«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа кружка " Юный журналист"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный журналист" разработана в соотвествии с ФГОС

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки


Пояснительная записка



к рабочей программе внеурочной деятельности «Юный журналист » для

7 класса

разработанной на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- Образовательной программы МБОУ «Школа № 17»

На внеурочную деятельность в 7 классе отводится 1 час. В 7 классе годичный (35 недель) курс «Юный журналист» рассчитан на 35 часов ( из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с расписанием и календарным учебным графиком школы. Согласно календарному учебному графику школы (приказ № 290 от.30.08 от. 2017 на 2017-2018 учебный год) рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный журналист» рассчитана на 34 часа ) . Выполнение программы обеспечивается за счет уплотнения материала ( 1 час при изучении темы: «История российской журналистики»)



2. Общая характеристика курса

Занятия в школьном кружке «Юный журналист» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на профессиональном самоопределении.

Школьная газета становится важным органом школьного самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании учащихся, визитной карточкой школы. Перед учащимися открываются широкие возможности во внеурочной деятельности. Им предоставляется возможность попробовать себя в роли писателей, выразить свои чувства, переживания в письменной форме, а также продемонстрировать свое творчество ровесникам.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением отбора словесного материала, учатся целесообразно его использовать в своих творческих работах, постигать технику выпуска газеты, секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию детей.

Занятия кружка «Юный журналист» посещает группа юных корреспондентов, которая планируют работу над каждым номером газеты ,организует экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, общие праздники и другие мероприятия. Деятельность кружка «Юный журналист» представляет собой своеобразную редакцию школьной газеты , где все ответственные должности распределены по желанию детей и их способностям к той или иной работе (ответственный секретарь, художник, корректор, наборщик, и пр.).

Разделы плана или отдельные темы педагог может брать не в предложенном порядке, а произвольно, допускается также изучение той или иной темы по частям. К занятиям в кружке «Юный журналист» можно начинать привлекать детей с пятого класса.

Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Тематика определяется общим планом творческого объединения, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Актуальность

В наше время информация играет большую роль в формировании культурных и моральных норм. Школьная детская газета посредством своей специфики может формировать те нормы поведения в обществе, которые признаются и одобряются учителями и родителями. Она близка к своему читателю – ученику. Она понятна ученикам. Авторы газеты ученикам знакомы, да и сами ребята принимают участие в создании газеты Работа по созданию Школьной детской газеты помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьного творческого объединения влияет на развитие личности ребёнка, на развитие умений и навыков.



Цель:

− Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста.

− Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

− формировать характер журналиста-репортера, а также его эстетические и нравственные качества;

− содействовать формированию нравственно-эстетического восприятия окружающего мира через создание собственных литературных произведений;

− содействовать формированию личностного отношения к прочитанному, написанному, услышанному;

− способствовать развитию умения анализировать свою литературную работу и работы одноклассников;

− содействовать развитию умения общаться и выслушивать других.

Основные направления деятельности

Информационная.

Школьный кружок «Юный журналист»– самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы и города.

Образовательная.

Школьная газета используется в процессе преподавания школьных предметов. Подготовка номеров требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются дети современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы с детьми по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная.

Организация внеурочной деятельности учащихся на базе кружка «Юный журналист» позволяет с пользой занять их свободное время, классным руководителям использовать Школьную газету для централизованной подачи материалов во время проведения тематических классных часов и внеклассных мероприятий.

Газета – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.

Коммуникативная.

Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Принципы:

  • Уважение к читателям и авторам газеты

  • Создание положительного образа учителя, ученика, школы.

  • Учитывать, что о каждом ученике читают его родители.

  • Писать только то, о чем знаешь.

  • Не замыкаться в стенах школы.

  • Проявлять заинтересованность и творчество.

  • Не оскорблять, не унижать печатным словом.

Виды деятельности (формы, методы, средства обучения)

  1. Организация подготовки учащихся – корреспондентов через кружок «Юный журналист».

  2. Педагогическое сопровождение деятельности учащихся по созданию и функционированию школьного журнала.

  3. Выпуск печатного издания – дело коллективное, поэтому в творческом коллективе может быть много учащихся: корреспонденты, корректоры, наборщики. Выяснив склонности каждого, необходимо чётко распределить обязанности. Чёткости, оперативности в работе способствует регулярность проведения занятий.

  4. В качестве дополнительных корреспондентов могут привлекаться сотрудники школы, корреспонденты от классов (по 1-2 чел.). Выпуск газеты производится под руководством учителя.

  1. Каждую тему облекать в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.

  1. В своих статьях чаще советоваться с читателями, задавая им вопросы: «Какие интересные темы, рубрики вы можете предложить?»

Результаты обучения Учащиеся должны уметь:

− сочинять собственный рассказ, опираясь на законы определенного жанра;

− в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;

− совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

− находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

− соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

− строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

− фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

− проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  1. Умение работать с разной литературой.

  2. Умение работать с магнитофоном, компьютером.

  3. Умение брать и давать интервью.

  4. Использование знаний основных жанров периодической печати.

  5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

− желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

− активная позиция во время занятий;

− выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

3. Место курса «Юный журналист»» в базисном учебном плане


В 6 классе годичный (35 недель) курс «Юный журналист» рассчитан на 34 часа ( из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с расписанием и календарным учебным графиком школы. Согласно календарному учебному графику школы (приказ № 290 от.30.08 от. 2017 на 2017-2018 учебный год) рабочая программа по внеурочной деятельности « Юный журналист» рассчитана на 34 часа




4.Содержание курса «Юный журналист »


Вводное занятие

1

Журналистика как профессия

1

Функции журналистики.

1

Требования к журналисту

1

История российской журналистики

1

Формирование жанров журналистики

1

Язык журналистики.

1

Стилистические фигуры речи.

1

Стилистические фигуры в тексте.

1

Композиция материала.

1

Публицистический стиль.

1

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

1

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

1

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

1

Конкурс сочинений в различных публицистических жанрах.

1

Технические средства журналиста.

1

Газетный язык и авторский почерк.

1

Этика и мораль. Поступок и мотив. Плагиат.

1

Эстетика.

1

Школьная газета.

1

Миссия и название школьной газеты.

1

Читатель и его интересы.

1

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

Темы, рубрики, полосы.

1

Взрослые правила для юных журналистов.

1

Требования к информации.

1

Источники информации.

1

Как придумывать заголовки и писать лиды?

1

Как вести интервью?

1

Планирование шаг за шагом.

1

Структура школьной редакции.

1

Подбор и использование занимательного материала в газете.

1

Дизайн школьной газеты.

1

Интернет-журналистика.


Итого

34



Содержание программы.


Вводное занятие. Профессия журналиста

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.

Формирование представлений о профессии журналиста.

Экскурсия в редакцию областной газеты

Функции журналистики Функции журналистики:

информационная;

коммуникативная;

выражение мнений определенных групп;

формирование общественного мнения.


Журналист как представитель определенного слоя общества.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Требования к журналисту

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных и этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

История российской журналистики .

Из истории развития газетного дела.

Журналистика XVIII века.

Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.

Журналистика XIX века.

А.С.Пушкин – публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

Истоки нравственных основ журналистской этики.

Задание. Написать репортаж « Моя школа». Каким должен быть журналист?

Жанры журналистики

Жанры журналистики и их особенности.

Интервью – особенности этого жанра, его виды: интервью – монолог, интервью – диалог, интервью – зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Репортаж – наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения


Язык журналистики

Слово и понятие. Многозначность слова.

Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».


Стилистические фигуры речи .

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.


Композиция журналистского материала

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в рассуждении.

Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.


Публицистический стиль

Выразительные средства языка публицистических произведений.

Заглавие – важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Рассмотреть заголовки газеты «Мозайка», попробуйте заменить их, что из этого получится?


Информационные жанры

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.

Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Задание. Создание текста определенного жанра.


Аналитические жанры

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».


. Художественные жанры

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др. Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.

Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона.


Практическая работа «Написание статьи»

Написание статьи о проблемах нашего класса Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.


Знакомство с оформительским делом

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С

Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).

Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»


Особенности газетного языка

Особенности газетного языка.


Речевая культура).

Культура устной и письменной речи.


Эстетика и дизайн.

Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.

Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.

Выбор шрифта для определѐнного по содержанию текста.

Дизайн школьной газеты.

. Школьная газета

Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.


Роль школьной газеты).

Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.


Читатель и его интересы

Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.

Задание. Провести анкетирование. Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».

Статья в школьную газету «Помни о прошлом».

Темы газетных публикаций

Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.

Задание. Составить эскиз газеты.


. Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

Правила:

- честность и достоверность;

- краткость и ясность.

Способы предупреждения фактические ошибок:

проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;


Требования к информации

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.


Источники информации

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.


Заголовки и иллюстрации

Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.

Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».


Интервью

Основные правила ведения интервью.

Задание. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны Бадьярова Е.И.

Выпуск газеты).

Этапы выпуска номера газеты:

планирование номера газеты;

сбор информации;

Используемые учебники и учебные пособия:

Для учителя:

  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с

  2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.

  4. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

  5. Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.

  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

  7. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

  9. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.

  10. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.

  11. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

  12. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

  13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

  15. Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

  16. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

  17. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

  18. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.



Для обучающихся:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.

7. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000 г.




Результаты изучения курса программы «Юный журналист»


Личностные результаты

Личностными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих умений:

формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области журналистики;

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;

формирование духовных и эстетических потребностей;

овладение различными приёмами и техниками творческого практикума (сочинения разных жанров);

отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться работать по предложенному плану;

учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы различных жанрах публицистического стиля;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов;

учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, дополнительную литературу (словари, энциклопедии, справочники);

создавать сочинения разных жанров;

соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать работы (статьи) и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

уметь пользоваться языком литературного искусства:

а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в творческих работах (статья, заметка и т.д.) ;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

уметь слушать и понимать речь других;

уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях «Юный журналист» и следовать им;

учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Предметными результатами изучения программы «Юный журналист» является формирование следующих знаний и умений.

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее