Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА
Рассмотрена и одобрена методическим объединением Протокол №_____от «___»_____201 _г.
| Согласована с зам. директора _____________/Т.А.Салий/ «___»_____201_ г.
| Утверждена приказом директора школы от «__» августа 201_ года №________________
|
Рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся 8А,Б,В классов
2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Кабиров Рудольф Мунипович,
учитель истории
первой квалификационной категории
Игрим
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича с учѐтом Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы основного общего образования по обществознанию; под ред. Л.Н. Боголюбова,- М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Обществознание (учебник для 8-9 классов). Под редакцией Л. Н. Боголюбова. - М., Просвещение, 2010
Согласно учебному плану на изучение обществознания отводится
в 8 классе 35 часов, количество контрольных работ – 3, тестирование – 2.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Данная рабочая программа адресована учащимся 8А,Б,В классов МБОУ Игримской СОШ имени Героя Советского Союза Собянина Г.Е .
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Основное содержание
Введение.
Особенности курса «Введение в обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема I. Что такое человек.
Природное и общественное в человеке. Основные отличия человека от других живых существ. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Что такое способности? Способности ординарные и выдающиеся. Степени развития способностей: талант, гениальность. Характер — устойчивые индивидуальные особенности человека. Развитие характера и самовоспитание. Человечность как каждодневное проявление гуманной морали. Основополагающие нормы морали. «Золотое правило нравственности».
Культура подлинная и мнимая. Культура творчества и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем? Что будет после меня?
Тема II. Человек и природа.
Что такое природа? Биосфера и не сфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. Развитие представлений об эволюции человека. Человек — звено в цепи эволюции. Переход от видовой эволюции к развитию общественных отношений.
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современной экологической ситуации. Пути выхода из экологического кризиса. Связь экологии и экономики. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека?
Общественные движения в защиту окружающей среды. Природа — источник прекрасного и доброго. Нравственное отношение к природе. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема III. Человек среди людей.
Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Уровни межличностных отношений: знакомство, приятельство, товарищество, дружба (общая характеристика). Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности, группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Групповые нормы и санкции. Дружба как межличностное отношение. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства — интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к любви.
Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.
Тема IV. Человек в обществе.
Что такое общество? Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в обществе в процессе его развития.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Главные вопросы экономики. Механизм рыночного регулирования экономики. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет.
Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль. Современный этап социального развития.
Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Что такое политика? Роль политики в жизни общества. Политические организации. Условия успешной политической деятельности. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства.
Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Многообразие современного мира.
Глобальные проблемы человечества. Пути решения мировых проблем.
Учебно- тематическое планирование
№ п\п | Дата
| Кол-во часов | Д/з | Тема урока | Корректировка | |
1. |
| 1 |
| Стартовая контрольная работа к/р № 1 ( за курс 7 кл.) |
| |
2. |
| 1 | §1 | Что делает человека человеком? |
| |
3. |
| 1 | §2 | Что человеку нужно?
|
| |
4. |
| 1 | §3 | Ваши способности – в вашей власти |
| |
5. |
| 1 | §4 | Человек и человечность |
| |
6. |
| 1 | §5 | Человек и культура |
| |
7. |
| 1 | §6 | Человек познаёт мир |
| |
8. |
| 1 | §7 | Вечные вопросы |
| |
9. |
| 1 |
| Контрольная работа №2 по теме: «Что такое человек» |
| |
10. |
| 1 | §8 | Природа, общество, человек |
| |
11. |
| 1 | §9 | У роковой черты |
| |
12. |
| 1 | §10 | Природа под охраной закона |
| |
13. |
| 1 |
| Тестирование по теме: «Человек и природа» . |
| |
14. |
| 1 | §11 | Межличностные отношения |
| |
15. |
| 1 | §12 | Радости и сложности общения |
| |
16. |
| 1 | §13 | Малая группа |
| |
17. |
| 1 | §14 | Бесценный дружеский союз |
| |
18. |
| 1 | §15 | «Самое утреннее из чувств» |
| |
19. |
| 1 | §16 | Психологический климат в семье |
| |
20. |
| 1 |
| Тестирование по теме: «Человек среди людей» |
| |
21. |
| 1 | §17 | Человек и общество |
| |
22. |
| 1 | §18 | От хозяйства Робинзона к экономике |
| |
23. |
| 1 | §19 | От хозяйства Робинзона к экономике |
| |
24. |
| 1 | §20 | Государство и экономика |
| |
25. |
| 1 | §21 | Социальная сфера жизни общества |
| |
26. |
| 1 | §22 | Нации и межнациональ-ные отношения |
| |
27. |
| 1 | §23 | Связь поколений |
| |
28. |
| 1 | §24 | Политика и политическая жизнь |
| |
29. |
| 1 | §25 | Гражданин и государство |
| |
30. |
| 1 | §26 | Культура. Наука. Искусство |
| |
31. |
| 1 | §27 | Человек и выбор жизненного пути |
| |
32. |
| 1 | §28 | Современный мир |
| |
33. |
| 1 |
| Контрольная работа№3 по теме: «Человек и общество» |
| |
34 |
| 1 |
| Итоговое повторение |
|