1.ПОЯснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России № 1097 от 17.12.2010);
Программы по русскому языку 5-9 классы , М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Рекомендована Министерством образования РФ. Москва, «Просвещение», 2016
основной образовательной программой школы (приказ №108-о.д. от 31.08.2020 );
годовым календарным учебным графиком (приказ № 108-о.д. от 31.08.2020 );
учебным планом ОУ (приказ № 108-о.д. от 31.08.2020 );
- учебно-методическим комплектом к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Ладыженская Н.В., Григорян Л.Т., Александрова О.М., Дейкина А.Д., Кулибаба И.И., Москва "Просвещение", 2016 ;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 (РЕД. ОТ 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Приказом Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345
На основании:
Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3);
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании (Утверждён 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 );
п.4.4.Устава школы (Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от 08.11.11. №118);
Положение о рабочей программе по русскому языку (приказ № 256 от 11.10.2017).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в7 классе отводится 4 часа в неделю. Таким образом, количество часов по русскому языку в 7 классе равно 4 часам в неделю.
Годовой календарный учебный график МБОУ Маньковская СОШ на 2020-2021 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 7 классе. В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 уч. год для основного общего образования на учебный предмет русский язык в 7 классе отводится 4 часа в неделю, т.е. 140 часов в год.
Так как 23.02, 08.03, 03.05, 10.05 являются государственными праздниками - выходными днями , то рабочая программа, рассчитанная на 140 часов, будет выполнена за 138 часов за счет уплотнения материала.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ №108-о.д. от 31.08.2020 г);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
- отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание каждой темы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение | 1 | Содержание УМК. Русский язык- один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Учебное исследование | Лекция с элементами беседы. | Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах | 9 | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы. Лексический состав языка. Лексические нормы. Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Морфемы. Способы образования слов Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка.
| Практикум. Самостоятельная работа. работа с текстом | Словарно-орфографическая работа, практическая работа, словарный диктант, комплексный анализ текста, работа с упражнениями учебника |
3. | Тексты и стили | 5 | Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
| Практикум, лекция, работа с текстом | Комплексный анализ текста |
4. | Морфология и орфография. Причастие | 112 29 | Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова»). Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Беседа, практикум, самостоятельная работа | Рассказ на лингвистическую тему, словарный диктант, упражнения учебника, работа с раздаточным материалом, сочинение-миниатюра, изложение, комплексный анализ текста |
5. | Деепричастие | 11 | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование. Рассказ по картине. Морфологический разбор | Урок изучения нового материала, практикум, работа по карточкам | Упражнения учебника, комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа, предупредительный диктант |
6. | Наречие | 22 | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль Разряды наречий по значению. Употребление наречий Образование степеней сравнения наречий Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала, практикум, индивидуальная работа | Упражнения учебника, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант, сочинение, комплексный анализ текста |
7. | Учебно-научная речь | 2 | Отзыв. Учебный доклад | Лекция, самостоятельная работа | Написание Отзыва на прочитанное, составление учебного доклада |
7. | Категория состояния | 5 | Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
| Лингвистическая задача, самостоятельная работа, практикум | Комплексный анализ текста, упражнения учебника |
8. | Служебные части речи | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи. | Практикум, самостоятельная работа | Упражнения учебника |
9. | Предлог | 12 | Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
| Лингвистическая задача, самостоятельная работа, практикум | Комплексный анализ текста, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант, выборочный диктант, упражнения учебника |
10. | Союз | 12 | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
| Практикум, фронтальная форма работы | Комплексный анализ текста, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант, выборочный диктант, упражнения учебника |
11. | Частица | 14 | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
| Лингвистическая задача, самостоятельная работа, практикум | Комплексный анализ текста, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант, выборочный диктант, упражнения учебника |
12. | Междометие | 4 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
| Практикум | Комплексный анализ текста, индивидуальная работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант, выборочный диктант, упражнения учебника |
13. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 11 | Разделы языкознания. Признаки текста, типы текста. Особенности стилей речи. Фонетический разбор Лексические группы слов. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу. Самостоятельные и служебные части речи . Виды орфограмм Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор. Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложениях | Практикум, самостоятельная работа | Упражнения учебника, сочинение, доклад, предупредительный диктант |
III. Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Введение (1час) | |||
1. | Инструкция по ТБ. Русский язык как развивающееся явление | 1 | 01.09 |
|
| Повторение изученного в 5-6 классах (9 часов) | |||
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | 03.09 |
|
3. | Пунктуация и пунктуационный разбор | 1 | 04.09 |
|
4. | Лексика и фразеология | 1 | 07.09 |
|
5. | Фонетика и орфография | 1 | 08.09 |
|
6. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | 10.09. |
|
7. | Морфология и орфография | 1 | 11.09 |
|
8. | Входная контрольная работа | 1 | 14. 09 |
|
9. | Анализ контрольной работы | 1 | 15.09 |
|
10. | РР Описание. Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | 1 | 17.09 | 18.09.2020 |
| Тексты и стили (5часов) | |||
11. | РР Текст | 1 | 18.09 | 21.09.2020 |
12. | Диалог как текст. Виды диалога | 1 | 21.09 |
|
13. | РР Стили литературного языка | 1 | 22.09 |
|
14. | РРПублицистический стиль | 1 | 24.09 |
|
15. | Контрольная работа по темам «Повторение изученного в 6кл», «Тексты и стили» | 1 | 25.09 |
|
| Морфология и орфография.Культура речи (112 часов) Причастие (29 часов) | |||
16. | Причастие как часть речи | 1 | 28.09 |
|
17. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | 29.09 |
|
18. | Причастный оборот | 1 | 01.10 |
|
19. | Выделение причастного оборота запятыми | 1 | 02.10 |
|
20. | РР Сочинение. Описание внешности человека | 1 | 05.10 |
|
21. | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 06.10 |
|
22. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | 08.10 |
|
23. | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | 09.10 |
|
24. | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | 12.10 |
|
25. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | 13.10 |
|
26. | РР Изложение с использованием причастий | 1 | 15.10 |
|
27. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий | 1 | 16.10 |
|
28. | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | 19.10 |
|
29. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | 20.10 |
|
30. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | 22.10 |
|
31. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. | 1 | 23.10 |
|
32. | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | 26.10 |
|
33. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных | 1 | 27.10 |
|
34. | РР Выборочное изложение с описанием внешности | 1 | 29.10 |
|
35. | РР Выборочное изложение с описанием внешности | 1 | 30.10 |
|
36. | Морфологический разбор причастий. | 1 | 09.11 |
|
37. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 10.11 |
|
38. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | 12.11 |
|
39. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | 13.11 |
|
40. | РР Подготовка к сочинению- описанию внешности человека (с использованием причастий) | 1 | 16.11 |
|
41. | РР Сочинение. Портретное описание. | 1 | 17.11 |
|
42. | Повторение и обобщение изученного о причастии | 1 | 19.11 |
|
43. | Контрольная работа по теме "Причастие" | 1 | 20.11 |
|
44. | Анализ контрольной работы | 1 | 23.11 |
|
| Деепричастие (11 часов) | |||
45. | Деепричастие как часть речи | 1 | 24.11 |
|
46. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 26.11 |
|
47. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | 27.11 |
|
48. | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 30.11 |
|
49. | Деепричастия несовершенного вида | 1 | 01.12 |
|
50. | Деепричастия совершенного вида | 1 | 03.12 |
|
51. | РР Описание действий людей. Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь". | 1 | 04.12 |
|
52. | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 07.12 |
|
53. | Повторение и обобщение по теме "Деепричастие" | 1 | 08.12 |
|
54. | Контрольная работа по теме "Деепричастие" | 1 | 10.12 |
|
55. | Анализ контрольной работы | 1 | 11.12 |
|
| Наречие ( 22 час) | |||
56. | Наречие как часть речи | 1 | 14.12 |
|
57. | Разряды наречий | 1 | 15.12 |
|
58. | РР Сочинение по картине И.Попова "Первый снег" | 1 | 17.12 |
|
59. | Степени сравнения наречий и их образование. | 1 | 18.12 |
|
60. | Морфологический разбор наречия | 1 | 21.12 |
|
61. | Контрольная работа за 2 четверть | 1 | 22.12 |
|
62. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. | 1 | 24.12 |
|
63. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. | 1 | 25.12 |
|
64. | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | 1 | 28.12 |
|
65. | Одна и две буквы Н в наречиях на -о, -е | 1 | 29.12 |
|
66. | Р/р Описание действий. | 1 | 11.01 |
|
67. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | 12.01 |
|
68. | Буквы О и А на конце наречий | 1 | 14.01 |
|
69. | РР Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | 15.01 |
|
70. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 18.01 |
|
71. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | 19.01 |
|
72. | РР Описание картины Е.Н.Широкова "Друзья" | 1 | 21.01 |
|
73. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 22.01 |
|
74. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | 25.01 |
|
75. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 26.01 |
|
76. | Повторение темы «Наречие». | 1 | 28.01 |
|
77. | Контрольная работа по теме"Наречие" | 1 | 29.01 |
|
| Учебно-научная речь (2 часа) | |||
78. | РР Отзыв. | 1 | 01.02 |
|
79. | РРУчебный доклад | 1 | 02.02 |
|
| Категория состояния (5 часов) | |||
80. | Категория состояния как часть речи | 1 | 04.02 |
|
81. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | 05.02 |
|
82. | РР Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | 08.02 |
|
83. | Повторение и обобщение по теме "Категория состояния" | 1 | 09.02 |
|
84. | Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» | 1 | 11.02 |
|
| Служебные части речи (1час) | |||
85. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 12.02 |
|
| Предлог (12 часов) | |||
86. | Предлог как часть речи | 1 | 15.02 |
|
87. | Употребление предлогов | 1 | 16.02 |
|
88. | Непроизводные и производные предлоги | 1 | 18.02 |
|
89. | Непроизводные и производные предлоги | 1 | 19.02 |
|
90. | Простые и составные предлоги | 1 | 22.02 |
|
91. | Морфологический разбор предлога | 1 | 25.02 |
|
92. | РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной "Детская спортивная школа" | 1 | 26.02 |
|
93. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 01.03 |
|
94. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 02.03 |
|
95. | Повторение и обобщение изученного о предлоге | 1 | 04.03 |
|
96. | Контрольная работа по теме "Предлог" | 1 | 05.03 |
|
97. | Анализ контрольной работы | 1 | 09.03 |
|
| Союз (12часов) | |||
98. | Союз как часть речи | 1 | 11.03 |
|
99. | Простые и составные союзы | 1 | 12.03 |
|
100. | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | 15.03 |
|
101 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | 16.03 |
|
102. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 18.03 |
|
103. | Сочинительные союзы | 1 | 19.03 |
|
104. | Подчинительные союзы | 1 | 29.03 |
|
105. | Морфологический разбор союза | 1 | 30.03 |
|
106. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | 1 | 01.04 |
|
107. | РР Сочинение-рассуждение о книге | 1 | 02.04 |
|
108. | Повторение и обобщение изученного о союзе | 1 | 05.04 |
|
109. | Контрольная работа по теме "Союз" | 1 | 06.04 |
|
| Частица (14 часов) | |||
110. | Частица как часть речи | 1 | 08.04 |
|
111. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 09.04 |
|
112. | Смыслоразличительные частицы | 1 | 12.04 |
|
113. | Смыслоразличительные частицы | 1 | 13.04 |
|
114. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 15.04 |
|
115. | РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 16.04 |
|
116. | Морфологический разбор частицы | 1 | 19.04 |
|
117. | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 | 20.04 |
|
118. | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 1 | 22.04 |
|
119. | Различение частицы и приставки НЕ | 1 | 23.04 |
|
120. | Различение частицы и приставки НЕ | 1 | 26.04 |
|
121. | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | 27.04 |
|
122. | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение и обобщение по теме «Частица» | 1 | 29.04 |
|
123. | Контрольная работа по теме «Частица» | 1 | 30.04 |
|
Междометие (4 часа) | ||||
124. | Междометие как часть речи | 1 | 04.05 |
|
125. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | 06.05 |
|
126. | Итоговый тест по теме «Служебные части речи» | 1 | 07.05 |
|
127. | Итоговая контрольная работа за курс 7 класса | 1 | 11.05 |
|
| Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (11 часов) | |||
128. | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | 1 | 13.05 |
|
129. | Учебно-научная речь | 1 | 14.05 |
|
130. | Итоговый тест по программе 7 класса | 1 | 17.05 |
|
131. | Лексика. Фразеология | 1 | 18.05 |
|
132. | Морфемика. | 1 | 20.05 |
|
133. | Словообразование | 1 | 21.05 |
|
134. | Морфология. | 1 | 24.05 |
|
135. | Орфография | 1 | 25.05 |
|
136 | Синтаксис | 1 | 27.05 |
|
137 | Пунктуация | 1 | 28.05 |
|
138 | Итоги года | 1 | 31.05 |
|
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
Личностными результатами освоения учащимися программы по русскому (родному) языку являются:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы по русскому (родному) языку являются:
-владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
-соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
-коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях;
-овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися программы по русскому(родному) языку являются:
-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
-освоение базовых основ лингвистики;
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
-опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
-проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
-понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
4.2. Система оценивания
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VII – 110-120 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VII класса – 25-30 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7)в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вVII классе – 80 -120 слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в VII классе — 1,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
4.3. Контрольно-измерительные материалы
Входная контрольная работа
В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
Задания.
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – светом;
2 вариант – небольшую.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи;
2 вариант – Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается..
Контрольная работа по темам «Повторение изученного в 6кл», «Тексты и стили»
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.
Весной когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.
А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.
Задание:
Выполнить :
1) фонетический разбор слова: языки(1вариант); седые (2 вариант);
2) разбор по составу: приземистые (1вариант); разносятся (2вариант);
3) морфологический разбор слова: поднимаюсь(1вариант); глухих (2 вариант);
4)синтаксический разбор предложения : Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. (1 вариант); Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. (2 вариант)
Контрольная работа за 1 четверть
Путешествие по Арлю
Арль- маленький французский город. Но когда-то он был велик и знаменит. Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. Был воздвигнут Форум, построена арена, античный театр. Город процветал.
Нашествие варваров положило конец процветанию. Вот краткая история города.
Бродить по улицам Арля - одно наслаждение. Идешь не торопясь по улочке- и вдруг перед тобой что-то большое. Это римская арена, где гибли гладиаторы. В Средние века арена была крепостью. Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости. Новые, такие же обветренные, иссеченные дождями части здания ничем не отличаются от старых.
Арль- город отгремевшей славы. В этом величии свое обаяние, своя задумчивость мудрых, много перевидавших на своем веку стариков.
Задание:
1. Найти в тексте причастия и причастные обороты, подчеркнуть как члены предложения
2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с.
3. Выполнить синтаксический разбор предложений: Завоевавшие Арль римляне превратили маленькое поселение на берегу Роны в крупный экономический центр. (1 вариант). Сейчас от города ничего не осталось, но реставраторы с великим тактом и вкусом восстановили стены крепости. (2 вариант)
Контрольная работа по теме "Причастие"
Гроза
Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.
Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой.
Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.
2. Обозначить действительные причастия буквой д, страдательные - буквой с.
3. Выполнить морфологический разбор: 1вариант- не просохшая; 2 вариант- не закрытые
Контрольная работа по теме "Деепричастие"
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей. Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову)
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор слова: утаптывая.
2. Выписать из текста деепричастия несовершенного вида, обозначив в них суффиксы.
3. Выполнить морфемный разбор деепричастий: ломаясь, свернувшись, утаптывая, кусая, покатившись, повернувшись.
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор слова: покатившись.
2. Выписать из текста деепричастия совершенного вида, обозначив в них суффиксы.
3. Выполнить морфемный разбор деепричастий: завязая, свернувшись, не поднимая, покатившись, повернувшись, высунув.
Контрольная работа за 2 четверть
Отлет гусей
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станцией полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лет, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И все же бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полета. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю , тяжело взмахивая крыльями.
Задание:
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты (1 вариант), деепричастия и деепричастные обороты (2 вариант) как члены предложения.
2. Подчеркнуть в тексте наречия и указать их разряд.
3. Выполнить морфологический разбор наречия: тяжело (1 вариант) ; неторопливо (2 вариант)
Контрольная работа по теме "Наречие"
Первая гроза
Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды. Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (По А. Иллюминаторской)
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор слова: (выглядел) по-новому.
2. Выписать из текста наречия времени и образа действия.
3. Выполнить морфемный разбор слов: по-весеннему, по-летнему, надолго
4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день.
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор слова (пропал) куда-то.
2. Выписать из текста наречия места и меры.
3. Выполнить морфемный разбор слов: ласково, по-новому, торопливо
4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки.
Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»
вариант 1
А1. С каким словом частица НЕ всегда пишется раздельно?
1)(не) слушая
2) (не) здоровится
3) (не ) аккуратно
4) (не) мало
А2. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н(НН)?
1) Море взволнова..о бурей.
2) Мастер искус..о выточил фигурку.
3) Врач вниматель..о осмотрел пациента.
4) Учитель вызвал другого , и я облегче..о вздохнул.
А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
1) досрочн..
2)измученн..
3)искос..
4)влнв..
А4. Какое наречие пишется слитно?
1)(по) молодецки
2)(в) миг
3) (где)то
4) (с) налету
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Солнце встает над безоблачным горизонтом и совершает свой дневной путь, никогда не встречаясь с облаками.
2) Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым
3) От неожиданности я вздрогнул , пролив молоко.
4) Не беспокоясь ни о чем, не заботясь о разосланных погонях виновник всей этой кутерьмы медленно подходил к старому дому.
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) глЯдя
2) некогдА
3)черпАя
4) по двОе
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1
(1) В воздухе уже не так сильно пахло,- в нем снова как будто разливалась сырость. .. (2) Разговор мальчиков постепенно угасал вместе с огнями. (3) Собаки даже дремали, лошади , сколько я мог различить при чуть брезжущем , слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы...
В1 Из предложения (1) выпишите слово категории состояния
В2. Из предложения (2) выпишите наречие.
В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.
С1. Какую роль в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" играет описание природы?
Вариант 2
А1. С каким словом частица НЕ пишется слитно?
1) (не)спится
2) (не) громко
3) (не) прочитав
4) (не) по -летнему
А2. В каком слове на месте пропуска пишутся одна буква Н?
1)Обстановка в доме была проста и непринужде..а.
2) Ты поступил мужестве..о.
3) Цветы в букете выглядели естестве..о.
4) Поклажа была облегче..а на несколько килограммов.
А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
1) исправлен..
2)снов..
3) доверчив..
4)насух..
А4. Какое наречие пишется слитно?
1) (сей)час
2) (по)французски
3)(когда) нибудь
4) (на) ходу
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Путешественники , остановившись среди полей, избирали ночлег , раскладывали огонь и ставили на него котел , в котором варили себе кулиш.
2) Обе собаки вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
3) Запорожцы , протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги расположились куренями.
4) Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) мелькОм
2) неоткУда
3) досЫта
4) балУясь
Прочитайте текст и выполните задания В1-В3 и С1
(1) Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... (2) Кое-где стали раздаваться живые звуки , голоса, и жидкий, ранний ветерок пошел бродить и порхать над землею. (3) Я , проворно встав, подошел к мальчикам.
В1 Из предложения (1) выпишите слово категории состояния
В2. Из предложения (2) выпишите наречие.
В3. Из предложении (3) выпишите неизменяемые части речи.
С1. Какова роль художественных приемов в изображении природы в приведенном отрывке из произведения И. С. Тургенева?
Контрольная работа по теме "Предлог"
Вариант 1
1. Запишите словосочетания в два столбика: с производными предлогами, с другими частями речи:
Ввести новых актеров в продолжение сериала; получить замечание ввиду опоздания; отличаются в роде и падеже; ждать в течение суток
2. Вставить пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Выполните морфологический разбор предлогов:
(В)следстви.. травмы лу..шего бомб..рдира о..борочного турнира вынужд..(н,нн)ого пропустить два бл..жайших ма..ча трен..ры зам..нили его на молодого игрока.
3. Тест по вариантам
Вариант 1
А1. В каком предложении нет предлога?
□ 1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.
□ 2) Плохо, когда не с кем поговорить.
□ 3) Дом напротив построили лет десять назад.
□ 4) Остановка находится около школы.
А2. Какой предлог является непроизводным?
□ 1) в течение
□ 2) ввиду
□ 3) вместо
□ 4) при
А3. Укажите пример раздельного написания предлога.
□ 1) звонил (в)продолжение получаса
□ 2) двигаться (на)встречу ветру
□ 3) узнали (на)счёт контрольной
□ 4) выступит (в)место меня
А4. В каком примере нарушены речевые нормы?
□ 1) встретились по приезде
□ 2) благодаря заботе
□ 3) согласно графика
□ 4) заплатить за билет
В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.
С1. Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.
Вариант 2
А1. В каком предложении нет предлога?
□ 1) Дверь передо мной распахнулась.
□ 2) Вперёд, навстречу новым приключениям!
□ 3) Диспетчеры работают согласно графику.
□ 4) Хорошо, когда рядом друг.
А2. Какой предлог является непроизводным?
□ 1) через
□ 2) в связи
□ 3) вследствие
□ 4) позади
А3. Укажите пример раздельного написания предлога.
□ 1) отменили (в)виду морозов
□ 2) зайду (в)течение недели
□ 3) обогнал (не)смотря на запрет
□ 4) объект (на)подобие летающей тарелки
А4. В каком примере нарушены речевые нормы?
□ 1) таблетки для головной боли
□ 2) вопреки всему
□ 3) пришёл из школы
□ 4) уверенность в победе
В1. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой миленький идёт.
С1. Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.
Контрольная работа за 3 четверть
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения. Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор слова: в течение (дня).
2. Выписать из текста производные предлоги.
3.Из ряда слов выпишите лишнее слово, запишите пояснение.
К этому, на предметы, в продолжение года, за разъяснениями, к старшим, в словарь. ( В продолжение года ( это составной производный предлог, остальные слова в ряду – простые непроизводные предлоги).
4. Найти и выделить в тексте все союзы
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор слова: во время (чтения).
2. Выписать из текста составные предлоги.
3.Из ряда слов выпишите лишнее слово, запишите пояснение.
В течение дня, с начала сентября, в продолжение года, на чтение, во время чтения. (На чтение ( это простой непроизводный предлог, остальные слова в ряду – составные производные предлоги).
4. Найти и выделить в тексте все союзы
Контрольная работа по теме "Союз"
Я совершил длительную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.
Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...
Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.
Грамматическое задание
1. Озаглавить текст
2. Найти и обозначить союзы в тексте, указать разряд
3. Выполнить морфологический разбор союза : которое
4. Выполнить синтаксический разряд предложения: Я совершил длительную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.
Контрольная работа по теме "Частица"
С. И. Ожегов — известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны. Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык.
Грамматическое задание
Вариант 1
1. Сделать морфологический разбор слова: не (знает).
2. Составить и записать два простых предложения с формообразующими частицами.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения: В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Вариант 2
1. Сделать морфологический разбор слова: и (в годы войны).
2. Составить и записать два простых предложения со смысловыми частицами.
3. Выполнить синтаксический разбор предложения: Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
Итоговый тест по теме «Служебные части речи»
Вариант 1
А1. В каком предложении нет частицы?
□ 1) Едва успел я накинуть бурку, как повалил снег.
□ 2) У реки сидел лишь один рыбак.
□ 3) Помочь мне можешь именно ты.
□ 4) Как весело было в парке!
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
□ 1) (ЧТО)Б ты делал без меня?
□ 2) Хочу научиться играть в футбол (ТАК)ЖЕ, как Аршавин.
□ 3) Горячей воды не будет (В)СЛЕДСТВИЕ ремонта труб.
□ 4) Зрители собрались в студии (НА)ВСТРЕЧУ с режиссёром фильма.
А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) по окончани.. передачи
□ 2) узнал впоследстви..
□ 3) по приезд.. в столицу
□ 4) Молчи, н.. звука!
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
□ 1) Ему палец в рот (не)клади.
□ 2) На стуле валялись (не)выглаженные с вечера брюки.
□ 3) (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
□ 4) (Не)выученные уроки беспокоили меня.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
□ 2) Поставьте вопрос от одного предложения к другому, если это удалось перед нами сложноподчинённое предложение.
□ 3) Вилкой люди стали пользоваться около восьми веков назад, а в России этот столовый прибор появился во времена Петра I.
□ 4) Тихо в спящем доме, и лишь слышится, как где-то шуршит мышь.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
□ 1) по прибытию в гостиницу
□ 2) выяснить о том, как делать задание
□ 3) пришёл со школы
□ 4) оплатить проезд
Прочитайте текст и выполните задания В1—В3 и С1.
(1)До конца XVIII века в целях получения энергии пользовались только водяными двигателями. (2)Для того чтобы промышленность могла развиваться, необходимо было создать новые, более удобные устройства. (3)Талантливый русский механик — горный мастер Иван Иванович Ползунов задумал построить такую машину, которая исправно служила бы на любом заводе, не завися от капризов природы. (4)Несмотря на трудности и препятствия со стороны начальства, первая паровая машина была построена Ползуновым.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите составные предлоги.
В2. Из предложения (2) выпишите союз.
В3. Из предложения (3) выпишите частицу (частицы), укажите её (их) значение.
С1. Напишите небольшое рассуждение о том, почему возникает необходимость в изобретениях.
Вариант2
А1. В каком предложении нет частицы?
□ 1) Что за прелесть эти сказки!
□ 2) У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!
□ 3) Говорю это только тебе.
□ 4) Но только что сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал.
А2. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
□ 1) Реши задачу (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
□ 2) Моему другу нравится (ТО)ЖЕ, что и мне.
□ 3) Он умел играть в шахматы, (НЕ)СМОТРЯ на доску.
□ 4) Хочу, (ЧТО)Б служила мне рыбка золотая.
А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
□ 1) по прибыти.. поезда
□ 2) в течени.. суток
□ 3) Н.. бывать тому!
□ 4) вследстви.. аварии
А4. В каком предложении НЕ пишется слитно?
□ 1) Сделал так, что комар носу (не)подточит.
□ 2) В столе нашлась (не)отправленная поздравительная открытка.
□ 3) (Не)поймав рыбку, ухи (не)сваришь.
□ 4) Хозяина встретила (не)накормленная вовремя собака.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Чтобы узнать, части простого или сложного предложения соединяет союз И, выделите основы.
□ 2) Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, раз он упал на последнем круге.
□ 3) Наиболее вкусен и питателен картофель, печённый в кожуре в горячей золе, или в духовом шкафу.
□ 4) Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу.
А6. В каком примере нет речевой ошибки?
□ 1) согласно расписанию
□ 2) пирожки с капусты
□ 3) около триста граммов
□ 4) жидкость от выведения пятен
Прочитайте текст и выполните задания B1—B3 и С1.
(1)Первенство в постройке парового двигателя принадлежит русскому мастеру Ивану Ивановичу Ползунову. (2) Он хотел построить сначала небольшую опытную машину, с тем чтобы всесторонне изучить её в действии, обучить рабочих, и лишь затем приступить к созданию больших паровых двигателей. (3)Но рабочих-специалистов Ползунову не дали, необходимого инструмента не нашлось, приходилось почти всё делать самому. (4)Благодаря таланту и настойчивости мастера к середине 1765 года паровая машина, поражавшая своими размерами, всё же была создана.
В1. Из предложений (1) и (4) выпишите предлоги.
В2. Из предложения (2) выпишите частицу, укажите её значение.
В3. Из предложений (2) и (3) выпишите союзы.
С1. Напишите небольшое рассуждение о том, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать изобретатель.
Итоговая контрольная работа
Я пробирался нетоптаной тропинкой через поле. Несмотря на ненастье, настроение было легкое. Увидев поблизости копну сена, привалился к обдерганному коровами подножию, наблюдая за вороной, летавшей по серому небу. Отдохнув, зашагал к деревне и вскоре очутился в чужом огороде.
Дождь копошился в опавших тополиных листьях, усеявших грядки. На них еще голубели крепкие студеные кочаны. Свежо пахло поздней капустой и усталой землей, отработавшей свое. На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица. Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Я отыскал в плетне калитку и, боясь, что меня облает не маленькая незлобивая собачонка, а цепной пес, протиснулся за скрипучую деревянную калитку. Навстречу мне шла хозяйка с нарубленным хворостом, чтобы растопить еще не топленную печь. (По Е. Носову)
Вариант 1
1. Фонетический разбор слова: дождь.
2. Морфологический разбор слова: в опавших (листьях).
3..Определить способ образования слова летавшей.
4.Выполнить синтаксический разбор предложения: На подсолнухе, забытом у межи, по-зимнему тенькала синица.
Вариант 2
1.Фонетический разбор слова: грядки.
2. Морфологический разбор слова: прицепившись.
3. Определить способ образования слова отдохнув.
4.Выполнить синтаксический разбор предложения: Прицепившись к растрепанной голове подсолнуха, она теребила его решетку.
Итоговый тест по программе 7 класса
Вариант 1
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) о пропавш..й экспедици..
□ 2) о случивш..мся н..давно
□ 3) на взвивш..мся знамен..
□ 4) выяв..вший н..достатки
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
□ 1) примеча..мый, высвет..в
□ 2) поража..мый, заброс..в
□ 3) ненавид..мый, прекращ..на
□ 4) недвиж..мый, отвес..в
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
□ 1) засе. но, позор. щий
□ 2) держ. щий, кол. щий
□ 3) занима. щийся, спа. нный
□ 4) стел. щий, потер. на
А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
□ 1) К станции подходил гружё..ый углём состав.
□ 2) Все пути к отступлению отреза..ы.
□ 3) Говорил он горячо и взволнова..о.
□ 4) Подростки были веселы и раскова..ы.
А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
□ 1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
□ 2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
□ 3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
□ 4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
□ 1) 1, 4
□ 2) 1
□ 3) 1, 2, 3, 4
□ 4) 1, 3
А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
□ 2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
□ 3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
□ 4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
□ 1) насух..
□ 2) снов..
□ 3) к..литка
□ 4) акв..рель
А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) балУясь
□ 2) досЫта
□ 3) килОметр
□ 4) нАчавший
А10. В каком примере не нарушена речевая норма?
□ 1) напишущий изложение
□ 2) аэрозоль для моли
□ 3) уверенность в победе
□ 4) поделиться о впечатлениях
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
□ 2) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.
□ 3) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.
□ 4) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Бунин был чрезвычайно строгим критиком и одновременно необычайно благодарным читателем, умеющим по-настоящему пережить и проанализировать прочитанное. (2)Бунин мечтал написать о Лермонтове, но обстоятельства мешали это сделать, однако, перечитывая собрание сочинений поэта, он всё больше и больше увлекался этим чтением. (3)Иван Алексеевич вспоминал лермонтовские стихи, сопровождая их своей оценкой: (4)«Как необыкновенно! Ни на Пушкина, ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».
В1. Из предложения (1) выпишите страдательное причастие.
В2. Из предложения (2) выпишите наречие, укажите степень сравнения.
В3. В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.
В4. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
В5. Из предложения (4) выпишите союз.
В6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении (2).
С1. Напишите, какие стихотворения М. Ю. Лермонтова вам особенно нравятся и почему. Расскажите о своих впечатлениях.
Вариант2
А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
□ 1) с ушедш..м трамва..м
□ 2) с разросш..йся яблон..
□ 3) спор..вший с пр..ятелем
□ 4) об исчезнувш..х плем..нах
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) поставля..мый, выкат..в
□ 2) заправля..мый, заверш..на
□ 3) независ..мый, выгор..в
□ 4) вид..мый, смещ..на
А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
□ 1) вид..щий, разве..на
□ 2) прощ..ны, неча..нный
□ 3) затрач..нный, усе..ны
□ 4) кле..щий, ка..щийся
А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
□ 1) Она хорошо держится, умна, увере..а.
□ 2) К площади вела мощё..ая камнем улица.
□ 3) Дело это довольно рискова..ое.
□ 4) С вертолёта видна была лома..ая линия берега.
А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
□ 1) Среди (не)отвеченных звонков я обнаружил (не)знакомый номер.
□ 2) (Не)разбив яйца, яичницу (не)приготовишь.
□ 3) Если (не)даёшь списывать, поступаешь (не)по-товарищески?
□ 4) Никогда (не)делай работу (не)брежно.
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
Сам я (1)куда (2) пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.
□ 1)1, 5
□ 2) 1, 3, 5
□ 3) 1, 3
□ 4) 2, 3, 4
А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
□ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
□ 3) (ТОЧЬ)В(ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
□ 4) Переходя дорогу, (С)НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
□ 1) искос..
□ 2) к..мбинат
□ 3) с..тира
□ 4) справ..
А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) ржавЕя
□ 2) черпАя
□ 3) дОсуха
□ 4) средствА
А10. В каком примере не нарушена речевая норма?
□ 1) улыбающие лица
□ 2) по истечении срока
□ 3) более дороже
□ 4) показывает об умении
А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
□ 2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал М. В. Ломоносов.
□ 3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
□ 4) Дверь сама собой отворилась и из хаты повеяло сыростью.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога. (2)Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: (3)«Какая радость — существовать! (4)Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. (5) Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. (6)Одно нужно — только видеть и дышать…»
В1. Из предложения (1) выпишите отрицательное наречие.
В2. В предложении (2) найдите деепричастие, укажите его вид.
В3. Из предложения (2) выпишите причастие, укажите его время.
В4. Укажите часть речи, к которой относится слово «какая» из предложения (3).
В5. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
В6. Из предложения (5) выпишите союз (союзы).
С1. Напишите, какие рассказы и стихотворения И. А. Бунина вы прочитали. Расскажите о своих впечатлениях.