«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 9 класс

Рабочая программа по математике 9 класса для детей с ОВЗ

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от 23.08.2018г.№68

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

Уровень общего образования (класс) основное общее образование (9 класс)

Количество часов: 131

Учитель: Злобина О.А.



Рабочая программа разработана на основании:

-программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк) из сборника 1 «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой 2001 года, допущенной Министерством образования и науки РФ.


- Учебник «Математика для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида». Антропов А.П.,Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты



Рабочая программа составлена на основе Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Цель:

подготовить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики:

  • Дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления

  • Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств

  • Воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие абстрактных математических понятий;

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • Развитие пространственных представлений и ориентации;

  • Развитие основных мыслительных операций;

  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;

  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Знание основ десятичной системы счисления должно помочь обучающимся овладеть счетом, различными разрядными единицами.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы обучающихся.

Умение считать устно вырабатывается постепенно в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется введение примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями.

Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение, с тем, чтобы учащиеся могли выражать данные числа десятичными дробями и производить вычисления в десятичных дробях.

Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей.

К окончанию 9 класса обучающиеся должны уметь вычислять площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, знать и уметь применять единицы измерения площади и объема.

Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач необходимо учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.

Место курса «Математика» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает изучение геометрического материала.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения математики в девятом классе.

Обучающиеся должны овладеть следующими базовыми понятиями:

- способах получения двузначных, трехзначных чисел -100,1000;

-разрядными единицами (единицы, десятки, сто) и их соотношения;

-единицами длины (миллиметр, сантиметр, метр, километр);

-единицами массы (грамм, килограмм, тонна);

-единицами времени (год, месяц, неделя, сутки, утро, день, вечер, ночь, час, минута, секунда);

- правила умножения и деления на 1, 2,3,4,5,6,7,8,9;

-правила умножения и деления на 10;

-умножение и невозможность деления на 0;

-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3действия(со скобками и без них);

-геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

-периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

-углы: прямой, острый, тупой;

-виды треугольников, в зависимости от величины углов;

- окружность, диагональ, радиус;

-инструменты - транспортир, циркуль;

-калькулятор.



Обучающиеся должны овладеть следующими универсальными действиями:

-выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100;

-читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

-считать, пересчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

-выполнять сравнение чисел в пределах 100;

-выполнять устное сложение и вычитание в пределах 50, и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с последующей проверкой;

-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия(со скобками и без них);

-выполнять умножение и числа деление на 10;

-выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 10,50,100;

-умножать и делить на однозначное число;

-решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в 1-2-3 арифметических действия;

-уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

-строить окружность по радиусу и диаметру;

-строить треугольники, с заданными углами;

-находить периметр многоугольника (в том числе прямоугольника (квадрата)) и площадь прямоугольника, квадрата;

-читать, записывать, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа между собой;

-пользоваться калькулятором, для проверки результатов сложения, вычитания, умножения, деления.

Планируемые результаты освоения универсальными учебными действиями

Личностные универсальные учебные действия:

1.Положительно относиться к урокам математики

2. Понимать необходимость уроков математики.

3.Стать более успешным в учебной деятельности.

4.Принятие образца «Хорошего ученика».

5.С заинтересованностью воспринимать   материал.

6.Мотивировать свои действия.

7.Ориентироваться на понимание причин своих успехов в учебной деятельности.

8.Самостоятельно оценивать собственную деятельность.

9.Знание и ориентация на выполнение основных моральных и этических норм.

10.Осознавать смысл, оценивать и анализировать свои поступки с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

11.Осознавать смысл, оценивать и анализировать поступки других людей с точки зрения усвоенных моральных и этических норм.

12.Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

13.Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

14.Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

15.Сравнивать различные точки зрения.

16.Считаться с мнением другого человека.

17.Установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и   поступках.

18.Придерживаться основных правил и норм здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

3.Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

4.Планировать свои действия для выполнения конкретного задания.

5.Учитывать установленные правила поведения на уроках математики.

6.Проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности.

7.Быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей.

8.Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, др. людей.

9.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

10.Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты чужой деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

1.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3.Следить за звуковым и интонационным оформлением речи.

4.Строить грамматически правильные синтаксические конструкции.

5.Различать оттенки лексических значений слов.

6.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

7.Использовать схемы,демонстрационные таблицы, индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты, макеты и т. д. для решения поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1.Осуществлять учебное сотрудничество с педагогом.

2.Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

3.Учитывать мнение сверстников и стремиться наладить с ними общение.

4.Учитывать мнение взрослых и стремиться наладить с ними общение.

5.При помощи педагога формулировать свою точку зрения.

6.Самостоятельно формулировать свою точку зрения.

7.Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

8.Строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой.

9.Удерживать логику повествования на заданную тему.

10.Осуществлять взаимоконтроль.

11.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

обучающиеся должны усвоить:

  • натуральный ряд чисел от 1 до 1000 000;

  • основное свойство обыкновенных и десятичных дробей;

  • величины, единицы измерения стоимости, длины, массы, площади, объема. Соотношения единиц измерения стоимости, длины, массы;

обучающиеся должны уметь:

  • читать, записывать под диктовку дроби обыкновенные и десятичные;

  • считать, выполнять письменные арифметические действия (умножение, деление на однозначное число, круглые десятки) в пределах 10 000;

  • решать простые арифметические задачи (на нахождение суммы, остатка, произведения, частного, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, в несколько раз, на нахождение дроби обыкновенной; десятичной, 1% от числа; на соотношения: стоимость, цена, количество, расстояние, скорость, время);

  • вычислять площадь прямоугольника по данной стороне; объем прямоугольного параллелепипеда по данной длине ребер;

  • чертить линии, углы, окружности, треугольники, прямоугольники с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля;

  • различать геометрические фигуры и тела.      





Формы организации образовательного процесса

Форма работы: урок, фронтальная работа при осуществлении дифференцированного, индивидуального подхода, работа в парах и группах, коллективная работа, использование элементов игры, деятельность с элементами соревнований.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация, демонстрация, чертеж, схема), практические (вычерчивание геометрических фигур, изготовления геометрических тел из бумаги и пластилина). Работа с учебником.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устное решение примеров и задач

  • Практические упражнения по геометрическому материалу

  • Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя

  • Развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю

  • Самостоятельные письменные работы. Которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений

  • Работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок

  • Индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приемов письменных вычислений.

Содержание программы

  1. Повторение.

Нумерация. Счёт равными числовыми группами. Обыкновенные и десятичные дроби. Именованные числа. Геометрия: Виды линий. Линейные меры. Их соотношения.

  1. Арифметические действия с целыми и дробными числами.

Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на однозначные, двузначные, трёхзначные числа. Геометрия: Углы. Виды ломаной линии. Построение треугольников. Геометрические тела: куб, прямоугольный прямоугольник.

  1. Проценты.

Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Геометрия: Развёртка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Развёртка правильной, полной пирамиды. Круг. Окружность. Шар, сечения шара.

  1. Конечные и бесконечные дроби.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Геометрия: Цилиндр, развёртка. Конусы.

  1. Все действия с десятичными дробями и целыми числами.

Сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Геометрия: Симметрия: осевая, центральная.

  1. Обыкновенные дроби.

Сложение и вычитание. Умножение и деление на целое число. Смешанное число. Геометрия: Площадь. Единицы измерения площади, их соотношения. Площадь круга.

  1. Совместные действия целых чисел с обыкновенными дробями и десятичными дробями.

Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять другими. Геометрия: Объём. Обозначение: V. Единицы измерения объёма: 1 куб.мм, 1 куб.см, 1 куб.дм, 1 куб.м, 1 куб.км. Соотношения. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

  1. Повторение.

Все действия с целыми числами, именованными числами, дробями. Решение задач. Геометрия: Вычисление периметра, площади, объёма.

Тематический план.


9 класс

№ п.п.

Тема раздела

Кол. часов

1.

Повторение

Геометрический материал

9

3

2.

Арифметические действия с целыми и дробными числами

Геометрический материал

25

6

3.

Проценты

Геометрический материал

13

5

4.

Конечные и бесконечные дроби

Геометрический материал

6

1

5.

Все действия с десятичными дробями и целыми числами

Геометрический материал

5

1

6

Обыкновенные дроби

Геометрический материал

10

3

7

Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

Геометрический материал.

8

3

8

Повторение

Геометрический материал.

3

1



102























Календарно-тематическое планирование по математике 9 класс

3 часа в неделю (102 часа всего)


№ п.п.

Тема

Кол

час

Дата


Повторение

12


1.

Нумерация целых чисел в пределах 1000000; классы, разряды. Счет равными числовыми группами. Сравнение.

1


2.

Округление целых чисел.

1


3.

Получение, чтение, запись обыкновенной дроби. Сравнение обыкновенных дробей.

1


4.

Отрезок. Измерение отрезков.

1


5.

Образование, чтение и запись десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей.

1


6.

Преобразование, сравнение десятичных дробей.

1


7.

Числа, полученные при измерении величин. Преобразование.

1


8.

Линейные меры длины. Их соотношения

1


9.

Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями.

1


10.

11.

Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

2


12.

Луч. Прямая.

1



Арифметические действия с целыми и дробными числами

31


13.

Сложение и вычитание целых чисел.

1


14.

Контрольная работа на начало учебного года.

1


15.

Анализ контрольной работы

1


16.

Нахождение неизвестного компонента при сложении и вычитании.

1


17.

Решение примеров в 2-4 действия.

1


18.

Углы. Виды углов.

1


19.

Умножение целых чисел и десятичных дробей на однозначное число

1


20.

Деление целых чисел на однозначное число, круглые десятки.

1


21.

Деление десятичной дроби на однозначное число.

1


22.

Измерение величины углов с помощью транспортира.

1


23.

Деление чисел, полученных при измерении величин, на однозначное число.

1


24.

Умножение и деление на 10, 100, 1000 без остатка, с остатком.

1


25.

Ломаная линия. Виды ломаной линии: замкнутая, незамкнутая

1


26.

Умножение целых чисел, десятичных дробей на двузначное число

1


27.

Деление целых чисел, десятичных дробей на двузначное число.

1


28.

Треугольники. Виды треугольников. Построение треугольников по известным углам и стороне.

1


29.

Умножение целых чисел на трехзначное число.

1


30.

Деление целого числа на трехзначное число

1


31.

Решение задач на движение

1


32.

Длины сторон треугольника. Построение треугольника по известному углу и длинам двух сторон.

1


33.

Выполнение вычислений на калькуляторе.

1


34.

Нахождение неизвестного компонента при сложении, вычитании.

1


35.

Арифметические действия с целыми числами

1


36.

Контрольная работа по теме «Арифметические действия с целыми и дробными числами»

1


37.

Нахождение неизвестного компонента при сложении, вычитании.

1


38.

Арифметические действия с целыми числами

1


39.

Арифметические действия с десятичными дробями.

1


40.

Геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, куб.

1


41.

Развёртка куба.

1


42.

Развёртка куба.

1


43.

Арифметические действия с целыми числами, десятичными дробями

1



Проценты

18


44.

Понятие о проценте

1


45.

Замена процентов обыкновенной и десятичной дробью

1


46.

Развертка прямоугольного параллелепипеда, куба.

1


47.

Нахождение нескольких процентов от числа

1


48.

Площадь боковой и полной поверхности куба

1


49.

Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа

1


50.

Замена 50% обыкновенной дробью

1


51.

Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда

1


52.

Замена 25, 75% обыкновенной дробью

1


53.

Пирамида. Развертка правильной полной пирамиды.

1


54.

Нахождение числа по 50 его процентам

1


55.

Нахождение числа по 25 его процентам

1


56.

Круг и окружность. Линии в круге.

1


57.

Нахождение числа по 20 его процентам

1


58.

Длина окружности

1


59.

Контрольная работа по теме «Проценты»

1


60.

Анализ контрольной работы

1


61.

Шар. Сечение шара.

1



Конечные и бесконечные десятичные дроби

7


62.

Замена десятичных дробей в виде обыкновенных

1


63.

Замена обыкновенных дробей в виде десятичных

1


64.

Цилиндр. Развертка цилиндра

1


65.

Арифметические действия с целыми и дробными числами

1


66.

Контрольная работа по теме «Конечные и бесконечные десятичные дроби»

1


67.

Анализ контрольной работы

1


68.

Конусы. Усеченный конус. Развертка конуса.

1



Все действия с десятичными дробями и целыми числами

6


69.

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

1


70.

Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей

1


71.

Построение симметричных фигур относительно оси симметрии

1


72.

Решение примеров в 2-4 действия

1


73.

Запись десятичных дробей на калькуляторе

1


74.

Выполнение вычислений на калькуляторе без округления

1



Обыкновенные дроби

13


75.

Смешанные числа

1


76.

Площадь геометрической фигуры. Нахождение площади .

1


77.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

1


78.

Площадь прямоугольника, квадрата

1


79.

Сложение и вычитание смешанных чисел

1


80.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

1


81.

Умножение обыкновенной дроби на целое число

1


82.

Единицы измерения площади. Их соотношения.

1


83.

Деление обыкновенной дроби на целое число

1


84.

Умножение и деление смешанного числа на целое

1


85.

Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»

1


86.

Анализ контрольной работы

1


87.

Площадь круга.

1



Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями

11


88.

Запись обыкновенной дроби в виде десятичной

1


89.

Запись десятичной дроби в виде обыкновенной

1


90.

Объем геометрического тела. Измерение объема геометрического тела.

1


91.

Сложение и вычитание десятичной и обыкновенной дроби

1


92.

Решение примеров в 2-4 действия с обыкновенными и десятичными дробями

1


93.

Единицы измерения объёма.

1


94.

Нахождение части от числа

1


95.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда.

1


96.

Нахождение числа по его части

1


97.

Измерение и вычисление объема куба.

1


98.

Решение примеров в 2-4 действия с обыкновенными и десятичными дробями

1



Повторение

4


99.

Развёртка куба.

1


100.

Развёртка куба.

1


101.

Итоговая контрольная работа за 4 четверть.

1


102.

Анализ контрольной работы

1






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее