муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Детский сад № 71»
Рабочая программа
Образовательная область
«Познавательное развитие»
(ознакомление с окружающим миром)
младший дошкольный возраст
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Кулибаба В.А.
г. Ростов-на-Дону
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основана на Адаптированной основной образовательной программе МБДОУ №71 для детей с тяжёлыми нарушениями речи образовательная область «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Развитие восприятия, внимания памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением (название, функция, назначение, свойства и качества предмета). Ознакомление с предметным миром; восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование представлений о малой родине и Отечестве.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание любви к природе, желания беречь её.
Задачи:
Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать использование исследовательских действий.
Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера., в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).
Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (твёрдый, мягкий, холодный, тёплый и т.д.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.
Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередую в определённой последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Ознакомление с предметным окружением. Продолжать знакомит детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
Расширять представления детей о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала. (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов. Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель), другие созданы природой (камень, шишки) формировать понимание того, что человек создаёт предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т.д.).
Ознакомление с социальным миром. Знакомить с театром через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.
Расширять и обогащать представления о профессиях, трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимания на личностные и деловые качества человека, которые ему помогают трудится.
Ознакомление с миром природы. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания.
Расширять представления о диких животных.
Расширять представления о насекомых.
Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
Дать элементарные представления о растениях данной местности.
Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни людей
Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Знакомить с правилами поведения в природе.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, возраст, пол.
Имеет первичные гендерные представления.
Называет членов своей семьи, их имена.
Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).
Ориентируется в помещениях детского сада.
Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель)
Называет свой город.
Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявляет бережное отношение к природе.
Ознакомление с окружающим с окружающим миром реализуется:
- в организованной образовательной деятельности;
-в совместной деятельности взрослых с детьми в ходе других режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельность;
- дидактические игры;
- проектно-исследовательская деятельность;
- эксперименты.
В младшей группе академический час составляет: не более 15 минут.
Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром
Периодичность: один раз в неделю
Дата | Тема | Кол-во академических часов | Приложение |
Сентябрь- МОНИТОРИНГ | |||
30.09.2019 | Детский сад. Игрушки. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 17-20. |
07.10.2019 | Семья. | 1 час | Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, с.21-22 |
14.10.2019 | Человек. Части тела. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 20-23. |
21.10.2019 | Овощи. | 1 час | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду, с.25-26 |
28.10.2019 | Фрукты. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 126-127. |
11.11.2019 | Дом. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 23-25. |
18.11.2019 | Мебель.. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 30, 32-33. |
25.11.2019 | Чайная посуда | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 33-36. |
02.12.2019 | Столовая посуда. | 1 час | Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.95-99 |
09.12.2019 | Деревья. Лес. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 61-62. |
16.12.2019 | Новогодний праздник. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 67-68. |
23.12.2019 | Зимние забавы | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 62-66. |
13.01.2020 | Зимняя одежда. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 71-73. |
20.01.2020 | Зимующие птицы. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 86-89. |
27.01.2020 | Домашние животные. Кошка. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 46-50. |
03.02.2020 | Домашние животные. Корова. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 90-94. |
10.02.2020 | Домашние птицы. Петух, курица, цыплята. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 132-134. |
17.02.2020 | Родная страна. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 95-96. |
24.02.2020 | Дикие животные. Заяц. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 54-58. |
02.03.2020 | Женский день. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 99-102. |
09.03.2020 | Дикие животные. Лиса. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 74-75. |
16.03.2020 | Дикие животные. Медведь. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 78-80. |
23.03.2020 | Дикие животные. Волк. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 82-83. |
30.03.2020 | Весна. | 1 час | Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе, с.130-131 |
06.04.2020 | Демисезонная одежда. | 1 час | Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.87-90 |
13.04.2020 | Перелётные птицы. Ласточка, скворец. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 117-119. |
20.04.2020 | Транспорт. | 1 час | Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.52-67 |
27.04.2020 | Насекомые. Жук, бабочка. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 137-139. |
11.05.2020 | Полевые цветы. Одуванчик, ромашка. | 1 час | Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 141-144. |
Последние две недели мая - мониторигн |