Пояснительная записка
Ранний возраст — период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Отличительная особенность программы:
Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Цель программы:
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Развитие детского творчества.
Развивать творческие способности, фантазию, воображение.
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности.
Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение ( задуманное ребенком или воспитателем), и наклеивать их. Развивать чувство ритма, закреплять знания формы предметов и их цвета. Развивать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розетта и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Формировать навыки аккуратной работы.
Вызывать у детей радость от полученного изображения.
Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывая стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 32 недели (4 занятия в месяц продолжительностью не более 15 минут)
Форма работы:
Коллективная
Индивидуальная
Приемы и методы организации образовательного процесса:
1. Словесные: Объяснение, Диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация.
2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий) проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.
3. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников. Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например, Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
Ожидаемые результаты к концу года
В результате обучения дети научатся различным приемам работы с бумагой, разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмет
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Литература:
1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера, 2007г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. 3 - 4 лет. - М., Мозаика-синтез, 2015г.
3.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. И. А. Лыкова – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009г.
4. Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006г.
Перспективный план занятий кружка «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
во второй младшей группе
ОКТЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Витамины в банке | Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с основными цветами. Беседа о значении витамин. |
2 | Ножницы разговаривают | Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами |
3 | Вот какие у нас листочки. | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
4 | Лоскутное одеяло | Знакомство детей с обрывной техникой в аппликации; учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки; учить детей правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения; поощрять умения детей в аппликации. |
НОЯБРЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Коллективная работа «Подсолнухи выросли» | Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы. Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений с природе |
2 | «Мы милашки, куклы-неваляшки» | Учить наклеивать готовые формы (круглые), пользоваться клеем, салфеткой, создавать образ игрушки. Поддерживать, поощрять умения детей в аппликации |
3 | Декоративная аппликация «Красивая тарелочка» | Продолжать знакомить с предметами круглой формы. Учить выкладывать узор, чередуя по размеру(маленький круг, большой) |
4 | Ёжик | С использованием природного материала. Учить детей использовать осенние листья в аппликации |
ДЕКАБРЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Платок для мамы | Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги треугольной формы; учить составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники; воспитывать отзывчивость и доброту. |
2 | Новогодняя красавица | Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал); учить аккуратно наклеивать детали изображения, вызвать радостное настроение. |
3 | Снеговик | Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков ,с помощью наложения на готовый силуэт снеговика; обращать внимание на аккуратность при обращении с клеем. |
4 | Варежка для Деда Мороза | Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
ЯНВАРЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Праздничная ёлочка | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. |
2 | Зимний пейзаж | Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. |
3 | Красивая салфеточка | Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны — маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. |
ФЕВРАЛЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Облака на небе | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. |
2 | Грибок | Учить детей составлять грибок из готовых форм, аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон. |
3 | Вот какие у нас кораблики! | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность. |
4 | Скворечник | Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. |
МАРТ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Вот какой у нас букет! | Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
2 | Воздушные шарики | Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. |
3 | Домик | Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на листе. Закреплять знание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник). |
4 | Коллективная работа «Заборчик для петушка» | Учить детей приемам наклеивания, намазывания клеем обратной стороны формы, работать на клеенке, прижимать формы к бумаге салфеткой и всей ладошкой. Учить наклеивать полоски бумаги на лист, ориентируясь на образец воспитателя. Закрепить понятия «высокий- низкий», «длинный-короткий». Развивать чувство цвета, творчество, мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятиям. |
АПРЕЛЬ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Весеннее дерево | Закрепить знания детей о весне, ее признаках. учить правильно пользоваться кистью, салфеткой, клеем. Прививать аккуратность в работе, усидчивость, желание доделать работу до конца |
2 | Ракета летит в космос | Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона |
3 | Машины на дороге | Продолжать учить делать коллективную работу. Грамотно располагать дома на улице. Формировать представление о том, что транспорт на дороге движется в определённом направлении. Закреплять понятия: направо, налево. Учить ориентироваться на листе бумаги, обговаривать свои действия |
4 | Самолет | Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов. , учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их |
МАЙ
N п/п | Тема занятия | Программное содержание |
1 | Праздничный салют | Воспитывать у детей уважение к историческим событиям, празднику Великой Победы. Побуждать желание сделать красивую праздничную работу –поздравление с праздником. Техника работы –гофрированная бумага. |
2 | Цветочная поляна | Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая |
3 | Салфетка | Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. |
4 | Мячики | Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах. |