Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к учебнику А. А. Плешакова
в 2- х частях -М.: Просвещение, 2014
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир».
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих способностей:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Содержание учебного предмета. (68 ч)
Земля и человечество (9 ч.)
Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь и времена года? Звездное небо - великая книга природы. Мир глазами географа. Что изучает география? Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Мир глазами историка. Что такое история? Когда и где? История - путешествие в глубь времен. Карта-помощница.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Сын или покоритель? Экологические проблемы. Лечить планету сообща.
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (10 ч.)
Равнины и горы России
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Уральские, Кавказские, Алтайские горы, Саяны, вулканы Камчатки. Моря, озера и реки России. Балтийское, Черное, Каспийское моря, озеро Байкал, Ладожское и Онежское озера. Реки Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и др. Зона Арктических пустынь. Царство льда и снега. Арктика и человек.
Тундра. Природа тундры. Тундра и человек.
Леса России. Лес и человек
Тайга, смешанные и широколиственные леса. Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Что зависит от каждого из нас?
Зона степей. Природа степей. Степи и человек. Пустыни. В пустыне вовсе не пусто. Пустыни и человек. У Черного моря
Природа черноморского побережья Кавказа. Человек у моря. Экологическое равновесие
Родной край – часть большой страны (15 ч.)
Наш край. Географическое положение. Границы. Столица. Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана. Наши подземные богатства. Земля - кормилица
Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ и др. Охрана подземных богатств. Какие бывают почвы? Охрана почвы.
Леса, луга и пресные водоемы нашего края. Лесные этажи. Животные нашего леса. Нужны ли лесу грибы? О лесной подстилке и микроорганизмах. Луг - природное сообщество. Луга и человек. Жизнь пресного водоема. Разнообразие жизни в водоеме. Если вмешается человек...Растениеводство и животноводство в нашем крае
Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства. Незаметные защитники урожая. Породы домашних животных. Отрасли животноводства.
«Страницы всемирной истории» (5 ч.).
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Древний Египет. Древняя Греция и древний Рим. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Время отважных путешественников. Что оставило нам Новое время? Новейшее время: история продолжается сегодня.
«Страницы истории России» (20 ч.).
Жизнь древних славян во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси. Страна городов: путешествие в древний Киев и древний Новгород. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Нашествие Батыя, Князь Александр Невский. Русь расправляет крылья.
Как возрождалась Русь. Московский князь Иван Калита. Куликовская битва. Путешествие в древнюю Москву.
Иван III. Иван Грозный. Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености. Патриоты России.
Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Нашествие Наполеона на Россию. Бородинская битва. На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Страницы истории XIX века.
Царь-освободитель. Петербург и Москва. Технические новшества. Россия вступает в XX век. Последний русский царь. Россия в первой мировой войне. 1917 год. Гражданская война. Страницы истории 20-30-х годов. Новое государство - Советский Союз. Страна-труженица.
Великая война и великая Победа. «Все для фронта! Все для победы!» Героическая летопись Великой Отечественной.
« Современная Россия» (9 ч.).
Основной закон России. Ты живешь в России. Конституция - основной закон России. Что такое права человека. «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ - конвенция о правах ребенка. Мы - граждане России. Что такое права и обязанности гражданина? Президент России. Федеральное собрание и правительство Российской Федерации. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. По северу европейской России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. На Волге. По югу России. Страна, открывшая путь в космос. Первые в космосе. «Это наша с тобой биография!».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока
| Кол-во часов | Домашнее задание
| Дата по плану | Дата фактически | |||
Земля и человечество- 9ч.
| ||||||||
1. | Правила ТБ на уроках окружающего мира. Мир глазами астронома | 1 | Стр.4 -8чит, р.т с.7зад.5,6. |
|
| |||
2. | Планеты солнечной системы. ОБЖ. Понятие «здоровье».Факторы влияющие на здоровье. | 1 | Стр.9-15 пересказ р.т с. 11 зад. 6. |
|
| |||
3. | Звездное небо – Великая книга | 1 | Стр.16-21ответить на вопросы,р.т с 13 зад 5. |
|
| |||
4. | Мир глазами географа. ОБЖ. Опасная высота | 1 | Стр.22-28 пересказ,р.т с 15 зад 4 |
|
| |||
5. | Мир глазами историка | 1 | Стр.29-35 читать ,ответить на вопросы. |
|
| |||
6. | Когда и где? ОБЖ. Профилактика опасных ситуаций в быту. | 1 | Стр.36-40 читать ,р.т стр.18 зад .5 |
|
| |||
7 | Мир глазами эколога | 1 | Стр.41-46 пересказ.,р.т зад 4 стр.20 |
|
| |||
8.
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. ОБЖ.Основные виды травм у детей Сокровища Земли под охраной человечества. | 2 | Стр.48-53 пересказ,р.т с 25 зад 5,6
Стр.54-56 читать,р.т. стр 27 зад.3,4 |
|
| |||
|
Природа России – 10 ч. | |||||||
10. | Равнины и горы России. ОБЖ Первая медицинская помощь при травмах | 1 | Стр.60-65 читать,р.т с 34-35 зад. 3,4. |
|
| |||
11. | Моря, озёра и реки России | 1 | Стр.66-70 пересказ ,р.т стр.35 зад 4,5 |
|
| |||
12. | Природные зоны России. ОБЖ Правила безопасного поведения на воде | 1 | Стр.71-75 читать ,р.т стр 37 зад 2 |
|
| |||
13. | Зона арктических пустынь. | 1 | Стр.76-83 подготовить пересказ,р.т стр.40-41 зад 4,5. |
|
| |||
14. | Тундра. ОБЖ. Средства помощи при травмах. | 1 | Стр.84-92 читать ,р.т стр 46 зад 8. |
|
| |||
15. | Леса России
| 1 | Стр 95-100 пересказ, р.т стр 50 зад 7 |
|
| |||
16. | Лес и человек. ОБЖ. Определение сторон горизонта по компасу. | 1 | Стр 103-108 читать ,р.т с 52 зад.6 |
|
| |||
17. | Зона степей | 1 | Стр 110-116 пересказ. |
|
| |||
18. | Пустыни. ОБЖ. Инфекционные болезни. Пути передачи. | 1 | Стр 118-124 подготовить пересказ ,р.т стр.58зад 4,5. |
|
| |||
19. | У Чёрного моря | 1 | Стр.126-133 пересказ,р.т стр.63 зад .7-9. |
|
| |||
|
Родной край – часть большой страны – 15ч. | |||||||
20. | Наш край. ОБЖ. Опасности вокруг нас. | 1 | Стр.138читать,р.т стр 66 зад 5 |
|
| |||
21. | Поверхность нашего края | 1 | Стр.139-144 читать,р.т стр 67 зад 3 |
|
| |||
22. | Водные богатства нашего края ОБЖ. Безопасная переправа через водные . | 1 | Стр 145-148 пересказ,р.т стр.70 зад 3,4. |
|
| |||
23. | Наши подземные богатства
| 1 | Стр 149-159 читать,подготовить сообщения. |
|
| |||
24. | Земля – кормилица ОБЖ. Ориентирование на местности. | 1 | Стр. 160-163 пересказ ,р.т стр.75 зад 3,4 |
|
| |||
25. | Жизнь леса
| 1 | Стр. 164-168 пересказ.р.т стр.77 зад 3,4 |
|
| |||
26. | Жизнь луга. ОБЖ. Определение сторон горизонта по местным признакам. | 1 | Стр. 170-177 пересказ. |
|
| |||
27. | Жизнь в пресных водоёмах | 1 | Стр.178-186 читать,р.т стр 85 зад 7,8. |
|
| |||
28.
29.
30. | Экскурсии в природные сообщества родного края .ОБЖ. Правила безопасного поведения на воде. | 3 | Подготовить информацию для проектов. |
|
| |||
31. | Растениеводство в нашем крае. ОБЖ. Здоровое питание | 1 | Стр. 187-194 пересказ. |
|
| |||
32. | Животноводство в нашем крае | 1 | Стр. 195-203 пересказ.,р.т стр 91 зад 3 |
|
| |||
33-
34. | Проверим себя и оценим свои достижения за 1-ое полугодие. Презентация проектов ( по выбору) | 1 | Подготовить информацию про первобытных людей. |
|
| |||
|
Страницы всемирной истории – 5ч. | |||||||
35. | Начало истории человечества ОБЖ.Вредные привычки .Курение. | 1 | Стр.4-7 пересказ,р.т стр 4 зад 4 |
|
| |||
36. | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | Стр.8-14 читать,р.т стр 6 зад 5. |
|
| |||
37. | Средние века: время рыцарей и замков. ОБЖ. Вредные првычки . Алкоголь | 1 | Стр. 15-21 читать |
|
| |||
38. | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | Стр. 22-26 пересказ ,р.т стр.10 зад.5,6 |
|
| |||
39. | Новейшее время : история продолжается сегодня ОБЖ. Профилактика вредных привычек. | 1 | Стр.28-31 пересказ ,р.т стр11 зад.2 |
|
| |||
|
Страницы истории России – 20ч. | |||||||
40. | Жизнь древних славян | 1 | Стр.34-38 пресказ,р.т стр 14 зад 3,4 |
|
| |||
41. | Во времена Древней Руси. ОБЖ. Основы ЗОЖ. | 1 | Стр. 40-44 читать ,р.т стр.16 зад 4 |
|
| |||
42. | Страна городов | 1 | Стр. 46-54 прочитать ,ответить на вопросы. |
|
| |||
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. ОБЖ. Профилактика перееданий, пищевых отравлений | 1 | Стр.55-58 пересказ.,р.т стр.19 зад 3. |
|
| |||
44. | Трудные времена на русской земле | 1 | Стр. 59-64 прочитать. |
|
| |||
45. | Русь расправляет крылья. ОБЖ. Опасные шалости | 1 | Стр. 65-69 пересказ,р.т стр 23 зад 3,4 |
|
| |||
46. | Куликовская битва | 1 | Стр. 70-74 читать ,р.т стр. 25 зад.3 |
|
| |||
47. | Иван Третий. ОБЖ. Опасные игрушки. | 1 | Стр.75-81 читать,ответить на вопросы. |
|
| |||
48. | Мастера печатных дел | 1 | Стр. 82-86 пересказ,р.т стр.29 зад 3. |
|
| |||
49. | Патриоты России. ОБЖ. Правила перехода дорог. | 1 | Стр.8791 читать ,р.т стр 31 зад.4,5. |
|
| |||
50. | Пётр Великий | 1 | Стр. 94-100 пересказ.,р.т стр 34-35 зад 6,7 |
|
| |||
51. | Михаил Васильевич Ломоносов. ОБЖ. Соблюдение правила передвижения велосипедистов | 1 | Стр 101-104 пересказ.,р.тстр 36 зад 2 |
|
| |||
52. | Екатерина Великая | 1 | Стр 105-111 читать ,р.т стр 39 зад 4. |
|
| |||
53. | Отечественная война 1812 года. ОБЖ.Причины дорожно-транспортного травматизма. | 1 | Стр 119 прочитать ,р.т стр.42 зад 5. |
|
| |||
54. | Страницы истории 19 века | 1 | Стр 122-126 подготовить пересказ. |
|
| |||
55. | Россия вступает в 20 век. ОБЖ. Определение сторон горизонта по солнцу. | 1 | Стр 127 -133 ответить на вопросы. |
|
| |||
56. | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | Стр136-139 пересказ, р.т стр 43 зад 4. |
|
| |||
57.
58. | Великая война и великая Победа. ОБЖ.Меры противопожарной безопасности при разведении костра. | 2 | Стр 140-146 подготовить пересказ.
Р.т стр.51 зад 2,3. |
|
| |||
59. | Страна , открывшая путь в космос ОБЖ. Ориентирование по звёздам. |
| Стр 147 -152 подготовить пересказ. |
|
| |||
|
Современная Россия – 9 ч. | |||||||
60. | Основной закон России и права человека. | 1 | Стр.156-162 подготовить пересказ. |
|
| |||
61. | Мы – граждане России. ОБЖ. Правила поведения в лесу. | 1 | Стр 164 -167 прочитать,р.т стр 61зад 3,4 |
|
| |||
62. | Славные символы России | 1 | Стр 168-174 подготовить пересказ. |
|
| |||
63. | Такие разные праздники .ОБЖ Правила поведения на водоёмах. | 1 | Стр 175-179 прочитать ,р.тстр 65 зад 3. |
|
| |||
64.
65.
66. |
Путешествие по России ОБЖ. Правила поведения на дорогах. | 3 | Подготовить сообщения .
Защита проектов. |
|
| |||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | Р.т стр 68 |
|
| |||
68. | Презентация проектов. ОБЖ.Инструктаж по ТБ во время летних каникул. ( по выбору) | 1 | Задание на лето. |
|
|