Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России № 1097 от 17.12.2010);
Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, рекомендована Министерством образования РФ, Москва, «Просвещение»;
основной образовательной программой школы (приказ № 108-о.д. от31.08.2020 );
годовым календарным учебным графиком (приказ № 108-о.д. от31.08.2020 );
учебным планом ОУ (приказ № 108-о.д. от31.08.2020 );
учебно-методическим комплектом к учебнику Русский язык 8 класс. Авторы Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.Москва "Просвещение", 2017;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 (РЕД. ОТ 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 );
п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 08.11.11. №118);
Положение о рабочей программе по русскому языку (приказ № 256 от 11.10.2017).
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике.
Задачи обучения:
-дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
-формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
-формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Место учебного предмета
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в 8 классе отводится 3 часа в неделю. Таким образом, количество часов по русскому языку в 8 классе равно 3 часам в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Маньковская СОШ на 2020-2021 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 8 классе. В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год для основного общего образования на учебный предмет русский язык в 8 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 105 часов в год.
Так как 23.02, 08.03, 03.05, 10.05 являются государственными праздниками - выходными днями , то рабочая программа, рассчитанная на 105 часов, будет выполнена за 103 часа за счет уплотнения материала.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ № 108-о.д. от31.08.2020 );
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение | 1 | Основные разделы языка, основные языковые единицы. | Лекция с элементами беседы. | Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка |
2. | Повторение изученного в 5-7 классах | 9 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма. | Практикум. Самостоятельная работа. работа с текстом | Словарно-орфографическая работа, практическая работа, словарный диктант, комплексный анализ текста, работа с упражнениями учебника |
3. | Синтаксис, пунктуация, культура речи. | 7 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание, типы словосочетаний. Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний | Коллективная работа, работа в парах, проектирование выполнения домашнего задания, индивидуальная работа с дидактическим материалом, комментирование выставления оценок | Фронтальный и уплотненный опрос, работа с упражениями учебника, диктант, фронтальная работа с орфограмми |
4. | Простое предложение | 3 | Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные. Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные. | Групповая работа, творческая работа, индивидуальное проектирование, контроль и самоконтроль изученных понятий, комментирование выставления оценок | Упражнения учебника, комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант |
5. | Двусоставные предложения | 18 | Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. | Коллективная работа, работа в парах, , работа с дидактическим материалом, комментирование выставления оценок | Написание выборочного изложения, Комплексный анализ текста, индивидуальная работа с дидактическим материалом |
6. | Односоставные предложения | 10 | Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | Комплексное повторение, работа в парах, комментирование выставления оценок | словарный диктант, упражнения учебника, работа с раздаточным материалом, сочинение-миниатюра, изложение, комплексный анализ текста |
7. | Простое осложненное предложение | 29 | Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | Самостоятельная работа, работа в парах. контроль и самоконтроль изученных понятий | Комплексный анализ текста, упражнения учебника |
8. | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 20 | Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Текстообразующая роль обращений. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль вводных слов и междометий. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | Самопроверка, взаимопроверка работ, проектирование домашних заданий, творческая работа | Работа с тестами, самостоятельная работа с орфограммами, обьяснительный диктант |
9. | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 6 | Синтаксис, пунктуация, культура речи Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь. | Комплексное повторение, работа в парах, групповая работа, восполнение проблемных зон учебной деятельности | Упражнения учебника, сочинение, доклад, предупредительный диктант |
III. Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Введение(1час) | |||
1. | Инструкция по ТБ. Русский язык в современном мире | 1 | 03.09 |
|
Повторение изученного в 5-7 классах (9ч) | ||||
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | 04.09 |
|
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 07.09 |
|
4. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 10.09 |
|
5. | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | 11.09 |
|
6. | Р. Р Подготовка к написанию изложения с грамматическим заданием | 1 | 14.09 |
|
7. | Р. Р Изложение с грамматическим заданием | 1 | 17.09 |
|
8. | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | 18.09 |
|
9. | Входной контрольный диктант | 1 | 21.09 |
|
10 | Тест "Обобщение повторения" | 1 | 24.09 |
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7ч) | ||||
11. | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. | 1 | 25.09 |
|
12. | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | 28.09 | 01.10.2020 |
13. | Р.р. Сжатое изложение.Отрывок из очерка К. Паустовского "Страна за Онегой" | 1 | 01.10 | 02.10.2020 |
14. | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | 02.10 | 05.10.2020 |
15. | Виды словосочетаний | 1 | 05.10 |
|
16. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | 08.10 |
|
17. | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | 09.10 |
|
Простое предложение (3 часа) | ||||
18. | Грамматическая основа предложения. | 1 | 12.10 |
|
19. | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | 15.10 |
|
20. | Р.р. Описание памятника культуры. | 1 | 16.10 |
|
Двусоставные предложения (17 ч) Главные члены предложения (8ч) | ||||
21. | Подлежащее. | 1 | 19.10 |
|
22. | Р.Р. Сочинение по картине И.Шевандроновой «На террасе». | 1 | 22.10 |
|
23. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | 23.10 |
|
24. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 26.10 |
|
25. | Составное глагольное сказуемое. | 1 | 29.10 |
|
26. | Составное именное сказуемое. | 1 | 30.10 |
|
27. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 09.11 |
|
28. | Тест по теме "Главные члены предложения" | 1 | 12.11 |
|
Второстепенные члены предложения (10 ч) | ||||
29. | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1 | 13.11 |
|
30. | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | 1 | 16.11 |
|
31. | Определение | 1 | 19.11 |
|
32. | Р.р. Сжатое изложение. Отрывок из романа А.Н.Толстого «Пётр I». | 1 | 20.11 |
|
33. | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | 23.11 |
|
34. | Обстоятельство. | 1 | 26.11 |
|
35. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | 27.11 |
|
36. | Р.р. «Характеристика человека». | 1 | 30.11 |
|
37. | Повторение и обобщение по теме "Двусоставные предложения" | 1 | 03.12 |
|
38. | Контрольная работа по теме "Двусоставные предложения" | 1 | 04.12 |
|
Односоставные предложения (10 ч) | ||||
39. | Анализ контрольной работы. Главный член односоставного предложения. | 1 | 07.12 |
|
40. | Назывные предложения. | 1 | 10.12 |
|
41. | Определённо-личные предложения. | 1 | 11.12 |
|
42. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | 14.12 |
|
43. | Р.р.Инструкция. | 1 | 17.12 |
|
44. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 18.12 |
|
45. | Безличные предложения. | 1 | 21.12 |
|
46. | Р.р Рассуждение | 1 | 24.12 |
|
47. | Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | 25.12 |
|
48. | Повторение изученного по теме «Двусоставные и односоставные предложения». | 1 | 28.12 |
|
Простое осложнённое предложение(29ч) | ||||
49. | Понятие об осложненном предложении. | 1 | 11.01 |
|
Однородные члены предложения (12 ч) | ||||
50. | Понятие об однородных членах предложения. | 1 | 14.01 |
|
51. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | 15.01 |
|
52. | Р.рИзложение. | 1 | 18.01 |
|
53. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | 21.01 |
|
54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | 22.01 |
|
55. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | 25.01 |
|
56. | Обобщающие слова при однородных членах предложения . и знаки препинания при них. | 1 | 28.01 |
|
57. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | 29.01 |
|
58. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | 1 | 01.02 |
|
59. | Р.р. Сочинение-отзыв по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди». | 1 | 04.02 |
|
60. | Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 05.02 |
|
61. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 08.02 |
|
Обособленные члены предложения (16 ч) | ||||
62. | Тест по теме "Однородные члены предложения" Понятие об обособлении. | 1 | 11.02 |
|
63. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 12.02 |
|
64. | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 15.02 |
|
65. | Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 18.02 |
|
66. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 19.02 |
|
67. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 22.02 |
|
68. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 25.02 |
|
69. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 26.02 |
|
70. | Тест по теме "Обособленные члены предложения" | 1 | 01.03 |
|
71. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | 04.03 |
|
72. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | 1 | 05.03 |
|
73. | Р.р. Сочинение «Изобретение наших дней». | 1 | 11.03 |
|
74. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | 12.03 |
|
75. | Контрольная работа за 3 четверть по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 15.03 |
|
76. | Итоговый тест по теме "Обособленные члены предложения" | 1 | 18.03 |
|
77. | Повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 19.03 |
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (17 ч) Обращение (3 ч) | ||||
78. | Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | 29.03 |
|
79. | Употребление обращений. | 1 | 01.04 |
|
80. | Р.р Составление делового письма | 1 | 02.04 |
|
Вводные и вставные конструкции (7 ч) | ||||
81. | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | 05.04 |
|
82. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | 08.04 |
|
83. | Р.р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения. | 1 | 09.04 |
|
84. | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | 12.04 |
|
85. | Междометия в предложении. | 1 | 15.04 |
|
86. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | 16.04 |
|
87. | Контрольная работа по теме " Слова, грамматически не связанные с членами предложения" | 1 | 19.04 |
|
Чужая речь ( 10ч) | ||||
88. | Анализ контрольной работы. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. | 1 | 22.04 |
|
89. | Косвенная и прямая речь. | 1 | 23.04 |
|
90. | Диалог | 1 | 26.04 |
|
91. | Рр Рассказ | 1 | 29.04 |
|
92. | Цитата | 1 | 30.04 |
|
93. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Итоговый тест по теме "Прямая и косвенная речь. Цитаты" | 1 | 06.05 |
|
94. | Повторение и обобщение по теме "Чужая речь" | 1 | 07.05 |
|
95 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | 13.05 |
|
96 | Анализ контрольной работы | 1 | 14.05 |
|
97 | Итоговый тест по программе 8 класс | 1 | 17.05 |
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе( 6ч) | ||||
98. | Р.р Изложение с элементами сочинения (по тексту упр.442) | 1 | 20.05 |
|
99. | Синтаксис и морфология. | 1 | 21.05 |
|
100. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 24.05 |
|
101. | Синтаксис и культура речи | 1 | 27.05 |
|
102. | Синтаксис и орфография | 1 | 28.05 |
|
103. | Итоги года | 1 | 31.05 |
|
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
Предметные знания и умения:
- знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор предложений;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
Метапредметные знания и умения
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Личностные результаты обучения
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Сформированные компетентности:
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Требования к уровню подготовки обучающихсяУчащиеся должны знать определения, изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
Соблюдать нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствие с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста.
Общеучебные умения и навыки:
-анализировать, классифицировать, сопоставлять предложенный учебный материал;
- работать с учебной литературой
- читать учебно-научные тексты изучающим чтением;
-подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного и научного стиля речи;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
4.2. Система оценивания
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Оценки | Основные критерии оценки | |
| Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
4.3. Контрольно-измерительные материалы
Входная контрольная работа
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (По Е. Носову)
Вариант 1
1. Фонетический разбор слова: дождь.
2. Морфологический разбор слова: в опавших (листьях).
3..Определить способ образования слова летавшей.
4.Выполнить синтаксический разбор предложения: На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица.
Вариант 2
1.Фонетический разбор слова: грядки.
2. Морфологический разбор слова: прицепившись.
3. Определить способ образования слова отдохнув.
4.Выполнить синтаксический разбор предложения: Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Тест "Обобщение повторения "
Вариант 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) бАлуясь
□ 2) нАчавший
□ 3) созданА
□ 4) досЫта
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) выстав..вший, вылет..в
□ 2) н..как, г..мнастка
□ 3) докрасн.., набел..
□ 4) разве..в, ка..щийся
А3. В каком предложении на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
□ 1) Этому кова..ому сундуку место в музее.
□ 2) Цирковые медведи обуче..ы езде на велосипеде.
□ 3) Тушё..ые овощи менее полезны, чем свежие.
□ 4) Кама — самая большая река ба..ейна Волги.
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) (ЧТО)БЫ не опоздать, пришлось выехать (ПО)РАНЬШЕ.
□ 2) Не сердись на меня (ЗА)ТО письмо, я ТО(ЖЕ) переживаю.
□ 3) (В)ДАЛИ раздался звук, (КАК)БУДТО струна лопнула.
□ 4) (В)ВИДУ болезни преподавателя занятий (НЕ)БУДЕТ.
А5. В каком предложении не нарушена речевая норма?
□ 1) Читая рассказ, мне стало интересно.
□ 2) Книги учат различать добро и зло.
□ 3) Двери дома открывались вовнутрь.
□ 4) Приезжающие на соревнования хоккеисты провели первую тренировку.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
□ 2) Пушкина привлекали переломные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием.
□ 3) За годы учения в университете Фонвизин овладел латинским, немецким и французским языками настолько, что переводы его не раз появлялись в печати.
□ 4) Я сел в кибитку с Савельичем, и отправился в дорогу обливаясь слезами.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему, но и историком. (2)По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачёва. (3)Пушкин внимательно изучал исторические документы, записывал устные исторические предания, услышанные им от свидетелей событий. (4)В то же время Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков. (5) Всё это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.
B1. Из предложения (1) выпишите союз.
В2. В предложении (3) найдите причастие, укажите его постоянные морфологические признаки.
В3. Из предложения (4) выпишите деепричастие, укажите его вид.
В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
С1. Прокомментируйте высказывание А. С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Вариант 2
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) прАвы
□ 2) удобнЕе
□ 3) прИбывший
□ 4) взЯта
А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
□ 1) трен..р, н..чуть
□ 2) поспор..в, выбол..вший
□ 3) посе..ны, кле..щий
□ 4) начист.., сначал..
А3. В каком предложении на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
□ 1) Вода, кипячё..ая в самоваре, кажется более вкусной.
□ 2) К платью пристроче..ы оборки.
□ 3) На стул небрежно брошен жёва..ый пиджак.
□ 4) Ветре..ым вечером смолкнут крики птиц.
А4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) (ВРЯД)ЛИ ты чувствуешь ТО(ЖЕ), что и я.
□ 2) (С)НАЧАЛА надо всё взвесить, (ЧТО)БЫ не ошибиться.
□ 3) (КАКОЙ)ЖЕ русский (НЕ)ЛЮБИТ быстрой езды!
□ 4) Вы должны подготовиться к ответу (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА.
А5. В каком предложении не нарушена речевая норма?
□ 1) Делим всё по-честному, напополам.
□ 2) Детали обсудим по приезду.
□ 3) Работая на компьютере, неожиданно отключилось электричество.
□ 4) Дети, рисовавшие что-то на асфальте, не обратили на меня никакого внимания.
А6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдалённой.
□ 2) Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение.
□ 3) Лошади стояли, понуря голову, и изредка вздрагивая.
□ 4) Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)В драме перед зрителем или читателем развёртываются явления, составляющие внешний мир. (2)События предстают в качестве живого, развёртывающегося в настоящем времени действия, показанного через конфликты и в форме диалога. (3)Драматург исключён из непосредственного действия. (4)Он проявляется, поясняя действие или поведение персонажей лишь ремарками.
В1. Из предложения (1) выпишите союз. Укажите группу, к которой он относится.
В2. Из предложения (2) выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
В3. Укажите морфологическую принадлежность слова «исключён» из предложения (3).
В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
С1. Напишите, в чём вы видите особенности драматургии Д. И. Фонвизина.
Контрольная работа за 1 четверть
Волчица
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)
(125 слов.)
Грамматическое задание
Выпишите из текста 3 примера простых глагольных сказуемых.
Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант);
Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).
Тест по теме "Главные члены предложения"
Вариант 1
А1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
□ 1) Мы с приятелем вдвоём очень весело живём.
□ 2) По аллее шла нарядная девочка с пуделем.
□ 3) Жили-были старик со старухой.
□ 4) Иногда кошка с собакой живут дружно.
А2. Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.
□ 1) Вечером мы будем смотреть футбол по телевизору.
□ 2) Ты бы поговорил со мной.
□ 3) А щука выскользнула из рук и бултых в воду!
□ 4) На реке нескончаемо сновали лодки и катера.
А3. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Я намерен был уехать сегодня же.
□ 2) Мы продолжили изучать тему.
□ 3) Любишь ты поспорить!
□ 4) В детстве он хотел стать пожарным.
А4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Ты (..) настоящий друг.
□ 2) Три (..) число магическое.
□ 3) С другом и горе (..) не беда.
□ 4) Ласковое слово (..) что солнышко в ненастье.
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.
С1. Опишите известный вам памятник архитектуры.
Вариант 2
А1. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?
□ 1) Самолёт с пассажирами на борту поднялся в воздух.
□ 2) Матроскин с Шариком часто ссорился.
□ 3) Поведение вошедшего привлекло всеобщее внимание.
□ 4) После школы мы с друзьями ходим на тренировку.
А2. Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.
□ 1) Вдруг кто-то тихонько стук в окно.
□ 2) Да будет свет!
□ 3) Ты будешь со мной меняться местами?
□ 4) Немного отъехав, машина остановилась.
А3. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Над рекой начинал подниматься туман.
□ 2) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.
□ 3) Я рад был помочь вам.
□ 4) Он ещё будет учить меня!
А4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?
□ 1) Моё правило (..) говорить правду.
□ 2) Она (..) девушка с характером.
□ 3) Солнце (..) словно огненный шар.
□ 4) Зима (..) не лето.
В1. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве продолжает собирать вокруг себя множество людей.
С1. Опишите известный вам памятник деятелю культуры.
Контрольная работа по теме "Двусоставные предложения"
Осень
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (По О. Туберовской)
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 - 2 на каждый вид).
2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.
3. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант
Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
2 вариант
Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.
Контрольная работа за 2 четверть
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.
То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.
Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.
К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.
Грамматическое задание
1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения ( в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.
2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых :
1 вариант – в предложении На Прорве слишком много помех. 2 вариант – в предложении Воздух чист и прохладен.
3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.
4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться
Контрольная работа «Однородные члены предложения».
Всё: и день, и природа — великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся.
Грамматическое задание
1.Начертите схему предложения:
Все: и день, и природа — великолепно.- 1в,
Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в
2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях
Они устилают всю землю. - 1в
А грезы не воротятся. – 2в
3.Объясните знаки препинания в предложениях:
Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?
Тест "Однородные члены"
Вариант 1
А1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Однородными могут быть любые члены предложения.
□ 2) ОЧ могут иметь при себе зависимые слова.
□ 3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.
□ 4) В предложении может быть больше одного ряда ОЧ.
А2. Какой союз является разделительным?
□ 1) ни… ни
□ 2) зато
□ 3) как… так и
□ 4) то… то
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) За дверью послышался не то смех, не то плач.
□ 2) Последнее время приходилось работать и день и ночь.
□ 3) Овощи не только вкусны, но и полезны.
□ 4) Говорил он бойко, однако, бестолково.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
□ 1) Медведи — животные большие сильные да и ловкие.
□ 2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.
□ 3) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.
□ 4) Стоял тихий сентябрьский денёк.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
□ 2) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
□ 3) На крышах, на деревьях, на скамейках — везде была изморозь.
□ 4) На болотах и солончаках не растёт ни хлопок, ни пшеница.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Хуже всего ждать да догонять.
С1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.
Вариант 2
А1. Какое утверждение ошибочно?
□ 1) Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается союзами или только интонационно.
□ 2) Повторяющиеся слова являются однородными членами.
□ 3) Однородные члены могут быть распространёнными.
□ 4) Определения-эпитеты обычно бывают однородными.
А2. Какой союз является противительным?
□ 1) либо
□ 2) не то… не то
□ 3) не только… но и
□ 4) однако
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.
□ 2) Не слышно ни стука, ни шороха.
□ 3) Мой компьютер старенький, зато надёжный.
□ 4) Разговор шёл то по-русски, то по-английски.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
□ 1) На стол постелена красивая льняная скатерть.
□ 2) Что ты встал ни свет ни заря?
□ 3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.
□ 4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Крупнейшие реки Западной Сибири, а именно: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
□ 2) Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
□ 3) За туманом не видно ни поля, ни леса.
□ 4) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Мал золотник, да дорог.
С1. Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.
Тест по теме "Обособленные члены предложения"
Вариант 1
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Взволнованная, она не могла найти слов.
□ 2) Его, известного эрудита нелегко было сбить с толку.
□ 3) Комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.
□ 4) Орёл, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли.
А2. В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.
□ 2) Утром туман окутал ещё не проснувшийся город.
□ 3) Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.
□ 4) Блестело море всё в ярком свете.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Забрались мы в глухие места полные дичи.
□ 2) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной.
□ 3) Речь в передаче шла о Ричарде Гире, известном актёре.
□ 4) Монголов, прирождённых всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с пелёнок.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь.
□ 2) Ему как хорошему шахматисту удалось легко победить.
□ 3) Отвечайте сидя.
□ 4) Смеясь и шутя мы побежали к реке.
В1. Напишите, какой член данного предложения обособлен.
В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.
С1. Напишите, как вы считаете, почему Маша Миронова поспешила вернуться в деревню, не оставшись в Петербурге.
Вариант 2
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке.
□ 2) Ему, в тяжёлых доспехах, трудно было поворачиваться.
□ 3) В комнату вошла Анна, сестра Веры.
□ 4) Удивлённый отказом Баев продолжал приходить в дом.
А2. В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) А я-то наивный поверил тебе!
□ 2) Над нами возвышались горы скалистые неприступные.
□ 3) Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля.
□ 4) Осторожные звери тигры редко обнаруживают себя.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Лил дождь косой, крупный, бьющий в лицо.
□ 2) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку.
□ 3) В одном месте горная речка пробила скалистый берег, встававший отвесной каменной стеной.
□ 4) В фильме «Карнавал» главную роль исполняет Ирина Муравьёва, актриса театра и кино.
А4. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф.
□ 2) Пароход обгоняет плоты заплёскивая их водой.
□ 3) Нежданов несмотря на привязанность друзей сознавал себя одиноким.
□ 4) Не рекомендуется читать лёжа.
В1. Напишите, какой член данного предложения обособлен.
Лицо её, полное и румяное, выражало спокойствие.
С1. Напишите, как характеризует Екатерину II её портрет, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» (задание В1).
Контрольная работа за 3 четверть по теме «Обособленные члены предложения».
Василий Поленов создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.
Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать — художница- любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства..
С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника.
Грамматическое задание.
1. Разобрать по составу: наполненные сделанные; принесли привлекают; городам правдивостью
2. Объяснить графически знаки препинания:
Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».
Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.
3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.
4. Подчеркнуть обособленные члены предложения
Итоговый тест по теме "Обособленные члены предложения"
Вариант 1
А1. Какое предложение является безличным?
□ 1) Комната в доме городничего.
□ 2) Мне обещали купить компьютер.
□ 3) За чем пойдёшь, то и найдёшь.
□ 4) Мне в эту ночь не спалось.
А2. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) Брожу у моря, жду погоды.
□ 2) Сок стоит двадцать рублей, а мороженое — пятнадцать.
□ 3) По телевизору показывают новый фильм.
□ 4) Слышишь, побеги, расспроси…
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Вдали не то туман, не то дым.
□ 2) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо.
□ 3) В человеке всё должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
□ 4) Даже дома, в кругу семьи, нельзя быть неаккуратным.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) В кабинете стоял огромный книжный шкаф.
□ 2) Ты шутишь или говоришь серьёзно?
□ 3) Полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки были собраны в один букет.
□ 4) Все классы, за исключением младших, учились и в морозы.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Пушкин, вспоминая друзей-лицеистов, славил дружеский союз.
□ 2) «Пиковая дама» — философско-психологическая повесть написанная Пушкиным в 1833 году.
□ 3) Оставленный без присмотра, щенок сгрыз мамины туфли.
□ 4) Первым Хлестакову пришёл представляться Ляпкин-Тяпкин, судья.
А6. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Д. С. Лихачёв известен как исследователь древнерусской литературы публицист и общественный деятель.
□ 2) Я видел горные хребты причудливые как мечты.
□ 3) Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш.
□ 4) Сергея как опытного альпиниста назначили руководителем группы.
Прочитайте фрагмент стихотворения Н. А. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок» и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)А весна хороша, хороша!
(2)Охватило всю душу сиренями.
(3)Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
(4)Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
В1. Напишите номер предложения (номера предложений), в котором (в которых) есть однородные члены.
В2. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение (2).
В3. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение (3).
В4. Напишите, какой член предложения обособлен в предложении (4).
С1. Напишите, с помощью каких приёмов поэт создаёт картину пробуждения природы и души человека.
Вариант 2
А1. Какое предложение является безличным?
□ 1) Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.
□ 2) Хочу всё знать.
□ 3) В Москве открыли новую линию метро.
□ 4) Маленькая комната в гостинице.
А2. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) Вот увидишь, скоро обо мне заговорят.
□ 2) Сегодня пять уроков, а завтра шесть.
□ 3) С кем поведёшься, от того и наберёшься.
□ 4) К вечеру резко похолодало.
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Грачей пролётные стада кричат и весело, и важно.
□ 2) Концерт был ни то ни сё.
□ 3) Язык венгров или мадьяр относится к финноугорской группе.
□ 4) Везде: на столе, на подоконнике, на телевизоре — лежал толстый слой пыли.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Северная столица или Петербург привлекает множество туристов.
□ 2) Для будущей специальности важно знать как физику, так и химию.
□ 3) За время каникул я успел побывать в нескольких местах: в музее, в театре, в кино.
□ 4) Он не пришёл, кудрявый наш певец.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает.
□ 2) Между ними, посреди комнаты, стоял самовар, шумя и испуская клубами пар.
□ 3) Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые.
□ 4) Возле консерватории, в небольшом садике стоит памятник П. И. Чайковскому.
А6. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Алмаз как самый твёрдый минерал находит применение не только в ювелирном деле но и в промышленности.
□ 2) Компьютер для неё служил только как печатная машинка.
□ 3) Порой в ущелии шакал кричал и плакал как дитя.
□ 4) Ежедневно в стране выпускают и продают миллионы экземпляров газет и журналов.
Прочитайте фрагмент стихотворения А. И. Фатьянова «Соловьи» и выполните задания В1—В4 и С1.
(1)Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят…
(2)Ведь завтра снова будет бой.
(3)Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив.
(4)Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
В1. Напишите номер предложения (номера предложений), в котором (в которых) есть однородные члены.
В2. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится первая часть сложного предложения (1).
В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения (3).
В4. Напишите, какой член предложения обособлен в предложении (3).
С1. Напишите, что сближает это стихотворение (песню) с народной песней.
Контрольная работа по теме " Слова, грамматически не связанные с членами предложения"
Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств?
Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь.
При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения.
Тяжела была эта пища!. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз.
Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру.
Грамматическое задание
1.Выписать из текста диктанта одно предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, сделать письменный синтаксически разбор (по выбору учащихся).
2.Указать в тексте диктанта значения вводных слов.
Тест "Прямая и косвенная речь. Цитаты "
Вариант 1
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»
□ 2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
□ 3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.
□ 4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».
А2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?
□ 1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.
□ 2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».
□ 3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.
□ 4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) О графине сказано, что она «не имела злой души».
□ 2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
□ 3) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным.
□ 4) Нас спросили, хотим ли мы поехать на экскурсию?
А4. В каком примере не нарушены речевые нормы?
□ 1) Он сказал то, что не придёт сегодня.
□ 2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.
□ 3) Мне сказали то, что меня очень удивило.
□ 4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.
В1. Из данного предложения выпишите вводное слово.
Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»
С1. Напишите о значении в речи вводных слов.
Вариант 2
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»
□ 2) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?»
□ 3) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий.
□ 4) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».
А2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?
□ 1) Пословица гласит: «Нет дыма без огня».
□ 2) «Внимание!» — вдруг прозвучал голос из динамика.
□ 3) «Огня! — кричат. — Огня».
□ 4) Цой сказал: «Знаете что? Пойдёмте ко мне обедать».
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
□ 2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».
□ 3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
□ 4) Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.
А4. В каком предложении не нарушены речевые нормы?
□ 1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
□ 2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.
□ 3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
□ 4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.
В1. Из данного предложения выпишите обращение.
Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Век вас не забуду».
С1. Напишите о значении в речи обращений.
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Наступление утра
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю.
Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.
А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра.
Грамматическое задание:
1. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их.
2. Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой.
3. Найти в тексте односоставные предложения, указать их тип.
4. Выполнить синтаксический разбор предложений:
1в. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля.
2в. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли.
Итоговый тест по программе 8 класса
Вариант 1
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
□ 1) лаур..ат, ком..тет
□ 2) арт..ллерия, об..лиск
□ 3) арх..тектура, д..плом
□ 4) пр..вилегия, р..золюция
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
□ 1) а..естат, кава..ерия
□ 2) пье..а, иску..ный
□ 3) бе..етристика, инте..ект
□ 4) конгре.., диску..ия
А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) срЕдства, облегчИть
□ 2) щАвель, включИм
□ 3) красивЕе, повторИт
□ 4) инАче, собрАла
А4. Какая группа слов является словосочетанием?
□ 1) через сутки
□ 2) машина нагружена
□ 3) кресло-качалка
□ 4) довольно жарко
А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Знайте, что я всегда рад помочь вам.
□ 2) Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.
□ 3) Команда будет выступать на своём поле.
□ 4) Оксана любила покрасоваться.
А6. Какое предложение является неопределённо-личным?
□ 1) Переходите улицу внимательнее!
□ 2) Мне вдруг сделалось страшно.
□ 3) И на обломках самовластья напишут наши имена!
□ 4) Маленькая комната в гостинице.
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) Пишу, читаю без лампады.
□ 2) Брат любит чёрный чай, а я — зелёный.
□ 3) Мне что-то не по себе.
□ 4) Суворов учил брать не числом, а умением.
А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
□ 1) Походка, голос, взгляд (..) всё изменилось в Маше.
□ 2) В опасности забор (..) не препятствие.
□ 3) Твои слова (..) словно острый нож.
□ 4) У моего дедушки пять наград (..) один орден и четыре медали.
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.
□ 2) «Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. — Береги себя и возвращайся домой».
□ 3) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.
□ 4) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» — думал я про полковника.
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Джульетта ты как день!
□ 2) И невозможное возможно.
□ 3) Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.
□ 4) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.
□ 2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.
□ 3) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.
□ 4) Сад был окружён забором, старым, ветхим.
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пустив стрелу,
□ 1) она упала на купеческий двор.
□ 2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.
□ 3) её долго пришлось искать.
□ 4) Иван-царевич отправился на её поиски
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3)Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (6)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.
В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).
В2. Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В3. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).
В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.
В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.
С1. Напишите, какие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.
Вариант 2
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) д..алог, ст..пендия
□ 2) св..детельство, пр..зидиум
□ 3) ч..столюбивый, эп..лог
□ 4) ман..врировать, ид..ал
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?
□ 1) коло..альный, режи..ёр
□ 2) и..юминация, прогре..
□ 3) га..ерея, ко..орит
□ 4) тро..ейбус, ко..итет
А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) кУхонный, обеспЕчение
□ 2) договОр, позвОнит
□ 3) катАлог, началА
□ 4) тортЫ, прАвы
А4. Какая группа слов является словосочетанием?
□ 1) впереди лето
□ 2) чёт или нечет
□ 3) разделив на группы
□ 4) приёмник настроен
А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
□ 1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.
□ 2) В клетке соловей перестал петь.
□ 3) Прошло несколько месяцев.
□ 4) Ты бы поговорил со мной.
А6. Какое предложение является неопределённо-личным?
□ 1) Сад Капулетти.
□ 2) О любви в словах не говорят.
□ 3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.
□ 4) При сильном ветре выходить в море опасно.
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
□ 1) Знаешь, Зинка, я против грусти.
□ 2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.
□ 3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.
□ 4) Я буду читать за Хлестакова, а ты — за Осипа.
А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
□ 1) Очевидно (..) не значит верно.
□ 2) Рифей (..) древнее название Урала.
□ 3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронтовом», «Землянку».
□ 4) Лес (..) будто терем расписной.
А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным.
□ 2) «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним».
□ 3) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Перовским нагрянули гости.
□ 4) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — сказал Печорин.
А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
□ 1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.
□ 2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.
□ 3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.
□ 4) Люблю тебя Петра творенье!
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
□ 2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.
□ 3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
□ 4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.
А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Проводя реформы,
□ 1) перестраивалась вся жизнь России.
□ 2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.
□ 3) им упорно сопротивлялись бояре.
□ 4) их нелегко было принять.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Шестнадцатилетнему Лескову пришлось поступить на службу писцом в суд. (2)С 1861 года Лесков — сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». (3)Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. (4)В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвящённой пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». (5)Статья, совпавшая по времени с новой волной репрессий против революционеров, была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. (6)Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни.
В1. Из предложения (1) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении (2).
В3. Найдите в тексте безличное предложение. Напишите его номер.
В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).
В5. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.
В6. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (6).
С1. Напишите, какие произведения Н. С. Лескова вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.