«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по литературному чтению. УМК " Школа России". 3 класс

Данная программа составлена по новым требованиям на 2017- 2018 учебный год

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Далековская средняя школа»

муниципального образования Черноморский район Республики Крым




РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО (МС)

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Далековская СШ»

Протокол № 1

__________ Л.У. Арабджиева

__________ Е.В. Ворошилова

от « » августа 2017 г.


Приказ от __.__.2017 г. № ____


Рабочая программа


Название учебного предмета: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Класс: 3

Уровень общего образования: начальное общее образование

Ф.И.О. учителя: Петрук Татьяна Васильевна

Количество часов в год 136ч:по 74 часа в неделю

Год составления рабочей программы: 2017 -2018 учебный год

Рабочая программа разработана на основе:

  • ФГОС НОО; примерной программы по русскому языку; авторской программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф.,

Л.В. Бойкиной предметной линии учебников системы «Школа России»;

  • примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015г.№555, приложение 4.

  • Учебника «Литературное чтение» для 3 класса в двух частях, авторы: Л.Ф.Климанкова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,Л.А.Виноградская,М.В.Бойкина ,Издательство «Просвещение», 2014



с. Далекое , 2017

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов цело­стного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и инто­национные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопостав­лять их с прочитанными художественными текстами;

- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

-использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

-расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


Содержание учебного предмета

Самое великое чудо на свете (4ч)

    Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Обучающиеся должны знать:

  • историю создания книги,

  • имя русского первопечатника Ивана Федорова

Обучающиеся должны уметь:

  • обобщить полученную информацию по истории создания книги;

  • осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего;

придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации

Устное народное творчество (14ч)

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Обучающиеся должны знать:

  • различные произведения устного народного творчества (пословицы ,загадки, песни, сказки)

Обучающиеся должны уметь:

  • различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры

  • приводить примеры произведений фольклора ( пословицы ,загадки, песни, сказки)

  • отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

  • делить текст на смысловые части;

  • составлять его простой план

  • участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

  • выражать личное отношение к прочитанному.

Поэтическая тетрадь (11ч)

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Обучающиеся должны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, И. С. Никитин. И. З. Суриков)

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;

  • имена, фамилии их авторов

  • выразительные средства( эпитеты ,метафоры, сравнения)

Обучающиеся должны уметь:

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

  • осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией


Великие русские писатели (24ч)

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Обучающиеся должны знать:

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);

  • классиков советской детской литературы;

  • произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Поэтическая тетрадь  (6ч)

  1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Обучающиеся должны знать :

  • произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов  К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин )

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений;

  • имена, фамилии их авторов.

  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Обучающиеся должны уметь :

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения,

  • характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

  • заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,

  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

  • составлять отзыв о понравившемся произведении

Литературные сказки (8 ч)

  1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Обучающиеся должны знать :

  • жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

  • особенности литературной сказки

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений

  • имена, фамилии их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Были и небылицы (10 ч)

  1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

  • последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;

  • воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.

  • осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.


Поэтическая тетрадь (6 ч)

  1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;

  • безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;

  • не допускать искажения ударений

Люби живое (16ч)

  1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

  • выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения

  • пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • оценивать события, героев произведения

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему


Поэтическая тетрадь  (8ч)

  1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Обучающиеся должны знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Обучающиеся должны уметь:

  • выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

  1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

Обучающиеся должны знать:

  • основное содержание текста.

  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • оценивать события, героев произведения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)

  1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Обучающиеся должны знать:

  • основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;

  • готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;

  • читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;

  • создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

  • участвовать в литературных играх

Зарубежная литература (8 ч)

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Обучающиеся должны знать:

  • изученные произведения зарубежной литературы,

  • их авторов;

  • героев произведения;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях древних людей о мире;

  • сравнивать сказки разных народов,

  • сочинять свои сказки

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план

  • выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

  • четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы








Тематическое планирование учебного предмета

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были и небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8


итого:

136 часов









Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

32 ч

Диагностическая работа - 1

Тесты – 1

Проверочные работы - 1

Контрольные работы - 1

Проверка техники чтения - 2

2 четверть

28 ч

Контрольные работы - 2

Проверка техники чтения - 1

3 четверть

40 ч

Диагностическая работа - 1

Проверочные работы - 1

Тесты –1

Контрольные работы - 1

4 четверть

32 ч

Контрольные работы - 1

Проверочные работы - 2

Тесты – 1

Проверка техники чтения – 1

Итоговая диагностическая работа - 1

Итого

136 ч

Диагностические работы - 2

Контрольные работы - 5

Проверочные работы - 4

Тесты –3

Проверка техники чтения – 4

Итоговая диагностическая работа - 1





Виды контрольно-измерительных материалов

урока

Вид работы

Тема

2

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика

5

Тест № 1

Самое великое чудо на свете

13

Проверка техники чтения № 1

Устное народное творчество

18

Проверочная работа № 1

Устное народное творчество

29

Контрольная работа № 1

Поэтическая тетрадь № 1

31

Проверка техники чтения № 2

Промежуточная диагностика

54

Контрольная работа № 2

Великие русские писатели

58

Проверка техники чтения № 2

Констатирующая (за 1 полугодие)

60

Контрольная работа № 3

Констатирующая (за 1 полугодие)

68

Диагностическая работа

Литературные сказки

78

Проверочная работа № 2

Были-небылицы

84

Тест № 2

Поэтическая тетрадь № 1

100

Контрольная работа № 4

Люби живое

103

Проверка техники чтения № 3

Промежуточная диагностическая работа

108

Тест № 3

Поэтическая тетрадь № 2

120

Проверочная работа № 3

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

128

Проверочная работа № 4

По страницам детских журналов

131

Проверка техники чтения № 4

Зарубежная литература

134

Контрольная работа № 5

Итоговая диагностика

135

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика


20


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее