Рабочая программа для 7-9 классов по русскому языку

I.Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные результаты изучения русского языка. 7 класс

Личностные результаты обучения:

  • сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний

Метапредметные знания и умения

  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
  • пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
  • составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.

Сформированные компетентности

Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Старотураево

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан






Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОБУ ООШ

Руководитель МОБУ ООШ с. Старотураево с.Старотураево

_______Миннибаева Р.М. _______Гибаева Г.Г. ______­­­­­­­­___ Каримова А.Т..

Протокол № 1 « _____»_________2019 г. Приказ № 65

от “_____”__________2019г. от “29”августа 2019г.






Рабочая программа

по русскому языку

для 7 класса






Срок реализациии: 1 год






Составитель: учитель русского языка

и литературы

Ахтареева Айгуль Айратовна











2019-2020 учебный год

    1. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»


Личностные результаты изучения русского языка. 7 класс

Личностные результаты обучения:

      • сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний


Метапредметные знания и умения

      • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

      • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;

      • пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;

      • составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.


Сформированные компетентности


Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.


Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.


Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.


Предметные знания и умения.

    • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

    • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной форме

    • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксически разбор;

    • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

    • уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды их анализа;

    • владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)

    • воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости; создавать самостоятельные тексты

    • соблюдать в практике общения литературные нормы языка

    • использовать приобретённые навыки для увеличения словарного запаса, получения знания по другим предметам.

    • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксически разбор;

    • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

    • уметь различать изученные стили речи; определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы; проводить различные виды их анализа;

    • владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое)

    • воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости; создавать самостоятельные тексты

    • соблюдать в практике общения литературные нормы языка

    • использовать приобретённые навыки для увеличения словарного запаса, получения знания по другим предметам.



















2. Содержание программы по русскому языку в 7 классе. (170 часов)


Русский язык как развивающееся явление

Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности (1час)


Повторение изученного в 5-6 классах

  1. Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

  2. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.


Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие

  1. Значение и основные грамматические признаки причастий.

Признаки прилагательного и глагола у причастий.

Роль причастия в предложении. Причастный оборот. Знаки препинания в предложении с причастным оборотом.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий действительных и страдательных причастий. Чередование звуков при образовании страдательных причастий в прошедшем времени.

Правописание суффиксов причастий.

Полные и краткие причастия. Н и НН в суффиксах причастий. Роль полных и кратких причастий в предложении.

Склонение причастий и правописание их падежных окончаний. Не с причастиями. Морфологический разбор причастия.

  1. Описание внешности человека.


Деепричастие

  1. Значение и основные грамматические признаки деепричастий. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Роль деепричастия в предложении.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности употребления деепричастий.

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

  1. Рассказ по картине.


Наречие

  1. Наречие как часть речи: значение, основные грамматические признаки наречия. Синтаксическая функция наречия.

Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Их образование. Образование и правописание наречий с суффиксами -о, -е после шипящих. Буква ь на конце наречий после шипящих. Правописание наречий с приставкой с-, из-, до-, в-, на-, за-. Слитные, дефисные и раздельные написания наречий. Правописание не, ни с наречиями. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

  1. Описание действий как вид текста.


Категория состояния

    1. Категория состояния как часть речи. Отличие категории состояния от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

    2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.


Служебные части речи. Культура речи Предлог

      1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.

      2. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.


Союз

  1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов. Союзы также, тоже, чтобы.

  2. Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.


Частица

  1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.

  2. Рассказ по данному сюжету.


Междометие. Звукоподражательные слова

  1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.


Повторение и систематизация изученного материала в 5-7 классах

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.


7 класс (137 часов в год)



п/п


Тема

Количество часов


Всего

В том числе РР

1

Русский язык как развивающееся явление

1

-

2

Повторение изученного в 5-6 классах

14

2

3

Морфология и орфография. Культура речи

141

24

3.1

Причастие

31

6

3.2

Деепричастие

12

2

3.3

Наречие

34

6

3.4

Категория состояния

6

2

3.5

Предлог

14

2

3.6

Союз

18

2

3.7

Частица

22

4

3.8

Междометие

4

-

4

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

14

2


Итого

137

28


































3. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе 137 часов, 4часа в неделю



п/п

Тема урока

к/ч

Дата

план

Дата факт

примечание

1

Русский язык- один из развитых языков





2

Повторение изученного в 5-6 классах (13+2 Синтаксис .Синтаксический разбор

1




3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1




4

Лексика и фразеология.

1




5

Фонетика и орфография.

1




6

Словообразование и орфография.

1




7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1




8

РР. Текст.

1




9

Диалог

1




10

Виды диалогов

1




11

Стили литературного языка

1




12

Публицистический стиль.

1




13

Р/р Выступление в публицистическом стиле

1




14

Тест на повторение изученного в 5-6 классах

1




15

Контрольный диктант

1





Причастие (26+7)





16

Работа над ошибками

Причастие как часть речи.

1




17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.


1




18-19

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2




20-21

Описание внешности человека.

2




22

Действительные и страдательные причастия.

1




23

Краткие и полные страдательные причастия.

1




24

Действительные причастия настоящего времени.

1




25

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1




26

Действительные причастия прошедшего времени.

1




27

РР Изложение от третьего лица

1




28-29

Страдательные причастия настоящего времени.

2




30

Страдательные причастия прошедшего времени

1




31

Контрольный диктант

1




32

Гласная Е перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1




33

Одна и две буквы н в суффиксах причастий прошедшего времен.

1




34

Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1




35

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий

1




36

Одна и две буквы н в суффиксах в кратких отглагольных прилагательных.

1




37

РР Подготовка к написанию выборочного изложения с описанием внешности чел.

1




38

РР Написание выборочного изложения с описанием внешности человека

1




39

Морфологический разбор причастия.

1




40

Слитное написание НЕ с причастиями

1




41

Раздельное написание НЕ с причастиями

1




42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прош. времени.

1




43

РР Подготовка к написанию сочинения с описанием внешности человека

1




44

Написание сочинения с описанием внешности человека

1




45

Повторение грамматических признаков причастия.

1




46

Тест по теме « Причастие»

1




47

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1




48

Анализ контрольного диктанта- работа над ошибками.

1





Деепричастие (9+3)





49

Деепричастие как часть речи.

1




50

Деепричастный оборот.

1




51

Запятые при деепричастном обороте.

1




52

Раздельное написание Не с деепричастиями.

1




53

Деепричастия несовершенного вида

1




54-55

Деепричастия совершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

1

1




56

РР Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

1




57

РР Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь»

1




58

Работа над ошибками .Повторение

1




59

Тест по теме Деепричастие»

1




60

Контрольный диктант

1




61

Работа над ошибками Повторение

1





Наречие (23+8)





62

Наречие как часть речи. Морфологические признаки.

1




63

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль.

1




64

Разряды наречий Наречия образа действия, места и времени

1




65

Наречия причины, цели, меры.

1




66

Указательные, неопределенные, вопросительные, отрицательные наречия.

1




67

РР Сочинение по картине И.Попова «Первый снег»

1




68

Степени сравнения наречий. Сравнительная степень.

1




69

Степени сравнения наречий. Превосходная степень.

1




70

Морфологический разбор наречий

1




71

Написание сжатого изложения

1




72

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и –е.

1




73

Слитное и раздельное написание не с наречиями на и –е.

1




74

Буквы Е и И в приставках не- и ни- в отрицательных наречий.

1




75

Одна и две буквы Н в наречиях на и -е.

1




76

РР Подготовка к написанию сочинения Описание действий

1




77

РР Написание сочинения с описанием действий.

1




78

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1




79

Суффиксы и на конце наречий.

1




80

РР Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

1




81

Дефис между частями слова в наречиях с приставками.

1




82

Дефис между частями слова в наречиях с суффиксами.

1




83

Дефис между частями слова в наречиях при повторе слов.

1




84

Слитные и раздельные написания наречий, образованных от сущ-ных.

1




85

Слитные и раздельные написания наречий, образованных от количественных числительных.

1




86

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1




87

Контрольный диктант

1




88

Работа над ошибками

1




89

Повторение орфограмм по теме

« Наречие»

1




90

Выполнение теста по теме « Наречие»

1




91

Работа над ошибками.

1




92

Учебно-научная речь. Отзыв.Доклад

1




93

Р/р Написание доклада

1





Категория состояния (4+2)





94

Категория состояния как часть речи.

1




95

Общее и различное категории состояния с наречием.

1




96

Морфологический разбор категории состояния.

1




97

Повторение.

1




98

Контрольный диктант

1




99

Работа над ошибками

1





Служебные части речи ( 33 ч)





100

Самостоятельные и служебные части речи

1





Предлог (8+2)





101

Предлог как часть речи.

1




102

Употребление предлогов

1




103

Употребление предлогов

1




104

Непроизводные предлоги.

1




105

Производные предлоги.

1




106

Простые и составные предлоги.

1




107

Морфологический разбор предлога.

1




108

РР Репортаж по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1




109

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1




110

Контрольный тест по теме « Предлог»

1





Союз (9+2)





111

Союз как часть речи.

1




112

Простые и составные союзы.

1




113

Написание изложения« Мещерский край

1




114

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1




115

Сочинительные союзы.

1




116

Подчинительные союзы

1




117

Морфологический разбор союза.

1




118

РР Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик»

1




119

Слитное написание союзов также

тоже, чтобы

1




120

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1




121

Контрольный тест по теме «Союз»

1





Частица (9+2)





122

Частица как часть речи.

1




123

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1




124

Смыслоразличительные частицы. Вопросительные, восклицательные, указательные частицы.

1




125

Частицы сомнения, уточнения, выделения.

1




126

Раздельное и дефисное написание частиц.

1




127

Р/р Сочинение по данному началу

1




128

Морфологический разбор частиц.

1




129

Отрицательные частицы НЕ и НИ

1




130

Различение частицы не и приставки не.

1




131

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

1




132

Контрольный диктант

1





Междометие (1 час)





133

Работа над ошибками Междометие как часть речи

1





Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (3 ч )





134

Разделы науки о языке.

1




135

Морфология. Орфография

1




136-137

Синтаксис. Пунктуация.

Итоговый урок

1

1















































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Старотураево

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан






Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОБУ ООШ

Руководитель МОБУ ООШ с. Старотураево с.Старотураево

_______Миннибаева Р.М. _______Гибаева Г.Г. ______­­­­­­­­___ Каримова А.Т..

Протокол № 1 « _____»_________2019 г. Приказ № 65

от “_____”__________2019г. от “29”августа 2019г.






Рабочая программа

по русскому языку

для 8 класса






Срок реализациии: 1 год






Составитель: учитель русского языка

и литературы

Ахтареева Айгуль Айратовна










    1. учебный год

  1. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

8 класс

Личностные результаты обучения

    • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

    • готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

    • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Метапредметные знания и умения

    • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

    • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;

    • пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;

    • составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.

Сформированные компетентности:


Культуроведческая:

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.


Коммуникативная:

Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.


Языковедческая:

Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.


Предметные знания и умения:

      • знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

      • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор предложений;

      • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

      • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

      • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

      • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.









































  1. Содержание программы по русскому языку в 8 классе. (105 часов)


Общие сведения о языке

Русский язык – национальный язык русского народа. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Отражение в языке культуры и истории народа.


Повторение изученного в 5-7 классах

Лексика и фразеология. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в приставке и суффиксах.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Словосочетание

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по способу связи слов. Типы связи слов в словосочетании. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова.


Простое предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении.

Простое двусоставное предложение Главные члены предложения

Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Особенности связи подлежащего и сказуемого.


Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения. Определение (согласованное и несогласованное). Способы выражения. Приложение как разновидность определения. Дополнение (прямое и косвенное). Способы выражения дополнения. Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.


Простое односоставное предложение

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно- личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. я. Вопрос об обобщенно личных предложения. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.


Неполные предложения

Полные и неполные предложения.


Простое осложнённое предложение Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.


Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Отсутствие или наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. Их смысловая и интонационная особенности. Синтаксический и пунктуационные разборы предложения с обособленными членами предложения.


Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение

Обращение, его функции и способы выражения. Знаки препинания при обращении. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.


Вводные и вставные конструкции

Вводные, вставные слова и конструкции. Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций.


Чужая речь

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой реи. Прямая речь. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.

Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.


Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Повторение: лексика и фразеология. Повторение: синтаксис. Повторение.

Предложение. Структурные типы простых предложений.


8 класс (103 часа в год)



п/п


Тема

Количество часов


Всего

В том

числе РР

1

Русский язык в современном мире

1

-

2

Повторение изученного в 5-7 классах

7

2

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

8

1

4

Простое предложение

3

1

5

Двусоставные предложения.

16

4

5.1

Главные члены предложения

8

2

5.2

Второстепенные члены предложения

8

2

6

Односоставные предложения

11

2

7

Простое осложнённое предложение

34

4

7.1

Однородные члены предложения

14

2

7.2

Обособленные члены предложения

20

2

8

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

10

2

8.1

Обращение

4

-

8.2

Вводные и вставные конструкции

6

2

9

Чужая речь

6

1

10

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

7

1


Итого

103

18






































  1. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе 103 часа, 3 часа в неделю


п/п

Тема урока

к/ч

Дата план

Дата факт

Примечание

1

Русский язык в современном мире


1




2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1




3

Знаки препинания в сложных предложениях.

1




4

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1




5

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

1




6

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26

1




7

Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи

1




8

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»

1




9

Основные единицы синтаксиса

Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса

1




10

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1




11

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1




12

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

1




13

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1




14

Порядок слов в предложении. Интонация.

1




15

Р/Р Описание памятника культуры

1




16

Главные члены предложения. Подлежащее.

1




17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1




18

Составное глагольное сказуемое.

1




19

Составное именное сказуемое.

1




20

Тире между подлежащим и сказуемым

1




21

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения».

1




22


Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа».

1




23-24

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

2




25

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

1




26

Приложение. Знаки препинания при нём.

1




27

Обстоятельство.

1




28

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1




29

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1




30

Р/Р «Характеристика человека»

1





31

Повторение

1




32

Главный член односоставного предложения.

1




33

Определённо-личные предложения.

1




34

Неопределённо-личные предложения.

1




35

Р/Р Инструкция

1




36

Безличные предложения.

1




37

Р/Р Рассуждение

1




38

Назывные предложения.

1




39

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

1




40

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1




41

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

1




42

Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»

1




43

Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1




44

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

1




45

Однородные и неоднородные определения.

1




46

Однородные и неоднородные определения.

1




47

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263)

1




48-49

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


2




50

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.


1




51

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1




52

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1




53

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

1




54

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

1




55

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1




56

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» .

1




57

Р/Контрольное сочинение-отзыв№2 по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281).

1




58

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

1




59

Употребление обращений

1




60

Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма

1




61

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1




62

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

1




63

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1




64

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

1




65

Р/Р Контрольное сжатое изложение №1

1




66

Вставные слова, словосочетания и предложения

1




67

Междометия в предложении

1




68

Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

1




69

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1




70

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

1




71

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1




72

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

1




73

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1




74

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

1




75

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1




76

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1




77

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1




78

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1




79

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

1




80

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1




81

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

1




82

Обособление дополнений с предлогами

1




83

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1




84

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1




85

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1




86

Р/Р Контрольное сжатое изложение№2

1




87-88

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

2




89

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

1




90

Р/Р Диалог.

1




91

Р/Р Рассказ.

1




92

Цитата и знаки препинания при ней.

1




93

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

1




94

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

1




95

Синтаксис и морфология

1




96

Синтаксис и пунктуация

1




97

Синтаксис и культура речи

1




98

Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442)

1




99-100

Синтаксис и орфография

2




101

Итоговый контрольный диктант№6


1




102-103

Итоговый контрольный тест за курс 8 класса

1







Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Старотураево

муниципального района Ермекеевский район

Республики Башкортостан






Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОБУ ООШ

Руководитель МОБУ ООШ с. Старотураево с.Старотураево

_______Миннибаева Р.М. _______Гибаева Г.Г. ______­­­­­­­­___ Каримова А.Т.

Протокол № 1 « _____»_________2019 г. Приказ № 65

от “_____”_________2019г. от “29”августа 2019г.






Рабочая программа

по русскому языку

для 9 класса






Срок реализациии: 1 год






Составитель: учитель русского языка

и литературы

Ахтареева Айгуль Айратовна









    1. учебный год

Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

9 класс.


Личностные результаты обучения:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


  1. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

    • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

    • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

    • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

    • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

      • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

      • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

      • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

      • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

      • соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

      • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

      • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

      • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

      • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

      • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

    • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

    • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;

    • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематике, правильно их употреблять;

    • составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней, отвечать на вопросы по теме, защищать развиваемые в ней положения


Предметные результаты обучения

    • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

    • владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

    • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

    • определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.

    • строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рас- суждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

    • писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования). Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушение логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.


Сформированные компетентности.

Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.










































  1. Содержание программы по русскому языку в 9 классе. (105 часов)

Международное значение русского языка Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.


Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение. Культура речи Сложносочиненные предложения

  1. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

  1. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

  2. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.


Сложноподчиненные предложения

Основные типы сложноподчинённых предложений

    1. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. роль.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая

    1. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с

обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

    1. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).


Бессоюзные сложные предложения

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая

роль.

  1. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между

частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

  1. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Сложные предложения с различными видами связи

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами

связи.

  1. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Содержание

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику). Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.






п/п


Тема

Количество часов


Всего

В том числе

РР

1

Международное значение русского языка

1

-

2

Повторение изученного в 5-8 классах

13

2

3

Сложное предложение. Культура речи

12

2

4

Сложносочинённое предложение

7

2

5

Сложноподчинённые предложения

5

2

6

Основные группы сложноподчинённых предложений

30

2

7

Бессоюзное сложное предложение

12

2

8

Сложные предложения с различными видами связи

12

2

9

Повторение и систематизация .

9

2


Итого

101

16





































  1. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе


п/п

Тема урока

к/ч

Дата план

Дата факт

примечание

1

Язык и речь. Типы речи. Стили речи.


1




2

Крылатые слова. Терминология

1




3

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение

1




4

5

Сложное предложение


2




6-7

Аудиоизложение

2




8-9

Сложносочиненное предложение ( 7+5 ч)

ССП с соединительными союзами

2




10-11

ССП с противительными союзами


2




12

13

Р/р Сочинение к ОГЭ

ССП с разделительными союзами

1

1




14-15

Синтаксический разбор ССП

2




16-17

Подготовка к ОГЭ ( тестовая часть)

2




18-19

Аудиоизложение

2




20-21

Сложноподчиненное предложение-19+15


2




22

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части

1




23

Контрольный диктант


1




24

Работа над ошибками


1




25

26

СПП с придаточной изъяснительной

СПП с придаточной определительной

1

1




27

28

СПП с придаточной места

СПП с придаточной времени


1

1




29-30

Аудиоизложение

2




31

Р/р Сочинение к ОГЭ


1




32

СПП с придаточной образа , меры и степени действия

1




33

Подготовка к ОГЭ(тестовая часть)


1




34

Работа над ошибками


1




35-36

СПП с придаточной сравнения

2




37

38

Аудиоизложение

Аудиоизложение

1

1




39-40

СПП с придаточной частью причины и цели

2




41-42

СПП с придаточной частью условия

2




43-44

СПП с придаточной частью уступки.

СПП с придаточной частью следствия

2




45-46

К/Р в форме ОГЭ(тестовая часть)

К/Р в форме ОГЭ (сочинение)

2




47

Контрольный диктант

1




48

Работа над ошибками

1




49-50

СПП с несколькими придаточными

2




51-52

Аудиоизложение

2




53

Подготовка к ОГЭ (тестовая часть)

1




54

Р/Р Подготовка к ОГЭ ( сочинение)


1




55-56

Бессоюзное сложное предложение(6+2 ч)

Запятая и точка с запятой в БСП

1

1




57-58

Двоеточие при БСП


2




59-60

Тире при БСП

2




61-62

Аудиоизложение

2




63-64

Сложные предложения с разными видами связи


2




65

Р/р Сочинение к ОГЭ

1




66

67

Прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

1

1




68

69

Косвенная речь

Замена прямой речи косвенной

1

1




70

71

Контрольный диктант

Работа над ошибками

1

1




72

73

Диалог. Цитата.

Употребление цитаты в тексте

1

1




74

75

76

К/Р Пробный ОГЭ ( изложение)

К/Р Пробный ОГЭ (тестирование)

К/Р Пробный ОГЭ (сочинение)

1

1

1




77

Работа над ошибками


1




78

Повторение и систематизация изученного (5 ч) Словосочетание


1




79

Простое предложение. Предложения с обращениями и вводными словами


1




80

Предложения с обособленными членами


1




81

Сложное предложение. Виды ССП.


1




82

Типы сложноподчиненных предложений


1




83-84

Аудиоизложение

2




85-86

Подготовка к ОГЭ ( тестовая часть)


2




87

Р/р Сочинение к ОГЭ


1




88-89

Аудиоизложение

2




90-91

Подготовка к ОГЭ (тестовая часть)

2




92-93

Р/р Сочинение к ОГЭ

2




94-95

Аудиоизложение

2




96

Подготовка к ОГЭ (тестовая часть)

1




97

К/Р Пробный ОГЭ (изложение)

1




98

К/Р Пробный ОГЭ (тестовая часть)

1




99

К/Р Пробный ОГЭ (сочинение)

1




100-101

Работа над ошибками. Итоговый урок

2



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее