«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа коррекционно-развивающих психологических занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты по курсу «Удивительный знакомый мир» (для учащихся 1 классов)

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.

Цель курса: Нормализация психоэмоционального состояния первоклассников в адаптационный период.

Задачи курса:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние (уровень тревожности и агрессии);

2. Совершенствовать:

- умение выражать свои эмоции;

- навыки гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу;

- навыки стрессоустойчивого поведения.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Приложение
к основной образовательной программе  
начального общего образования  
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»













Рабочая программа коррекционно-развивающих психологических занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты

по курсу


«Удивительный знакомый мир»

(для учащихся 1 классов)

















Составитель: Муромцева И.Г.

г. Мегион

2017г.

Пояснительная записка

Нормативные документы:

Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 1а, б классов разработана в соответствии с:

- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- образовательной программой МБОУ «СОШ №1» начального общего образования на 2015-2018 г.


Цель курса: Нормализация психоэмоционального состояния первоклассников в адаптационный период.

Задачи курса:

1. Стабилизировать эмоциональное состояние (уровень тревожности и агрессии);

2. Совершенствовать:

- умение выражать свои эмоции;

- навыки гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу;

- навыки стрессоустойчивого поведения.



Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.


Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.


Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.

Сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых, является одним из важнейших средств коррекции и реабилитации.


Предполагается двухчастная организация занятий:

Часть 1. Развитие психофизического компонента. Обучение навыкам глубокого дыхания, стимулирующим упражнениям, кинезиологическим упражнениям, самомассажу.

Часть 2. Обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия.



Сроки реализации: программа предназначена для реализации в I полугодии 2016-2017 учебного года.

Программа рассчитана на 14 учебных часов с подгруппой 3 – 4 человека.

Принципы комплектования группы и организации работы:

- добровольное участие;

- недирективность позиции взрослого;

- учет психофизических особенностей детей;

- индивидуализация.

Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

Количество занятий: практических – 12, диагностических – 2.


Материально-техническое обеспечение:

- АРМ (автоматизированное рабочее место): компьютер, интерактивная доска;

- подборка диском с музыкой с песнями для детей;

- набор магнитов для магнитной доски;

- наборы фломастеров, цветных карандашей, акварельных красок, цветной бумаги по числу участников;

- бумага формата А3, А4, ватманы;

- планшеты по числу участников.

- оборудование сенсорной комнаты: интерактивный стол, интерактивная панель «Волшебный свет», стол для рисования песком, «сухой бассейн», воздушно-пузырьковая колонна, мягкие модули и др.



Используемая литература:

  1. Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию.

Санкт – Петербург;

  1. Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2013;

3. Коррекционно-развивающей психолого-педагогическая программы педагога-психолога МБОУ «СОШ №7» А.В.Грибановой «Обучение школьников навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты», 2014г.;

4. Сборника методических пособий для работы в сенсорной комнате, изд. ООО «МисэН», адрес доступа: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf


Результативность работы будет определяться через:

Психологический мониторинг с использованием следующих диагностических методик:

1. Проективная методика «ДДЧ» Дж.Бук.

2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

3. По результатам экспертной оценки педагогов и родителей (Анкета «Адаптация первоклассника»).






Планируемые результаты освоения программы

Личностные

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «трудолюбие», «честность», «щедрость», «скромность» и др.

2. Стремиться к ответственности в поведении, поступках и учебной деятельности.

3. Уважать сверстников и взрослых, сохранять чувство собственного достоинства.

4. Осознать роли ученика (права, обязанности, нормы поведения).


Метапредметные


Регулятивные:

2. Определять цель и последовательность выполнения развивающих заданий под руководством педагога-психолога.

2. Регулировать собственное поведение и естественную двигательную активность в процессе взаимодействия.

3. Самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать результат собственной деятельности.

4. Прилагать усилия для преодоления трудностей в решении учебной задачи.


Познавательные:

2. Уметь анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки.

5. Делать умозаключения и выводы на основе имеющихся данных.

5. Использовать в ситуациях коммуникации и саморегуляции полученную на занятиях информацию.

6. Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).


Коммуникативные:

1. Слушать и понимать речь других.

2.Сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

3. Устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогом и сверстниками.

4. Участвовать в коллективных формах деятельности.

5. Задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

6. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.














Тематическое планирование

Тема уроков

Виды учебной деятельности

Дата проведения

По плану

По факту


1. Организационный диагностический блок. (2 часа)

1


Знакомство. Создание условий для более близкого знакомства детей в группе.

1.Проявление личностной позиции в процессе общения; создание позитивного настроя на взаимодействие.

19.09.17г


2

Стартовая психодиагностика.

1.Работа с материалом диагностических методик.

26.10.17г



2. Органы чувств и их роль в жизни человека. (5 часов)

1

Как мы воспринимаем мир?

1. Выполнение практических упражнений, знакомящих с сенсорной системой человека.

2. Работа с комплексом релаксационных и активизирующих упражнений.

3. Участие в играх познавательного характера.

03.10.17г


2

Роль зрения и слуха в восприятии окружающего мира.

10.10.17г


3.

Обоняние и вкус человека.

17.10.17г


4.

Что такое тактильные ощущения?

24.10.17г


5.

Психофизиологический тренинг «Мир сенсорики»

07.11.17г



3. Комплексные занятия. (6 часов)

1.


Стимулирование внутригруппового общения, Обучение навыкам релаксационного дыхания.

1. Участие в учебном диалоге с опорой на изучаемый материал.

2. Поиск вариантов бесконфликтного взаимодействия в групповой работе.

3. Выполнение блоков упражнений, развивающих когнитивные способности учащихся.

4. Участие в играх познавательного характера.

5. Работа с комплексом релаксационных и активизирующих упражнений.

14.11.17г



2.

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов. Использование релаксационного дыхания в процессе учебной деятельности.

21.11.17г


3.

Развитие саморегуляции; устранение состояния психоэмоционального напряжения, снятие нагрузки; повышение настроения, работоспособности.

28.11.17г


4.

Формирование чувства взаимного доверия. Развитие межполушарных связей; снижение психомышечного напряжения.

05.12.17г


5.

Формирование «гибкости» в общении. Развитие концентрации внимания. Избавление от усталости, переживаний через релаксационные упражнения.


12.12.17г


6.

Закрепление правил сотрудничество в групповой работе, саморегуляции. Звуковое и вербальное благотворное воздействие на психику.


19.12.17г



4. Итоги курса. (1 час)

1

Итоговая психодиагностика.

1.Работа с материалом диагностических методик.

26.12.17г




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее