Рабочая программа по биологии (ФГОС ООО) по УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник

Рабочая программа по биологии предметной линии учебников "Биология. Линия жизни" под редакцией авторского коллектива В.В. Пасечника для обучающихся по ФГОС ООО.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Аннотация к рабочим программам (по ФГОС ООО)

Биология

Учебно-методический комплекс:

Рабочие программы по предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 классы авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк –М; Просвещение, 2011 г.


Учебники:

  1. Пасечник, В.В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / В.В. Пасечник

[и др.];под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2015.

  1. Пасечник, В.В. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.В. Калинова;

под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.

  1. Пасечник, В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Шевцов;

под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.

  1. Пасечник, В.В. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник [и др.]; под ред.В.В. Пасечника. – М.: Просвещение,2016.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

5 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.

6 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.

7 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год.

8 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.

9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год.

ЗАДАЧИ:

​ познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

​ систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно- научных знаний в начальной школе;

​ начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;

​ развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

​ начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

​ Формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

​ Развитие у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

​ Укрепление основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

СОДЕРЖАНИЕ:

5 класс

Раздел 1. Биология как наука (5 ч)

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности (10 ч)

Раздел 3. Многообразие организмов (15 ч)

Обобщение и систематизация знаний (4 ч)

6 класс

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов (15 ч)

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов (5 ч)

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов (10 ч)

Повторение и систематизация знаний по курсу биологии (4 ч)

7 класс

Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)

Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники (3 ч)

Раздел 3. Многообразие растительного мира (12 ч)

Раздел 4 . Многообразие животного мира (12 ч)

Раздел 5. Эволюция растений и животных (3 ч)

Раздел 6. Экосистемы (2 ч)

Резерв (2 ч)





8 класс

  • Науки о человеке (3 ч)

  • Общий обзор организма человека (3 ч)

  • Опора и движение (7 ч)

  • Внутренняя среда организма (4 ч)

  • Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

  • Дыхание (4 ч)

  • Питание (5 ч)

  • Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

  • Выделение продуктов обмена (3 ч)

  • Покровы тела (3 ч)

  • Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности ( 7 ч)

  • Органы чувств. Анализаторы ( 4 ч)

  • Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)

  • Размножение и развитие человека (4 ч)

  • Человек и окружающая среда (4 ч)

  • Заключение (3 ч)

9 класс

  • Биология в системе наук (3 ч)

  • Основы цитологии – науки о клетке (10 ч)

  • Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (5 ч)

  • Основы генетики (10 ч)

  • Генетика человека ( 3 ч)

  • Основы селекции и биотехнологии (4 ч)

  • Эволюционное учение (8 ч)

  • Возникновение и развитие жизни на Земле (5 ч)

  • Взаимосвязи организмов и окружающей среды (16 ч)

  • Заключение (10 ч)



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:

​ выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, эко- систем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

​ приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей кеды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных забол​еваний;

​ классификация — определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;

​ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохране​на биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

​ различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объек​тах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

​ сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

​ выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодей​ствия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

​ овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ФГОС ООО

Планируемые (личностные, предметные и метапредметные) результаты освоения курса биологии


Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждение, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жиз­ни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважи­тельное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.





Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбо­ра в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника­ми, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласова­ния позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).


Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппара­том биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роля человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружаю­щей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



В 5-6 классах обучающиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Обучающиеся получают сведения о клетке, тканях, органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

В 7 классе учащиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

В 8 классе основное содержание курса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные понятия о которых были получены в 5-7 классах.

Содержание курса 9 класса направлено на обобщение знаний о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле. Обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.



Тематическое планирование

5 класс

Количество часов в неделю: 1

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Раздел 1. Биология как наука

5


2.

Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов

10

Тест по теме «Клетка - основа строения и жизнедеятельности»

3.

Раздел 3. Многообразие организмов

15

Тест по теме «Многообразие организмов»

4.

Резервное время

4


Итого за учебный год

34













6 класс

Количество часов в неделю: 1

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Раздел 1. Жизнедеятельность организмов

15

Тест по теме «Жизнедеятельность организмов»

2.

Раздел 2. Размножение, рост и развитие организмов

5

Тест по теме «Размножение, рост и развитие организмов»

3.

Раздел 3. Регуляция жизнедеятельности организмов

10

Тест по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов»

4.

Повторение и систематизация знаний по курсу биологии 6 класса


4

Итоговый тест

Итого за учебный год

34



7 класс

Количество часов в неделю: 1

п/п


Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Раздел 1. Многообразие организмов, их классификация

1


2.

Раздел 2. Бактерии, грибы, лишайники

1


3.

Раздел 3. Многообразие растительного мира

12

Тест по теме «Многообразие растительного мира»

4.

Раздел 4. Многообразие животного мира

12

Тест по теме «Многообразие животного мира»

5.

Раздел 5. Эволюция растений и животных

3


6.

Раздел 6. Экосистемы


5

Итоговый тест

Итого за учебный год

35



8 класс

Количество часов в неделю: 2

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Формы контроля

1

Науки о человеке

3


2

Общий обзор организма человека

3


3

Опора и движение

7


4

Внутренняя среда организма

4


5

Кровообращение и лимфообращение

4


6

Дыхание

4


7

Питание

5


8

Обмен веществ и превращение энергии

4


9

Выделение продуктов обмена

3


10

Покровы тела

3


11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

7


12

Органы чувств. Анализаторы

4


13

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

6


14

Размножение и развитие человека

4


15

Человек и окружающая среда

4



Резерв

5

Итоговый тест


Итого за год

70




9 класс

Количество часов в неделю: 2

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Форма контроля

1

Биология в системе наук

2


2

Основы цитологии-науки о клетке

10


3

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов

5


4

Основы генетики

10


5

Генетика человека

2


6

Основы селекции и биотехнологии

3


7

Эволюционное учение

8


8

Возникновение и развитие жизни на Земле

5


9

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

20



Резерв

5

Итоговый тест


Итого за год

70




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее