ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике 1 класса разработана на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрационный номер 17785);
Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707);
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; основной образовательной программы начального общего образования.
авторской программы «Математика» Моро М. И., Бантовой М. А. и др..».
УМК « Школа России» по математике - авторы: Моро М. И., Бантова М. А. и др
Цели:
математическое развитие младших школьников,
формирование системы начальных математических знаний,
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Задачи решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами:
«Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».
Новый раздел «Работа с данными» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). В процессе измерений ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Место курса в учебном плане
На изучение математики согласно федеральному компоненту и учебному плану МКОУ Новочановской СОШ отведено 4 часа в неделю.
Общее количество — 132 часа (33 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся, для способности к самообразованию.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Требования к уровню математической подготовки обучающихся:
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
- Первичное овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты
Ученик научится
- Использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, выполнения алгоритмов.
- Приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- измерять и сравнивать длину отрезков, выраженную целым числом сантиметров и дециметров, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки
- назвать чисел при сложении и вычитании
- выполнять арифметические действия с числами до 20, находить значение числового выражения в 1-2 действия (без скобок);
- решать простые текстовые задачи,
- использовать переместительное свойство сложения для вычисления сложения чисел;
- исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
- работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять,
- анализировать и интерпретировать данные.
Ученик получит возможность научиться
- пользоваться в повседневной жизни знаниями о единице массы – килограмме и единице вместимости – литре;
- решать простейшие комбинаторные задачи,
- решать задачи с недостающими данными,
- решать логические задачи;
- различать отрезки, лучи, прямые, кривые и ломаные линии;
- определять закономерности в составлении числового ряда.
Контрольно-измерительные материалы
В курсе математики 1 кл. предусмотрены проверочные работы в конце изучения тем. Работы даны в учебнике в разделе «Проверим себя и оценим свои достижения»:
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание 1, 2, 3» (Стр.126-127)
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» (стр.42-43)
Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание» (Стр.96-97)
Итоговая контрольная работа (Стр. 110-111)
Так же использовано пособие С. И. Волкова Проверочные работы 1 класс (Москва «Просвещение» 2011):
Проверочная работа по теме: Сравнение предметов и групп предметов. Коррекция выполненной работы (Стр. 4-7)
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» (Стр. 8-9)
Проверочная работа по теме: Сложение и вычитание чисел от 4 до 9. (Стр.28)
Проверочная работа по теме «Табличное сложение» (Стр.42-43)
Содержание курса
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание)
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, масса, вместимость), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (по действиям); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка). Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.
Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Тематическое планирование
Числа и величины ( 8ч.)
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы ( килограмм); вместимости (литр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия ( 28ч.)
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения: переместительное и сочетательное свойства. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях без скобок. Нахождения значения числового выражения. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами (49ч.)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, краткой записи. Планирование хода решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры (12ч.)
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.). Свойства сторон прямоугольника. Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины (26ч.)
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией (9ч.)
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Проектная деятельность
Числа в загадках, пословицах, поговорках.
Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема | Дата | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч) | ||||||||
1. | Счет предметов. Стр.4 |
| Обучающийся будет уметь: - сравнивать предметы по размеру: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче; - сравнивать предметы по форме: круглый, квадратный, треугольный и др.; Иметь: пространственные представления о взаимном расположении предметов; знать: - направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз; - временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться: - с геометрическими фигурами (куб, пятиугольник); - порядковыми и количественными числительными для обозначения результата счета предметов; -с понятиями «направление движения», «расположение в пространстве»; научиться обобщать и классифицировать предметы.
| Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Счет предметов. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрии-ческими формами. Характеризовать свойст-ва геометрических фигур. Сравнивать геометри-ческие фигуры по форме, величине (размеру). Классифицировать геометрические фигуры. Использовать информа-цию для установления количественных и прост-ранственных отношений, причинно-следственных связей. Строить и объяснять простейшие логические выражения. Находить общие свойства группы предметов; проверять его выполнение для каждого объекта группы. | ||
2. | Сравнение группы предметов (с использованием количественных и порядковых числительных) стр.5 |
| ||||||
3. | Пространственные представления, взаимное расположение предметов Стр.6-7 |
| ||||||
4. | Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Стр.8-9 |
| ||||||
5. | Отношения «столько же», «больше», «меньше» Стр.10-11 |
| ||||||
6. | Отношения «больше (меньше) на …» Стр.12-13 |
| ||||||
7. | Сравнение групп предметов. Закрепление. Стр.14-15 |
| ||||||
8. | Проверочная работа по теме: Сравнение предметов и групп предметов. Коррекция выполненной работы
Стр. 4-7 (7) стр.18-20
|
| ||||||
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) | ||||||||
9. | Понятия «много», «один». Цифра 1. Стр.22-23 |
| Обучающийся будет знать: -название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10; -состав чисел в пределах 10; - способ получения при счете числа, следующего за данным числом и числа, ему предшествующего; - знать математические понятия: равенство, неравенство; точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, ломанная, многоугольник, углы вершины и стороны многоугольника. Обучающийся будет уметь: - называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10; - выполнять вычисления в примерах вида 4 + 1, 4 – 1 на основе знания нумерации; - чертить отрезки с помощью линейки и измерять их длину в см; - решать задачи в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - склонять числительные «один», «одна», «одно»; - строить треугольники и четырехугольники из счетных палочек; - группировать предметы по заданному признаку; -узнать виды многоугольников; - решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
| 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Составлять модель числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений. | ||
10. | Числа 1, 2. Цифра 2. Стр.24-25 |
| ||||||
11. | Состав числа 3. Цифра 3. Стр.26-27 |
| ||||||
12. | Знаки «+» «-» «=» Стр.28-29 |
| ||||||
13. | Состав числа 4. Цифра 4. Стр.30-31 |
| ||||||
14. | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Стр.32-33 |
| ||||||
15. | Состав числа 5. Цифра 5. Стр.34-35 |
| ||||||
16. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Стр.36-37 |
| ||||||
17. | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Стр.40-41 |
| ||||||
18. | Ломаная линия. Звено и вершины ломаной. Стр.42-43 |
| ||||||
19. | Числа от 1 до 5. Закрепление изученного материала. Стр.44-45 |
| ||||||
20. | Знаки «». « |
| ||||||
21. | Равенство. Неравенство Стр.48-49 |
| ||||||
22. | Многоугольники Стр.50-51 |
| ||||||
23. | Состав числа 6 из двух слагаемых. Цифра 6. Стр.52-53 |
| ||||||
24. | Состав числа 7 из двух слагаемых. Цифра 7. Стр.54-55 |
| ||||||
25. | Состав числа 8 из двух слагаемых. Цифра 8. Стр.56-57 |
| ||||||
26. | Состав числа 9 из двух слагаемых. Цифра 9. Стр.58-59 |
| ||||||
27. | Состав числа 10 из двух слагаемых. Стр.60-61 |
| ||||||
28. | Числа от 1 до 10. Закрепление. Стр.62-63 |
| ||||||
29. | Сантиметр – единица измерения длины Стр. 66-67 |
| ||||||
30. | Понятия «увеличить (уменьшить) на…» Стр.68-69 |
| ||||||
31. | Число 0. Цифра 0 Стр.70-71 |
| ||||||
32. | Сложение с 0. Вычитание 0 Стр.72-73 |
| ||||||
33. | Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0» Стр.74-75 |
| ||||||
34. | Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Закрепление Стр.76-77 |
| ||||||
35. | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» Стр. 8-9 (7) Работа над ошибками. |
| ||||||
36. | Состав чисел от 2 до 10. Стр.78 |
| ||||||
Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание (49 ч) | ||||||||
37. | Прибавить и вычесть число 1 Стр.80-81 |
| Обучающийся будет знать: - конкретный смысл и название действий сложения и вычитания; - знать и использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания; - знать переместительное свойство сложения; - знать таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания; - единицы длины: см и дм, соотношение между ними; - литр; - единицу массы: кг. Уметь: - находить значение числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок; - применять приемы вычислений: при сложении – прибавление по частям; перестановка чисел; при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения; - выполнять сложение и вычитание с числом 0; - находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного; - уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - группировать предметы по заданному признаку; - решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические задачи; - строить многоугольники, ломанные линии.
| Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
| 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решений. Действовать по заданному плану решения задачи. Использовать геометрические образы для решения задачи. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин.
| ||
38. | Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1 Стр.82-83 |
| ||||||
39. | Прибавить и вычесть число 2 Стр.84-85 |
| ||||||
40. | Слагаемые. Сумма Стр.86-87 |
| ||||||
41. | Задача (условие, вопрос) Стр.88-89 |
| ||||||
42. | Составление задач на сложение и вычитание. Стр.90-91 |
| ||||||
43. | Прибавить и вычесть число 2. Составление таблиц Стр.92-93 |
| ||||||
44. | Присчитывание и отсчитывание по 2 Стр.94-95 |
| ||||||
45. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) Стр.96-97 |
| ||||||
46. | Решение логических задач Стр. 98-99 |
| ||||||
47. | Решение задач и числовых выражений Стр. 100-101 |
| ||||||
48. | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления Стр.104-105 |
| ||||||
49. | Прибавить и вычесть число 3. Стр.106-107 |
| ||||||
50. | Решение текстовых задач Стр.108-109 |
| ||||||
51. | Прибавить и вычесть число 3. Составление таблиц Стр.110-111 |
| ||||||
52. | Присчитывание и отсчитывание по 3. Стр.112-113 |
| ||||||
53. | Решение задач изученных видов Стр.114-115 |
| ||||||
54. | Задачи с недостающими данными и вопросом Стр. 116-117 |
| ||||||
55. | Решение комбинаторных задач Стр. 118-119 |
| ||||||
56. | Закрепление изученного материала по теме: Сложение и вычитание. Стр.120-121 |
| ||||||
57. | Решение задач, раскрывающих смысл действий сложение и вычитание Стр. 122-123 |
| ||||||
58. | Составление равенств и неравенств Стр. 124-125 |
| ||||||
59. | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание 1, 2, 3» Стр.126-127 |
| ||||||
60. | Работа над ошибками. Решение простых задач Стр.4-5 (2 часть) |
| ||||||
61. | Решение задач на разностное сравнение Стр.6-7 |
| ||||||
62. | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений Стр.8-9 |
| ||||||
63. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Стр.10-11 |
| ||||||
64. | Прибавить и вычесть число 4. Составление таблиц Стр.12-13 |
| ||||||
65. | Переместительное свойство сложения. Стр. 14-15 |
| ||||||
66. | Составление таблицы _+5. 6, 7, 8, 9 Стр.16-17 |
| ||||||
67. | Состав чисел в пределах 10. стр. 18-19 |
| ||||||
68. | Решение простейших задач комбинаторного характера. Стр. 20-21 |
| ||||||
69. | Закрепление таблицы сложения в пределах 10. стр. 22-23 |
| ||||||
70. | Решение задачи разными способами. Стр. 24-25 |
| ||||||
71. | Проверочная работа по теме: Сложение и вычитание чисел от 4 до 9. С.28 (7) |
| ||||||
72. | Работа над ошибками. Связь между суммой и слагаемыми Стр.26-27 |
| ||||||
73. | Связь между компонентами действия сложения Стр.28 |
| ||||||
74. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность Стр.29 |
| ||||||
75. | Вычитание из чисел 6, 7. Стр.30 |
| ||||||
76. | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. Стр.31 |
| ||||||
77. | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Стр.32 |
| ||||||
78. | Решение цепочки задач. Стр.33 |
| ||||||
79. | Вычитание из числа 10 Стр.34 |
| ||||||
80. | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания Стр.35 |
| ||||||
81 | Единица массы - килограмм Стр.36-37 |
| ||||||
82 | Единица вместимости – литр Стр.38 |
| ||||||
83 | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» Стр.39-41 |
| ||||||
84 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» стр.42-43 |
| ||||||
85 | Работа над ошибками. Решение сложных выражений без скобок. Стр. 44 |
| ||||||
Числа от 11 до 20. Нумерация (12 ч) | ||||||||
86. | Устная нумерация чисел от 1 до 20 стр.46-47 |
| Обучающийся будет знать: - конкретный смысл и название действий сложения и вычитания; - знать и использовать при чтении и записи числовых выражений названия компонентов и результатов сложения и вычитания; - знать переместительное свойство сложения; - знать таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания; - единицы длины: см и дм, соотношение между ними; - литр; - единицу массы: кг. Уметь: - находить значение числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок; - применять приемы вычислений: при сложении – прибавление по частям; перестановка чисел; при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения; - выполнять сложение и вычитание с числом 0; - находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного; - уметь решать задачи в одно и два действия на сложение и вычитание. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - группировать предметы по заданному признаку; - решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические задачи; - строить многоугольники, ломанные линии. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
| 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решений. Действовать по заданному плану решения задачи. Использовать геометрические образы для решения задачи. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. | ||
87. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Стр.48-49 |
| ||||||
88. | Запись чисел от11 до 20. Стр.50 |
| ||||||
89. | Единица длины - дециметр Стр.51 |
| ||||||
90. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации Стр.52 |
| ||||||
91. | Решение цепочки задач. Стр.53 |
| ||||||
92. | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» Стр.56-57 |
| ||||||
93. | Сравнение чисел второго десятка. С.58-59 |
| ||||||
94. | Подготовка к введению задач в два действия Стр.60 |
| ||||||
95. | Решение цепочки задач. Стр. 61 |
| ||||||
96. | Ознакомление с задачей в два действия Стр.62 |
| ||||||
97. | Решение задач в два действия Стр.63 |
| ||||||
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (26 ч) | ||||||||
98. | Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток Стр.64-65 |
| Обучающийся будет знать: - таблицу сложения и соответствующие случаи вычитания; Уметь: - выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений; - решать задачи в одно и 2 действия на сложение и вычитание. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - группировать предметы по заданному признаку; - решать ребусы, магические квадраты, круговые примеры, задачи на смекалку, головоломки, цепочки примеров, задачи-шутки, логические задачи, занимательные рамки. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
| 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решений. Действовать по заданному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.). | ||
99. | Случаи сложения вида □+2. □+3 стр.66 |
| ||||||
100. | Случаи сложения вида □+4 Стр.67 |
| ||||||
101. | Случаи сложения вида □+5 Стр.68 |
| ||||||
102. | Случаи сложения вида □+6 Стр.69 |
| ||||||
103. | Случаи сложения вида □+7 Стр.70 |
| ||||||
104. | Случаи сложения вида □+8, □+9 стр.71 |
| ||||||
105. | Таблица сложения Стр.72 |
| ||||||
106. | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков Стр.73 |
| ||||||
107. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение» стр.76 |
| ||||||
108. | Решение сложных выражений с числами до 20. Закрепление Стр.77 |
| ||||||
109. | Проверочная работа по теме «Табличное сложение» С.42-43 (7) |
| ||||||
110. | Работа над ошибками. Сложение в пределах второго десятка Стр.78-79 |
| ||||||
111. | Приём вычитания с переходом через десяток Стр.80-81 |
| ||||||
112. | Случаи вычитания 11-□ Стр.82 |
| ||||||
113. | Случаи вычитания 12-□ стр.83 |
| ||||||
114. | Случаи вычитания 13-□ стр.84
|
| ||||||
115. | Случаи вычитания 14-□ стр.85
|
| ||||||
116. | Случаи вычитания 15-□ стр.86
|
| ||||||
117. | Случаи вычитания 16-□ стр.87
|
| ||||||
118. | Случаи вычитания 17-□, 18-□ Стр.88
|
| ||||||
119. | Табличное вычитание в пределах 20. Стр.89 |
| ||||||
120. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» Стр.92 |
| ||||||
121. | Решение задач в два действия. Закрепление. Стр.93 |
| ||||||
122. | Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание» Стр.96-97 |
| ||||||
123. | Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» Стр.94-95 |
| ||||||
Итоговое повторение (9 ч) | ||||||||
124. | Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10. стр.100 |
| Обучающийся будет знать: - название и последовательность чисел от 0 до 20; - название и обозначение действий сложения и вычитания; - таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания; Уметь: - считать в пределах 20; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; - находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок); - решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; - решать задачи в одно действие на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. | Познавательные УУД: 1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживания других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4.Адекватно воспринимать оценку учителя. | Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Моделировать изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решений. Действовать по заданному и самостоятельному плану решения задачи. | ||
125. | Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20. стр.101 |
| ||||||
126. | Сложение и вычитание. Стр.102-103 |
| ||||||
127. | Сложение и вычитание. Стр.103 |
| ||||||
128. | Решение задач изученных видов стр.104 |
| ||||||
129. | Итоговая контрольная работа Стр. 110-111 |
| ||||||
130. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Табличное сложение и вычитание Стр. 105 |
| ||||||
131. | Решение задач изученных видов Стр.106 |
| ||||||
132. | Геометрические фигуры Стр.107 |
| ||||||
|
|
|
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
Книгопечатная продукция | |
Моро М.И. и др. Математика: Программа: 1-4 классы. |
|
Учебники |
К К |
Печатные тетради 3. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 1 класс |
К К Д |
Методические пособия для учителя 1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1 класс. |
|
Дидактические материалы 1. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1 класс. |
Д |
Печатные пособия Таблицы по темам |
Д |
Счётный материал по математике | К |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства | |
Электронные учебные пособия: (Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, |
Д |
Технические средства | |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Персональный компьютер | Д Д
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
1. Наборы счётных палочек. 2. Наборы муляжей овощей и фруктов. 3. Набор предметных картинок. 4. Наборное полотно. 5. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр. 6. Демонстрационная оцифрованная линейка. 7. Демонстрационный чертёжный треугольник. 8. Демонстрационный циркуль. 9. Палетка | К Д |