Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа имени А. Ф. Дьякова»
«Рассмотрено» Заведующая кафедрой математики и информатики МБОУ ЮРЛК и НК им. А. Ф. Дьякова И. Н. Усеинова Протокол № 1 от __.08. 201__ г. «Согласовано» Методист МБОУ ЮРЛК и НК им. А. Ф. Дьякова ________С. В. Скрынникова Протокол № 1 ___.08. 201__г. «Утверждаю» Директор МБОУ ЮРЛК и НК им. А. Ф. Дьякова _____________Е. В. Бледных Приказ № _______ от ___.08 . 201___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
создана
Куцаковой Ларисой Владимировной
учителем _________________ категории,
Предмет: математика
Класс: 5
дата создания: 2017 год
сроки реализации: 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, примерной авторской программы основного общего образования Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Математика 5-6 класс/ Программы для общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 класс. М. Просвещение, 2015г.
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
1. «Математика 5 » Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2013-15гг.
2. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений/Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2015г.
3. Математика. Дидактические материалы для 5 класса общеобразовательных учреждений/Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева – М: Просвещение, 2015г.
4. Математика 5-6 кл. Контрольные работы. К учебному комплекту под редакцией Г.В. Дорофева, И.Ф. Шарыгина. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2013г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Срок реализации Программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
В 5 классе изучается раздел «Арифметика», даются начальные геометрические представления и изучаются основы комбинаторики.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Формируют язык описания объектов окружающего мира, развивают пространственное воображение и интуицию, математическую культуру.
Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Основная цель предмета «Математика»:
- систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
- подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- формирование прочной базы для дальнейшего изучения математики;
- формирование логического мышления;
- формирование умения пользоваться алгоритмами;
Задачи курса:
- сформировать, развить и закрепить навыки действий с обыкновенными дробями, десятичными дробями, рациональными числами;
- познакомить учащихся с понятием процента, сформировать понимание часто встречающихся оборотов речи со словом «процент»;
- сформировать умения и навыки решения простейших задач на проценты;
- сформировать представление учащихся о возможности записи чисел в различных эквивалентных формах;
- познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление;
- создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых и окружностей;
- мотивировать введение положительных и отрицательных чисел;
- выработать прочные навыки действия с положительными и отрицательными числами;
- сформировать первоначальные навыки использования букв для обозначения чисел в записи математических выражений и предложений;
- научить оценивать вероятность случайного события на основе определения частоты события в ходе эксперимента.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение математики в 5 классе отводится 175 часов. Рабочая программа предусматривает обучение математики в объеме 5 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение 9 контрольных работ.
Результаты изучения предмета Математика»
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
-развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные результаты проявляются в формировании УУД.
Регулятивные УУД:
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Познавательные УУД:
-умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
-умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
-умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
-умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД:
-развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- умение выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах;
Содержание тем учебного курса
1.Повторение 5ч
Действия с натуральными числами. Решение простых задч. Решение простых уранений. Решение геометрических задач.
2. Линии 7ч
Линии на плоскости. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Окружность.
Основная цель — развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
3. Натуральные числа 13ч
Натуральные числа и нуль. Сравнение. Округление. Перебор возможных вариантов.
Основная цель — систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
4. Действия с натуральными числами 22ч
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Решение арифметических задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
5. Использование свойств действий при вычислениях 12ч
Свойства арифметических действий.
Основная цель — расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
6.Углы и многоугольники 9ч
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники.
Основная цель — познакомить учащихся с новой геометрической фигурой — углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
7. Делимость чисел 15ч
Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители.
Основная цель — познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
8. Треугольники и четырехугольники 10ч
Треугольники и их виды. Прямоугольник. Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
9. Дроби 18ч
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей.
Основная цель — сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
10.. Действия с дробями 34ч
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач.
Основная цель — научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
11. Многогранники 10ч
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки.
Основная цель — познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
12.. Таблицы и диаграммы 9ч
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы.
Основная цель — формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
13. Повторение 11ч
Натуральные числа. Действия с натуральными числами. Дроби. Действия с дробями. Многогранники. Диаграммы.
Распределение учебных часов по разделам программы
Наименование раздела, темы | Количество часов ( всего) | Из них контрольные работы |
Повторение | 5 | |
Линии | 7 | |
Натуральные числа | 13 | 1+1 (вводная) |
Действия с натуральными числами | 22 | 1 |
Использование свойств действий при вычислениях | 12 | 1 |
Углы и многоугольники | 9 | |
Делимость чисел | 15 | 1 |
Треугольники и четырехугольники | 10 | |
Дроби | 18 | 1 |
Действия с дробями | 34 | 2 |
Многогранники | 10 | |
Таблицы и диаграммы | 9 | |
Повторение | 11 | 1 |
Итого | 175 | 9 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Литература для учителя | |
1.1 | Математика. Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2015г. | 1 |
1.2 | Математика 5-6 кл. Контрольные работы. К учебному комплекту под редакцией Г.В. Дорофева, И.Ф. Шарыгина. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2013г. | 1 |
1.3 | Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2015г. | 1 |
1.4 | Математика. Дидактические материалы для 5 класса общеобразовательных учреждений /Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева – М: Просвещение, 2015г. | 1 |
1.5 | Программа по математике для 5 класса, авторы-составители Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова( Математика. Сборник рабочих программ (ФГОС) . 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ сост. Т.А.Бурмистрова —3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2015) | 1 |
1.6 | Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/С.С.Минаева – М.:Издательсвто «Экзамен», 2010. | 1 |
1.7 | Математика 5-6 кл. Устные упражнения./ С.С.Минаева – М.:Просвещение , 2011; | 1 |
2. | Литература для ученика | |
2.1 | «Математика 5 » Учебник для 5 класса общеобразовательных организаций /Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.-М.: Просвещение, 2015г. | 21 |
2.2 | Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2015г. | 21 |
3. | Электронные образовательные ресурсы | |
3.1 | Наименование сайтов • www.1september.ru • www.math.ru • www.allmath.ru • www.uztest.ru • http://schools.techno.ru/tech/index.html • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html • http://methmath.chat.ru/index.html • http://www.mathnet.spb.ru/ | 7 |
3.2 | 2) презентации: 1. Отрезок. Длина отрезка 2. Натуральные числа 3. Из истории системы счисления 4. Округление натуральных чисел 5. Число нуль 6. Сложение натуральных чисел 7. Вычитание натуральных чисел 8. Сложение и вычитание натуральных чисел 9. Умножение и деление натуральных чисел 10. Перевод условия задачи на математический язык 11. Задачи на уравнивание 12. Устный счет (натуральные числа ) 13. Обобщенный урок: натуральные числа и шкалы 14. Угол, виды углов 15. Транспортир 16. Делители и кратные 17. Треугольники и их виды 18. Площадь прямоугольника 19. Задачи на разрезание и перекраивание фигур 20. Доли и дроби 21. Сравнение дробей 22. Сложение и вычитание обыкновенных дробей 23. Умножение и деление обыкновенных дробей 24. Обыкновенные дроби. Закрепление 25. Устный счет (дроби) 26. Геометрические тела 27. Параллелепипед 28. Задания для устной работы по теме «Развертки» 29. Шарады 30. Диаграммы | 9 31 |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения математики на базовом уровне ученик научится /ученик получит возможность научиться:
Арифметика
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями;
• выполнять арифметические действия с натуральными числами, сравнивать натуральные числа; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
Элементы алгебры
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
• изображать числа точками на координатной прямой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания зависимостей между изученными физическими величинами, соответствующими им формулами, при исследовании несложных практических ситуаций.
Геометрия
• распознавать изученные геометрические фигуры;
• изображать изученные геометрические фигуры;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке изученные пространственные тела, изображать их;
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;
• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц;
• решения практических задач в повседневной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности | УУД | Примечание | ||||||||
| Личностные | Метапредметные | Предметные | | |||||||||
1. Повторение (5 часов) | |||||||||||||
1/1 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Урок повторения и обобщения знаний | Сравнивать и упорядочивать натуральные числа. Вычислять значения числовых выражений, содержащих натуральные числа. Применять разнообразные приемы рационализации вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом на разнообразные зависимости между величинами. Описывать фигуры и их свойства, применять свойства при решении задач. Распознавать многоугольники. Измерять и сравнивать длины отрезков, величины углов. Находить примеры многоугольников, площади прямоугольников | Корректировать и дополнять способы своих действий. Осознавать качество и уровень усвоения пройденного. Оценивать достигнутый результат. Структурировать знания. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Строить логические цепи рассуждений. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Описывать содержание совершаемых действий | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные - передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Знать: сложение и умножение натуральных чисел, порядок выполнения действий в примерах Уметь решать примеры на все действия с натуральными числами | | ||||||
2/2 | Умножение и деление натуральных чисел | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: умножение деление натуральных чисел, порядок выполнения действий в примерах Уметь решать примеры на все действия с натуральными числами | | |||||||||
3/3 | Решение простых уравнений | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: способы решения простых уравнений, правила нахождения неизвестных компонентов в действиях с натуральными числами. Уметь: решать простые уравнения. | | |||||||||
4/4 | Решение простых задач | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: способы решения простых задач. Уметь решать простые задачи. | | |||||||||
5/5 | Решение геометрических задач | Урок повторения и обобщения знаний | Знать: формулы вычисления периметра треугольника и прямоугольника, площади прямоугольника. Уметь находить периметр многоугольника и площадь прямоугольника. | | |||||||||
ГЛАВА 1. Линии - 7 ч | |||||||||||||
1/6 | 1.1 Разнообразный мир линий | Комбинированный | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные - передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Ученик научится: проводить и обозначать прямые, лучи, строить и измерять отрезки; находить длины ломанных; строить окружность заданного радиуса, окружность с заданным центром, проходящую через заданную точку; связывать радиус и диаметр окружности; выражать одни единицы измерения длины через другие. Ученик получит возможность научиться: строить отрезок, называть его элементы; измерять длину отрезка; выражать длину отрезка в различных единицах измерения; переходить от одних единиц измерения к другим; строить прямую, луч; по рисунку называют точки | | ||||||
| | | | | |||||||||
2/7 | 1.2 Прямая. Части прямой. Ломаная | Комбинированный | Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи | | |||||||||
3/8 | 1.3 Длина линии (отрезок) | Комбинированный | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения через другие. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников | | |||||||||
4/9 | Длина линии (ломаная) | Комбинированный | Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины ломанных. Строить ломанные заданной длины с помощью линейки. Выражать одни единицы измерения через другие. Находить длину ломанной. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге | | |||||||||
5/ 10 | 1.4 Окружность | Комбинированный | Строить окружность заданного радиуса, окружность с заданным центром, проходящую через заданную точку. Знать, как связаны радиус и диаметр окружности. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге | | |||||||||
6/ 11 | 1.4 Окружность | Комбинированный | Решать задачи на построение окружностей. Подготовка к контрольной работе | | |||||||||
7/ 12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Линии». Самостоятельная работа №1 «Линии» | Обобщения и систематизации знаний | Описывать и характеризовать линии. Выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их. Изображать различные линии, в том числе прямые и окружности. Конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клетчатой бумаге, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Находить длины отрезков, ломаных | | |||||||||
ГЛАВА 2. Натуральные числа - 13 ч | |||||||||||||
1/ 13 | 2.1 Как записывают и читают натуральные числа | Комбинированный | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа. Записывать и читать числа в десятичной системе | Проявляют положительное отношение к урокам математики, к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; осознают границы собственного знания и «незнания», дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, к способам решения задач | Регулятивные - в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные - умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций; умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её | Ученик научится: записывать и читать числа в десятичной системе;записывать натуральные числа в виде суммы разрядных слагаемых;сравнивать натуральные числа;отмечать числа точками на координатной прямой и находить координаты отмеченных точек; округлять натуральные числа. Ученик получит возможность научиться: Сравнивать натуральные числа по классам и разрядам; записывать результат сравнения с помощью знаков «», « | | ||||||
2/ 14 | 2.1 Как записывают и читают натуральные числа | Применение предметных знаний, умений и навыков | Читать и записывать натуральные числа. Записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых. Выполнять задания по теме «Как записывают и читают натуральные числа» | | |||||||||
3\ 15 | 2.2 Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел | Комбинированный | Сравнивать и упорядочивать натуральные числа. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений | | |||||||||
4/ 16 | Сравнение чисел. Двойное неравенство | Комбинированный | Описывать свойства натурального ряда. | | |||||||||
5/ 17 | 2.3 Числа и точки на прямой. Координатная прямая | Применение предметных знаний, умений и навыков | Отмечать числа и точки на координатной прямой | | |||||||||
6/ 18 | Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой | Комбинированный | Изображать числа точками на координатной прямой и находить координаты отмеченных точек | | |||||||||
7/ 19 | Входная контрольная работа | | Складывать, вычитать, умножать натуральные числа. Вычислять значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Находить неизвестное число. Применять формулу пути. Применять формулы площади и периметра прямоугольника | | |||||||||
8/ 20 | 2.4 Округление натуральных чисел | Комбинированный | Округлять натуральные числа | | |||||||||
9/ 21 | Правило округления натуральных чисел | Первичное предъявление новых знаний | Применять правило округления натуральных чисел при выполнении заданий | | |||||||||
10/ 22 | 2.5 Перебор возможных вариантов | Комбинированный | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов | | |||||||||
11/ 23 | Дерево возможных вариантов | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Моделировать ход решения задач с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов | | |||||||||
12/ 24 | Решение комбинаторных задач | Комбинированный | Решать комбинаторные задачи различными способами | | |||||||||
13/ 25 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
ГЛАВА 3. Действия с натуральными числами - 22 ч | |||||||||||||
1/ 26 | 3.1 Анализ контрольной работы №1 Сложение натуральных чисел | Комбинированный | Выполнять вычисления с натуральными числами; Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты | Дают позитивную самооценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач | Регулятивные - составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные - передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». Коммуникативные - оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции | Ученик научится: выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;связывать между собой сложение и вычитание, умножение и деление;находить неизвестные компоненты действий;записывать математические выражения;находить квадраты и кубы чисел;определять порядок действий и находить значения выражений, содержащих несколько разных действий;решать задачи на движение;решать задачи в несколько действий. Ученик получит возможность научиться: складывать натуральные числа, используя свойства сложения; использовать различные приёмы проверки, правильности нахождения значения числового выражения; вычитать натуральные числа, используя разные способы вычислений, выбирая удобный способ; контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметических действий, выполнять любые действия с многозначными числами решать текстовые задачи | | ||||||
2/ 27 | Взаимосвязь между сложением и вычитанием натуральных чисел | Комбинированный | Выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с натуральными числами | | |||||||||
3/ 28 | Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Решение текстовых задач | Применение предметных знаний, умений и навыков | Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами, анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | | |||||||||
4/ 29 | 3.2 Умножение и деление натуральных чисел | Комбинированный | Выполнять арифметические действия (умножение и деление) с натуральными числами | | |||||||||
5/ 30 | Нахождение неизвестных компонентов умножения и деления | Первичное предъявление новых знаний | Находить неизвестные компоненты умножения и деления | | |||||||||
6/ 31 | Умножение и деление натуральных чисел. Прикидка и оценка результатов вычисления | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, применять приемы проверки правильности вычислений | | |||||||||
7/ 32 | Решение задач на умножение и деление натуральных чисел | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать задачи на умножение и деление натуральных чисел, анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию | | |||||||||
8/ 33 | 3.3 Порядок действий в вычислениях | Комбинированный | Находить значения числовых выражений, соблюдая порядок действий в вычислениях | | | | | ||||||
9/ 34 | Порядок действия в выражениях, содержащих действия разных ступеней | Применение предметных знаний, умений и навыков | Находить значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, со скобками и без скобок | | |||||||||
10/ 35 | Порядок действий. Вычисления по схеме | Формирование предметных навыков, овладения предметными умениями | Находить значения числовых выражений, содержащих действия разных ступеней, выполнять вычисления по схеме | | |||||||||
11/ 36 | Порядок действий в вычислениях. Решение текстовых задач | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами, анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию | | |||||||||
12/ 37 | 3.4 Степень числа | Комбинированный | Вычислять значения степеней | | |||||||||
13/ 38 | Квадрат и куб числа | Комбинированный | Вычислять значения квадрата и куба | | |||||||||
14\ | Порядок действий при вычислении значений выражений, содержащих степени | Первичное предъявление новых знаний | Исследовать простейшие числовые закономерности, используя числовые эксперименты. Употреблять буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений | | |||||||||
15/40 | 3.5 Задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях | Комбинированный | Решать задачи на движения навстречу и в противоположных направлениях | | |||||||||
16/41 | Задачи на движение по течению и против течения реки | Комбинированный | Решать задачи по течению и против течения реки | | |||||||||
17/42 | Различные задачи на движения | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Решать задачи на движение арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами, анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию | | |||||||||
18/ 43 | Различные задачи на движения | | | ||||||||||
19/ 44 | Обобщение по теме «Действия с натуральными числами» | Обобщения и систематизации знаний | Вычислять значения числовых выражений. Называть компоненты арифметических действий, находить неизвестные компоненты действий. Записывать в буквенной форме свойства арифметических действий, свойства нуля и единицы при сложении и вычитании, умножении и делении. Находить и объяснять ошибки. Называть основание и показатель степени, находить квадраты и кубы чисел, вычислять значения выражений, содержащих степени. Анализировать числовые равенства и числовые закономерности, применять подмеченные закономерности в ходе решения задач. Решать текстовые задачи арифметическим способом. | | |||||||||
20/ 45 | Обобщение по теме «Задачи на движения» | Обобщения и систематизации знаний | | ||||||||||
21/ 46 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с натуральными числами» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
22/ 47 | Работа над ошибками. Выполнение заданий по теме «Задачи на движения» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Выполнять задания по теме «Задачи на движения». Решать задачи на движения, используя различные зависимости между величинами, анализировать и осмысливать текст задачи, | | |||||||||
ГЛАВА 4. Использование свойств действий при вычислениях - 12 ч | |||||||||||||
1/ 48 | 4.1 Свойства сложения и умножения (переместительное и сочетательное свойства) | Комбинированный | Записывать с помощью букв переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения. Формулировать правила преобразования числовых выражений на основе свойств сложения и умножения. Использовать свойства действий для группировки слагаемых в сумме и множителей в произведении, комментировать свои действия. Анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых закономерностей | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные - передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Ученик научится: записывать с помощью букв свойства арифметических действий;группировать слагаемые в сумме и множители в произведении;раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки;применять способ решения задачи на части;применять способ решения задачи на уравнивание. Ученик получит возможность научиться: находить и выбирать удобный способ решения задач; выполнять алгоритм арифметических действий, описывая явления с использованием буквенных выражений; самостоятельно выбирать способ решения задачи | | ||||||
2/ 49 | Преобразование выражений на основе свойств действий | Первичное предъявление новых знаний | | ||||||||||
3/ 50 | 4.2 Распределительное свойство | Комбинированный | Записывать с помощью букв распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания). Формулировать и применять правило вынесения общего множителя за скобки и выполнять обратное преобразование. Участвовать в обсуждении возможных ошибок в цепочке преобразований числового выражения. Решать текстовые задачи арифметическим способом, предлагать разные способы решения. Анализировать и рассуждать в ходе исследования числовых закономерностей | | |||||||||
4/ 51 | Вынесение общего множителя за скобки | Первичное предъявление новых знаний | | ||||||||||
5/ 52 | Преобразование числовых выражений на основе распределительного закона | Применение предметных знаний, умений и навыков | Выполнять задания на преобразование числовых выражений на основе распределительного закона | | |||||||||
6/ 53 | 4.3 Задачи на части | Комбинированный | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию. Моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки. Распознавать задачи на части. Решать задачи по предложенному плану, планировать ход решения задачи. Оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные ситуации. Решать задачи, на части используя реальные предметы и рисунки | | |||||||||
7/ 54 | Задачи на части, в условии которых дается масса всей смеси | Первичное предъявление новых знаний | Решать задачи на части, в условии которых дается масса всей смеси | | |||||||||
8/ 55 | Задачи на части, в которых части в явном виде не указаны | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать задачи на части, в которых части в явном виде не указаны | | |||||||||
9/ 56 | 4.4 Задачи на уравнивание | Комбинированный | Решать задачи на уравнивание, используя реальные предметы и рисунки | | |||||||||
10/ 57 | Решение задач на уравнивание | Применение предметных знаний, умений и навыков | Моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки. Решать текстовые задачи арифметическим способом | | |||||||||
11/ 58 | Контрольная работа №4 по теме «Использование свойств действий при вычислениях» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
12/ 59 | Работа над ошибками | Коррекционный | Выполнять работу над ошибками | | |||||||||
ГЛАВА 5. Углы и многоугольники - 9 ч | |||||||||||||
1/ 60 | 5.1 Как обозначают и сравнивают углы | Комбинированный | Обозначать и сравнивать углы. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. | Дают позитивную самооценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач | Регулятивные - составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные - передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». Коммуникативные - оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции | Ученик научится: измерять величину угла с помощью транспортира и строить угол заданной величины;определять острым, тупым или прямым является угол;проводить биссектрису угла;называть элементы многоугольника;находить периметр многоугольника. Ученик получит возможность научиться: распознавать виды углов; изображать ломанные и многоугольники | | ||||||
2/ 61 | Виды углов. Биссектриса угла | Комбинированный | Распознавать виды углов по рисунку. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. | | |||||||||
3/ 62 | 5.2 Измерение углов | Проблемный | Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов | | |||||||||
4/ 63 | Построение углов заданной градусной меры с помощью транспортира | Первичное предъявление новых знаний | Строить углы заданной величины | | |||||||||
5/ 64 | Построение и измерение углов | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать задачи на нахождение градусной меры углов | | |||||||||
6/ 65 | 5.3 Ломанные и многоугольники. Периметр многоугольника | Комбинированный | Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Вычислять периметры многоугольников | | |||||||||
7/ 66 | Многоугольники. Диагонали многоугольников | Применение предметных знаний, умений и навыков | Распознавать многоугольники на чертежах, рисунках, находить их аналоги в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. | | |||||||||
8/ 67 | Обобщение по теме «Углы и многоугольники» | Обобщения и систематизации знаний | Моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др. | | |||||||||
9/ 68 | Проверочная работа по теме «Углы и многоугольники» | Контрольный | Индивидуальное решение заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
ГЛАВА 6. Делимость чисел - 15 ч | |||||||||||||
1/ 69 | 6.1 Делители и кратные. Делитель числа. Наибольший общий делитель | Комбинированный | Формулировать определения понятий «делитель» и «кратное» числа, употреблять их в речи. Находить делители и кратные данных чисел, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух чисел, использовать соответствующие обозначения. Анализировать ряды кратных. Решать текстовые задачи, связанные с делимостью чисел Конструировать математические предложения с помощью связок «и», «или», «если…, то…» | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют интерес к изучению предмета; проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дают оценку своей учебной деятельности | Регулятивные - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные - умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций | Ученик научится: находить делители данного числа;находить общие кратные, и наименьшее общее кратное двух чисел;называть простые и составные числа, простые числа в пределах сотни;применять признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10; применятьсвойства делимости суммы и произведения;при делении одного натурального числа на другое находить частное и остаток от деления. Ученик получит возможность научиться: выяснять является ли одно число делителем или кратным другого; раскладывать число на простые множители | | ||||||
2/ 70 | Делители и кратные. Наименьшее общее кратное | Комбинированный | | ||||||||||
3/ 71 | Делители и кратные. Выполнение заданий | Применение предметных знаний, умений и навыков | | ||||||||||
4/ 72 | 6.2 Простые и составные числа | Комбинированный | Формулировать определения простого и составного числа. Использовать таблицу простых чисел | | |||||||||
5/ 73 | Разложение составного числа на простые множители | Применение предметных знаний, умений и навыков | Раскладывать составные числа на простые множители | | |||||||||
6/ 74 | 6.3 Делимость суммы и произведения | Комбинированный | Формулировать свойства и признаки делимости. Проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты | | |||||||||
7/ 75 | Свойства делимости | Первичное предъявление новых знаний | Решать задачи, связанные с делимостью чисел | | |||||||||
8/ 76 | 6.4 Признаки делимости на 2, на 5, на 10 | Комбинированный | Знать признаки делимости на 2, на 5, на 10 и применять их при выполнении заданий | | |||||||||
9/ 77 | Признаки делимости на 3, на 9 | Применение предметных знаний, умений и навыков | Знать признаки делимости на 3, на 9 и применять их при выполнении заданий | | |||||||||
10/ 78 | Признаки делимости чисел | Применение предметных знаний, умений и навыков | Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел | | |||||||||
11/ 79 | 6.5 Деление с остатком | Комбинированный | Выполнять деление с остатком. Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.) | | |||||||||
12\ 80 | Нахождение неизвестных компонентов при делении с остатком | Первичное предъявление новых знаний | Находить неизвестные компоненты при делении с остатком | | |||||||||
13/ 81 | Деление с остатком при решении задач | Применение предметных знаний, умений и навыков | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений | | |||||||||
14/ 82 | Контрольная работа №5 по теме «Делимость чисел» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
15/ 83 | Работа над ошибками | Коррекционный | Выполнять работу над ошибками | | | | | ||||||
ГЛАВА 7. Треугольники и четырехугольники - 10 ч | |||||||||||||
1/ 84 | 7.1 Треугольники и их виды (свойства равнобедренного треугольника) | Комбинированный | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире треугольники. Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире. Изображать различные виды треугольников от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать треугольники на клетчатой бумаге. Исследовать свойства треугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования | Дают позитивную самооценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета; объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач | Регулятивные - составляют план выполнения заданий совместно с учителем; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные - передают содержание в сжатом или развернутом виде; делают предположение об информации, которая нужна для решения учебной задачи; записывают выводы в виде правил «если ..., то ...». Коммуникативные-оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; умеют уважительно относиться к позиции другого; умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции | Ученик научится: изображать прямоугольный треугольник с заданными сторонами, образующими прямой угол, равнобедренный треугольник с заданными боковыми сторонами и углом между ними;находить периметр треугольника, прямоугольника;строить прямоугольник с заданными сторонами;находить площадь прямоугольника;свойства прямоугольника и свойства квадрата;выражать одни единицы площади через другие; выбирать подходящую единицу измерения. Ученик получит возможность научиться: решать задачи на нахождение площадей; исследовать свойства треугольников и прямоугольников путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования | | ||||||
2/ 85 | Классификация треугольников по сторонам и углам | Комбинированный | Распознавать виды треугольников по сторонам и углам | | |||||||||
3/ 86 | 7.2 Прямоугольники | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольники. Приводить примеры аналогов фигур в окружающем мире. Изображать прямоугольники и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать прямоугольники на клетчатой бумаге. Моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. | | |||||||||
4/ 7 | Свойства диагоналей прямоугольника | Комбинированный | Исследовать свойства прямоугольника путем эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования | | |||||||||
5/ 8 | 7.3 Равенство фигур | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Находить равные фигуры и изображать их | | |||||||||
6/ 89 | Равные фигуры | Первичное предъявление новых знаний | Изображать равные фигуры. Выполнять задания на равенство фигур | | |||||||||
7/ 90 | 7.4 Площадь прямоугольника | Комбинированный | Вычислять площади квадрата и прямоугольника по формулам. Выражать одни единицы измерения площади через другие | | |||||||||
8/ 91 | Площадь фигур, составленных из прямоугольников | Первичное предъявление новых знаний | Находить площади фигур, составленных из прямоугольников | | |||||||||
9/ 92 | Обобщение по теме «Треугольники и четырехугольник» | Обобщения и систематизации знаний | Конструировать орнаменты и паркеты (от руки или с помощью компьютера) | | |||||||||
10/ 93 | Проверочная работа по теме «Треугольники и четырехугольник» | Контрольный | Индивидуальное решение заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
ГЛАВА 8. Дроби- 18 ч | |||||||||||||
1 /94 | 8.1 Доли | Комбинированный | Знать, что такое доли, уметь представлять доли в виде рисунка Моделировать в графической, предметной форме доли и дроби. Решать текстовые задачи с опорой на смысл понятия доли | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности; проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают причины успеха в учебной деятельности | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; составляют план выполнения заданий совместно с учителем. Познавательные - записывают выводы в виде правил «если …то...»; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют критично относиться к своему мнению; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Ученик научится: читать и записывать дроби, знает, что означает числитель и знаменатель дроби;называть правильные и неправильные дроби;изображать дроби точками координатной прямой, определять координаты точек, отмеченных на координатной прямой;применять основное свойство дроби для нахождения равных дробей;приводить дроби к новому знаменателю, сокращать дроби;сравнивать дроби. Ученик получит возможность научиться: применять дроби, чтобы выражать более мелкие единицы измерения величин через более крупные;записывать натуральное число в виде дроби, записывать в виде дроби частное двух натуральных чисел | | ||||||
2/ 95 | Нахождение целого по его части | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Находить целое по его части. Выполнять задания связанные с долями | | |||||||||
3/ 96 | 8.2 Что такое дробь (правильные и неправильные дроби) | Комбинированный | Записывать и читать обыкновенные дроби. Знать, что означают числитель и знаменатель, правильные и неправильные дроби. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби | | |||||||||
4/ 97 | Изображение дробей точками на координатной прямой | Комбинированный | Соотносить дроби и точки на координатной прямой. Изображать дроби точками на координатной прямой | | |||||||||
5/ 98 | Решение задач на нахождение дроби от числа | Первичное предъявление новых знаний | Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | | |||||||||
6/ 99 | 8.3 Основное свойство дроби | Комбинированный | Формулировать и записывать с помощью букв основное свойство обыкновенной дроби, преобразовывать дроби. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты | | |||||||||
7/ 100 | Приведение дробей к новому знаменателю | Формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | Приводить дроби к новому знаменателю. Применять основное свойство дроби для нахождения равных дробей | | |||||||||
8/ 101 | Сокращение дробей | Комбинированный | Сокращать дроби | | |||||||||
9/ 102 | 8.4 Приведение дробей к общему знаменателю | Комбинированный | Приводить дроби к общему знаменателю, равному произведению их знаменателей | | |||||||||
10/ 103 | Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | Применение предметных знаний, умений и навыков | Приводить дроби к наименьшему общему знаменателю | | |||||||||
11/ 104 | 8.5 Сравнение дробей (с одинаковыми знаменателями) | Комбинированный | Моделировать с помощью координатной прямой отношения «больше» и «меньше» для обыкновенных дробей. Сравнивать дроби с равными знаменателями. Применять различные приёмы сравнения дробей с разными знаменателями, выбирая наиболее подходящий приём в зависимости от конкретной ситуации. Находить способы решения задач, связанных с упорядочиванием и сравнением дробей. | | |||||||||
12/ 105 | Различные приемы сравнения дробей | Комбинированный | Применять различные приемы сравнения дробей, выбирая наиболее подходящий в зависимости от конкретной ситуации. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении | | |||||||||
13/106 | Сравнение дробей | Первичное предъявление новых знаний | Преобразовывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать их | | |||||||||
14/107 | 8.6 Натуральные числа и дроби | Комбинированный | Записывать натуральные числа в виде дроби. Записывать в виде дроби частное двух натуральных чисел | | |||||||||
15/ 108 | Выполнение заданий по теме «Натуральные числа и дроби» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Находить способ решения задач, связанных с упорядочением, сравнением дробей | | |||||||||
16\ | Обобщение по теме «Дроби» | Обобщения и систематизации знаний | Решать задания, анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию | | |||||||||
17/110 | Контрольная работа №6 по теме «Дроби» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
18/ 111 | Работа над ошибками | Коррекционный | Выполнять работу над ошибками | | |||||||||
ГЛАВА 9. Действие с дробями - 34 ч | |||||||||||||
1/ 112 | 9.1 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Комбинированный | Моделировать сложение и вычитание дробей с помощью реальных объектов, рисунков, схем. Формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности; проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают причины успеха в учебной деятельности; проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают оценку своей учебной деятельности | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения; составляют план выполнения заданий совместно с учителем; работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. Познавательные - записывают выводы в виде правил «если ....то...»; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют критично относиться к своему мнению; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Ученик научится: уметь складывать и вычитать дроби;уметь умножать и делить дроби;выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанную дробь в виде неправильной;вычислять значения выражений, содержащих дробные числа;применять приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части. Ученик получит возможность научиться: проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты; формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями | | ||||||
2/ 113 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Первичное предъявление новых знаний | Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями | | |||||||||
3/ 114 | Сложение и вычитание дробей. Прикидка оценка результатов | Применение предметных знаний, умений и навыков | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты | | |||||||||
4/ 115 | Задачи на совместную работу | Комбинированный | Решать задачи на совместную работу | | |||||||||
5/ 116 | Решение задач на совместную работу | Применение предметных знаний, умений и навыков | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений | | |||||||||
6/ 117 | 9.2 Смешанные дроби | Комбинированный | Выполнять арифметические действия со смешанными дробями. Выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанную дробь в виде неправильной | | |||||||||
7/ 118 | Выделение | Первичное предъявление новых знаний | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Выделять целую части из неправильной дроби | | |||||||||
8/ 119 | Выполнение заданий по теме «Смешанные дроби» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные | | |||||||||
9/ 120 | 9.3 Сложение смешанных дробей | Комбинированный | Складывать смешанные дроби. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов | | |||||||||
10/ 122 | Вычитание смешанных дробей | Первичное предъявление новых знаний | Вычитать смешанные дроби. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов | | |||||||||
11/ 122 | Выполнение заданий по теме «Сложение смешанных дробей» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные | | |||||||||
12/ 123 | Выполнение заданий по теме «Вычитание смешанных дробей» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные | | |||||||||
13/124 | Урок – игра «Биржа знаний» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений | | |||||||||
14/ 125 | Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание смешанных дробей» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
15/ 126 | 9.4 Работа над ошибками. Умножение дробей (Умножение обыкновенных дробей) | Комбинированный | Формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями. Применять правило умножения обыкновенных дробей | | |||||||||
16/ 127 | Умножение дроби на целое число | Комбинированный | Комментировать ход вычисления. Умножать обыкновенные дроби на целое число | | |||||||||
17/ 128 | Умножение смешанных дробей | Комбинированный | Комментировать ход вычисления. Умножать смешанные дроби | | |||||||||
18/ 129 | Решение задач, приводящих к умножению дробей | Применение предметных знаний, умений и навыков | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов | | |||||||||
19/ 130 | Возведение в степень обыкновенных дробей | Первичное предъявление новых знаний | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Возводить в степень обыкновенные дроби | | |||||||||
20/ 131 | 9.5 Деление дробей (деление обыкновенных дробей) | Комбинированный | Формулировать, записывать с помощью букв правила действий с обыкновенными дробями. Применять правило деления обыкновенных дробей | | |||||||||
21/ 132 | Деление обыкновенных дробей на натуральное число и числа на дробь | Комбинированный | Комментировать ход вычисления. Делить обыкновенные дроби на натуральное число и числа на дробь | | |||||||||
22/ 133 | Деление смешанных дробей | Комбинированный | Комментировать ход вычисления. Делить смешанные дроби | | |||||||||
23/134 | Все случаи деления обыкновенных дробей | Первичное предъявление новых знаний | Вычислять значения числовых выражений, содержащих дроби; применять свойства арифметических действий для рационализации вычислений | | |||||||||
24/ 135 | Решение задач, приводящих к делению дробей | Применение предметных знаний, умений и навыков | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. Решать задачи, приводящих к делению дробей | | | | | ||||||
25/ 136 | 9.6 Нахождение дроби от числа и числа по его дроби | Комбинированный | Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части | | |||||||||
26/ 137 | Нахождение части целого на основе формального правила | Комбинированный | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. | | |||||||||
27/ 138 | Нахождение целого по его части на основе формального правила | Первичное предъявление новых знаний | Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. | | |||||||||
28/ 139 | Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби | Применение предметных знаний, умений и навыков | Использовать приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части | | |||||||||
29/ 140 | Решение задач на нахождение | Применение предметных знаний, умений и навыков | Использовать приемы решения задач на нахождение дроби от числа | | |||||||||
30/ 141 | 9.7 Задачи на совместную работу | Комбинированный | Решать задачи на совместную работу. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов. | | |||||||||
31/ 142 | Выполнение заданий по теме «Задачи на совместную работу» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать задачи на совместную работу. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов | | |||||||||
32/ 143 | Решение задач на совместную работу | Применение предметных знаний, умений и навыков | Решать задачи на совместную работу. Комментировать ход вычисления. Использовать приемы проверки результатов | | | | | ||||||
33/ 144 | Контрольная работа №8 по теме «Действие с дробями» | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
34/ 145 | Работа над ошибками | Коррекционный | Выполнять работу над ошибками | | |||||||||
ГЛАВА 10. Многогранники - 10 ч | |||||||||||||
1/ 146 | 10.1 Знакомства с геометрическими телами. Многогранники, цилиндр, конус, шар | Комбинированный | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. | Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; проявляют познавательный интерес к изучению предмета, к способам решения задач; объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения; работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. Познавательные - передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют принимать точку зрения другого; умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами; умеют организовывать учебное взаимодействие в группе | Ученик научится:распознавать многогранники, знает их элементы, описывать многогранники по его модели и по изображению;различать параллелепипед, знает его свойства;изображать на клетчатой бумаге параллелепипед и пирамиду;вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, знает единицы объема; выражать одни единицы объема через другие. Ученик получит возможность научиться: исследовать и описывать свойства геометрических фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование; использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов; моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. | | ||||||
2/ 147 | Геометрические тела и их изображение | Применение предметных знаний, умений и навыков | Изображать многогранники на клетчатой бумаге. Моделировать многогранники, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. | | |||||||||
3/ 148 | 10.2 Параллелепипед (прямоугольный параллелепипед) | Комбинированный | Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса.Определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. | | |||||||||
4/ 149 | Куб | Комбинированный | Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. | | |||||||||
5/ 150 | 10.3 Объем прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный | Вычислять объемы куба, прямоугольного параллелепипеда, используя формулы. | | |||||||||
6/ 151 | Единицы объема | Применение предметных знаний, умений и навыков | Выражать одни единицы измерения объема через другие. | | |||||||||
7/ 152 | 10.4 Пирамида | Комбинированный | Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость. | | |||||||||
8/ 153 | Пирамида и ее элементы | Применение предметных знаний, умений и навыков | Моделировать геометрические объекты, используя проволоку, бумагу, пластилин и др. | | |||||||||
9/ 154 | Обобщение по теме «Многогранники» | Обобщения и систематизации знаний | Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования | | |||||||||
10/ 155 | Проверочная работа по теме «Многогранники» | Контрольный | Индивидуальное решение заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
ГЛАВА 11. Таблицы и диаграммы - 9 ч | |||||||||||||
1/ 156 | 11.1 Чтение таблиц | Комбинированный | Читать таблицы. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм; заполнять простые таблицы, следуя инструкции | Объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют интерес к изучению предмета; проявляют устойчивый интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, дают оценку своей учебной деятельности | Регулятивные - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные - умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций | Ученик научится: извлекать информацию из таблицы, отвечать на вопросы по таблице;извлекать информацию из столбчатой диаграммы, отвечать на вопросы по диаграмме. Ученик получит возможность научиться: проводить опрос общественного мнения; выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм; заполнять простые таблицы, следуя инструкции | | ||||||
2/ 157 | Чтение и составление турнирных и частотных таблиц | Применение предметных знаний, умений и навыков | Читать и составлять турнирные и частотные таблицы. Выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм; заполнять простые таблицы, следуя инструкции | | |||||||||
3/ 158 | Построение таблиц | Применение предметных знаний, умений и навыков | Составлять таблицы, заполнять простые таблицы, следуя инструкции | | |||||||||
4/ 159 | 11.2 Чтение и составление столбчатых диаграмм | Комбинированный | Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значения и др. | | |||||||||
5/ 160 | Столбчатые и круговые диаграммы | Применение предметных знаний, умений и навыков | Читать и составлять столбчатые и круговые диаграммы. Извлекать информацию из столбчатой диаграммы, отвечать на вопросы по диаграмме | | |||||||||
6/ 161 | 11.3 Опрос общественного мнения | Комбинированный | Проводить опрос общественного мнения, составлять таблицы по полученным результатам | | |||||||||
7/ 162 | Выполнение заданий по теме «Опрос общественного мнения» | Применение предметных знаний, умений и навыков | Проводить опрос общественного мнения, составлять таблицы по полученным результатам | | |||||||||
8/ 163 | Обобщающий урок по теме «Таблицы и диаграммы» | Обобщения и систематизации знаний | Выполнять задания по чтению и составлению таблиц и диаграмм | | |||||||||
9/ 164 | Проверочная работа по теме «Таблицы и диаграммы» | Контрольный | Индивидуальное решение заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
Повторение - 11 ч | |||||||||||||
1/ 165 | Натуральные числа | Применение предметных знаний, умений и навыков | Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Описывать свойства натурального ряда, изображать числа на координатной прямой, округлять натуральные числа | Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности | Регулятивные - понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации; определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения. Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи; передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные - умеют критично относиться к своему мнению; оформляют мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций | Отработать навыки выполнения действий с натуральными числами, действия с дробями и др. | | ||||||
2/ 166 | Действия с натуральными числами | Применение предметных знаний, умений и навыков | Выполнять арифметические действия с натуральными числами | | |||||||||
3/ 167 | Делимость чисел | Применение предметных знаний, умений и навыков | Использовать таблицу простых чисел. Проводить несложные исследования, опираясь на числовые эксперименты. Выполнять задания связанные с делимостью чисел | | |||||||||
4/ 168 | Дроби | Применение предметных знаний, умений и навыков | Записывать и читать обыкновенные дроби; соотносить дроби и точки на координатной прямой. Сравнивать дроби, сокращать дроби | | |||||||||
5/ 169 | Действия с дробями | Применение предметных знаний, умений и навыков | Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями | | |||||||||
6/ 170 | Подготовка к диагностической работе | Обобщения и систематизации знаний | Подготовка к итоговой контрольной работе | | |||||||||
7/ 171 | Итоговая диагностическая работа | Контрольный | Индивидуальное решение контрольных заданий. Осуществлять самоконтроль | | |||||||||
8/ 172 | Анализ диагностической работы | Коррекционный | Выполнять работу над ошибками | | |||||||||
9/ 173 | Многоугольники и многогранники | Применение предметных знаний, умений и навыков | Распознавать, моделировать различные многогранники, изображать их на клетчатой бумаге | | |||||||||
10/ 174 | Таблицы и диаграммы | Применение предметных знаний, умений и навыков | Читать и составлять таблицы и диаграммы | | |||||||||
11/ 175 | Обобщающий урок по курсу математики 5 класса. Задание на лето. | Обобщения и систематизации знаний. | Вычислять значения числовых выражений, содержащих натуральные числа и дроби. Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные. | | | | |