№ | Тема раздела программы | № | Тема ИКРЗ | Задачи занятия | Коррекционно-развивающие упражнения |
1 | Повторение – 16 часов | 1 | Текст, предложение, слово – единицы языка и речи Обобщение знаний о предложении. | 1. Систематизировать знания о предложении, развивать умение отделять паузой в устной речи одно предложение от другого, оформлять предложение на письме, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать речь, навыки самоанализа. 3. Воспитывать самостоятельность в работе. | 1. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания. Из – под них показался ёжик (.!?) Какой он запасливый (.!?0) На его иголках зеленели яблоки (.!?) В кустах послышался шорох (.!?) 2. Распространение предложений. Можно ли считать написанные слова предложениями. Обоснуйте свой ответ. Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь. Распространите каждое предложение так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавьте. Вариант ответа: Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь. |
|
| 2 | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов. | 1. Уточнить представление о роли слов в нашей речи, развивать умение ставить вопрос к слову, развивать умение распознавать слова по вопросам. 2. Развивать навыки группировки и классификации. 3. Воспитывать трудолюбие. | Упражнение на группировку по грамматическому значению. Пришла тёплая весна. Тает последний снег. Прилетели шумные грачи. Оживают лесные поляны. Задание: 1. Слова этих предложений распределите в три группы ( слова, которые обозначают предмет, признаки предметов, действия предметов) 2. Выпишите каждую группу в отдельный столбик. |
|
| 3 | Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Слово и слог. Перенос слова | 1. Уточнить представление о звуках и буквах, углубить знания о роли гласных букв: е, ё, ю, я; развивать умение делить слова на слоги, формировать умение переносить слова. 2. Развивать навыки звукового анализа, развивать мышление. 3. Формирование навыков самоконтроля. | Алгоритм звукобуквенного анализа слова. 1. Ёлка, осина, тополь, яблоня, клён, сирень. Выписать слова, в которых: а) Число букв и звуков одинаковое; б) Звуков больше, чем букв; в) Букв больше, чем звуков. 2. Найдите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает: Весна, касса, парта, змея, осень, пассажир, ученик. |
|
| 4 | Р\р Упражнение в построении предложений. | 1. Развивать умения устанавливать связь слов в предложении. 2. Развивать письменную речь, навыки каллиграфии, навыки орфографической зоркости. 3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. | Составить текст, используя следующие слова а) Летнее утро, ромашка, шаловливый ветерок, золотистая серединка, белые реснички. . б) Полянка в лесу, колокольчики, весёлые звоночки, наклонили головки, тихо позванивают. |
|
| 5 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1. Уточнить представление о признаках однокоренных слов, развитие умения распознавать однокоренные слова и самостоятельно подбирать их, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях 2. Развивать навыки самоанализа, группировки и классификации 3. Воспитывать любознательность. | 1. Выписать из каждого ряда только однокоренные слова. Выдели корень. Добр, добрый, Добрыня, добрался, добро добряк, доброта. Былина, былинка, бык, былое, быль. Родня, родная, родился, родина, отечество 2. Упражнение на классификацию. Разделить слова на две группы. Выписать каждую группу слов в отдельный столбик. а) Гора, горелка, горка, горный, горение, горит, гористый, горняк. б) Вода, водитель, водит, водный, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток |
|
| 5 | Правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных. | 1. .Уточнить особенности правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце и в корне слова, развивать умения сопоставлять произношение и написание слов, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать речь, орфографическую зоркость, навыки классификации. 3. Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка. | 1. Выписать из предложения слова с парными согласными (звонкие, глухие), которые нужно проверять при письме. Первые заморозки затянули пруд хрупким ледком. 2. Упражнение на классификацию: Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела. Распредели слова в две группы по орфограммам ( слова с безударной гласной, слова со звонкими согласными) и выпиши их в отдельный столбик |
2 | Предложение, словосочетание. – 12 часов. | 6 - 7 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1. Развивать умение употреблять в речи разные по цели высказывания предложения, углубить представления об интонации предложений, развивать умение употреблять нужный знак препинания. 2.Развивать навыки моделирования. 3. Воспитывать трудолюбие. | Моделирование. Составление предложений по заданным вопросам: кто? что сделал? куда? какую? ( Я вышел на лесную полянку.) кто? что сделал? что? (Ученик вытер доску.) |
3 | Текст – 3 часа | 8 | Р\р Текст Тема текста Основная мысль текста. Заголовок текста. | 1. Развивать умение определять тему текста, основную мысль текста и озаглавливать. 2. Развивать письменную речь, память, внимание. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. | Прочитайте предложения. Составьте из них два рассказа. Подберите к ним заглавия. В комнату внесли ёлку. Под вечер мы увидели чудесных птиц. На ее ветках появились игрушки. У них были длинные гибкие шеи. От лебедей нельзя было отвести глаз. К пушистой красавице прибежали дети. |
4 | Состав слова – 66 часов | 9 | Написание корня в однокоренных словах. Два признака родственных слов | 1.Уточнить представление о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, развивать умение распознавать однокоренные слова и выделять корень. 2. Развивать мышление, зрительную память, речь. 3. Воспитывать культуру труда. | 1. Упражнение в подборе родственных слов. Продолжить ряды родственных слов. Ночь, ночёвка, ……. Цепь, цепкий,…… 2.Какие слова в каждой группе «лишние»: соринка голубка поле сорняк голубятня полевой сорвал голубь полочка насорил голыш (камень)полянка |
|
| 10 | Роль окончания и предлога в предложении | 1.Углубить представление об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов предложении, и роли предлога; коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2.Развивать зрительную память, орфографическую зоркость. 3.Воспитывать взаимоуважение друг к другу. | 1. Спиши предложение и подчеркни предлоги. Летом Петя жил у бабушки на даче. 2. Придумай и напиши предложение с таким же предлогом С деревьев падают тяжёлые капли. |
|
| 11 | Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу. | 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2 Развивать орфографическую зоркости, навыки самоанализа. 3 Воспитывать любознательность. | Упражнение на группировку по составу слова. 1. Распределите слова в группы по составу слова. а) Хлеб, нахлебник, переход, смотр, просмотр, час, вылет, подбородок, подоконник. б) Пути, спутник, посадка, возы, перевозка, поединок, грузы, разгрузка, подпасок. 2. Подберите и запишите слова, состоящие: а) из корня и приставки; б) из корня и суффикса; в) из корня, приставки, суффикса и окончания. (схемы – модели) |
|
| 12 | Р\р Обучающее мини сочинение по наблюдениям | 1. Развивать умение последовательно строить свой текст. 2 Развивать письменную речь, обогащение словарного запаса. 3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю. | Составьте текст «Ель зимой». Слова для справок: красивая, царица леса, на белоснежной поляне, усыпана шишками, выглянуло солнце, блестят, переливаются, сверкают, хвоя, иголочки. |
|
| 13 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 1. Усвоить особенности проверочных и проверяемых слов, развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные, развивать умение проверять написание безударных гласных, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. 3. Формировать навыки самоконтроля. | 1. Отработка алгоритма действий по подбору проверочного слова на безударную гласную. 2. Упражнение на группировку слов с безударными гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением: Гроза, вагон, трава, стрела, капуста, пятно, язык, ворона, карандаш. |
|
| 14 | Правописание слов на парные глухие и звонкие согласные | 1. Формировать умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание орфограммы, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. 3. Воспитывать самостоятельность. | Отработка алгоритма действий по подбору проверочного слова на правописание парной согласной а) Отгадывание загадок. б) Работа над пословицами. в) Разгадывания кроссвордов. г) Запись под диктовку. |
|
| 15 | Проверка слов с двумя безударными гласными | 1. Развивать умения подбирать два проверочных слова, 2. Развивать орфографическую зоркость, память, развивать навыки самоанализа. 3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. | Упражнение на подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными. Сторона, голова, борозда, сторонка, молодой, головка, сторожить, сторожка, молоденький, бороздка, холода, говорить, холод, колоски, говор, колос Задание: а) Запишите в столбик группы однокоренных слов б) Подберите и запишите проверочное слово для проверки второго безударного гласного. |
|
| 16 | Р\р Структура повествовательного текста. Запись текста по плану. | 1. Развивать умение определять тему текста, уточнить представление о структуре повествовательного текста. 2. Развивать письменную речь, навыки каллиграфии. 3. Воспитывать интерес к книге, к произведениям. | Разбейте текст на части так, чтобы он соответствовал плану. 1. Черепаха достаёт со дна пруда золотой ключик. 2. Черепаха знает великую тайну ключика 3. Золотой ключик у Буратино. Луна уже клонилась за холмы. Заколебалась зелёная ряска. Появилась черепаха. Во рту она держала маленький золотой ключик. Золотой ключик обронил человек с длинной бородой. Этим ключиком надо открыть дверь, и это принесёт счастье. Но какую дверь? У Буратино забилось сердце, заблестели глаза. Он поблагодарил черепаху и поплыл к берегу. |
|
| 17 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1. Формировать умение подбирать проверочное слово и обосновывать написание орфограммы, развиватьумение сравнивать произношение и написание слов, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать орфографическую зоркость, умение работать по словесной и письменной инструкции. 3. Воспитывать самостоятельность. | Отработка алгоритма действий по подбору проверочных слов на правописание непроизносимой согласной в корне. Задание: Определите, в каких словах пишется буква «т» в каких не пишется. Почему? Гиган…кий, запа…ливый, гру…ный, хва…ливый, интере..ный, радо..ный.. |
|
| 18 | Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных. | 1. Обобщить знания трёх правил проверки правописания корня. 2. Развивать орфографическую зоркость, развивать навыки группировки. 3. Воспитывать творческую активность. | 1. Какие три правила требуют подбирать однокоренные слова для проверки орфограммы корня: а) Для проверки слов……… б) Для проверки слов….. в) Для проверки слов…. 2. Упражнение на группировку по орфограммам (запись под диктовку): Радостный, холода, рыбки, грустный, бумажка, сторона, чувство, голова, сладкий. |
|
| 19 | Закрепление изученного материала | 1. Закрепить изученный материал, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать речь, пополнять словарный запас. 3.Воспитывать интерес к урокам русского языка. | Составление кроссвордов, викторин. Работа над пословицами, загадками. |
|
| 20 | Р\р Повествовательный текст | 1. Развивать умение заменять в тексте слово, обозначающее главное действующее лицо события, другими словами ( синонимами, местоимениями) 2. Развивать связную речь. 3. Воспитывать любовь к природе, к родному краю. | Спишите, вместо точек вставьте слова, подходящие по смыслу. Медведь. Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. … долго бродил по лесу. ….. наслаждался последними яркими днями. …. искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище …. . Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы …… крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. …… покинет своё жилище. Слова для справок: медведь, хозяин леса, он, косолапого, большущий зверь. |
|
| 21 | Правописание предлогов и приставок. Сравнение. | 1. Развивать умение различать предлоги и приставки, развивать умение писать приставки со словами слитно, а предлоги раздельно. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память. 3. Воспитывать самостоятельность. | Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание слов. Выделите приставки, предлоги подчеркните. Солнце прячется (за)бор. Кот залез на (за)бор. Вилка стукнулась (об) (об)ложку. Я сменила (об) ложку. Охотник в трясине (за) вяз. Прячется хищник (за) вяз. Заревел медведь (со) сна. Покачнулась вдруг (со) сна. Не вертись с (под) носом у меня ( под)носом. |
|
| 22 | Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. | 1. Формировать умение пользоваться разделительным твёрдым и мягким знаком, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. 3. Воспитывать любознательность. | 1. Упражнение на классификацию: Записать слова в два столбика: Под елью, разъяснил, разъединить, под сиренью, бульон, разъярённый, взъерошенный, с жадностью, съедобный, почтальон, съёмка. 2. Вставьте в каждое из слов разделительный ъ или ь. Подели - …., Уля - …., обедать -…., сел – …., полёт - …, Сёмка - …., Коля - …. . |
5 | Части речи – 63 часа | 23 | Части речи и члены предложения. | 1. Уточнить и обобщить представления о частях речи и членах предложения, развивать умения различать части речи и члены предложения, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать зрительную память, умение работать по словесной и письменной инструкции. 3. Воспитывать усидчивость. | Алгоритм синтаксического разбора предложения. Спишите предложение, разберите его по членам предложения, обозначьте части речи. Выпишите словосочетания. Весной цветёт душистая черёмуха. |
|
| 24 | Р\р Текст – повествование. | 1.Уточнить особенности повествовательного текста, уточнить представление о назначении плана. 2 Развивать умение работать по словесной и письменной инструкции, развивать письменную речь. 3 Воспитывать любовь к природе, к родному краю. | Алгоритм конструирования текста. Расположить части так, чтобы получился связный рассказ. Подчеркните предложение, которое особенно понравилось. Кувшинки. Когда наступит вечер и летнее солнце спрячется за горизонт, произойдёт чудо. Сложатся белые лепестки, цветок закроется, а длинный стебелёк свернётся в тугую пружину и утянет цветок под воду. В тихой заводи, точно кораблики с белыми парусами, покачиваются цветы.. Это чудесная кувшинка. Ёе иногда называют лилией. Утром же она снова выплывает из – под воды. И так каждый день! |
|
| 25 | Имя существительное | 1. Расширить знания об имени существительном, развивать умения выделять имена существительные из потока речи. 2. Развивать навыки группировки и классификации. 3. Воспитывать трудолюбие. | Классификация имён существительных по числам, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. |
|
| 26 | Мягкий знак ь после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. | 1. Углубить знания о функциях мягкого знака ( показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак, после шипящих - показатель женского рода имён существительных). 2. Развивать орфографическую зоркость, навыки группировки. 3. Воспитывать самостоятельность. | Упражнение на группировку. Запишите существительные в единственном числе группами по родам. Вещи, кирпичи, шалаши, калачи, броши, печи, ковши, скрипачи, речи, багажи, мыши, марши, товарищи, ножи, мелочи. |
|
| 27 | Имя прилагательное. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении, уточнить представление о зависимости прилагательного от существительного. 2 Развивать навыки самоконтроля. 3 Воспитывать культуру труда.. | 1. Добавь подходящее по смыслу существительное. Большой, косолапый ….. Рыжая, хитрая, ….. Кудрявая, белоствольная …. 2. Подбери прилагательные к существительному. Лес, берёза, книга, дупло, поле, река. |
|
| 28 | Р\р Текст - описание | 1. Уточнить знания об особенностях текста – описания, формировать умение составлять текст – описание. 2. Развивать письменную речь, пополнять словарный запас. 3. Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к родному краю. | Алгоритм описания предмета. Животные….Кого ты представляешь, как только услышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга – собаку или, может быть, маленького котёнка? А может быть, белочку или красавца оленя? Составить и записать текст об одном из животных по плану. 1. Внешний вид. 2. Где живёт? 3. Его повадки. 4. Чем любит лакомиться? |
|
| 29 | Многозначность слова, прилагательные – синонимы, прилагательные - антонимы | 1. Углубить знания о синонимах и антонимах, развивать умения правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. 2. Развивать мышление, речь. 3. Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка. | 1. Замените антонимом: толстый - …. частый - … здоровый - … близкий - … 2. Замените синонимом: печальный - …. преданный - … знойный - …. жестокий -…... 3. Объясни смысл слова «золотой». Золотой дождь, золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотая осень. |
|
| 30 | Изменение имён прилагательных по родам и числам | 1. Развивать умение изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от рода и числа имени существительного, развитие умения писать окончания прилагательных. 2. Развивать речь, орфографическую зоркость 3. Воспитывать культуру труда.. | Замените выделенные слова именами прилагательными: , Платок из шёлка, забота матери, руда из лестница из мрамора, стужа зимой, утро летом свинца, лапы ели, листья из золота. |
|
| 31 | Понятие о глаголе как части речи. Роль глагола в предложении. Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | 1. Расширять знания о глаголе, развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы, углубление представлений о глаголах, употребляемых в переносном смысле. 2. Развивать зрительную память и внимание. 3. Воспитывать любознательность. | Подберите синонимы к глаголам: бросать, бежать, бранить, хохотать. Подобрать антонимы к глаголам: кричать, встречать, светлеть, мочить. |
|
| 32 | Р\р Текст - рассуждение | 1.Формировать умение излагать текст – рассуждение, развивать умение употреблять в тексте глаголы. 2. Развивать связную речь, умение работать по словесной и письменной инструкции. 3. Воспитывать творческую активность. | Алгоритм составления текста - рассуждения Составление текста – рассуждения «Мой любимый день недели.» |
|
| 33 | Упражнении в определении времени глаголов. Неопределённая форма глагола. | 1 Формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (и по суффиксу - л в прошедшем времени), дать понятие о начальной форме глагола, коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать навыки группировки и классификации. 3. Воспитывать творческую самостоятельность.. | Упражнение на классификацию. Распредели глаголы в три столбика: Слушаешь, учу, спрячет, обидел, купили, назовёт, видишь, напишешь |
|
| 34 | Закрепление изученного материала. Подведение итогов за год. | 1. Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях. 2. Развивать навыки группировки и классификации. 3. Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка. | Упражнение на классификацию: Распредели слова в две группы: Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение. |
Календарно – тематическое планирование. 4 класс