Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1»
КГКОУ Ш № 1
Школа при Федеральном казенном учреждении
«Исправительная колония № 8»
Рабочая программа рассмотрена на методическом совете Протокол №_____ От»___»___________20___г. | Согласовано Член методического совета
______________Т.В. Травкина «___»_____________20____г. | Утверждаю Директор школы
______________Зуева Ж.Ф. От «___»_________20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для средней школы
(10 класс)
(авторская линия Сонин Н.И.)
Автор-составитель:
Веретенникова А.С, учитель биологии
г. Комсомольск-на-Амуре
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 и 11 классов Базовый уровень В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, У.Т. Захарова - М.: Дрофа, 2019 г. Курс отражает содержание фундаментального ядра общего образования и требования к результатам обучения, предъявляемых ФГОС. Рабочая программа отражает содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Общая биология» в общеобразовательных школах рассчитан на 1 час в неделю. Базовый курс включает в себя полностью программу общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе. Курс предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В нем нашли отражение 6 задач, стоящих в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести: знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; знать фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; соотношение социального и биологического в эволюции человека; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе; умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета; грамотно осуществлять поиск новой информации в литературе, интернет-ресурсах, адекватно оценивать новую информацию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности. Проектная деятельность и участие в дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа способствуют формированию коммуникативных навыков. В рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования. Однако содержание программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.
В результате изучения биологии выпускник научится:
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
иметь представление об уровневой организации живой природы;
приводить доказательства уровневой организации живой природы;
представлять основные методы и этапы научного исследования;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно - научной картины мира;
знать историю изучения клетки;
иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;
приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
пользоваться современной цитологической терминологией;
иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);
находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;
понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой; приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;
обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
характеризовать основные методы и достижения селекции; оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;
находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
решать элементарные биологические задачи;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать процессы естественного и искусственного от бора;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
находить биологическую информацию в разных источниках;
анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты,
интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Календарно – тематическое планирование
«ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС» - 35 часов
№ п\п | Дата | Тема | Виды деятельности | |||||
10А | 10 Б | 10 В | ||||||
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания – 3 ч. | ||||||||
1 | 09/01/20 | 09/02/20 | 09/02/20 | Краткая история развития биологии. Система биологических наук | слушание объяснений учителя и обсуждение данной темы с одноклассниками | |||
2 | 09/08/20 | 09/07/20 | 09/07/20 | Сущность жизни и свойства живого. | выступают с сообщениями, докладами, презентациями | |||
3 | 09/15/20 | 09/14/20 | 09/14/20 | Уровни организации и методы познания живой природы. | участвуют в дискуссии по изучаемой теме, работают с информацией из различных источников. | |||
Коммуникативные УУД: умение критично относиться к своему мнению и корректировать его, вести дискуссию, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Познавательные УУД: умение систематизировать знания о биологии, показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека, представлять методы биологических исследований, обладают современными научными представлениями о сущности жизни и свойствах живого; имеют представление об уровнях организации живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. Личностные УУД: умение использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков, осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | ||||||||
Глава 2. Клетка – 10 ч. | ||||||||
4 | 09/22/20 | 09/21/20 | 09/21/20 | История изучения клетки. Клеточная теория. | анализ текста учебника, обсуждают данную тему. | |||
5 | 09/29/20 | 09/28/20 | 09/28/20 | Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. | работа с текстом учебника с последующим составлением схемы и заполнение таблицы | |||
6 | 10/06/20 | 10/05/20 | 10/05/20 | Органические вещества. Липиды. Углеводы и белки. | анализ текста и иллюстраций учебника, выполняют самостоятельные задания по карточкам | |||
7 | 10/13/20 | 09/12/20 | 09/12/20 | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. | решение биологических задач на комплементарность, работа с текстом учебника | |||
8 | 10/20/20 | 10/19/20 | 10/19/20 | Строение эукариотической и прокариотеческой клеток. Л.р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Л.р.№2 Сравнение строения клеток растений и животных | выполняют лабораторную работу | |||
9 | 11/06/20 | 11/05/20 | 11/05/20 | Ядро. Хромосомы, их строение и функции. Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений | выполняют практическую работу, оформляют отчет по работе | |||
10 | 11/10/20 | 11/09/20 | 11/09/20 | Прокариотическая клетка. Распространение и значение бактерий в природе. | анализ таблиц, схем, работа с текстом учебника с последующим заполнением таблицы | |||
11 | 11/17/20 | 11/16/20 | 11/16/20 | Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства. | решение биологических задач | |||
12 | 11/24/20 | 11/23/20 | 11/23/20 | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний в Хабаровском крае. Профилактика СПИДа. | демонстрация презентаций, выступление с рефератом, докладом, обсуждение выступлений одноклассников | |||
13 | 12/01/20 | 11/30/20 | 11/30/20 | Обобщение и систематизация знаний теме Строение эукариотической и прокариотеческой клеток. | выполнение тестовых заданий | |||
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность. Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | ||||||||
Глава 3. Организм – 21 ч. | ||||||||
14 | 12/08/20 | 12/07/20 | 12/07/20 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | работа с текстом учебника и обсуждение данной темы | |||
15 | 12/15/20 | 12/14/20 | 12/14/20 | Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. | анализ текста учебника, заполнение таблицы, участвуют в дискуссии по изучаемой теме. | |||
16 | 12/22/20 | 12/21/20 | 12/21/20 | Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Пластический обмен. Фотосинтез. Схемы | составление схемы, заполнение таблицы, работа с текстом учебника, составление уравнений фотосинтеза | |||
17 | 01/12/21 | 01/11/21 | 01/11/21 | Размножение. Деление клетки. Митоз. | работа с иллюстрациями учебника, схемами, таблицами. Обсуждение данной темы. | |||
18 | 01/19/21 | 01/18/21 | 01/18/21 | Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. | написание биологического диктанта, обсуждение полученных результатов и работа над ошибками | |||
19 | 01/26/21 | 01/25/21 | 01/25/21 | Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. | работа с информацией из различных источников, анализ текста учебника. Составление схемы мейоза. | |||
20 | 02/02/21 | 02/01/21 | 02/01/21 | Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения. | участвуют в дискуссии по изучаемой теме, анализ текста учебника, выполняют задания по карточкам. | |||
21 | 02/09/21 | 02/08/21 | 02/08/21 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Прямое и непрямое развитие. Причины нарушений развития организмов. | изучаемой теме, анализ текста учебника с последующим составлением схем. | |||
22 | 02/16/21 | 02/15/21 | 02/15/21 | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Л.р. №3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства | выполняют лабораторную работу, обсуждают данную темы, вступают в дискуссию | |||
23 | 02/19/21 | 02/18/21 | 02/18/21 | Наследственность и изменчивость. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель – основоположник генетики. | анализ текста учебника, работа с текстом (смысловое чтение) с последующим заполнением таблицы | |||
24 | 03/02/21 | 03/01/21 | 03/01/21 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | решение биологических на моногибридное скрещивание | |||
25 | 03/09/21 | 03/10/21 | 03/10/21 | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Л.р.№4 Составление простейших схем скрещивания | решение биологических задач на дигибридное скрещивание | |||
26 | 03/16/21 | 03/15/21 | 03/15/21 | Практическая работа №2 Решение элементарных генетических задач | решение биологических задач | |||
27 | 03/23/21 | 03/22/21 | 03/22/21 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | решение биологических задач на сцепление генов | |||
28 | 04/06/21 | 04/05/21 | 04/05/21 | Современное представление о гене и геноме | работа с тексом учебника, обсуждение данной темы | |||
29 | 04/13/21 | 04/12/21 | 04/12/21 | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для медицины. | обсуждение данной темы, выступление с рефератами, докладами по данной теме. | |||
30 | 04/20/21 | 04/19/21 | 04/19/21 | Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы. Л.р5 № Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм (оценочная) | выполнение лабораторной работы | |||
31 | 04/27/21 | 04/26/21 | 04/26/21 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека в Хабаровском крае, их причины и профилактика. | выступление с презентациями, докладами по данной теме, обсуждение выступлений | |||
32 | 05/04/21 | 05/03/21 | 05/03/21 | Основы селекции. Биотехнология. | работа с текстом учебника, анализ таблиц, схем. Выполняют задания по карточкам | |||
33 | 05/11/21 | 05/10/21 | 05/10/21 | Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Л.Р.№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | выполняют лабораторную работу | |||
34 | 05/18/21 | 05/17/21 | 05/17/21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общебиологические закономерности» | выполняют тестовые задания | |||
Коммуникативные УУД: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность. Познавательные УУД: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, в том числе с помощью ПК, моделирования, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать проблемы и самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; Личностные УУД: умения устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществлять действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | ||||||||
35 | 05/25/21 | 05/24/21 | 05/24/21 | Роль биологии в будущем | обсуждение данной темы, выступление с рефератами, докладами. | |||
ИТОГО: 35 часа; 2 ПР\Р, 6 ЛР\Р. |
План зачётов по биологии (АМООД СИЗО-2).
10 Г класс.
№ зачёта | Тема зачёта | Дата |
1 | Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. | 23.09.20 |
2 | История изучения клетки. Клеточная теория | 07.10.20 |
3 | Химический состав клетки | 21.10.20 |
4 | Строение эукариотической и прокариотической клеток | 25.11.20 |
5 | Реализация наследственной информации в клетке. | 09.12.20 |
6 | Вирусы | 23.12.20 |
7 | Обмен веществ и превращение энергии | 03.02.21 |
8 | Размножение организмов | 17.02.21 |
9 | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 17.03.21 |
10 | Наследственность организмов | 07.04.21 |
11 | Изменчивость организмов | 21.04.21 |
12 | Основы селекции. Биотехнология | 19.05.21 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Литература
Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012
Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011 ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009
ООО «Дрофа», 2009
Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009
Агафонова И.Б. Биолгия. Общая биолгия. Базовый уровень. 10-11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012
Мультимедийное проиложение к учебнику В.И.Сивоглазова и др. Биология 10-11 классы. ООО «Дрофа», 2011 ЦОР Экология. Учебное пособие. Под. ред. Ахлебина А.К., В.И. Сивоглазова. ЗАО «1С», 2009
ООО «Дрофа», 2009
Козлова Т.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. «Методическое пособие к учебнику «Общая биология. Базовый уровень. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009