РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «родной (русский) язык»
для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)
(надомное обучение)
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г, с изменениями)
с Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11, 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576);
примерной программой по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/19 от 04.03.2019);
Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;
Учебного плана МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;
Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;
примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол №1/19 от 04.03.2019).
Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка, рассчитана на 0,5 час в неделю
Предметная область «Родной (русский) язык» реализуется через региональный компонент.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (проект, наблюдение, анализ и т.п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Общая характеристика учебного курса
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении родному (русскому) языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся научатся:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
понимать традиционные русские сказочные образы, понимать значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
понимать значения устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
осознавать язык как развивающегося явления, связанного с историей народа;
осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка.
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознавать смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдать основных лексических норм современного русского литературного языка:
выбирать из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимических замен с учётом особенностей текста;
выявлять и исправление речевых ошибок в устной речи;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соблюдать основных грамматических норм современного русского литературного языка:
употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствовать умения пользоваться словарями:
использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использовать учебные орфоэпические словари для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
использовать учебные словари для уточнения состава слова;
использовать учебные этимологические словари для уточнения происхождения слова;
использовать орфографические словари для определения нормативного написания слов.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма),
соблюдение норм речевого этикета
Обучающиеся получат возможность научиться:
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
чтению и смысловому анализу фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;
умению анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
умению соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
умению информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
умению строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
создавать тексты -повествования (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
создавать тексты как результат собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдать основные нормы русского речевого этикета:
соблюдать принципы этикетного общения, которые лежат в основе русского речевого этикета;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Планируемые результаты
формирования универсальных учебных действий средствами предмета
«Родной (русский) язык»
Личностные качества: положительная мотивация к урокам «Родной (русский) язык»; основы смыслообразования и самоопределения; гражданская идентичность; развитие дружеского отношения к другим детям; базовые эстетические чувства; рефлексия; эмоционально-личностная децентрация; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; прогнозировать; использовать определенные учителем ориентиры действия; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль и элементарный контроль.
Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять план; ориентироваться в одной книге и в группе книг, в Интернете; выполнять действия анализа; обосновывать свои утверждения; обобщать; классифицировать.
Коммуникативные УУД: уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; планировать учебное сотрудничество; согласовывать действия с партнером; пересказывать прочитанное; создавать текст по образцу, по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (5 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты ивы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Резерв учебного времени – 1 ч.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Из них количество проверочных работ | |||
|
| Контрольный/проверочный диктант | Проверочная работа | Развитие речи | Проекты |
Русский язык: прошлое и настоящее | 5 |
|
|
| 2
|
Язык в действии | 5 |
|
|
|
|
Секреты речи и текста | 6 |
|
| 2 |
|
Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
| 2 | 2 |
Итого |
Календарно-тематический поурочный план
№ п/п | Тема | Дата проведения |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 часов) | ||
1 | Слова, называющие народные русские игры, забавы, игрушки (городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька) |
|
2 | Слова, называющие предметы традиционного русского быта |
|
3 | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда |
|
4,5 | Проектное задание: «Почему это так называется?» |
|
Раздел 2. Язык в действии (5 часов) | ||
6 | Учимся правильно произносить слова |
|
7 | Наблюдаем за ударением |
|
8 | Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
|
9 | Как сочетаются слова |
|
10 | Учимся писать правильно |
|
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов) | ||
11 | Учимся общаться |
|
12 | Особенности русского речевого этикета |
|
13 | Спрашиваете? – Отвечаем! |
|
14 | Как связываются предложения? |
|
15,16 | Создаём тексты |
|
17 | Резерв учебного времени |
|