Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для общеобразовательных 8 классов МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары. Данный предмет входит в образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год. Общее количество часов в год 35 (35 учебных недель, 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
◼ освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
◼ сформированности социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
◼ эмоционально отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
◼ наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
◼ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
◼ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
◼ сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
10
◼ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
◼ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
◼ оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
◼ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
◼ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
◼ составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
◼ характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
◼ характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
◼ объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
◼ характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
◼ раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
◼ выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
◼ раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
◼ классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
◼ анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
◼ различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
◼ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
◼ проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
◼ организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
◼ проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
◼ ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
◼ оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Содержание учебного предмета.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (7 часов)
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.
Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные
Современный транспорт и безопасность (9 часов)
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.
Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта
Безопасный туризм (16 часов)
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.
Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.
Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плав средств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода
Промежуточная аттестация (1 час)
Практическое занятие - вязание туристических узлов (1 час)
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Тематическое планирование 8 «А»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
| Лес-это серьёзно | 1 |
|
| Лес-это серьёзно | 1 |
|
| Лес-это серьёзно | 1 |
|
| Водоём зимой и летом | 1 |
|
| Водоём зимой и летом | 1 |
|
| Водоём зимой и летом | 1 |
|
| Водоём зимой и летом | 1 |
|
| Современный транспорт и безопасность | 1 |
|
| Современный транспорт и безопасность | 1 |
|
| Современный транспорт и безопасность | 1 |
|
| Современный транспорт и безопасность | 1 |
|
| Опасные ситуации в метро | 1 |
|
| Авиакатастрофы | 1 |
|
| Авиакатастрофы | 1 |
|
| Железнодорожные катастрофы | 1 |
|
| Железнодорожные катастрофы | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в туристических походах. Туризм – это отдых связанный с преодоление трудностей. | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в туристических походах. Туризм – это отдых связанный с преодоление трудностей. | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в туристических походах. Туризм – это отдых связанный с преодоление трудностей. | 1 |
|
| Движение по туристическому маршруту | 1 |
|
| Движение по туристическому маршруту | 1 |
|
| Движение по туристическому маршруту | 1 |
|
| Преодоление естественных препятствий | 1 |
|
| Преодоление естественных препятствий | 1 |
|
| Обеспечение безопасности при выборе места бивуака | 1 |
|
| Если турист отстал от группы | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | 1 |
|
| Узлы в туристическом походе | 1 |
|
| Промежуточная аттестация | 1 | Приложение № 1 |
| Узлы в туристическом походе | 1 |
|
| Практическое занятие - вязание туристических узлов | 1 |
|
| Практическое занятие - вязание туристических узлов | 1 |
|
| Повторение пройденного материала | 1 |
|