Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры».
Модуль « Основы православной культуры».
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
Основными нормативными документами, определяющими содержание и структуру рабочей программы по ОПК являются: - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;
- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
-приказ Минобразования Ростовской области от 18.04.2016 № 271«Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2017-2018 учебный год;
-Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из
-учебного пособия для общеобразовательных школ « Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;
-программы к курсу под редакцией Кураева А.В.;
-методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета. В соответствии с учебным планом МБОУ « Родионово-Несветайская СОШ» на 2017-2018 уч. год предмет « Основы православной культуры» изучается в 4 классе 1 час в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ» расписанию на 2017-2018 уч. год общий объём учебного времени составляет 33 ч
Общая характеристика учебного предмета.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
3. Содержание учебного курса
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога – фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно – исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
взаимные вопросы и задания групп,
взаимообъяснение,
беседа,
интервью,
драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
составление словаря терминов и понятий,
составление галереи образов,
использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала
4.Тематическое планирование «Основы православной культуры»
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1.Россия – наша Родина. Знакомство с учебником. Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине ? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек – внутренний мир душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - вступать в учебный диалог; - различать способы и средства познания окружающего мира; - работать с учебником
Выпускник получит возможность научиться: - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
2.Культура и религия. ? Как человек создает культуру; ? О чем говорит религия? Культура – (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») Первоначальный смысл слова «культура» – это возделывание (очеловечивание природы как среды обитания). Культура в широком смысле – все то, что создано человеком. Культуру создают люди, а культура изменяет человека: - накапливает и передает опыт… - создает условия жизни людей; - влияет на образ мыслей и чувств, на способ общения. Культура: светская и религиозная. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религиозная культура опирается на религиозные традиции. Истоки русской культуры – в православной культуре Православная вера определяет поведение и культуру человека. 3.Человек и Бог в православии. ? Какие дары Бог дал человеку; ?Как вера в Бога может влиять на поступки людей
Что есть Бог? Творец, который создал весь мир. Он создал человека, дал человеку свободу, разум, совесть, доброту, любовь. Вера в Бога – направляет, определяет поступки людей, вдохновляет на созидание… | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать с учебником; - сформулировать понятия культура и религия; - сравнивать и различать понятия культура и религия.
Выпускник получит возможность научиться: - вступать в учебный диалог; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог.
Выпускник получит возможность научиться: - работать с разными источниками информации; - работать в паре, высказывать свое мнение; - проследить воплощение божества в человеке; - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
4. Православная молитва. ? Что такое православие; ? Что значит слово «благодать»; ? Кто такие святые; ? О молитве «Отче наш» «Православие» означает умение правильно славить Бога (молиться). Обращение к Богу – молитва. Молитва противоположна магии. (Магия – навязывание (через заклинание) своей воли духам, Богу). Молитва-просьба; Молитва-благодарение; Молитва-славословие; Влияние молитвы. Благодать (добрый дар) – действие Бога, меняющее человека. Святые – люди, которые под действием благодати изменились. «Отче наш» - самая известная молитва христиан. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - различать виды молитв; - выполнять творческие задания по заданной теме; - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых.
Выпускник получит возможность научиться: - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
5. Библия и Евангелие. ? Кто такие христиане; ? Что такое Библия; ? Что такое Евангелие. Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа. Библия – священная Книга для каждого христианина. Две части Библии: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Слово «завет» - «союз», «договор» (Бога с человеком). Книги Ветхого Завета написаны пророками, которые имели особый дар – слышать Бога. (до прихода Иисуса Христа): история еврейского народа, основы иудаизма, Декалог. Книги Нового Завета: «Евангелие» (с греч. «добрая весть») - о жизни, делах и учении Иисуса Христа; Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис («Откровения Иоанна Богослова»). | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие; - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа; - работать в парах (мини группах);
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
6. Проповедь Христа. ? Чему учил Христос; ? Что такое Нагорная проповедь; ? Какие сокровища нельзя украсть. Иисус Христос учил любви к ближнему. Нагорная проповедь – изречения глубокого смысла Иисуса Христа, (произнесены с небольшой горы). О мести. Как поступить, если вас обидели, ударили, обозвали…? «Не противься злому… Любите врагов ваших…» Отказ от мести кладет предел разрастанию зла. О богатстве. «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе…» «Сокровище на небе» - это добро человека, которое нельзя украсть. Призыв Иисуса Христа: жить на земле в любви к Богу и к ближнему. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению; - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем;
Выпускник получит возможность научиться: - различать материальные и духовные богатства; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
7. Христос и Его крест. ? Как Бог стал человеком; ? Почему Христос не уклонился от казни; ? Какова символика креста. Евангелие: однажды Бог соединил с Собой человеческое тело и душу (вочеловечился). Бог стал Богочеловеком: творил чудеса, радовался, страдал, прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Иисус позволил себя казнить на кресте. Почему? Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. До Христа люди умирали и смерть давала им пустоту и холод. Христос дал надежду каждому человеку на бессмертие его души. Крест Христа - не только орудие пытки и казни, но и знак любви Бога к людям. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать символику креста; - осознать причины Боговоплощения; - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни;
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
8. Пасха. ? Что такое Пасха; ? Как празднуют Пасху. Евангелие: после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес (с др.слав. «крес» - жить, сиять, сверкать». Воскресение – день возобновления жизни. Пасха Христова – а честь воскресения Христа. Праздник Пасхи: крестный ход, пасхальная служба в честь воскресения Христа. Пасхальные атрибуты – праздничный стол, куличи, яйца, твороженное блюдо, то есть пасха. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи; - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца); - высказывать свои суждения.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
9. Православное учение о человеке. ? Чем Бог одарил человека; ? Что такое образ Божий в человеке. В православии размышления о Боге и человеке взаимосвязаны Бог одарил человека душой (думает, мечтает…), подарил человеку свободу, любовь… Эти дары составляют целый мир, внутренний мир человека. Разум, свобода, творчество у христиан называются «образ Бога в человеке». Если человек не думает о душе или совершает плохое – она слабеет, «болеет». Мудрые люди: «О душе подумай!» (не делай плохого, делай добро) | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе; - задавать и отвечать на вопросы; - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - выразительно читать стихи; - высказывать свое мнение. Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
10. Совесть и раскаяние. ? О подсказках совести; ? Как исправлять ошибки. Зло в православии есть синоним греха. Зло ослабляет душу человека, добро и совесть укрепляет. Совесть: подсказывает человеку, как поступить; напоминает ему, что сделано неверно. Главное в жизни - быть в ладу со своей совестью. Раскаяние: может помочь человеку исправить ошибку. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение раскаяния.
Выпускник получит возможность научиться: - инсценировать проблемные ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
11.Заповеди. ? Какие заповеди даны людям; ? Что общего у убийства и воровства; ? Как зависть гасит радость. Миссия заповедей: отличить добро от зла, грех от добродетели. Заповеди даны людям от Бога! - почитай отца и мать: - не убивай; - не кради; - не прелюбодействуй; - не лги; - не завидуй и др. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - сравнивать понятия убийство и воровство; - работать в группах; - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»; - задавать и отвечать на вопросы; - высказывать свои мысли.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
12.Милосердие и сострадание. ? Чем милосердие отличается от дружбы; ? Кого называют ближним; ?Как христианин должен относиться к людям Главная заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего как самого себя!» В основе заповеди – милосердие и сострадание (сердце милует, любит, жалеет – страдает). Милосердный человек – неравнодушный к горю другого, ближнего. «Ближний» - тот, кто находится в беде и нуждается в твоей помощи. Если человек виноват, но переживает беду, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба»; - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - работать со словарем; - вступать в диалог; - высказывать свое мнение.
Выпускник получит возможность научиться: - составить синквейн к слову «ближний»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
13.Золотое правило этики. ? Главное правило человеческих отношений ? Что такое неосуждение. Христос:«..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Христос: не осуждайте других! «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Неосуждение – это не попустительство и не навешивание на человека ярлыков. Человек и его дурной поступок не одно и то же. Православное правило: «Люби грешника и ненавидь грех» «Любить» - значит помочь избавиться от грехов. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило человеческих отношений; - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»; - работать с учебником; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в дискуссию.
Выпускник получит возможность научиться: - работать с дополнительной информацией; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
14. Храм. ? Что люди делают в храме; ? Как устроен православный храм. Люди приходят в храм: помолиться за себя, за других, поставить свечи «за здравие», «за упокой» и др.; Внутреннее устройство: иконы, иконостас, царские врата (символизируют врата Рая), алтарь; Ограничения в храме. В любой религиозной культуре есть система запретов и необходимо их уважать. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, как устроен православный храм; - раскрыть смысл посещения храма; - объяснить значение выражений; - составить правила поведения в храме; - задавать и отвечать на вопросы; - работать со словарем; - высказывать свои суждения; - находить противоречия в иллюстрациях; - работать в парах, группах.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
15. Икона. ? Почему икона так необычна; ? Почему изображают невидимое. Икона (с греч. «образ») – картина с изображением лица или события из Библии или церковной истории. Отличие картины от иконы: - в картине отражается мироощущение автора, дыхание той или иной эпохи; в иконе отражается мировоззрение Церкви, икона - вне времени; -в картине отражается индивидуальность автора, его живописная манера и т.п.; икона – творение соборное, не самовыражение, а служение; Икона пронизана светом, добром и любовью. Свет – символ Света Божественного. Главное – показать мир души святого человека (через лица (лики) и глаза). Евангелие: Бог родился как человек, апостолы видели Христа, значит можно изображать. Икона и человек: он молится не иконе, а перед иконами и тому, кого видит на иконе | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие об иконе; - понять значение элементов, изображенных на иконе; - сравнивать и различать иконы; - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой».
Выпускник получит возможность научиться: - высказывать свое мнение; - работать с учебником, иллюстрациями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
16. Экскурсия в храм.
| Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - экскурсия в храм; - рассмотреть устройство храма; - соотнести теоретические знания с практическими; - соблюдать правила поведения в храме; - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии.
Выпускник получит возможность научиться: - оценить свое эмоциональное состояние. |
17. Творческие работы учащихся.
| Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - подготовить проект «Рождество», «Крещение», «Серафим Саровский», и др. - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал;
Выпускник получит возможность научиться - оформить презентации; - представить проект. |
18. Как христианство пришло на Русь. ? Что такое церковь; ? Что такое крещение. Люди, ставшие христианами, объединялись в общество, которое называется Церковь. Христианское учение распространялось и пришло на Русь через Византию. 988 год: крещение киевлян в р. Днепр. Крещение – это присоединение к Церкви. Значение новой веры: появление письменности, школ, книг, строительство храмов. вера преображала людей и их культуру: наполняла жизнь новым смыслом, христовы заповеди помогали утверждать новые нравственные правила жизни; русские стремились жить по вере, утверждается название «Святая Русь».
| Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - познакомиться с историей крещения Руси; - понять значение новой веры; - работать со словарем; - различать понятия «храм» и «церковь»; - понять смысл крещения; - работать с различными видами информации; - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения; - задавать и отвечать на вопросы.
Выпускник получит возможность научиться: - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
19. Подвиг. ? Что такое человеческий подвиг; ? О человеческой жертвенности. Христианский подвиг – эта жертва ради себя, ради других людей и ради Бога. Подвиг ради себя (жертвовать мелкими радостями во имя высокой цели); Подвиг ради другого человека (и в малом, и в большом); Подвиг во имя Бога: человек жертвует своими капризами ради стремления жить по вере; В основе подвигов – жертвенность (движение во имя высокой цели). Подвиг – «двигаться», «движение», «подвижничество». | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «подвиг»; - различать виды подвига; - работать с понятием «подвижник»; - работать со словарем; - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - работать в группах.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
20. Заповеди блаженств. ? Когда люди бывают счастливы; ? Как плач может обернуться радостью; ? Когда сердце бывает чистым. Нагорная проповедь: «Заповеди блаженств». «Блаженные» («счастливые») Первая заповедь о людях, ставших «нищими» по велению своего духа (влечение к Богу) Православие: нищий духом – это самый духовно богатый человек на свете, ибо в его душу входит — Христос. Нищие духом, ограничив желания, поняли: лучше остаться бедным, но честным, отказаться от карьеры, но не предать, жить в мире со своей совестью, чем угождать и т.д. Для «нищих духом»: «Царство божие есть» и «Царство Божие – внутри вас!». Если человек поступает по заповедям Христа, значит он в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости. Другие заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (чистое сердце – сердце без завести, лицемерия, подозрительности и пр.) Такой человек светлым оком смотрит на мир и на Бога. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - работать со словарем; - понять смысл заповедей блаженств; - работать с учебником, иллюстрациями; - вступать в диалог; - задавать и отвечать на вопросы; - выразительно читать стихотворение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
21. Зачем творить добро? ? Как подражают Христу; ? Чему радуются святые. Все согласны с правилом: «..Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть особые причины не быть эгоистами и творить добро Первая из них – благодарность за подвиг Христа. Христиане также стараются служить для других (самоотверженность). Вторая причина творить добро: это дает возможность пережить духовную радость. Благодаря пережитой радости человек осознает – от чего заповеди предостерегают и что они хотят ему подарить. Христианин ищет радость для своего сердца и для этого творит добро. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом; - работать со словарем; - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе»;
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
22. Чудо в жизни христианина. ? О святой Троице; ? О христианских добродетелях. Христиане верят, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Для христианина чудо по-своему логично, потому что он верит в Бога. Христианин верит в Единого Бога, который есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христа) и Дух Святой. Христиан радует то, что Бог свободен от таких законов арифметики Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Если человек постоянно творит добро, христиане говорят, что он стяжал (приобрел) добродетель. Добродетель - это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. Три главных добродетели: вера, надежда, любовь. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие Св. Троицы; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь»; - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - вступать в диалог; - выполнить творческую работу и ее обсудить.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать итоговые на вопросы и оценивать свои достижения. |
23. Православие о Божием Суде. ? Как видеть в людях Христа; ? Почему христиане верят в бессмертие. Второе пришествие Иисуса Христа или Божий суд должен заставить людей задуматься: - как они живут, - правильно ли они поступают, - что с ними будет в конце их земной жизни. Потому что: - каждое слово – доброе и злое – Бог принимает на свой счет. - помощь, оказанная незнакомцу, это помощь Богу; - оскорбление, нанесенное человеком любому из людей, это оскорбление Бога и т.д. Христианский принцип: если тебе трудно, найди человека, которому, может быть, еще труднее и помоги ему. Жизнь по таким заповедям поможет человеку получить от Бога бессмертие. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек посланник бога на земле; - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах).
Выпускник получит возможность научиться: - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
24. Таинство Причастия. ? Как Христос передал себя ученикам; ? Что такое Причастие; ? Что такое церковное таинство. Согласно Библии, Христос дал людям свое тело и свою кровь в виде вина и хлеба и это стало одним из семи таинств – таинством причастия. Христиане во время таинства причастия, вкушая хлеб и выпивая глоток вина, считают что это больше, чем хлеб и больше чем вино, они ощущают, что в них входит Христова сила и благодать ( добрый дар от Бога) На языке православной мысли – чудо церковной соборности (основанной на единении всех христиан со своим Богом) Таинство Причастия совершается во время Литургии (с древнегреч. «общее дело»)
| Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь; - понять смысл и значение Причастия; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - устанавливать связь между Причастием и Литургией; - работать с учебником, иллюстрациями; - работать со словарем;
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
25. Монастырь. ? Почему люди идут в монахи; ? От чего отказываются монахи. Появление монахов Монах – религиозный человек, который решение принимает стать монахом «по зову Бога»; Главное призвание монаха – быть всегда только с Богом. Стадии становления монаха: вначале живет в монастыре послушником, после чего приносит монашеские обеты (жить в послушании, безбрачии и без личных вещей), его постригают: состригают несколько прядей волос (в древнем мире знак рабства), он получает новое имя. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»; - сравнивать образ жизни мирянина и монаха; - выяснить причины принятия пострига; - выяснить призвание монаха; - рассмотреть стадии становления монашества; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать и отвечать; - работать со словарем.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
26.Отношение христианина к природе. ? Что делает человека выше природы; ? Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианин утверждает: мир создал Творец, постигая окружающий мир, он постигает самого Творца. Человек выделяется из мира природы и мира животных тем, что Бог дал ему совесть, разум, свободу и ответственность. Для христианина природа – это его родной дом и Божий храм, в котором нельзя сорить, гадить, разрушать и ломать. Христианское милосердие распространяется не только на людей, но и на природу и животных. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - сформулировать понятие «христианское милосердие»; - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
|
27.Христианская семья. ? Что такое венчание; ? Что такое обручальное кольцо. Христианская семья создается на основе любви и желании супругов быть с избранным до конца и в радости, и в горе. Вступление в брак в православии – венчание. Венец и обручальные кольца – символизируют решимость пары быть вместе навсегда. В православной семье стараются сохранить семейные и православные традиции. | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания христианской семьи; - изучить атрибуты содержание венчания; - понять смысл обручального кольца и венца; - осознать роль традиций в семейной жизни; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - работать со словарем.
Выпускник получит возможность научиться: - рассуждать, высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
28. Защита Отечества. ? Когда война бывает справедливой; ? О святых защитниках Родины Защита Отечества – первостепенная миссия православного. С христианской точки зрения война оборонительная – справедливая и оправданная. Христианин берет оружие, если нужно защищать родину, семью, свою веру. Героизм при защите отечества: Ледовое побоище, Куликовская битва, Смута начала 17 века, война 1812 года, Крымская война… Но воин-христианин и на войне остается человеком (не убивает пленных, безоружных, не грабит мирных жителей). | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина); - составить синквейн к слову «родина»; - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации (картина Васнецова «Три богатыря»)); - участвовать в викторине «знаете ли вы русских богатырей»; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - понять нравственную позицию воина христианина.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
29. Христианин в труде. ? О первом грехе людей; ? Какой труд напрасен. Первые грехи человека по Библии – лень и гордыня. Адам и Ева съели плод, чтобы стать сразу мудрыми, но мудрость дается только с трудом и опытом. И случилась беда: разорвалась связь между Богом и человеком. Труд ради обогащения не приближает человека к Богу. Православие признает труд честный, труд на пользу людям. Труд дает человеку опыт, знания и закаляет его. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (апостол Павел). | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осознать первые грехи в истории человечества; - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией); - работать в парах; - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога; - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть».
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
30. Любовь и уважение к Отечеству. Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур – любовь и уважение к человеку. Любовь – основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие). | Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества; - осознать, что любовь к Отечеству – это служение; - понять из чего складывались духовные традиции России; - составить портрет слова «Отечество» в группах; - работать с раздаточным материалом, различными источниками информации; - высказывать свое мнение; - сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству.
Выпускник получит возможность научиться: - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
|
31. Экскурсия в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
| Выпускник научится: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - экскурсия в монастырь; - рассмотреть устройство монастыря; - соотнести теоретические знания с практическими; - соблюдать правила поведения в монастыре;
Выпускник получит возможность научиться: - высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии; - оценить свое эмоциональное состояние. |
32. Серафим Саровский. Духовный подвиг. |
|
33. Творческие работы учащихся (проект) |
|
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектура"
«Православные святыни»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Россия – наша Родина | 1 | 07.09 |
|
2 | Культура и религия. | 1 | 14.09 |
|
3 | Человек и Бог в православии.
| 1 | 21.09 |
|
4 | Православная молитва. | 1 | 28.09 |
|
5 | Библия и Евангелие.
| 1 | 05.10 |
|
6 | Проповедь Христа. | 1 | 12.10 |
|
7 | Христос и Его крест.
| 1 | 19.10 |
|
8 | Пасха.
| 1 | 26.10 |
|
9 | Православное учение о человеке.
| 1 | 02.11 |
|
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | 16.11 |
|
11 | Заповеди. | 1 | 23.11 |
|
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | 30.11 |
|
13 | Золотое правило этики. | 1 | 07.12 |
|
14 | Храм | 1 | 14.12 |
|
15 | Икона. | 1 | 21.12 |
|
16 | Экскурсия в храм. | 1 | 29.12 |
|
17 | Творческие работы учащихся.(защита проектов) | 1 | 17.01 |
|
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | 24.01 |
|
19 | Подвиг. | 1 | 31.01 |
|
20 | Заповеди блаженств. | 1 | 07.02 |
|
21 | Зачем творить добро? | 1 | 14.02 |
|
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | 21.02 |
|
23 | Православие о Божием Суде. | 1 | 28.02 |
|
24 | Таинство Причастия. | 1 | 07.03 |
|
25 | Монастырь. | 1 | 14.03 |
|
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | 21.03 |
|
27 | Христианская семья. | 1 | 04.04 |
|
28 | Защита Отечества. |
| 11.04 |
|
29 | Христианин в труде | 1 | 18.04 |
|
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 25.04 |
|
31 | Заочная экскурсия в женский монастырь.
| 1 | 16.05 |
|
32 | Контрольный тест | 1 | 23.05 |
|
33 | Серафим Саровский. Духовный подвиг.
| 1 | 30.05 |
|
24