РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
для учащихся 1-4 классов
(УМК «Школа России»)
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО)
Срок освоения программы – 4 года (35 часов)
Составитель программы: Балабанова А.Ю., учитель начальных классов
|
Надым
2021
Планируемые результаты освоения программы
1 класс
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе обеспечивает достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
2 класс
В конце второго года изучения курса родного языка (русского) в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять в нём главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
3 класс
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
4 класс
В конце четвертого годов изучения курса родного языка (русского) в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными
отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Содержание учебного предмета
1 класс (8ч.)
Секреты речи и текста 3 ч. (обучение грамоте)
Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем.
Язык в действии 2 часа
Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками. Где поставить ударение. Как сочетаются слова.
Русский язык: прошлое и настоящее 2 часа
Как писали в старину. Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину.
Секреты речи и текста 1 ч. (русский язык)
Сравниваем тексты
2 класс (9 ч.)
Русский язык: прошлое и настоящее 3 часа
По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит.
Язык в действии 3 часа
Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?
Секреты речи и текста 3 часа
Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
3 класс (9 ч.)
Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч
Где путь прямой, там не езди по кривой
Кто друг прямой, тот брат родной
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Сошлись два друга – мороз да вьюга
Ветер без крыльев летает
Какой лес без чудес
Дело мастера боится
Заиграйте, мои гусли…
Что ни город, то норов.
У земли ясно солнце, у человека – слово
Язык в действии 3ч
Для чего нужны суффиксы?
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Секреты речи и текста 2ч
Создаём тексты-рассуждения
Учимся редактировать тексты
Создаём тексты-повествования.
4 класс (9 ч.)
Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Вся семья вместе, так и душа на месте
Красна сказка складом, а песня – ладом
Красное словцо не ложь
Язык языку весть подаёт
Язык в действии 3 ч
Трудно ли образовывать формы глагола?
Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Как и когда появились знаки препинания?
Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»
Секреты речи и текста 3 ч
Задаём вопросы в диалоге
Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста
Учимся составлять план текста
Учимся пересказывать текст
Учимся оценивать и редактировать тексты
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема (раздел) | Количество часов | Из них: | Основные направления воспитательной деятельности | |||
Проект | | ||||||
1 класс | |||||||
1. | Секреты речи и текста | 3 | 1 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | |||
2. | Язык в действии | 2 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
3. | Русский язык: прошлое и настоящее | 2 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
4. | Секреты речи и текста. | 1 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
Итого: | 8 | | | ||||
2 класс | |||||||
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 | 1 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | |||
2. | Язык в действии | 3 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
3. | Секреты речи и текста. | 3 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
Итого: | 9 | | | ||||
3 класс | |||||||
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 4 | 1 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | |||
2. | Язык в действии | 3 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
3. | Секреты речи и текста. | 2 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
Итого: | 9 | | | ||||
4 класс | |||||||
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 3 | 1 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | |||
2. | Язык в действии | 3 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
3. | Секреты речи и текста . | 3 | Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ | ||||
Итого: | 9 | | |
Приложение к рабочей программе по учебному предмету
«Родной язык (русский)»
1-4 классы
Календарно-тематический план
1 класс
№ п/п | № урока в разделе | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока (учебного занятия)
| Цифровая образовательная платформа | Основные направления воспитательной деятельности | |
Секреты речи и текста 3 ч. |
|
| |||||
1 | 1 |
|
| Как люди общаются друг с другом Вежливые слова |
| Нравственное воспитание | |
2 | 2 |
|
| Как люди приветствуют друг друга Зачем людям имена | Инфоурок | Гражданско-патриотическое воспитание | |
3 | 3 |
|
| Спрашиваем и отвечаем |
| Воспитание ЗОЖ | |
Язык в действии 2 ч. |
|
| |||||
4 | 1 |
|
| Выделяем голосом важные слова Как можно играть звуками |
| Экологическое воспитание | |
5 | 2 |
|
| Где поставить ударение Как сочетаются слова | Инфоурок | Нравственное воспитание | |
Русский язык: прошлое и настоящее 2 ч. |
|
| |||||
6 | 1 |
|
| Как писали в старину Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок» |
| Нравственное воспитание | |
7 | 2 |
|
| Дом в старину: что как называлось Во что одевались в старину | Инфоурок | Гражданско-патриотическое воспитание | |
Секреты речи и текста 1 ч |
|
| |||||
8 | 1 |
|
| Сравниваем тексты. Итоговый проект |
| Воспитание ЗОЖ |
2 класс
№ п/п | № урока в разделе | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока (учебного занятия)
| Цифровая образовательная платформа | Основные направления воспитательной деятельности |
Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч |
|
| ||||
1 | 1 |
|
| По одёжке встречают Ржаной хлебушко калачу дедушка |
| Нравственное воспитание |
2 | 2 |
|
| Каша – кормилица наша | Инфоурок | Воспитание ЗОЖ |
3 | 3 |
|
| Любишь кататься, люби и саночки возить Делу время, потехе час | Инфоурок | Экологическое воспитание |
Язык в действии 3ч |
|
| ||||
4 | 1 |
|
| Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? |
| Воспитание ЗОЖ |
5 | 2 |
|
| Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | Инфоурок | Нравственное воспитание |
6 | 3 |
|
| Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением |
| Гражданско-патриотическое воспитание |
Секреты речи и текста 3ч |
|
| ||||
7 | 1 |
|
| Учимся вести диалог Составляем развёрнутое толкование значения слова |
| Нравственное воспитание |
8 | 2 |
|
| Устанавливаем связь предложений в тексте |
| Экологическое воспитание |
9 | 3 |
|
| Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. Итоговый проект |
| Гражданско-патриотическое воспитание |
3 класс
№ п/п | № урока в разделе | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока (учебного занятия)
| Цифровая образовательная платформа | Основные направления воспитательной деятельности |
Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч |
|
| ||||
1 | 1 |
|
| Где путь прямой, там не езди по кривой Кто друг прямой, тот брат родной |
| Экологическое воспитание |
2 | 2 |
|
| Дождик вымочит, а красно солнышко высушит Сошлись два друга – мороз да вьюга |
| Воспитание ЗОЖ |
3 | 3 |
|
| Ветер без крыльев летает Какой лес без чудес | Инфоурок | Нравственное воспитание |
4 | 4 |
|
| Дело мастера боится Заиграйте, мои гусли… У земли ясно солнце, у человека – слово | Инфоурок | Трудовое воспитание |
Язык в действии 3 ч |
|
| ||||
5 | 1 |
|
| Для чего нужны суффиксы? Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? |
| Экологическое воспитание |
6 | 2 |
|
| Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? Как изменяются имена существительные во множественном числе? |
| Воспитание ЗОЖ |
7 | 3 |
|
| Зачем в русском языке такие разные предлоги? | Инфоурок | Нравственное воспитание |
Секреты речи и текста 2ч |
|
| ||||
8 | 1 |
|
| Создаём тексты-рассуждения |
| Гражданско-патриотическое воспитание |
9 | 2 |
|
| Учимся редактировать тексты Создаём тексты-повествования. Итоговый проект |
| Нравственное воспитание |
4 класс
№ п/п | № урока в разделе | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока (учебного занятия)
| Цифровая образовательная платформа | Основные направления воспитательной деятельности |
Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч |
|
| ||||
1 | 1 |
|
| Не стыдно не знать, стыдно не учиться Вся семья вместе, так и душа на месте | Инфоурок | Нравственное воспитание |
2 | 2 |
|
| Красна сказка складом, а песня – ладом Красное словцо не ложь |
| Экологическое воспитание |
3 | 3 |
|
| Язык языку весть подаёт | Инфоурок | Гражданско-патриотическое воспитание |
Язык в действии 3 ч |
|
| ||||
4 | 1 |
|
| Трудно ли образовывать формы глагола? |
| Нравственное воспитание |
5 | 2 |
|
| Можно ли об одном и том же сказать по-разному? |
| Трудовое воспитание |
6 | 3 |
|
| Как и когда появились знаки препинания? | Инфоурок | Экологическое воспитание |
Секреты речи и текста 3 ч |
|
| ||||
7 | 1 |
|
| Задаём вопросы в диалоге Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста |
| Нравственное воспитание |
8 | 2 |
|
| Учимся составлять план текста Учимся пересказывать текст |
| Гражданско-патриотическое воспитание |
9 | 3 |
|
| Учимся оценивать и редактировать тексты. Итоговый проект |
| Гражданско-патриотическое воспитание |