ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Путь к грамотности» (проектная деятельность) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по проектной деятельности, на основе авторской программы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, С.М. Яцко «Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы» и в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644); Федеральный Базисный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004, и Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28».
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного курса «Путь к грамотности» (проектная деятельность) согласно учебному плану МОУ «СОШ №28» отводится во 2 классе 34 часа (1 ч в неделю).
Изучение проектной деятельности в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
• развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Исходя из общих положений концепции образования, учебного курса «Путь к грамотности» (проектная деятельность) призван решать следующие задачи:
• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Программа курса способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному,личностному и интеллектуальному развитию;она направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитиеи самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученикастановится центром внимания учителя.Прослеживается преемственность содержания программы учебного курса с важнейшиминормативными документами, такими, как национальная образовательная инициатива «Нашановая школа», Конвенция ООН о правах ребенка,Федеральный государственный образовательныйстандарт начального общего образования.
Программа «Путь к грамотности» является оригинальным законченным курсом обучения проектной деятельности по русскому языку и предлагается в качестве альтернативы для реализации внеурочной деятельности. Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Отличительные особенности курса
1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, психологом, администрацией.
5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы поло-
жены методики, предложенные А.Г. Асмоловым, Н.А. Криволаповой, О.А. Холодовой.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. Организация внеурочной проектной деятельности позволяет выявлять индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Общая характеристика курса
Данный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
• во 2 классе – лексика, фонетика, графика;
• в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;
• в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.
Доклад – устное или письменное сообщениес целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
Реферат – доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.
Исследование (исследовательская работа)– изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.
Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:
1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие
ресурсы.
2. Поставить задачи для достижения цели проекта.
3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части.)
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).
Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта:
Тема → цель → задачи → гипотеза → информация → продукт → презентация.
Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность. Разработка каждого проекта начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный. По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.
Цель – это одно предложение-ответ на вопрос:
«Зачем вы проводите исследование?» Обобщенно формулировка цели начинается со слов «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».
Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достиженияцели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт». Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта. С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования, проводят эксперименты и делают выводы. Для этого они систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, – на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.
Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.
Введение – вступительная часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы ее проверки.
Основная часть – описание поэтапного решения задач. Предлагается использовать фразы-клише: «Я начал свою работу с того, что…», «Потом я приступил к…», «Я завершил работу тем, что…», «В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…», «Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)…», «План моей работы был нарушен, потому что…», «Мне удалось достичь цели проекта, потому что…»
Заключение – заключительная часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось и что не получилось, сделать выводы, сформулировать рекомендации. Таким образом, с помощью предложенного пособия дети обучаются проектной деятельности без существенных домашних заданий.
Содержание курса «Путь к грамотности» для 4 класса отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Русский язык», не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менеев ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.
Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане
Метапредметным результатом изучения курса в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность приниматьи сохранять учебную цель и задачу, планироватьее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Создание учащимся условий сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Учитель:
• обеспечивает необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом состояния их здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей; успешная адаптация образовательном и социальном пространстве, раскрытие творческих способностей учащихся, отсутствие перегруза жизни, умения использовать полученные знания в повседневной жизни
• устанавливает межпредметные связи, осознаваемые учащимися, осуществляет связь с ранее полученными знаниями и умениями;
• активизирует развитие всех сфер личности учащихся;
• осуществляет логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
• эффективно использует педагогические средства здоровье сберегающих образовательных технологий (физкультминутки, подвижные игры).
Ученик:
развивает практически необходимые УУД, рациональные приемымышления и деятельности, умениеучиться, заботясь о своем здоровье и утомляемости, снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском коллективе
Рациональная организация учебного процесса для полного усвоения учащимися необходимых учебных универсальных действий на различных уровнях знания, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.
Учитель:
• проводит детальный анализ материала учебной темы и составляет перечень предполагаемых результатов обучения (эталон);
• организовывает самостоятельную работу учащихся по изучению данной темы при его консультативной поддержке;
• составляет текущие тестовые работы;
• анализирует результаты проверокдля того, чтобы каждый ученик могобнаружить неясности или ошибкии исправить их;
• проводит необходимую коррекционную работу и добивается полного достижения эталона каждым учащимся.
Ученик:
• запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедура);
• преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую(интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий);
• демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации);
• вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
• проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной;
• оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели
Через единство репродуктивной и творческой деятельности учащихся полное усвоение знаний как на уровне стандарта, так и на творческом уровне.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008.
2. Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.
4. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.
5. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.
7. Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
8. Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 кл. М.: 5 за знания, 2007.
9. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.
10. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка-раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора–Живые краски, 2010.
11. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2–4 классы.
М.: Айрис-пресс, 2007.
СПРАВОЧНИКИ
1. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1974.
2. ГлинкинаЛ.А. Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии. Оренбург:
Оренбургское книжное издательство, 2001.
3. Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
4. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
6. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. М., 1999.
7. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | |
По плану | По факту | |||
1. |
|
| Чудо из чудес | Знакомство с понятиями, необходимыми для проекта: тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация |
2. |
|
| Язык и речь – одно и то же? | Определение различия между языком и речью: язык один, речь разная. |
3. |
|
| Как возник язык? | Выдвижение гипотезы возникновения языка |
4. |
|
| Какие языки есть на свете? | Знакомство с тремя основными группами языков: славянская, германская, романская |
5. |
|
| Защита проекта | Развитие начальных навыков презентации собственных работ |
6. |
|
| Для чего придуманы словари? | Продолжение знакомства с различными видами словарей и их предназначением |
7. |
|
| Архаизмы, неологизмы, омонимы | Знакомство с новыми терминами |
8. |
|
| Синонимы и антонимы | Знакомство с новыми терминами, использование их в речи |
9. |
|
| Защита проекта по лексике | Развитие начальных навыков презентации собственных работ |
10. |
|
| Поиграем со звуками | Знакомство с базовыми понятиями фонетики и звуковыми играми |
11. |
|
| Транскрипция | Определение понятия транскрипции |
12. |
|
| Слабые и сильные позиции звуков | Умение определять слабые и сильные позиции звуков |
13. |
|
| Тайна фонемы | Знакомство с понятием фонемы – звука как различителя значимых единиц языка |
14. |
|
| Фонемные и нефонемные правила | Различие фонемного (один вариант проверки орфограммы) и нефонемного (разные варианты орфограммы) правил языка |
15. |
|
| На сцене гласные! | Закрепление знаний о гласных русского языка |
16. |
|
| «Опасные» согласные | Умение находить в словах непроизносимые и парные согласные звуки |
17. |
|
| Выходим на главное правило | Формулировка основных правил проверки звуков в корнях слов |
18. |
|
| Фонетическая задачка «Колобок» | Работа со звуками с использованием героя русской сказки «Колобок» |
19. |
|
| Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» | Работа со звуками с использованием героев русской сказки «Гуси-лебеди» |
20 |
|
| Фонетическая задачка «Маша и медведь» | Работа со звуками с использованием героев русской сказки «Маша и медведь» |
21. |
|
| Фонетическая задачка «Морозко» | Работа со звуками с использованием героев русской сказки «Морозко» |
22. |
|
| Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк» | Работа со звуками с использованием героев русской сказки «Иван-царевич и Серый Волк» |
23. |
|
| Защита проектов по фонетике | Развитие начальных навыков презентации собственных работ. |
24. |
|
| Кто повелевает буквами? | Знакомство с историей возникновения письменности, выдвижение гипотез |
25. |
|
| Как человек научился писать? | Знакомство с историей возникновения письменности, выдвижение гипотез |
26. |
|
| Пиктография | Углубление знаний о пиктограммах |
27. |
|
| История письменности | Продолжение знакомства с историей возникновения письменности: пиктография, идеография, слоговое письмо, финикийское письмо, греческое письмо, латинский алфавит, славянская азбука |
28. |
|
| Древнерусский алфавит | Знакомство с древнерусским алфавитом |
29. |
|
| Самая молодая буква современного русского языка | Гипотеза причины возникновения буквы Ё |
30. |
|
| Творческая мастерская: древнерусские буквы | Углубление знаний о буквах древнерусского алфавита с помощью языковых игр |
31. |
|
| Забавный алфавит | Разработка ассоциаций для запоминания алфавита |
32. |
|
| Каллиграфия | Знакомство с искусством каллиграфии и его применением в современном мире |
33. |
|
| Защита проектов по графике | Отработка навыков публичного выступления |
34. |
|
| Конкурс «Грамотеи» | Обобщение знаний по курсу «Путь к грамотности» |