.

Заголовок, отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Строение текста- повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте- повествовании.

Строение текста- описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета( что- какое?), описание места(что-где?), описание состояние человека, природы ( что- как?), и др. Особенности строения каждого вида описания.

Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли(тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого.

Микротема. Абзац: строение абзаца, средняя часть, концовка. План текста. План простой и сложный. Тезисный план.

Основные разделы лингвистики. Систематический курс

Словообразование

Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования.

Словообразующие морфемы ( приставка, суффикс).

Основные способы словообразования( приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.

Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов.

Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.

Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.

Лексикология и фразеология

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении.

Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении ( метафора, олицетворение, эпитет и др.)

Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова- омонимы.

Смысловые и стилистические различия синонимов.

Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы(омофоны),графические омонимы( омографы), грамматические омонимы (омоформы).

Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова.

Представления о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие, начального или , сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др.

Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло// ла, ере//ре, ело// ле).

Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей( общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами.

Использование слов в разных стилях речи ( разговорные, книжные, нейтральные слова).

Фразеология как раздел лингвистики.

Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.

Морфология.

Имя существительное.

Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис.

Лексическое и грамматическое значения(значение рода, лица, времени идр.).

Принципы классификации частей речи.

Особенности употребления частей речи и их правописание.

Имя существительное как часть речи:

Словообразование имён существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных со значением: лица мужского пола, лица женского пола, ребёнка или детёныша животного, предмета, орудия действия, места, помещения, процесса, действия, состояния, признака, собирательности, единичности.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. Некоторые суффиксы, образующие одушевленные существительные, неодушевленные существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственные имена- отчества. Сведения из истории русских отчеств, фамилий.

Склонение имён существительных.

Существительные разносклоняемые и несклоняемые.

Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.

Число имён существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении.

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи:

Роль имён прилагательных в речевом высказывании.

Словообразование имён прилагательных.

Приставочный и суффиксальный способы образования имён прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.

Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней.

Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.

Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).

Особенности склонения притяжательных прилагательных.

Синтаксическая роль имён прилагательных (полных и кратких) в предложении.

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.

Глагол.

Глагол как часть речи:

Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.

Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов –ива-(-ыва-) и –ова-(-ева)- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).

Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам.

Повелительное наклонение: значение, образование и изменение.

Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времён.

Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Повторение изученного в 5 классе.



















Тематическое планирование



урока



Раздел. Тема урока.

Количество часов, отводимых на изучение темы


Лингвистика – наука о языке и речи.

(2 ч)

1

Лингвистика - наука о языке.


1

2

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

1



Введение в лингвистику. Фонетика.

(4 ч)

3

Фонетика как раздел лингвистики. Фонетическая транскрипция.

1

4-5

Р.Р. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

2

6

Гласные и согласные звуки.


1

7

Парные и непарные согласные, звонкие и глухие, по мягкости и твердости.

1

8

Слог. Ударение.


1


Орфоэпия.

(5 ч)

9

Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков.

1

10-11

Произношение согласных звуков.


2

12

Варианты произношения и ударения.


1

13

Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».

1



Графика.


(7 ч)

14

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Графика как раздел лингвистики.

1

15

Алфавит и его использование.

1

16

Звуки и буквы.

1

17-18

Обозначение звуков с помощью букв е ,ё, ю, я.

2

19

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» ( с грамматическим заданием.

1

20

Работа над ошибками в диктанте . Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1


Морфемика.

(5 ч)

21

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова.

1

22

Морфемы словообразующие и формообразующие.

1

23

Морфемы словообразующие и формообразующие.

1

24-25

Чередование гласных и согласных в морфемах.

1


Лексикология.

(5 ч)

26

Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова.

1


27

Способы объяснения лексического значения слова.

1

28

Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей.

1

29

Тематические группы слов.

1

30

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А. А.Рылова «Полевая рябинка».

1


Орфография.

(15 ч)

31

Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии.

1

32

Орфограмма.

1

33

Правописание гласных после шипящих. Правописание сочетаний согласных.

1

34

Правописание корней.

Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением).


35

Правописание корней. Правописание проверяемых согласных в корне слова и непроизносимых согласных в корне слова.

1

36

Правописание корней.

1

37

Правописание окончаний.


1

38

Правописание окончаний.


1

39

Правописание окончаний.


1

40

Употребление Ь и Ъ.

1

41

Употребление Ь и Ъ.

1

42

Слитные дефисные и раздельные написания слов.

1

43

Повторение и обобщение по разделу «Орфография».

1

44

Контрольный диктант по теме « Орфография».

1

45

Работа над ошибками в диктанте. Обобщение по разделу «Орфография».

1


Морфология.

(4 ч)

46

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке.

1

47-48

Типичные суффиксы и окончания разных частей речи.

2

49


Образование форм слова с помощью окончания.

1


Культура речи (5 ч)


50

Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила. пользования языком в речевом общении.

1

51


Норма как правильное употребление в речи языковых единиц.

1

52


Контрольный диктант по теме « Морфология. Лексика».

1

53

Работа над ошибками в диктанте.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации.

1

54

Защита проектов Лингвистическая сказка.

1


Синтаксис и пунктуация.

(30 ч)

55

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса.

1

56

Виды словосочетаний: именные и глагольные.

1

57

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец».

1

58

Предложение как единица синтаксиса.

1

59

Интонация предложения.

1

60

Грамматическая основа предложения.

1

61

Грамматическая основа предложения.

1

62

Второстепенные члены предложения. Определение и дополнение.

1

63

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

64

Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи.

1

65

Виды предложений по цели высказывания.

1

66

Виды предложений по эмоциональной окраске.

1

67

Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов.

1

68

Виды предложений по количеству грамматических основ.

1

69

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

1

70

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами.

1

71

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

1

72

Предложения с обращениями.

1

73

Предложения с вводными словами.

1

74

Предложения со сравнительными оборотами.

1

75

Предложения с прямой речью.

1

76

Диалог.

1

77

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис».

1

78

Контрольный диктант по теме «Синтаксис» с грамматическим заданием.

1

79

Работа над ошибками в диктанте.

1

80

Пунктуация как раздел науки о русском языке. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.

1

81

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

82

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1

83

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

84

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

85

Проект «Что может запятая?»

1


Текстоведение.

(13 ч)

86

Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте.

1

87

Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста.

1

88

Типы речи. Строение текста- повествования.

1

89

Строение текста- повествования.

1

90

Типы речи. Строение текста - описания.

1

91

Строение текста - описания.

1

92

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик».

1

93

Типы речи. Строение текста- рассуждения .

1

94-95

План текста.

2

96

Р.Р. Изложение текста с использованием разных типов речи.

1

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация. Текстоведение».

1

98

Работа над ошибками.

1


Словообразование.

(12 ч)

99

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1

100

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1

101

Правописание букв о – а в корнях с чередованием.

1

102

Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.

1

103

Словообразование имён существительных.

1

104

Р/р Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1

105

Словообразование имён прилагательных.

1

106

Словообразование глаголов.

1

107-108

Правописание приставок.

2

109

Образование слова и его морфемное строение.

1

110

Контрольная работа по разделу «Словообразование».

1



Лексикология и фразеология.


(15 ч)

111

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

112-113

Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте.

2

114-115

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей.

2

116

Р/р Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Березовая роща».

1

117

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

118

Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. Исконно русские и заимствованные слова.

1

119

Написание букв и – ы после ц.

1

120-121

Лексика ограниченного употребления.

2

122

Устаревшие слова.

1

123

Фразеология как раздел лингвистики.

1

124

Контрольная работа по разделу «Лексика» и «Фразеология».

1


Имя существительное.

(12 ч)

125

Общее значение имён существительных и их употребление в речи.

1

126

Правописание суффиксов –чик, -щик.

1

127

Правописание суффиксов –ек, -ик- .

1

128

Постоянные морфологические признаки имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные.

1

129

Проект.

1

130

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Род имен существительных.

1

131

Склонение имён существительных.

1

132

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

1

133

Непостоянные морфологические признаки имён существительных.

1

134

Синтаксическая роль имён существительных. Безударные окончания –е и –и в именах существительных.

1

135-136

Имя существительное как член предложения.

2

137-138

Культура речи. Правильное употребление имён существительных.

2

139

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».

1

140

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

1



Имя прилагательное.


(14 ч)

141-142

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

2

143

Р/р Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

1

144-145

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

2

146

Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных.

1

147

Полные и краткие имена прилагательные.

1

148

Склонение имён прилагательных.

1

149

Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

1

150-151

Имя прилагательное как член предложения.

2

152

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных

1

153

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1

154

Работа над ошибками.

1


Глагол.

(30 ч)

155

Общее значение глаголов и их употребление в речи.

1

156-157

Инфинитив.

2

158-159

Вид глагола. Морфемный состав глаголов.

2

160

Проект Путешествие в слово.

1

161

Переходные и непереходные глаголы.

1

162

Возвратные и невозвратные глаголы.

1

163-164

Правописание корней с чередующимися гласными е – и.

2

165

Контрольный диктант.

1

166

Изменение глаголов по наклонениям.

1

167

Условное наклонение.

1

168-169

Повелительное наклонение.

2

170-171

Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам.

2

172

Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам, по числам и лицам (спряжение).

1

173

Разноспрягаемые глаголы.

1

174

Повторение и обобщение по теме «Глагол».

1

175

Контрольная работа по теме «Глагол».

1

176

Безличные глаголы.

1

177

Изложение текста повествования.

1

178-179

Глагол как член предложения.

2

180-181

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

2

182-183

Повторение и обобщение по теме «Глагол».

2

184

Контрольная работа по теме «Глагол»

1


Повторение изученного в 5 классе.

(12 ч)

185

Повторение. Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики.

1

186

Повторение. Правописание морфем.

1

187

Повторение по итогам года. Слово – дело великое. (Л.Н.Толстой).

1

188

Повторение. Орфограммы глагола.

1

189

Повторение Простое осложненное предложение.

1

190

Повторение. Сложные предложения.

1

191

Повторение. Прямая речь.

1

192

Повторение. Пунктуационный анализ текста.

1

193

Повторение. Языковой анализ текста.

1

194

Повторение. Основные признаки текста.

1

195

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

1

197

Анализ контрольной работы.

1

198-204

Резервные часы.

7






















Лист корректировки рабочей программы



№ урока по тематическому планированию

До корректировки


Способ корректировки

После корректировки

Тема урока

Количество часов

Тема урока

Количество часов

Дата урока

























































23


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее