Программа разработана на основе: программы по биологии для 5-9 классов авторов: И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- учебным планом ОУ;
- с рекомендациями примерной программы по учебным предметам. Биология. Примерные программы по биологии 5 – 9 класс М.: Просвещение, 2011.
- с авторской программой по биологии Пономаревой И. Н. и др., Биология 5 класс.
- возможностями УМК, состоящий из учебника Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, И. В. Николаев, О. А. Корнилова – 5-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020.- 141, [3]c., рабочей тетради.
Цель: Основная цель курса «Биологии» - систематизация базовых знаний о живой природе, подготовка учащихся к восприятию общих биологических закономерностей, законов и теорий.
Задачи курса:
- актуализировать знания и умения учащегося, сформированные у него при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащегося 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания при изучении разделов «Многообразие живых организмов», «Жизнь организмов на планете земля», устанавливать связи в системе биологических знаний.
Общая характеристика предмета
«Биология» 5 класс – систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе ознакомления с царствами живой природы, сведениями по общей экологии, местом и значением человека в живой природе, формируются начальные представления о биологических объектах, процессах, об экосистемной организации жизни. При изучении данного курса начинается изучение понятийного аппарата биологии. Учащиеся приобретают умения использовать источники биологической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на процессы, происходящие в живой природе.
Таким образом, содержание курса биологии 5 класса представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования и является основной для последующей уровневой дифференциации.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» и составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы
Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова и др.
Описание предмета в учебном плане:
Курс рассчитан на общее количество учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).
Из них: 4 часа занимают практические (экскурсия) и лабораторные работы, 4 часа контрольные работы .
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, познанию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность;
Метапредметные:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять ее цели и задачи;
-выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Предметные УУД:
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
- приводить примеры практического использования биологических знаний в различных областях деятельности человека;
- приводить примеры, показывать роль биологической науки в решении социально-экономических, биологических проблем человечества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ (35 ч.)
№ | Тема | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии | Контрольные (тесты, самостоятельные работы, контрольные работы) |
1 |
Биология – наука о живом мире |
8 |
2 л.р. |
1 |
2 |
Многообразие живых организмов |
11 |
1 л.р. |
1 |
3 |
Жизнь организмов на планете Земля |
7 |
- |
1 |
4 |
Человек на планете Земля |
7 |
1 экскурсия |
1 |
Итого: |
35 |
4 |
4 |
Планирование составлено на основе рабочей программы
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ . авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т. Сухова. Биология. 5-9 классы. — М.: Вентана - Граф, 2013.
С.
Календарно тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | ||||
1 четверть Глава 1. Биология – наука о живом мире. | |||||
1 | Наука о живых организмах. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 3.09 |
|
2 | Свойства живых организмах. | Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции.
| 1 | 10.09 |
|
3 | Методы изучения живых организмов. | Комбинированный. Беседа. | 1 | 17.09 |
|
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторно-практический урок. Парная работа. | 1 | 24.09 |
|
5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Инструктаж по технике безопасности. Лабораторно-практический урок. Парная работа. | 1 | 1.10 |
|
6 | Химический состав клетки. | Урок открытия нового знания. | 1 | 8.10 |
|
7 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Урок изучения нового материала. | 1 | 15.10 |
|
8 | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля. | 1 | 22.10 |
|
2 четверть Глава 2. Многообразие живых организмов. | |||||
9 | Царства живой природы | Урок изучения нового материала. | 1 | 5.11 |
|
10 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Урок изучения нового материала. | 1 | 12.11 |
|
11 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Комбинированный. | 1 | 19.11 |
|
12 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения». | Лабораторно-практический | 1 | 26.11 |
|
13 | Животные. Лабораторная работа №4 Наблюдение за передвижением животных. | Лабораторно-практический. | 1 | 3.12 |
|
14 | Грибы. | Комбинированный. | 1 | 10.12 |
|
15 | Многообразие и значение грибов. | Комбинированный. | 1 | 17.12 |
|
16 | Контрольная работа | Урок изучения нового материала. | 1 | 24.12 |
|
3 четверть | |||||
17 | Лишайники | Урок изучения нового материала. | 1 | 14.01 |
|
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Урок изучения нового материала. |
| 21.01 |
|
19 | Подведение итогов | Урок обобщения знаний и контроля знаний. | 1 | 28.01 |
|
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля | |||||
20 | Среды жизни планеты Земля | Урок открытия нового знания. | 1 | 04.02 |
|
21 | Экологические факторы среды | Комбинированный. | 1 | 11.02 |
|
22 | Приспособления организмов к жизни в природе | Комбинированный. | 1 | 18.02 |
|
23 | Природные сообщества | Урок изучения нового материала. | 1 | 25.02 |
|
24 | Природные зоны России | Урок изучения нового материала. | 1 | 04.03 |
|
25 | Жизнь организмов на разных материках | Урок изучения нового материала. | 1 | 11.03 |
|
26 | Жизнь организмов в морях и океанах | Урок изучения нового материала. | 1 | 18.03 |
|
27 | Итоговая контрольная работа | Комбинированный. | 1 |
|
|
4 четверть Глава 4. Человек на планете Земля. | |||||
28 | Важные открытия в биологии | Комбинированный. | 1 | 01.04 |
|
29 | Как появился человек на Земле | Урок изучения нового материала. | 1 | 08.04 |
|
30 | Как человек изменял природу | Урок изучения нового материала. | 1 | 15.04 |
|
31 | Важность охраны живого мира планеты | Урок изучения нового материала. | 1 | 22.04 |
|
32 | Сохраним богатство живого мира | Комбинированный. | 1 | 29.04 |
|
33 | Важные открытия в биологии | Комбинированный. | 1 | 06.05 |
|
34 | Подведение итогов четверти | Урок контроля. | 1 | 13.05 |
|
35 | Годовая контрольная работа | Урок контроля. | 1 | 20.05 |
|
| Задания на лето |
| 1 | 27.05 |
|