«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие»

Данная рабочая программа предназначенна для работы с детьми младшего дошкольного возраста имеющими тяжёлые нарушения речи. Программа разработанна на основе Адаптированной оснавной образовательной программе с учётом особенностей данной категории детей.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Детский сад № 71»








Рабочая программа

Образовательная область

«Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

младший дошкольный возраст

на 2019-2020 учебный год






Составитель:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кулибаба В.А.








г. Ростов-на-Дону

2019г.


Пояснительная записка

Рабочая программа основана на Адаптированной основной образовательной программе МБДОУ №71 для детей с тяжёлыми нарушениями речи образовательная область «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Развитие восприятия, внимания памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с предметным окружением (название, функция, назначение, свойства и качества предмета). Ознакомление с предметным миром; восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование представлений о малой родине и Отечестве.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Задачи:

Познавательно-исследовательская деятельность. Учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать использование исследовательских действий.

Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера., в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (твёрдый, мягкий, холодный, тёплый и т.д.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам.

Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередую в определённой последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Ознакомление с предметным окружением. Продолжать знакомит детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала. (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов. Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда – одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель), другие созданы природой (камень, шишки) формировать понимание того, что человек создаёт предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т.д.).

Ознакомление с социальным миром. Знакомить с театром через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.

Расширять и обогащать представления о профессиях, трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимания на личностные и деловые качества человека, которые ему помогают трудится.

Ознакомление с миром природы. Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания.

Расширять представления о диких животных.

Расширять представления о насекомых.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.

Дать элементарные представления о растениях данной местности.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни людей

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Знакомить с правилами поведения в природе.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, возраст, пол.

Имеет первичные гендерные представления.

Называет членов своей семьи, их имена.

Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).

Ориентируется в помещениях детского сада.

Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель)

Называет свой город.

Знает и называет некоторые растения, животных и их детёнышей.

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Проявляет бережное отношение к природе.

Ознакомление с окружающим с окружающим миром реализуется:

- в организованной образовательной деятельности;

-в совместной деятельности взрослых с детьми в ходе других режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельность;

- дидактические игры;

- проектно-исследовательская деятельность;

- эксперименты.

В младшей группе академический час составляет: не более 15 минут.

Календарно-тематический план по ознакомлению с окружающим миром

Периодичность: один раз в неделю

Дата

Тема

Кол-во академических

часов

Приложение

Сентябрь- МОНИТОРИНГ

30.09.2019

Детский сад. Игрушки.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 17-20.

07.10.2019

Семья.

1 час

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, с.21-22

14.10.2019

Человек. Части тела.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 20-23.

21.10.2019

Овощи.

1 час

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду, с.25-26

28.10.2019

Фрукты.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 126-127.

11.11.2019

Дом.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 23-25.

18.11.2019

Мебель..

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 30, 32-33.

25.11.2019

Чайная посуда

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 33-36.

02.12.2019

Столовая посуда.

1 час

Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.95-99

09.12.2019

Деревья. Лес.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 61-62.

16.12.2019

Новогодний праздник.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 67-68.

23.12.2019

Зимние забавы

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 62-66.

13.01.2020

Зимняя одежда.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 71-73.

20.01.2020

Зимующие птицы.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 86-89.

27.01.2020

Домашние животные. Кошка.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 46-50.

03.02.2020

Домашние животные. Корова.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 90-94.

10.02.2020

Домашние птицы. Петух, курица, цыплята.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 132-134.

17.02.2020

Родная страна.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 95-96.

24.02.2020

Дикие животные. Заяц.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 54-58.

02.03.2020

Женский день.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 99-102.

09.03.2020

Дикие животные. Лиса.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 74-75.

16.03.2020

Дикие животные. Медведь.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 78-80.

23.03.2020

Дикие животные. Волк.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 82-83.

30.03.2020

Весна.

1 час

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе, с.130-131

06.04.2020

Демисезонная одежда.

1 час

Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.87-90

13.04.2020

Перелётные птицы. Ласточка, скворец.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 117-119.

20.04.2020

Транспорт.

1 час

Ефанова З.А. Познание предметного мира, с.52-67

27.04.2020

Насекомые. Жук, бабочка.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 137-139.

11.05.2020

Полевые цветы. Одуванчик, ромашка.

1 час

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет, 141-144.

Последние две недели мая - мониторигн


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее