«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса базового уровня по УМК М.М. Разумовской

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15, утверждённая решением педагогического совета.

  • примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М.М. Разумовская, М.: Дрофа, 2012;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа предназначена для общеобразовательной          школы, 6 класс,   базовый уровень. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета 6 часов в неделю, 210 часов в год (при 35 неделях).

В рабочей программе учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. В состав УМК входит учебник (Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2016)

Цели учебного предмета:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного,  когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  •  овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание устремления к речевому самосовершенствованию.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 6 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

    Основные задачи курса русского языка в 6 классе:

  • Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;

  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  •  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Основные направления работы по русскому языку в 6  классе.

Русский (родной) язык является основой  развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

 Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения соответствия литературным нормам.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями – справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Четвертое направление - подготовка к ГИА

Межпредметные связи на уроках русского языка.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.)

 Место и роль курса в обучении:

Данная рабочая программа составлена на 210 часов, в том числе для проведения:

Уроков по развитию речи – 64 часа; Контрольных диктантов – 22 часа;

Изложений контрольных – 4 часа; Сочинений контрольных – 6 часов.

Учебно – тематический план

№п\п

Содержание раздела

Количество

часов

Р/р

Контрольный

диктант

Контрольное

изложение

Контрольное

сочинение

1.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

26

7

2




Грамматика. Морфология и синтаксис.






2.

Как различать части речи и члены предложения

3





3.

Имя существительное

18

4


2

2

4.

Речь. Стили речи

9

9

2



5.

Имя прилагательное

14

3

2



6.

Текст

12

4




7.

Глагол

14

3

2



8.

Причастие

28

2

4



9.

Типы речи. Повествование

9

9



2

10.

Деепричастие

18

4

4



11.

Типы речи. Описание

3

3




12.

Имя числительное

11

2

2



13.

Типы речи. Описание состояния окружающей среды

2

2




14.

Местоимение

19

2

2



15.

Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

8

8



2

16.

Итоговое повторение орфографии и пунктуации

16

2

2

2




210

64

22

4

6

Содержание тем учебного курса

6 КЛАСС (210 ч)

Слово - основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе( 26 ч)

Развитие речи. (7 ч)

Повторение изученного в 5 классе. Что мы знаем о речи, её типах и стилях. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Стили и типы речи Правописание. Орфография. Пунктуация. Употребление прописных букв. Комплексный анализ текста по упр. 34 Проверочная работа по орфографии и пунктуации. Орфограммы корня Правописание окончаний слов. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными.

Развитие речи. Что мы знаем о тексте (повторение).

Контрольная работа диктант с заданием) №1, №2. Анализ контрольного диктанта

Грамматика. Морфология и синтаксис. Как различать части речи и члены предложения.(3 ч)

Имя существительное.(18 ч) Из них Р\р 4 ч

Морфологические признаки имени существительного.

Словообразование разных частей речи. Словообразование имён существительных. Самостоятельная работа по словообразованию. Правописание сложных существительных. Употребление имён существительных в речи

Речь. Стили речи.(9 ч) Из них К.Р.- 2 ч

Деловая и научная речь. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля

Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение. Характеристика делового стиля

Имя прилагательное (14 ч) из них Р\р – 3 ч КД - 2

Морфологические признаки имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных.

Правописание сложных прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Контрольный диктант № 3. КД.

Анализ контрольного диктанта. Употребление имён прилагательных в речи

Текст (12 ч) Из них: Р\Р- 4

Текст. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором.

Глагол (14 ч) Р\р - 3, КД - 2

Морфологические признаки глагола. Словообразование глагола. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Буквы И – Ы в корне после приставок. Употребление и произношение глаголов в речи. Повторение орфографии.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием по морфологии и орфографии)

Причастие и деепричастие (46 ч)

Причастие (28 ч) Р\р – 2, К.р. - 4

Что такое причастие. Причастный оборот.

Контрольная работа. КД и его анализ.

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Синтаксическая роль полных и кратких причастий. Морфологический разбор причастий ( закрепление)

Контрольная работа по теме «Причастие» и её анализ

Буквы Н и НН в причастиях. Слитное и дефисное написание НЕ с причастиями.

Типы речи. Повествование (9 ч) К. соч. -2

Рассказ как один из жанров художественного повествования. Повествование художественного и делового стилей. Повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей.

Контрольное сочинение в жанре рассказа

Типы речи. Описание (3 ч)

Описание места. Сочинение «Моя (наша) комната» Соединение в тексте повествования и описания места.

Деепричастие (18 ч)

Деепричастный оборот. НЕ с деепричастиями Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Контрольная работа. КД и его анализ.

Употребление деепричастий в речи. Произношение деепричастий. Правописание деепричастий. Повторение. Повторение изученного по темам «Причастие» и «Деепричастие».

Контрольная работа (по темам «Причастие» и «Деепричастие») и её анализ.

Имя числительное (11ч) р\р -2 К.Р. -2

Что обозначает имя числительное. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание.

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

Самостоятельная работа. ПД и его анализ.

Типы речи (4 ч) Описание состояния окружающей среды. Описание состояния окружающей среды.

Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели».

Местоимение (19 ч) Р\р – 2 КД - 2

Какие слова называются местоимениями. Разряды местоимений по значению.

Личные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Вежливое Вы. Употребление местоимений в речи. Повторение изученного материала. Произношение местоимений.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

Речь. Текст. Соединение в тексте разных типовых фрагментов (4 ч) К. сочинение - 2

Итоговое повторение орфографии и пунктуации (16 ч) Р\р – 2 К.р. - 2

Контрольное изложение «Речкино имя» - 2 Проверочная работа по повторению.

Контрольная работа итоговая. Тестовая работа и её анализ.

Результаты изучения предмета «Русский язык».

Личностные результаты освоения русского языка:

1)Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;

2)Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

3)Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение

  • Адекватное понимание информации устного и письменого сообщения (коммуникативной установки, темы текста, осовной мысли, основной и дополнительной информации);

  • Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сввободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты освоения русского языка:

  1. Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа;

  2. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  3. Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  4. Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);

  5. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  6. Осознание эстетической функции языка.

Основные результаты обучения в 6 классе.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов:

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным

повествованием.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства,

характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно)пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению и систематизировать его ; составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а)о чем говорится; б)что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Предметные результаты обучения:

- по орфоэпии:правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; упот­ребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреб­лять слова (термины, профессиональные, заимст­вованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; из­бегать засорения речи иноязычными словами; тол­ковать лексическое значение общеупотребитель­ных слов и фразеологизмов; пользоваться различ­ными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- по морфемике и словообразова­нию: выделять морфемы на основе словообразова­тельного анализа (в словах сложной структуры);
составлять словообразовательную цепочку слов,включающую 3—5 звеньев; различать морфологи­ческие способы образования изученных частей речи;

- по морфологии:квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в б классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамма­тические признаки изученных частей речи (напри­мер, при решении орфографических задач);

- по орфографии: характеризовать изучен­ные орфограммы и объяснять написание слов; пра­вильно писать слова, написание которых подчиня­ется правилам, изученным в 6 классе, а также сло­ва с непроверяемыми орфограммами, написание
которых отрабатывается в словарном порядке, сво­бодно пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи, изученных в 6 классе; пра­вильно строить и произносить предложения с при­частными и деепричастными оборотами, стилисти­чески оправданно употреблять их в речи.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Разумовская, М. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // Программно-методические материалы. Русский язык, 5–9 классы / сост.Харитонова Е.И. – М. : Дрофа, 2013.

2. Русский язык. 6 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.] ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М. : Дрофа, 2016. – 368 с.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Львов, В. В. Русский язык. 6 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010. – 311 с.

Словари и справочники:

    1. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

Интернет-ресурсы для ученика и учителя.

Методические материалы в сети.

    • Справочно-информационный портал «Инфоурок».

    • Издательский дом «Первое сентября».

Рабочее место учителя: оборудование:

  1. персональный компьютер;

  2. проектор;

  3. интерактивная доска Smart


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее