Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «__»________201__ г. | СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/__________/
«__»________201__ г. | УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1 ________/Гриценко Т.С./ Приказ № ____ от «__»________201_ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
на 2017 – 2018 учебный год
5 «Б» класс
Составитель:
Медкова Нина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
п.г.т. Подгоренский
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета Русский язык разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подгоренской средней общеобразовательной школы №1 с учетом Примерной программы по русскому языку и Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник Львова С. И. Русский язык. 5 класс в 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И.Львова, В. В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013 г.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 210 часов.
Срок реализации программы один учебный год.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка по годам обучения 5 класс
Личностные результаты.
Ученик научится:
Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
Проявлять интерес к русскому языку как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа.
Различать основные языковые понятия.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
Уважительно относиться к русскому языку.
Оценивать собственную речь.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
Анализу достижения цели.
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Ученик получит возможность научиться:
Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Предметные результаты.
Ученик научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Лингвистика- наука о языке
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках в 5 классе русского языка.
Основные единицы языка и речи: звук(фонема), слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Введение в лингвистику. Вводный курс
Фонетика
Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия).Основные требования к устной и письменной речи.
Фонетика как раздел лингвистики. Звук - основная единица фонетики. Понятие фонемы. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи.
Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные(ударные/ безударные), согласные(твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости.
Сонорные согласные.
Смыслоразличительная роль звука (фонемы) в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи.
Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).
Орфоэпия
Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твёрдого согласного перед в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпический словарь : его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Графика
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация.
Письмо и каллиграфия.
Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками.
Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита.
Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я.
Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы.
Морфемика
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.
Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.
Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности.
Морфемы словообразующие и формообразующие.
Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство.
Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.
Чередование гласных и согласных в морфемах: типы чередований: а//о, е//и: беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания//оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных(к//ч//ц, г//ж//з и др.)
Варианты морфем .Исторические изменения в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово- единица языка и речи. Лингвистическое значение слова.
Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова ( словообразовательное толкование: ущелье-щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом ( рисунок, фотография)
Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей.
Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные).Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.
Орфография
Орфография как раздел правописания.
Орфография как система правил правописания.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
правописание морфем (« пиши морфему одинаково»);
слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов –слитно, реже- через дефис»);
употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной- нарицательные»);
перенос слова («переноси слова по слогам»).
Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.
Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.
Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов.
Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделительныеьи ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Морфология Морфология как раздел грамматики.
Самостоятельные и служебные части речи.
Типичные суффиксы и окончания разных частей речи ( имён существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые ( не образуют форм).
Образование форм слова с помощью окончания.
Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных и глаголов прошедшего времени.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила( нормы) пользования языком в речевом общении.
Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи.
Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Словари грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний: прил.+сущ., сущ.+сущ., гл.+сущ., гл.+нар.
Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика(повышение/понижение голоса), темп, тон речи.
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ: сущ(мест.) +глагол; сущ(мест.) +прилаг.; сущ( мест.) +сущ.
Второстепенные члены предложения ( определение, обстоятельства, дополнение).
Словарь эпитетов? Его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Предложение, его виды по цели высказывания( повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов ( распространённые и нераспространённые), по количеству грамматических основ ( простые и сложные)
Простое осложнённое предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты.
Предложения с прямой речью.
Пунктуация как раздел правописания.
Связь пунктуации и синтаксиса.
Основные группы пунктуационных правил:
знаки препинания в конце предложения;
знаки препинания внутри простого предложения;
знаки препинания между частями сложного предложения;
знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Текстоведение.
Текстоведение как раздел лингвистики.
Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определённый порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.
Тема и основная мысль текста.
Заголовок, отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Строение текста- повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте- повествовании.
Строение текста- описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета( что- какое?), описание места(что-где?), описание состояние человека, природы ( что- как?), и др. Особенности строения каждого вида описания.
Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли(тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого.
Микротема. Абзац: строение абзаца, средняя часть, концовка. План текста. План простой и сложный. Тезисный план.
Основные разделы лингвистики. Систематический курс
Словообразование
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования.
Словообразующие морфемы ( приставка, суффикс).
Основные способы словообразования( приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.
Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов.
Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.
Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.
Лексикология и фразеология
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении.
Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении ( метафора, олицетворение, эпитет и др.)
Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова- омонимы.
Смысловые и стилистические различия синонимов.
Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы(омофоны),графические омонимы( омографы), грамматические омонимы (омоформы).
Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова.
Представления о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие, начального или , сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др.
Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло// ла, ере//ре, ело// ле).
Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей( общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы).
Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.
Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами.
Использование слов в разных стилях речи ( разговорные, книжные, нейтральные слова).
Фразеология как раздел лингвистики.
Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.
Морфология.
Имя существительное.
Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис.
Лексическое и грамматическое значения(значение рода, лица, времени идр.).
Принципы классификации частей речи.
Особенности употребления частей речи и их правописание.
Имя существительное как часть речи:
Словообразование имён существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных со значением: лица мужского пола, лица женского пола, ребёнка или детёныша животного, предмета, орудия действия, места, помещения, процесса, действия, состояния, признака, собирательности, единичности.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. Некоторые суффиксы, образующие одушевленные существительные, неодушевленные существительные.
Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственные имена- отчества. Сведения из истории русских отчеств, фамилий.
Склонение имён существительных.
Существительные разносклоняемые и несклоняемые.
Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных.
Число имён существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.
Синтаксическая роль имён существительных в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление имён существительных.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи:
Роль имён прилагательных в речевом высказывании.
Словообразование имён прилагательных.
Приставочный и суффиксальный способы образования имён прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.
Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.
Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней.
Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.
Склонение полных прилагательных (обобщение изученного).
Особенности склонения притяжательных прилагательных.
Синтаксическая роль имён прилагательных (полных и кратких) в предложении.
Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Глагол.
Глагол как часть речи:
Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.
Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов –ива-(-ыва-) и –ова-(-ева)- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глаголов по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).
Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам.
Повелительное наклонение: значение, образование и изменение.
Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времён.
Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.
Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Повторение изученного в 5 классе.
Тематическое планирование
№ урока |
Раздел. Тема урока. | Количество часов, отводимых на изучение темы | ||
| Лингвистика – наука о языке и речи. | (2 ч) | ||
1 | Лингвистика - наука о языке.
| 1 | ||
2 | Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | 1
| ||
| Введение в лингвистику. Фонетика. | (4 ч) | ||
3 | Фонетика как раздел лингвистики. Фонетическая транскрипция. | 1 | ||
4-5 | Р.Р. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 2 | ||
6 | Гласные и согласные звуки.
| 1 | ||
7 | Парные и непарные согласные, звонкие и глухие, по мягкости и твердости. | 1 | ||
8 | Слог. Ударение.
| 1 | ||
| Орфоэпия. | (5 ч) | ||
9 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. |
1 | ||
10-11 | Произношение согласных звуков.
| 2 | ||
12 | Варианты произношения и ударения.
| 1 | ||
13 | Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия». | 1 | ||
| Графика.
| (7 ч) | ||
14 | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Графика как раздел лингвистики. | 1 | ||
15 | Алфавит и его использование. | 1 | ||
16 | Звуки и буквы. | 1 | ||
17-18 | Обозначение звуков с помощью букв е ,ё, ю, я. | 2 | ||
19 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» ( с грамматическим заданием. | 1 | ||
20 | Работа над ошибками в диктанте . Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | 1 | ||
| Морфемика. | (5 ч) | ||
21 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. | 1 | ||
22 | Морфемы словообразующие и формообразующие. | 1 | ||
23 | Морфемы словообразующие и формообразующие. | 1 | ||
24-25 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | 1 | ||
| Лексикология. | (5 ч) | ||
26 | Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова. | 1
| ||
27 | Способы объяснения лексического значения слова. | 1 | ||
28 | Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей. | 1 | ||
29 | Тематические группы слов. | 1 | ||
30 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А. А.Рылова «Полевая рябинка». | 1 | ||
| Орфография. | (15 ч) | ||
31 | Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. | 1 | ||
32 | Орфограмма. | 1 | ||
33 | Правописание гласных после шипящих. Правописание сочетаний согласных. | 1 | ||
34 | Правописание корней. Правописание безударных гласных в корне слова (проверяемых ударением). |
| ||
35 | Правописание корней. Правописание проверяемых согласных в корне слова и непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | ||
36 | Правописание корней. | 1 | ||
37 | Правописание окончаний.
| 1 | ||
38 | Правописание окончаний.
| 1 | ||
39 | Правописание окончаний.
| 1 | ||
40 | Употребление Ь и Ъ. | 1 | ||
41 | Употребление Ь и Ъ. | 1 | ||
42 | Слитные дефисные и раздельные написания слов. | 1 | ||
43 | Повторение и обобщение по разделу «Орфография». | 1 | ||
44 | Контрольный диктант по теме « Орфография». | 1 | ||
45 | Работа над ошибками в диктанте. Обобщение по разделу «Орфография». | 1 | ||
| Морфология. | (4 ч) | ||
46 | Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. | 1 | ||
47-48 | Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. | 2 | ||
49
| Образование форм слова с помощью окончания. | 1 | ||
| Культура речи (5 ч) |
| ||
50 | Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила. пользования языком в речевом общении. | 1 | ||
51
| Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. | 1 | ||
52
| Контрольный диктант по теме « Морфология. Лексика». | 1 | ||
53 | Работа над ошибками в диктанте. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. | 1 | ||
54 | Защита проектов Лингвистическая сказка. | 1 | ||
| Синтаксис и пунктуация. | (30 ч) | ||
55 | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | ||
56 | Виды словосочетаний: именные и глагольные. | 1 | ||
57 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец». | 1 | ||
58 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | ||
59 | Интонация предложения. | 1 | ||
60 | Грамматическая основа предложения. | 1 | ||
61 | Грамматическая основа предложения. | 1 | ||
62 | Второстепенные члены предложения. Определение и дополнение. | 1 | ||
63 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 1 | ||
64 | Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. | 1 | ||
65 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | ||
66 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | ||
67 | Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов. | 1 | ||
68 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | 1 | ||
69 | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 1 | ||
70 | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. | 1 | ||
71 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | ||
72 | Предложения с обращениями. | 1 | ||
73 | Предложения с вводными словами. | 1 | ||
74 | Предложения со сравнительными оборотами. | 1 | ||
75 | Предложения с прямой речью. | 1 | ||
76 | Диалог. | 1 | ||
77 | Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис». | 1 | ||
78 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис» с грамматическим заданием. | 1 | ||
79 | Работа над ошибками в диктанте. | 1 | ||
80 | Пунктуация как раздел науки о русском языке. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
81 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | ||
82 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | ||
83 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | ||
84 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | ||
85 | Проект «Что может запятая?» | 1 | ||
| Текстоведение. | (13 ч) | ||
86 | Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. | 1 | ||
87 | Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. | 1 | ||
88 | Типы речи. Строение текста- повествования. | 1 | ||
89 | Строение текста- повествования. | 1 | ||
90 | Типы речи. Строение текста - описания. | 1 | ||
91 | Строение текста - описания. | 1 | ||
92 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик». | 1 | ||
93 | Типы речи. Строение текста- рассуждения . | 1 | ||
94-95 | План текста. | 2 | ||
96 | Р.Р. Изложение текста с использованием разных типов речи. | 1 | ||
97 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация. Текстоведение». | 1 | ||
98 | Работа над ошибками. | 1 | ||
| Словообразование. | (12 ч) | ||
99 | Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | 1 | ||
100 | Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | 1 | ||
101 | Правописание букв о – а в корнях с чередованием. | 1 | ||
102 | Буквы о – ё после шипящих в корнях слов. | 1 | ||
103 | Словообразование имён существительных. | 1 | ||
104 | Р/р Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | 1 | ||
105 | Словообразование имён прилагательных. | 1 | ||
106 | Словообразование глаголов. | 1 | ||
107-108 | Правописание приставок. | 2 | ||
109 | Образование слова и его морфемное строение. | 1 | ||
110 | Контрольная работа по разделу «Словообразование». | 1 | ||
| Лексикология и фразеология.
| (15 ч) | ||
111 | Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. | 1 | ||
112-113 | Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте. | 2 | ||
114-115 | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей. | 2 | ||
116 | Р/р Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Березовая роща». | 1 | ||
117 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | ||
118 | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов. Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | ||
119 | Написание букв и – ы после ц. | 1 | ||
120-121 | Лексика ограниченного употребления. | 2 | ||
122 | Устаревшие слова. | 1 | ||
123 | Фразеология как раздел лингвистики. | 1 | ||
124 | Контрольная работа по разделу «Лексика» и «Фразеология». | 1 | ||
| Имя существительное. | (12 ч) | ||
125 | Общее значение имён существительных и их употребление в речи. | 1 | ||
126 | Правописание суффиксов –чик, -щик. | 1 | ||
127 | Правописание суффиксов –ек, -ик- . | 1 | ||
128 | Постоянные морфологические признаки имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
129 | Проект. | 1 | ||
130 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных. | 1 | ||
131 | Склонение имён существительных. | 1 | ||
132 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | ||
133 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. | 1 | ||
134 | Синтаксическая роль имён существительных. Безударные окончания –е и –и в именах существительных. | 1 | ||
135-136 | Имя существительное как член предложения. | 2 | ||
137-138 | Культура речи. Правильное употребление имён существительных. | 2 | ||
139 | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | ||
140 | Контрольная работа по теме «Имя существительное». | 1 | ||
| Имя прилагательное.
| (14 ч) | ||
141-142 | Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи. | 2 | ||
143 | Р/р Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». | 1 | ||
144-145 | Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | 2 | ||
146 | Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | ||
147 | Полные и краткие имена прилагательные. | 1 | ||
148 | Склонение имён прилагательных. | 1 | ||
149 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | ||
150-151 | Имя прилагательное как член предложения. | 2 | ||
152 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных | 1 | ||
153 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | ||
154 | Работа над ошибками. | 1 | ||
| Глагол. | (30 ч) | ||
155 | Общее значение глаголов и их употребление в речи. | 1 | ||
156-157 | Инфинитив. | 2 | ||
158-159 | Вид глагола. Морфемный состав глаголов. | 2 | ||
160 | Проект Путешествие в слово. | 1 | ||
161 | Переходные и непереходные глаголы. | 1 | ||
162 | Возвратные и невозвратные глаголы. | 1 | ||
163-164 | Правописание корней с чередующимися гласными е – и. | 2 | ||
165 | Контрольный диктант. | 1 | ||
166 | Изменение глаголов по наклонениям. | 1 | ||
167 | Условное наклонение. | 1 | ||
168-169 | Повелительное наклонение. | 2 | ||
170-171 | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | 2 | ||
172 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам, по числам и лицам (спряжение). | 1 | ||
173 | Разноспрягаемые глаголы. | 1 | ||
174 | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | 1 | ||
175 | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | ||
176 | Безличные глаголы. | 1 | ||
177 | Изложение текста повествования. | 1 | ||
178-179 | Глагол как член предложения. | 2 | ||
180-181 | Культура речи. Правильное употребление глаголов. | 2 | ||
182-183 | Повторение и обобщение по теме «Глагол». | 2 | ||
184 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | ||
| Повторение изученного в 5 классе. | (12 ч) | ||
185 | Повторение. Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики. | 1 | ||
186 | Повторение. Правописание морфем. | 1 | ||
187 | Повторение по итогам года. Слово – дело великое. (Л.Н.Толстой). | 1 | ||
188 | Повторение. Орфограммы глагола. | 1 | ||
189 | Повторение Простое осложненное предложение. | 1 | ||
190 | Повторение. Сложные предложения. | 1 | ||
191 | Повторение. Прямая речь. | 1 | ||
192 | Повторение. Пунктуационный анализ текста. | 1 | ||
193 | Повторение. Языковой анализ текста. | 1 | ||
194 | Повторение. Основные признаки текста. | 1 | ||
195 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса. | 1 | ||
197 | Анализ контрольной работы. | 1 | ||
198-204 | Резервные часы. | 7 |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки |
Способ корректировки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока | ||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
23