«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)" для учащихся 1-4 классов УМК "Школа России"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

для учащихся 1-4 классов

(УМК «Школа России»)


Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (ФГОС НОО)


Срок освоения программы – 4 года (35 часов)







Составитель программы: Балабанова А.Ю., учитель начальных классов








Надым

2021

Планируемые результаты освоения программы

1 класс

Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе обеспечивает достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.

2 класс

В конце второго года изучения курса родного языка (русского) в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять в нём главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;

устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

3 класс

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

4 класс

В конце четвертого годов изучения курса родного языка (русского) в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными
отношениями);

распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

  • ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

составлять план текста, не разделённого на абзацы;

пересказывать текст с изменением лица;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.


Содержание учебного предмета

1 класс (8ч.)

Секреты речи и текста 3 ч. (обучение грамоте)

Как люди общаются друг с другом. Вежливые слова. Как люди приветствуют друг друга. Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем.

Язык в действии 2 часа

Выделяем голосом важные слова. Как можно играть звуками. Где поставить ударение. Как сочетаются слова.

Русский язык: прошлое и настоящее 2 часа

Как писали в старину. Дом в старину: что как называлось. Во что одевались в старину.

Секреты речи и текста 1 ч. (русский язык)

Сравниваем тексты


2 класс (9 ч.)

Русский язык: прошлое и настоящее 3 часа

По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка. Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Каша – кормилица наша. Любишь кататься, люби и саночки возить. Делу время, потехе час. В решете воду не удержишь. Самовар кипит, уходить не велит.

Язык в действии 3 часа

Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы? Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова? Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?



Секреты речи и текста 3 часа

Учимся вести диалог. Составляем развёрнутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тексте. Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.


3 класс (9 ч.)

Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч

Где путь прямой, там не езди по кривой

Кто друг прямой, тот брат родной

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Сошлись два друга – мороз да вьюга

Ветер без крыльев летает

Какой лес без чудес

Дело мастера боится

Заиграйте, мои гусли…

Что ни город, то норов.

У земли ясно солнце, у человека – слово

Язык в действии 3ч

Для чего нужны суффиксы?

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Секреты речи и текста 2ч

Создаём тексты-рассуждения

Учимся редактировать тексты

Создаём тексты-повествования.


4 класс (9 ч.)

Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Вся семья вместе, так и душа на месте

Красна сказка складом, а песня – ладом

Красное словцо не ложь

Язык языку весть подаёт

Язык в действии 3 ч

Трудно ли образовывать формы глагола?

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Как и когда появились знаки препинания?

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Секреты речи и текста 3 ч

Задаём вопросы в диалоге

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

Учимся составлять план текста

Учимся пересказывать текст

Учимся оценивать и редактировать тексты





Учебно-тематическое планирование


Тема (раздел)

Количество часов

Из них:

Основные направления воспитательной деятельности

Проект


1 класс

1.

Секреты речи и текста

3

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Язык в действии

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Русский язык: прошлое и настоящее

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

4.

Секреты речи и текста.

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

8



2 класс

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

3

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Язык в действии

3

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Секреты речи и текста.

3

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

9



3 класс

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

4

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Язык в действии

3

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Секреты речи и текста.

2

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

9



4 класс

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

3

1

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

2.

Язык в действии

3

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

3.

Секреты речи и текста .

3

Нравственное, экологическое, трудовое, гражданско – патриотическое, воспитание ЗОЖ

Итого:

9
















































Приложение к рабочей программе по учебному предмету

«Родной язык (русский)»

1-4 классы

Календарно-тематический план

1 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа



Основные направления воспитательной деятельности

Секреты речи и текста 3 ч.



1

1



Как люди общаются друг с другом

Вежливые слова


Нравственное воспитание

2

2



Как люди приветствуют друг друга

Зачем людям имена

Инфоурок

Гражданско-патриотическое воспитание

3

3



Спрашиваем и отвечаем


Воспитание ЗОЖ

Язык в действии 2 ч.



4

1



Выделяем голосом важные слова

Как можно играть звуками


Экологическое воспитание

5

2



Где поставить ударение

Как сочетаются слова

Инфоурок

Нравственное воспитание

Русский язык: прошлое и настоящее 2 ч.



6

1



Как писали в старину

Практическая работа «Оформление предложенных красных срок и заставок»


Нравственное воспитание

7

2



Дом в старину: что как называлось

Во что одевались в старину

Инфоурок

Гражданско-патриотическое воспитание

Секреты речи и текста 1 ч



8

1



Сравниваем тексты. Итоговый проект


Воспитание ЗОЖ












2 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа




Основные направления воспитательной деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч



1

1



По одёжке встречают

Ржаной хлебушко калачу дедушка


Нравственное воспитание

2

2



Каша – кормилица наша

Инфоурок

Воспитание ЗОЖ

3

3



Любишь кататься, люби и саночки возить

Делу время, потехе час

Инфоурок

Экологическое воспитание

Язык в действии 3ч



4

1



Помогает ли ударение различать слова?

Для чего нужны синонимы?

Для чего нужны антонимы?

Как появились пословицы и фразеологизмы?


Воспитание ЗОЖ

5

2



Как можно объяснить значение слова?

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Инфоурок

Нравственное воспитание

6

3



Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением


Гражданско-патриотическое воспитание

Секреты речи и текста 3ч



7

1



Учимся вести диалог

Составляем развёрнутое толкование значения слова


Нравственное воспитание

8

2



Устанавливаем связь предложений в тексте


Экологическое воспитание

9

3



Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. Итоговый проект


Гражданско-патриотическое воспитание

3 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)




Цифровая образовательная платформа



Основные направления воспитательной деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч



1

1



Где путь прямой, там не езди по кривой

Кто друг прямой, тот брат родной


Экологическое воспитание

2

2



Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

Сошлись два друга – мороз да вьюга


Воспитание ЗОЖ

3

3



Ветер без крыльев летает

Какой лес без чудес

Инфоурок

Нравственное воспитание

4

4



Дело мастера боится

Заиграйте, мои гусли…

У земли ясно солнце, у человека – слово

Инфоурок

Трудовое воспитание

Язык в действии 3 ч



5

1



Для чего нужны суффиксы?

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?


Экологическое воспитание

6

2



Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

Как изменяются имена существительные во множественном числе?


Воспитание ЗОЖ

7

3



Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Инфоурок

Нравственное воспитание

Секреты речи и текста 2ч



8

1



Создаём тексты-рассуждения


Гражданско-патриотическое воспитание

9

2



Учимся редактировать тексты

Создаём тексты-повествования. Итоговый проект


Нравственное воспитание



4 класс


п/п

урока в разделе

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока (учебного занятия)



Цифровая образовательная платформа


Основные направления воспитательной деятельности

Русский язык: прошлое и настоящее 3 ч



1

1



Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Вся семья вместе, так и душа на месте

Инфоурок

Нравственное воспитание

2

2



Красна сказка складом, а песня – ладом

Красное словцо не ложь


Экологическое воспитание

3

3



Язык языку весть подаёт

Инфоурок

Гражданско-патриотическое воспитание

Язык в действии 3 ч



4

1



Трудно ли образовывать формы глагола?


Нравственное воспитание

5

2



Можно ли об одном и том же сказать по-разному?


Трудовое воспитание

6

3



Как и когда появились знаки препинания?

Инфоурок

Экологическое воспитание

Секреты речи и текста 3 ч



7

1



Задаём вопросы в диалоге

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста


Нравственное воспитание

8

2



Учимся составлять план текста

Учимся пересказывать текст


Гражданско-патриотическое воспитание

9

3



Учимся оценивать и редактировать тексты. Итоговый проект


Гражданско-патриотическое воспитание








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее