Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа коррекционно-развивающих психологических занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты
по курсу
«Удивительный знакомый мир»
(для учащихся 1 классов)
Составитель: Муромцева И.Г.
г. Мегион
2017г.
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Рабочая программа психологических занятий для обучающихся 1а, б классов разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- образовательной программой МБОУ «СОШ №1» начального общего образования на 2015-2018 г.
Цель курса: Нормализация психоэмоционального состояния первоклассников в адаптационный период.
Задачи курса:
1. Стабилизировать эмоциональное состояние (уровень тревожности и агрессии);
2. Совершенствовать:
- умение выражать свои эмоции;
- навыки гибкого взаимодействия с использованием языка невербальных сигналов, стремление к диалогу;
- навыки стрессоустойчивого поведения.
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.
Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых, является одним из важнейших средств коррекции и реабилитации.
Предполагается двухчастная организация занятий:
Часть 1. Развитие психофизического компонента. Обучение навыкам глубокого дыхания, стимулирующим упражнениям, кинезиологическим упражнениям, самомассажу.
Часть 2. Обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия.
Сроки реализации: программа предназначена для реализации в I полугодии 2016-2017 учебного года.
Программа рассчитана на 14 учебных часов с подгруппой 3 – 4 человека.
Принципы комплектования группы и организации работы:
- добровольное участие;
- недирективность позиции взрослого;
- учет психофизических особенностей детей;
- индивидуализация.
Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Количество занятий: практических – 12, диагностических – 2.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ (автоматизированное рабочее место): компьютер, интерактивная доска;
- подборка диском с музыкой с песнями для детей;
- набор магнитов для магнитной доски;
- наборы фломастеров, цветных карандашей, акварельных красок, цветной бумаги по числу участников;
- бумага формата А3, А4, ватманы;
- планшеты по числу участников.
- оборудование сенсорной комнаты: интерактивный стол, интерактивная панель «Волшебный свет», стол для рисования песком, «сухой бассейн», воздушно-пузырьковая колонна, мягкие модули и др.
Используемая литература:
Сенсорная комната. Аннотация и методические рекомендации по использованию.
Санкт – Петербург;
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2013;
3. Коррекционно-развивающей психолого-педагогическая программы педагога-психолога МБОУ «СОШ №7» А.В.Грибановой «Обучение школьников навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты», 2014г.;
4. Сборника методических пособий для работы в сенсорной комнате, изд. ООО «МисэН», адрес доступа: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf
Результативность работы будет определяться через:
Психологический мониторинг с использованием следующих диагностических методик:
1. Проективная методика «ДДЧ» Дж.Бук.
2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
3. По результатам экспертной оценки педагогов и родителей (Анкета «Адаптация первоклассника»).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «трудолюбие», «честность», «щедрость», «скромность» и др.
2. Стремиться к ответственности в поведении, поступках и учебной деятельности.
3. Уважать сверстников и взрослых, сохранять чувство собственного достоинства.
4. Осознать роли ученика (права, обязанности, нормы поведения).
Метапредметные
Регулятивные:
2. Определять цель и последовательность выполнения развивающих заданий под руководством педагога-психолога.
2. Регулировать собственное поведение и естественную двигательную активность в процессе взаимодействия.
3. Самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать результат собственной деятельности.
4. Прилагать усилия для преодоления трудностей в решении учебной задачи.
Познавательные:
2. Уметь анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки.
5. Делать умозаключения и выводы на основе имеющихся данных.
5. Использовать в ситуациях коммуникации и саморегуляции полученную на занятиях информацию.
6. Использование речи, как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать речь других.
2.Сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
3. Устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогом и сверстниками.
4. Участвовать в коллективных формах деятельности.
5. Задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
6. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Тематическое планирование
№ | Тема уроков | Виды учебной деятельности | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
| 1. Организационный диагностический блок. (2 часа) | |||
1
| Знакомство. Создание условий для более близкого знакомства детей в группе. | 1.Проявление личностной позиции в процессе общения; создание позитивного настроя на взаимодействие. | 19.09.17г |
|
2 | Стартовая психодиагностика. | 1.Работа с материалом диагностических методик. | 26.10.17г |
|
| 2. Органы чувств и их роль в жизни человека. (5 часов) | |||
1 | Как мы воспринимаем мир? | 1. Выполнение практических упражнений, знакомящих с сенсорной системой человека. 2. Работа с комплексом релаксационных и активизирующих упражнений. 3. Участие в играх познавательного характера. | 03.10.17г |
|
2 | Роль зрения и слуха в восприятии окружающего мира. | 10.10.17г |
| |
3. | Обоняние и вкус человека. | 17.10.17г |
| |
4. | Что такое тактильные ощущения? | 24.10.17г |
| |
5. | Психофизиологический тренинг «Мир сенсорики» | 07.11.17г |
| |
| 3. Комплексные занятия. (6 часов) | |||
1.
| Стимулирование внутригруппового общения, Обучение навыкам релаксационного дыхания. | 1. Участие в учебном диалоге с опорой на изучаемый материал. 2. Поиск вариантов бесконфликтного взаимодействия в групповой работе. 3. Выполнение блоков упражнений, развивающих когнитивные способности учащихся. 4. Участие в играх познавательного характера. 5. Работа с комплексом релаксационных и активизирующих упражнений. | 14.11.17г |
|
| ||||
2. | Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов. Использование релаксационного дыхания в процессе учебной деятельности. | 21.11.17г |
| |
3. | Развитие саморегуляции; устранение состояния психоэмоционального напряжения, снятие нагрузки; повышение настроения, работоспособности. | 28.11.17г |
| |
4. | Формирование чувства взаимного доверия. Развитие межполушарных связей; снижение психомышечного напряжения. | 05.12.17г |
| |
5. | Формирование «гибкости» в общении. Развитие концентрации внимания. Избавление от усталости, переживаний через релаксационные упражнения. |
| 12.12.17г |
|
6. | Закрепление правил сотрудничество в групповой работе, саморегуляции. Звуковое и вербальное благотворное воздействие на психику. |
| 19.12.17г |
|
| 4. Итоги курса. (1 час) | |||
1 | Итоговая психодиагностика. | 1.Работа с материалом диагностических методик. | 26.12.17г |
|