Аннотация к рабочим программам (по ФГОС ООО)
Биология
Учебно-методический комплекс:
Рабочие программы по предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 классы авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк –М; Просвещение, 2011 г.
Учебники:
Пасечник, В.В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / В.В. Пасечник
[и др.];под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2015.
Пасечник, В.В. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.В. Калинова;
под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.
Пасечник, В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов;
под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.
Пасечник, В.В. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник [и др.]; под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
5 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.
6 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.
7 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год.
8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.
9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.
ЗАДАЧИ:
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно- научных знаний в начальной школе;
начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;
развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
Развитие у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
Укрепление основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
Раздел 1. Биология как наука (5 ч)
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности (10 ч)
Раздел 3. Многообразие организмов (15 ч)
Обобщение и систематизация знаний (4 ч)
6 класс
Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (15 ч)
Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (5 ч)
Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)
Повторение и систематизация знаний по курсу биологии (4 ч)
7 класс
Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)
Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники (3 ч)
Раздел 3. Многообразие растительного мира (12 ч)
Раздел 4 . Многообразие животного мира (12 ч)
Раздел 5. Эволюция растений и животных (3 ч)
Раздел 6. Экосистемы (2 ч)
Резерв (2 ч)
8 класс
Науки о человеке (3 ч)
Общий обзор организма человека (3 ч)
Опора и движение (7 ч)
Внутренняя среда организма (4 ч)
Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Дыхание (4 ч)
Питание (5 ч)
Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Выделение продуктов обмена (3 ч)
Покровы тела (3 ч)
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности ( 7 ч)
Органы чувств. Анализаторы ( 4 ч)
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)
Размножение и развитие человека (4 ч)
Человек и окружающая среда (4 ч)
Заключение (3 ч)
9 класс
Биология в системе наук (3 ч)
Основы цитологии – науки о клетке (10 ч)
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)
Основы генетики (10 ч)
Генетика человека ( 3 ч)
Основы селекции и биотехнологии (4 ч)
Эволюционное учение (8 ч)
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч)
Заключение (10 ч)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, эко- систем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей кеды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранена биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ФГОС ООО
Планируемые (личностные, предметные и метапредметные) результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждение, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роля человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В 5-6 классах обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях, органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 7 классе учащиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
В 8 классе основное содержание курса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные понятия о которых были получены в 5-7 классах.
Содержание курса 9 класса направлено на обобщение знаний о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле. Обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Тематическое планирование
5 класс
Количество часов в неделю: 1
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Раздел 1. Биология как наука | 5 |
|
2. | Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 10 | Тест по теме «Клетка - основа строения и жизнедеятельности» |
3. | Раздел 3. Многообразие организмов | 15 | Тест по теме «Многообразие организмов» |
4. | Резервное время | 4 |
|
Итого за учебный год | 34 |
6 класс
Количество часов в неделю: 1
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Раздел 1. Жизнедеятельность организмов | 15 | Тест по теме «Жизнедеятельность организмов» |
2. | Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов | 5 | Тест по теме «Размножение, рост и развитие организмов» |
3. | Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов | 10 | Тест по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов» |
4. | Повторение и систематизация знаний по курсу биологии 6 класса
| 4 | Итоговый тест |
Итого за учебный год | 34 |
7 класс
Количество часов в неделю: 1
№ п/п
| Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1. | Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация | 1 |
|
2. | Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники | 1 |
|
3. | Раздел 3. Многообразие растительного мира | 12 | Тест по теме «Многообразие растительного мира» |
4. | Раздел 4. Многообразие животного мира | 12 | Тест по теме «Многообразие животного мира» |
5. | Раздел 5. Эволюция растений и животных | 3 |
|
6. | Раздел 6. Экосистемы
| 5 | Итоговый тест |
Итого за учебный год | 35 |
8 класс
Количество часов в неделю: 2
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Науки о человеке | 3 |
|
2 | Общий обзор организма человека | 3 |
|
3 | Опора и движение | 7 |
|
4 | Внутренняя среда организма | 4 |
|
5 | Кровообращение и лимфообращение | 4 |
|
6 | Дыхание | 4 |
|
7 | Питание | 5 |
|
8 | Обмен веществ и превращение энергии | 4 |
|
9 | Выделение продуктов обмена | 3 |
|
10 | Покровы тела | 3 |
|
11 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 7 |
|
12 | Органы чувств. Анализаторы | 4 |
|
13 | Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 6 |
|
14 | Размножение и развитие человека | 4 |
|
15 | Человек и окружающая среда | 4 |
|
| Резерв | 5 | Итоговый тест |
| Итого за год | 70 |
|
9 класс
Количество часов в неделю: 2
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Биология в системе наук | 2 |
|
2 | Основы цитологии-науки о клетке | 10 |
|
3 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | 5 |
|
4 | Основы генетики | 10 |
|
5 | Генетика человека | 2 |
|
6 | Основы селекции и биотехнологии | 3 |
|
7 | Эволюционное учение | 8 |
|
8 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 |
|
9 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 20 |
|
| Резерв | 5 | Итоговый тест |
| Итого за год | 70 |
|