Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин-ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить ин-формацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания курса.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно вос-
принимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Планируемые результаты изучения курса в 1 классе
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Содержание учебного курса «Литературное чтение».
№ |
Раздел | Количество часов |
1 | ||
Вводный урок Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | 1 | |
2 | Жили-были буквы | 7 |
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. | ||
3 | Сказки, загадки, небылицы | 7 |
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого | ||
4 | Апрель, апрель. 3венит капель! | 5 |
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». | ||
5 | И в шутку и всерьёз. |
6 |
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. | ||
6 | Я и мои друзья. | 7 |
| Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. | |
7 | О братьях наших меньших | 7 |
| Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. |
|
| Итого | 40 ч |
Календарно-тематическое планирование уроков по литературному чтению
1 класс (40 часов: 10 недель по 4 ч в неделю)
№ п/п | Тема урока
| Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
| Введение – 1 ч. |
|
|
|
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | 14.03. |
|
| Жили-были буквы – 7 ч. |
|
|
|
2 | В. Данько «Загадочные буквы». (с.4-8) | 1 | 15.03. |
|
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». (с.9-10) | 1 | 19.03. |
|
4 | С. Черный «Живая азбука»; Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет». (с.11-13) | 1 | 20.03. |
|
5 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?». (с.14-17) | 1 | 21.03. |
|
6 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». (с.19-21) | 1 | 22.03. |
|
7 | Из старинных книг. Разноцветные страницы. (с.22-25) | 1 | 2.04. |
|
8 | Обобщение по теме «Жили-были буквы». (с.26-28) | 1 | 3.04. |
|
| Сказки, загадки, небылицы – 7 ч. |
|
|
|
9 | Русская народная сказка «Теремок» (стр.30-37) | 1 | 4.04. |
|
10 | Русская народная сказка «Рукавичка». (с.38-41) | 1 | 5.04. |
|
11 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. (с.42-46). | 1 | 9.04. |
|
12 | Русские народные потешки. Небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Король Пипин. Дом, который построил Джек. (с.47-51) | 1 | 10.04. |
|
13 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» (с. 52-57) | 1 | 11.04. |
|
14 | К.Ушинский «Гусь и Журавль», «Жалобы зайки». Стр.58-59 | 1 | 12.04. |
|
15 | Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы». (с. 60-62) | 1 | 16.04. |
|
| Апрель, апрель! Звенит капель – 5 ч. |
|
|
|
16 | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» (с.63-66) | 1 | 17.04. |
|
17 | Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». (с.66-67) | 1 | 18.04. |
|
18 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой,Л. Яхнина, Е. Трутневой(с.68-71) | 1 | 19.04. |
|
19 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг. Разноцветные страницы .(с.73-77) | 1 | 23.04. |
|
20 | Обобщение по теме «Апрель! Апрель! Звенит капель» Проект: «Составляем сборник загадок» (с.72, 78) | 1 | 24.04. |
|
| И в шутку и всерьез – 6 ч. |
|
|
|
21 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!» (уч.2 ч. с.3-8) | 1 | 25.04. |
|
22 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка». (с.9-11) | 1 | 26.04. |
|
23 | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» | 1 | 30.04. |
|
24 | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К. Чуковский «Телефон». (с.15-21) | 1 | 02.05. |
|
25 | М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг (с.22-25) | 1 | 03.05. |
|
26 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». (с.26-28) | 1 | 7.05. |
|
| Я и мои друзья – 7 ч. |
|
|
|
27 | Ю. Ермолаева «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».(с.29-33) | 1 | 8.05. |
|
28 | В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». (с.34-36) | 1 | 10.05. |
|
29 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…» с.(37-38) | 1 | 14.05. |
|
30 | И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» (с.39-41) | 1 | 15.05. |
|
31 | С. Маршак «Хороший день» (с.43-47) | 1 | 16.05. |
|
32 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». (с.48-51) | 1 | 17.05. |
|
33 | Обобщение по теме «Я и мои друзья». Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса (с.42,52-54) | 1 | 21.05 |
|
| О братьях наших меньших – 7 ч. |
|
|
|
34 | С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». (с.55-59) | 1 | 22.05. |
|
35 | В. Осеева «Плохо», И. Токмакова «Купите собаку» (с.60-63) | 1 | 23.05. |
|
36 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» (с.64-67) | 1 | 24.05 |
|
37 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» (с.68-71) | 1 |
|
|
38 | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков «Гнездо» (с.71-75) | 1 |
|
|
39 | Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших» (с.76-78) | 1 |
|
|
40 | Итоговый тест. | 1 |
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение .Учебник. 1 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2017.
Для учителя:
Рабочие программы | Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы.1-4 классы.- М.: Просвещение, 2015. |
Учебники | Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение .Учебник. 1 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2017. |
Рабочие тетради | Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1класс. - М.: Просвещение, 2017. |
Методические пособия | 1. Бойкина М.В. и др. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. Литературное чтение. 1 класс. М.: Просвещение, 2012 2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс. М.: Просвещение, 2015. |
Компьютерные и информационные средства | Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г, Головановой М.В. Литературное чтение. 1класс. |
Дополнительные материалы:
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011
Стефаненко Н.А. Тетрадь учебных достижений. Литературное чтение. 1 класс. -М: «Просвещение», 2016
Птухина А.В. Литературное чтение. Учимся писать сочинения: к учебнику Горецкого В.Г и др. 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.
Приложение.
Контрольно-измерительные материалы
Тест по литературному чтению 1 класс. Итоговый за год.
Цель: проверка умений работы с текстом
Предложены следующие задания к тексту:
Выполняя тестовые задания, ученик должен выбрать верное или неверное утверждение из предложенных в таблице.
Подчеркни, какое название больше всего подходит к рассказу
Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным
Дополни предложения
Прочти текст.
Рольф Каука
Домашних кур человек начал разводить более четырех тысяч лет назад. Куры несут яйца, мясо их идет в пищу, да и перья не пропадают: ими набивают подушки и перины. Одна несушка может снести триста яиц в год. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Едят куры траву, червяков, насекомых. Оперение петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят куры на насесте в курятнике. Первыми просыпаются петухи и громким криком будят птичий двор.
Заполни таблицу.
Отметь высказывания | Верно + | Неверно - |
1.Куры несут яйца |
|
|
2.Перьями набивают подушки и перины. |
|
|
3.Одна несушка может снести сто яиц в год. |
|
|
4.Куры едят траву,червяков, насекомых. |
|
|
5.Оперение курицы ярче, чем у петуха. |
|
|
6.Острые шпоры служат петуху оружием, когда он бьется с соперниками. |
|
|
7.Спят куры на насесте в коровнике. |
|
|
8.Первыми просыпаются куры. |
|
|
9.Петухи громким криком будят птичий двор. |
|
|
2.Подчеркни, какое название больше всего подойдёт к рассказу:
Петух и курица.
Курица и цыплята.
Будильник.
3.Кто автор данного рассказа?
.....................................................................................................................
4.Найди в тексте слова, близкие по смыслу данным:
дерётся- ………………………………………………………….
кушают- …………………………………………………………
встают-……………………………………………………………
дремлют-…………………………………………………………
жёлтые-……………………………………………………………
5.Дополни предложения.
……………………. шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.
Спят куры на насесте в…………………………………………..
Фамилия…………………………..имя…………………………………………..
Набрал баллов ……………/ 18
Ответы.
1.Верные утверждения: 1,2,4,6,9
Неверные утверждения: 3,5,7,8
2. Петух и курица.
3. Рольф Каука
4. дерётся- бьётся
кушают- едят
встают- просыпаются
дремлют- спят
жёлтые- золотистые
5 Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками.
Спят куры на насесте в курятник