«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа

Рабочая программа погеографи в 6 классе для обучающихся с ОВЗ.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе рабочей программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География / (Т.М. Лифанова и др.). – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.– 300 с. В данном правовом поле организована моя педагогическая деятельность – обучение учащихся с нарушениями интеллекта.

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ УР «Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ»

-Учебного плана ГКОУ УР «Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год;

- Положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ УР «Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ».


География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного курса географии, входящего в предметную область «Естествознание»: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернацио­нального, эстетического и экологического воспитания учащихся, обучая правилам поведения в природе, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в их регионе.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимость Работа с символическими пособиями, какими являются план и географиче­ская карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексически запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им правильно употреблять слова в связной речи.

Преподавание географии в общеобразовательной организации, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с географическими объектами необходимо развивать у обучающихся на­блюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи чело­века с живой и неживой природой, влияние на нее.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Основной целью моей рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребѐнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Реализовать данную цель помогут следующие задачи:

• Формирование элементарных географических представлений.

•Развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.).

•Развитие любознательности, научного мировоззрения.

•Формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью.

•Привитие любви к Родине, еѐ природе, умения бережно относиться к природе своего края.

• Привитие гражданских и патриотических чувств.


Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме.


Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.


Место предмета в учебном плане:

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.

Распределение учебного материала по годам обучения:

6 класс – «Начальный курс физической географии» (68 часов),

7 класс – «География России» (68 часов),

8 класс – «География материков и океанов» (68 часов),

9 класс – «География материков и океанов. Государства Евразии» (52 часа); «Наш край» (16 часов).


Распределение учебных часов и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

6 класс

1. Введение - 4 часов

2. Ориентирование на местности - 5 часов

3. Формы поверхности Земли - 4 часа

4. Вода на Земле - 11 часов

5. План и карта – 9 часов

6. Земной шар - 15 часов

7. Карта России - 19 часов

8. Повторение начального курса физической географии – 1 час.


7 класс

1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) - 12 часов

2. Природные зоны России - 55 часов

3. Обобщающий урок по географии России – 1 час.

8 класс

1. Введение - 1 час

2. Мировой океан - 5 часов

3. Материки и части света - 61 час

4. Обобщающий урок. География материков и океанов. 8 класс – 1 час.


9 класс

1. Государства Евразии - 46 часов

2. Россия (повторение) - 5 часов

3. Обобщающий урок. География материков и океанов. 8-9 классы - 1 час

4. Свой край - 15 часов

5. Обобщающий урок по курсу «География» - 1 час.


В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и личностные результаты по годам обучения.

Проведению практических работ в 6-9 классах помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из рабочих тетрадей может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочие тетради включены контурные карты. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные подсказки.

Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.


Методы обучения:

• Словесные – рассказ учителя, объяснение, обучающая беседа, работа с учебником и книгой;

• Наглядные – наблюдение, демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции полезных ископаемых, гербарии растений); модели, приборы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.

• Практические: практические работы, экскурсионные наблюдения в природе.

Занятия проводятся в классно урочной форме в специально оборудованном кабинете географии.


Формы организации учебного процесса - урок

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).

• Урок – практическая работа

• Урок-экскурсия

• Комбинированный урок

• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)


Все учебные занятия проводятся в специально оборудо­ванном кабинете географии.

Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению здоровья воспитанников. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся. Один раз в полгода произведу пересадку учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз.

Для обучения используются следующие средства обучения:

  • Библиотечный фонд

  • Печатные демонстрационные пособия

  • Технические средства обучения

  • Экранно-звуковые пособия

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.


Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на отдельном обобщающем уроке. Входная диагностика проходит в начале обучения географии в 6,7,8,9 классах, итоговая диагностика в конце каждого учебного года. Для этого разработан банк контрольных работ, позволяющий выявить не только уровень знаний и умений по географии, но и сформированность соответствующих ключевых компетенций. На основании контрольных работ, проводится анализ полученных данных, делаются выводы по уровню усвоения обучающимися учебного материала.


Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета «География»

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной

общеобразовательной программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ

Оценка «5»

Обнаруживает понимание материала

Самостоятельно формулирует ответы

Умеет привести примеры

Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Оценка «4»

Обнаруживает понимание материала

Самостоятельно формулирует ответы

Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).

Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

Оценка «3»

Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.

Излагает материал недостаточно полно и последовательно.

Допускает ряд ошибок в речи.

Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.

Нуждается в постоянной помощи учителя.

Тестовый контроль

Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности обучающихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме.

1 группа – выполняет все задания тестов.

2 группа – сокращённый объём заданий.

3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка.

Оценка уровня знаний проводится после изучения темы, раздела.

Критерии оценивания:

1 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.

2 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок

3 группа

Оценка 5 не ставится

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок

































6 класс

«Начальный курс физической географии»


Рабочая программа в 6 классе составлена на основе рабочей программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География / (Т.М. Лифанова и др.). – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.– 300 с. и ориентирована на учебник «География. Начальный курс физической географии» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы/М. Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение, 2018.


В 6 классе («Начальный курс физической географии») изучение географического материала по принципу «от простого к сложному». Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагают проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофиль­мов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, уточняется, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы осу­ществляется постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространс­твенным анализом при оценке знаний можно снизить уровень тре­бований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, призна­кам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.

Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в соответствии с более старой программой географии) позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволяет своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи сэлементарными физическими и астрономи­ческими, что создает наиболее полное представление о планете Зем­ля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована на передачу «готовых знаний», их закрепление и неоднократное повторение, что позволяет в дальнейшем лучше разбираться в окружающем мире и процессах происходящих в нем.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Лифанова Е.М. «Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, немых рисунков, схем, кроссвордов, ребусов, и т.д. эти задания выполняются по ходу урока или как дополнение к домашнему заданию.


Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

названия основных сторон горизонта;

основные формы земной поверхности;

названия водоемов;

основные правила безопасного поведения в природе;

условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;

названия материков и океанов;

значение Солнца для жизни на Земле;

название нашей страны, ее столицы;

название родного края, города, поселка.


Обучающиеся должны уметь:

делать простые схематические зарисовки;

составлять рассказы об изучаемых географических объектах из предложенных учителем предложений.

показывать на географической карте объекты, заранее выделенные учителем.



Обучающиеся должны знать:

что изучает география;

горизонт, линию и стороны горизонта;

основные формы земной поверхности;

виды водоемов, их различия;

меры по охране воды от загрязнения;

отличие плана от рисунка и географической карты;

основные направления на плане, географической карте;

условные цвета и основные знаки географической карты;

распределение суши и воды на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

значение запусков в космос искусственных спутников Земли и первых космонавтов;

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».


Обучающиеся должны уметь:

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

ориентироваться на географической карте и глобусе;

читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте

Личностные результаты

  • воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

  • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

  • совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

  • формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение к учебнику, тетрадь на печатной основе, глобус, настенная карта, компас, и др.);

  • совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

  • развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;

  • развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;

  • воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, при заполнении контурных карт и выполнении зарисовок (цветовая гамма, оттенки), при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;

  • воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в космос, первые космонавты).

  • воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы);

  • учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);

  • при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;

  • учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.






Программа «Начальный курс физической географии» для 6 класса состоит из 7 разделов.


Раздел I «Введение» (4 часа) охватывает темы:

  • География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

  • Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

  • Явления природы.

  • Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

Раздел II «Ориентирование на местности» (5 часов) включает темы:

  • Горизонт. Линия горизонта.

  • Стороны горизонта.

  • Компас и правила пользования им.

  • Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

  • Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.


Раздел III «Формы поверхности Земли» (4 часа) включает темы:

  • Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

  • Овраги, их образование.

  • Горы. Понятия о землетрясениях в извержениях вулканов.

  • Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.


Раздел IV«Вода на Земле» (11 часов) включает темы:

  • Вода в природе.

  • Родник, его образование.

  • Колодец. Водопровод.

  • Река, ее части. Горные и равнинные реки.

  • Использование рек.

  • Озера. Водохранилища. Пруды.

  • Болота, ох осушение.

  • Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

  • Острова и полуострова.

  • Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

  • Обобщающий урок по теме «Формы поверхности» и «Вода на Земле»



Раздел V «План и карта» (9 часов), включает темы:

  • Рисунок и план предмета.

  • План и масштаб.

  • План класса.

  • Планшкольногоучастка.

  • Условные знаки плана местности.

  • План и географическая карта.

  • Условные цвета физической карты.

  • Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

  • Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

  • Обобщающий урок по теме «План и карта».


Раздел VI «Земной шар» (15 часов), включает темы:

  • Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

  • Планеты.

  • Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.

  • Освоение космоса.

  • Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды.

  • Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

  • Океаны на глобусе и карте полушарий.

  • Материки на глобусе и карте полушарий.(2 ч.)

  • Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

  • Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

  • Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

  • Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

  • Природа тропического пояса.

  • Природа умеренных и полярных поясов.

  • Обобщающий урок по теме «Земной шар».


Раздел VII «Карта России» (19 часов), включает темы:

  • Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России Москва.

  • Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

  • Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

  • Моря Тихого и Атлантического океанов.

  • Острова и полуострова России.

  • Работа с контурными картами.

  • Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

  • Работа с контурными картами.

  • Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские.

  • Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

  • Работа с контурными картами.

  • Река Волга.

  • Реки: Дон, Днепр, Урал.

  • Реки Сибири: Обь, Енисей.

  • Реки: Лена и Амур.

  • Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

  • Крупные города России (по выбору учителя).

  • Работа с контурными картами.

  • Наш край на физической карте России.


Повторение начального курса физической географии (1 час)




















Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во

часов (всего)

Вид занятости (кол-во часов)

Теория

Практика

Экскурсии

Контроль

I. Введение.

4

3


1


II. Ориентирование на местности.

5

4

1

1


III. Формы поверхности Земли

4

3


1


IV. Вода на Земле.

11

10



1

V. План и карта

9

6

3


1

VI. Земной шар

15

12

2


1

VII. Карта России

19

16

3



YIII. Повторение начального курса физической географии

1




1

ИТОГО:

68

52

9

3

4

Календарно-тематическое планирование

урока



Тема

К-во часов

Дата прове-дения урока

Тип урока



Ключевые понятия, связанные с реальностью



Обучающиеся должны




Вид контроля



Знать

Уметь




Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.



Цель:

Формировать у обучающихся представление об изучаемом предмете - географии



Задачи:

Выяснить запас элементарных географических знаний, умений, представлений и навыков, полученных в 1-5 классах. Закрепить знания о компонентах погоды, признаках времён года, явлениях природы. Разъяснить происхождение и смысл понятия «география». Познакомить с учебником, правилами работы с учебником, картами, рабочей тетрадью.Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию. Формировать понимание, что изучает география, почему необходимо её изучать. Пробудить интерес к новому предмету.



1

Введение. Геогра-фия - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

1.09

Вводный.

Сообщение

новых знаний.

Что изучает география? Первые географы- путешественники, мореплаватели, купцы. Пр.р.: Знакомство с новым учебником, тетрадью на печатной основе, приложением к учебнику (атласом).


Что изучает география




Вести наблюдения за погодой.

Текущий контроль.






2




Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

1




2.09

Комбинированный

Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, Времена года. Компоненты погоды: температура, облачность, атмосферные осадки, ветер. Погода.

Пр.р.: Заполнение календаря погоды. Выполнение заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Сутки, времена года. Признаки времён года. Условные знаки.




Оформлять календарь наблюдений.


Текущий контроль.





3

Явления природы

1

8.09

Комбини-рованный

Опасные природныеявления природы, меры предосторожности.

Меры предосторожности во время грозы.


Вести наблюдения за погодой.

Текущий контроль




4

Географические сведения о своей местности и труде населения.

1

9.09

Экскурсия

Географическое положение, погода, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, растительный животный мир, занятия населения.

Правила поведения во время экскурсии.



Давать сведения о труде населения.

Текущий контроль




Раздел: 2

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ



Цель:

Формировать представления обучающихся о способах ориентирования в пространстве.



Задачи:

Сформировать понятия «ориентирование», «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «компас».

Формирование умений определять стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным природным объектам, пользоваться компасом, определять основные и промежуточные стороны горизонта по «звездочке».

Развитие пространственного восприятия. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения.



5

Горизонт. Линия горизонта.


1

15.09

Сообщение

новых знаний.

Горизонт, поверхность Земли.

Пр.р.: Зарисовка линии горизонта.


Что такое горизонт, линия горизонта.



Определять горизонт и линию горизонта на местности

Текущий контроль





6

Стороны горизонта.


1

16.09

Комбини-рованный

Основные и промежуточные стороны горизонта.Ориентирование.

Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу. Пр.р.: Вычерчивание схемы сторон горизонта

Стороны горизонта: север, юг, запад, восток.


- определять стороны горизонта,

- ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии» для 6 класса.

Текущий контроль






7

Компас и правила пользования им.


1

22.09

Практическая работа

Компас - прибор, с помощью которого определяют правильное направление в пути. Пр.р. № 1. Определение сторон горизонта по компасу в классе, школьном холле, на пришкольном участке.

Что такое компас, правила работы с данным прибором.



Текущий контроль




8

Ориентирование по местным признакам природы.

1

23.09

Комбини-рованный

Ориентирование, направления ориентирования, местные признаки.

Упражнение. Ориентирование в незнакомой местности.

Стороны горизонта: Север – юг. Запад – восток.



Текущий контроль




9

Ориентирование на местности.

1

29.09

Экскурсия.


Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование с помощью компаса, по полуденной тени, по местным признакам природы.

Правила работы с компасом, основные стороны горизонта.


Ориентироваться на местности

Текущий контроль




Раздел 3.

ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ.



Цель:

Формирование у обучающихся представлений о формах поверхности Земли.



Задачи:

Формировать умения распознавать различные формы поверхности на местности, а также умение показывать их на карте.

Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений и ориентаций, развитие словесно-логического мышления. Увеличение объема словарного запаса. Обобщить и закрепить сведения обучающихся о родном крае. Продолжать формировать умение наблюдать за окружающей действительностью, фиксировать и обобщать свои наблюдения. Познакомить со стихийными явлениями природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана), привить навыки безопасного поведения.

Воспитание положительной мотивации к обучению. Формировать понимание активной роли человека в природе.



10

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы.

1

30.09

Сообщение новых знаний

Разнообразие форм поверхности земного шара. Равнины плоские и холмистые. Холм, его строение. Пр.р: Изготовление макета равнины, холма из пластилина, зарисовка равнины, схемы строения холма.

Холм и его строение, плоская равнина, холмистая равнина.



Делать:

- схематические зарисовки,

- простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности,

- выявлять на местности особенности рельефа.

- выполнять задания в «Рабочей тетради».

Текущий контроль




11

Овраги, их образование.


1

3.10

Комбини-рованный

Процесс образования оврагов, причины углубления и роста оврагов, вред, наносимый оврагами сельскому хозяйству, борьба с оврагами.

Что такое овраг? Образование и строение оврага.


Текущий контроль




12

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.


1

4.10

Комбини-рованный.

Горы разной высоты. Стихийные явления природы, их опасность для человека.

Пр.р. Рисунок горы, схематичное изображение вулкана, выполнение макета горного хребта из пластилина.

Строение горы. Различие гор по высоте.

Уральские горы, местоположение.

Текущий контроль




13

Рельеф местности.

1

10.10

Экскурсия.

Поверхность родного края, местности, в которой расположена школа.

Пр.р.: Зарисовка местности, составление устного рассказа о поверхности родного края.

Формы рельефа близ

с. Каракулино.




Текущий контроль




Раздел: 4

ВОДА НА ЗЕМЛЕ



Цель:

Формировать элементарные представления о Мировом океане.



Задачи:

Закрепить полученные на уроках природоведения знания о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, формировать элементарное представление о Мировом океане.

Воспитывать у обучающихся бережное отношение к воде. Формировать нормы правильного безопасного поведения на водоемах в зимний и летний периоды.



14

Вода в природе.


1

11.10

Сообщение новых знаний

Водоемы, значение воды, круговорот воды в природе, осадки.

Проведение опытов: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, выполнение упражнений в рабочей тетради.

Виды водоёмов их различия; меры по охране воды от загрязнения.



Объяснять круговорот воды в природе.

Текущий контроль







15

Родник, его образование.


1

17.10

комбинировванный

Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Пр.р.: Зарисовка схемы образования родника, выполнение упражнений в рабочей тетради.

Схему образования родников. Их значение.


Объяснять круговорот воды в природе.

Текущий контроль





16

Колодец. Водопровод.


1

18.10

Комбинированный



Колодец, его строительство. Водопровод и его устройство. Использование воды в быту. Бережное отношение к воде. Пр.р.: Выполнение макета и зарисовка схемы колодца. Составление рассказа по иллюстрации в учебнике на тему «Как устроен колодец».

Колодец его строение, водопроницаемый и водоупорный слои. Правила пользования колодцем.




Текущий контроль








17

Река, ее части. Горные и равнинные реки.


1

24.10

Комбини-рованный

Река, части реки. Реки горные и равнинные. Водопады. Речное судоходство. Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе

р. Кама, ее части.




Называть части реки. Определять правый и левый берег.

Текущий контроль




18

Использование рек.





1

25.10

Комбини-рованный.

Использование рек в промышленности и с\х. Строительство ГЭС.

Орошение, каналы.

Пр.р. Изготовление макета реки. Составление рассказа по опорным словам на тему «Как люди используют реки?»

Использование рек Удмуртии в жизни и деятельности человека.



Выполнять упражнения в тетради на печатной основе.

Текущий контроль




19

Озёра. Водохранилища. Пруды.


1

10.11

Комбини-рованный.

Озеро( сточное, бессточное). Образование озер. Пруд. Создание пруда. Отличие озера от пруда. Водохранилище – искусственный водоем. Использование вод искусственных и естественных водоемов. Разведение рыб, птиц.

Виды изучаемых водоемов, как человек использует их.




Находить и показывать на карте различные водоемы.

Текущий контроль




20

Болота, их осушение.


1

11.11

Комбини-рованный.

Болото, его образование, вред и польза, приносимые болотами. Торф, его использование в деятельности человека.

Выполнение заданий в тетради на печатной основе.

Виды болот, их образование, растительность болот. Торф.


Выполнять упражнения в тетради.

Текущий контроль




21

Океаны и моря.

1

17.11

Комбини-рованный

Океан, море. Моря окраинные и внутренние. Отличие морской воды от пресной. Судоходство, рыбная ловля.

Пр.р. подбор иллюстраций на тему «Обитатели морей и океанов».

Определение океана, моря, материка. Названия материков и океанов.


Находить и показывать на карте различные водоемы, не называя их названий.

Текущий контроль




22

Острова и полуострова.


1

18.11

Комбини-рованный

Остров. Полуостров. Сходство и различие острова и полуострова. Залив. Пролив. Полуостров, остров, залив, пролив, материки.

Пр.р. Изготовление макетов острова и полуострова (пластилин, цв. бумага).

Определение острова, п/острова, крупные острова и п/острова.



Находить на карте и показывать изучаемые объекты

Текущий контроль




23

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

24.11

Комбини-рованный.

Водоемы искусственные и естественные. Использование водоемов, охрана вод от загрязнения. Пр.р. Оформление альбома «Вода на Земле».

Меры по охране воды от загрязнения.



Соблюдать правила по охране водоемов

Текущий контроль




24

Обобщающий урок по теме «Формы поверхности Земли» и «Вода на Земле»

1

25.11

Обобщение знаний



Применять полученные знания

Итоговый контроль




Раздел: 5

ПЛАН И КАРТА



Цель:

Формирование первоначального представления обучающихся о плане, его значении.



Задачи:

Формировать умение вычерчивать и читать простейшие планы. Сформировать представления об условных знаках и цветах карты. Раскрыть значение географической карты.Научить показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы,столицу государства, крупнейшие города и другие объекты.

Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений и ориентаций, развитие словесно-логического мышления.Способствовать развитию коммуникативных умений.Воспитание аккуратности при вычерчивании простейших планов



25

Рисунок и план предмета.


1

1.12

Сообщение

новых знаний

Рисунок. План. Изображение предметов на рисунке и на плане. Отличие рисунка от плана. Для чего нужен план?



Отличие плана от рисунка и географической карты.


Сравнивать рисунок и план предмета.

Текущий контроль




26

План и масштаб.

1

2.12

Практическая работа

План и его значение. Масштаб. Запись и чтение масштаба. Пр.р. №2. Вычерчивание простейших планов (с. 74, алгоритм вычерчивания плана учительского стола).


Что такое «масштаб».





Измерять длину и ширину учительского стола. Чертить план, применять масштаб 1:10 см

Текущий контроль




27

План класса.


1

8.12

Практическая работа

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Пр.р. №3. Вычерчивание плана класса (с. 74-75, алгоритм построения плана класса). Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).





Измерять длину и ширину класса Чертить план класса по алгоритму. Применять масштаб 1:100 см (1:1м)

Текущий контроль








28

План школьного участка.


1

9.12

Комбини-рованный

План. Значение плана в жизни и деятельности человека.

Пр.р.: Вычерчивание плана пришкольного участка (с. 76, алгоритм построения плана школьного участка).


Выполнять измерение расстояний на местности

Текущий контроль





29

Условные знаки плана местности.


1

15.12

Комбини-рованный

План. Значение плана в жизни и деятельности человека. Пр.р. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана местности.

Условные знаки плана местности.


Читать план по условным знакам.

Текущий контроль




30

План и географическая карта.

1

16.12

Комбини-рованный

План. Географическая карта. Отличие плана от карты. Многообразие географических карт.

Пр.р. выполнение упражнений в рабочей тетради, сравнение настенной и настольной физической карты России.

Основные направления на плане, карте. Отличие плана от географической карты.



Ориентироваться по карте.



Текущий контроль




31

Условные цвета физической карты.


1

22.12

Комбини-рованный

Географическая карта. Физическая карта России. Условные цвета и знаки. Шкала высот и шкала глубин. Правила работы с картой. Пр. р Изготовление таблицы условных цветов физической карты.

Условные цвета физической карты.


Ориентироваться на географической карте, глобусе.

Текущий контроль




32

Условные знаки физической карты.


1

23.12

Практическая работа

Физическая карта России. Условные цвета и знаки. Правила работы с картой.

Пр. р. №4: Изготовление таблицы условных знаков физической карты. Прикрепление к настенной карте иллюстративного материала к соответствующему условному цвету или знаку.

Условные знаки физической карты.

Правила работы с картой.





Читать карту с опорой на легенду условных знаков и цветов.

Текущий контроль




33

Физическая карта России. Значениегеографической карты в жизни и деятельности людей.

1

12.01

Обобщение знаний

Физическая карта России, ее значение в жизни и деятельности человека.

Пр.р. Выполнение заданий в тетради на печатной основе. Прикрепление к настенной карте табличек с названиями сторон горизонта.



Выполнять упражнения в тетради. Работать с настенной картой

Итоговый контроль




Раздел 6.

ЗЕМНОЙ ШАР



Цель:

Формировать у обучающихся элементарное представление о телах Солнечной системы. Закрепление знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.



Задачи:

Формировать у обучающихся представление о форме Земли. Научить пользоваться глобусом, показывать на глобусе полюса, линию экватора, закрепить знания условных цветов физической карты. Познакомить школьников с названием и месторасположением океанов материков на физической карте полушарий и на глобусе. Развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие. Научить показывать заданные объекты на карте и глобусе и карте полушарий. Формировать представление обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности, о разнообразии климата на Земном шаре. Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому предмету



34

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

13.01

Сообщение новых знаний

Земля – планета Солнечной системы. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Луна - спутник Земли. Форма земли, вращение Земли, сутки, части суток. Смена времен года. Отличие Земли от других планет Солнечной системы. Отличие Земли от Луны. Упражнение. Выполнение заданий в тетради на печатной основе.

Значение Солнца для жизни на Земле.

Выполнять упражнения в тетради.

Текущий контроль




35

Планеты.


1

19.01

Комбини-рованный

Крупные планеты Солнечной системы. Их отличие от Земли. Расположение планет по отношению к Солнцу. Упражнение. Выполнение заданий в тетради на печатной основе.

Краткие сведения о планетах.



Называть планеты Земной группы.

Текущий контроль






36

3емля – планета.

Доказательство шарообразности Земли.

1

20.01

Комбини-рованный

Земля - планета Солнечной системы. Движение Земли, смена времен года, части суток.

Пр.р. Выполнение упражнений в рабочей тетради, показ с помощью теллурия движения Земли.

Доказательства, что Земля шар.



Выполнять упражнения в тетради.

Текущий контроль







37

Освоение космоса.

1

26.01

Комбинированный

Запуск первого спутника, экспериментальные полеты в космос животных. Первый космонавт, первый полет в космос. Изучение космоса в современный период.

Упражнение. Выполнение заданий в тетради на печатной основе.

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос.

Называть имена первых космонавтов.



Текущий контроль








38

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1


27.01

Сообщение новых знаний.


Глобус, его строение. Правила пользования глобусом. Суша и вода на земном шаре. Земная ось, экватор, полюса.

Пр.р. Показ на глобусе линии экватора и полюсов.

Определения: глобус, полушарие, полюс.





Пользоваться глобусом.

Показывать на

глобусе полюса, линию экватора С и Ю полушария.

Текущий контроль








39

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

1


2.02

Комбини-рованный

Физическая карта полушарий, условные цвета физической карты, сравнение карты полушария с глобусом. Правила демонстрации объектов на настенной карте.

Упражнение. Выполнение заданий в тетради на печатной основе

Условные цвета физической карты, линию экватора, С и Ю полюса, С и Ю полушария.

Показывать на карте полюса, экватор З и В полушария, С.тропик,

Ю.тропик.

Текущий контроль




40

Океаны на глобусе и карте полушарий.


1

3.02

Комбинированный


Океаны земного шара. Их отличие друг от друга. Правила демонстрации объектов на настенной карте. Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, океанов (при показе обучающиеся называют

Понятие океан, их расположение на глобусе и карте полушарий; составные части М.О.





Находить океаны на глобусе и физической карте.

Текущий контроль









демонстрируемый объект). Составление рассказа об океане по плану (с. 108 в учебнике).






41

Материки на глобусе и карте полушарий: (Евразия, Африка.

Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

1


9.02

Практическая работа

Материки земного шара. Правила демонстрации объектов на настенной карте.

Пр.р. №5: Выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий полюсов, линии экватора, материков (при показе обучающиеся называют демонстрируемый объект). Составление рассказа о материке по плану (с. 111 в учебнике).

Понятие: материк, названия

шести материков. Месторасположение материков на физической карте полушарий и на глобусе.

Показывать материки на глобусе и физической карте. Работать с контурной картой.


Текущий контроль




42

Первые кругосветные путешествия.


1

10.02

Сообщение новых знаний

Кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе (выполнение заданий в контурной карте), показ на физической карте полушарий маршрута кругосветных путешествий. Составление рассказа о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана с опорой на текст учебной статьи (с. 113-114 учебника).

Имена первых мореплавателей. Значение кругосветных путешествий.






Составлять рассказ о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана.

Текущий контроль











43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще-нии и нагревании солнцем земной поверхности.

1

16.02

Комбинирован-ный

Солнце - источник жизни на Земле. Движение солнца. Высота Солнца. Падение солнечных лучей.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради отвесных, наклонных и скользящих лучей.

Значение Солнца для жизни на Земле.






Объяснять при-чину в различии нагревания Солнцем земной поверхности.

Текущий контроль








44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

17.02

Сообщение новых знаний

Климат. Отличие климата от погоды.

Упражнение. Выполнение заданий в тетради на печатной основе



Понятия: погода, климат.Основные типы климата.


различать понятия: погода и климат. 

Текущий контроль





45

Пояса освещённос-ти: жаркий, умерен-ные, холодные. Изо-бражениеих на глобусе и карте полушарий.

1

24.02

Комбинированный

Пояса освещенности, их положение на карте.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление устного рассказа об одном из поясов освещенности с опорой на таблицу в тетради на печатной основе, с. 110, упр. 7.

Названия 5 поясов освещенности. Располо-жение их на глобусе и карте полушарий.




Находить на карте пояса освещенности.

Текущий контроль








46

Природа тропического пояса.


1

2.03

Комбиниро-

ванный




Материки и океаны, расположенные в пределах тропического пояса. Природа тропических лесов, саванн, пустынь.



Типичных представителей растительного и животного мира тропического леса, саванн, пустынь.


Находить на карте тропический пояс. Называть линии тропиков.

Текущий контроль







47

Природа умеренных и полярных поясов.


1

3.03

Практическая работа

Материки и океаны, расположенные в пределах умеренных и полярных поясов. Особенности природы.

Пр.р. №6. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Прикрепление контуров или иллюстраций представителей растительного и животного мира тропического пояса, умеренных и полярных поясов к настенной к настенной карте.

Типичных представителейрастительного и животного мира умеренных и

полярных поясов.





находить на карте умеренные и полярные пояса

Текущий контроль










48

Обобщающий урок по теме

«Земной шар».

1

9.03

Обобщение знаний



Применять полученные знания.

Итоговый контроль




Раздел 7

КАРТА РОССИИ


10.03

Цель:

Формировать представление обучающихся о государственных границах, территории РФ, разнообразии поверхности, природных ресурсов. Расширить представления обучающихся о родном крае


17.02

Задачи:

Закреплять знания условных обозначений физической карты. Формировать навыки правильного показа объектов на географической карте. Совершенствовать навыки работы с настенной, настольной картами, навыки работы в контурных картах. Воспитание аккуратности, усидчивости.Воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России.



49

Географическое по-ложение России на глобусе, карте полу-шарий, физической карте нашей страны.

1

10.03

Сообщение

новых знаний

Россия - самое большое государство в мире. Европейская и азиатская части России.

Пр.р. Составление описания географического положения России (с опорой на план с.137 в учебнике), выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

Положение России на глобусе и карте мира.






Показывать нашу страну на глобусе и карте.

Текущий контроль




50

Столица России – Москва.

1

16.03

Комбини-рованный

Москва - столица Российской Федерации.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе.

Составление рассказа о московских достопримечательностях.

Москва – главный город (столица) России.



Показывать Москву на карте и глобусе

Текущий контроль




51

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.


1

17.03

Комбинированный

Сухопутные границы, их протяженность. Государства, с которыми РФ граничит на западе и юге.

Пр.р. Выделение сухопутных границ РФ на контурной карте, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ границ на физической карте РФ.

Понятие: государственная граница. Условные обозначения физической карты.



Правильно показывать объекты на карте.

Текущий контроль




52

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

Моря Северного Ледовитого океана.

1

30.03

Комбинированный

Морские границы РФ. Моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега России, природа морей Северного Ледовитого океана.

Пр.р. Нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Северного Ледовитого океана, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, северных морей обучающимися на физической карте РФ.

Виды границ. Называть моря Северного Ледовитого океана.







Показывать на карте России морские границы и моря Север ного Ледовитого океана.

Текущий контроль




53

Моря Тихого и Атлантического океанов.


1

31.03

Комбинированный

Морские границы РФ на востоке. Восточное побережье России. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана (Черное, Азовское, Балтийское). Природа морей Тихого и Атлантического океанов.

Пр.р. Нанесение морских границ РФ на контурную карту, названий морей Тихого и

Называть моря Тихого и Атлантического океанов.





Показывать на карте России морские границы и моря Тихо-го и Атлантического океанов.

Текущий контроль








Атлантического океанов, названий крупных городов- портов, выполнение упражнений в тетради на печатной основе, показ морских границ, морей Тихого и Атлантического океанов на физической карте РФ, составление описания одного из морей Тихого и Атлантического океана с опорой на план (с. 146 в учебнике).














54

Острова и полуострова России.


1

6.04

Комбинированный

Острова и полуострова России. Положение на карте. Особенности природы островов и полуостровов.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания одного из островов РФ с опорой на план с. 150 в учебнике и одного полуострова с. 151.

Острова и полуострова у берегов РФ на севере, западе и востоке.



Находить и правильно показывать указанные объекты на физической карте России.

Текущий контроль




55

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

7.04

Комбинированный

Низменности, возвышенности, плоскогорья России.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление описания равнин (низменности, плоскогорья) с опорой на план (с. 154 в учебнике).

Условные обозначения и условные цвета физической карты. Формы поверхности своей местности.

Находить и правильно показывать указанные объекты на физической карте России.

Текущий контроль




56

Работа с контурными картами


13.04

Комбинирован-ный

Пр.р. №7. Нанесение на контурную кату названий крупных равнин, плоскогорий, низменностей России, закрашивание (штриховка) указанных географических объектов. Показ объектов на настенной карте.

Правила работы с контурной картой


Работать с контурной картой.

Текущий контроль




57

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Крымские.

1

14.04

Практическая работа

Кавказские горы - самые высокие горы России. Уральские горы. Алтай. Саяны. Крымские. Различие по высоте и размеру.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания гор России с опорой на план (с. 158 в учебнике).

Горы, находящиеся на территории России.




Находить и правильно показывать указанные объекты на физической карте России.

Текущий контроль




58

Крупнейшие место - рождения полезных ископаемых.

1

20.04

Комбинированный

Полезные ископаемые, добываемые на территории России. Места добычи. Главные природные богатства нашей страны - нефть и газ. Использование полезных ископаемых.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, зарисовка в тетради условных знаков полезных ископаемых, изготовление условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте.

Крупнейшие место рождения полез-ных ископаемых России. (Место-рождения полез-ных ископаемых нашего края).



Показать на физической карте России крупнейшие месторождения полезных ископаемых

Текущий контроль




59

Работа с контурными картами

1

21.04

Комбини-рованный

Пр.р №8. нанесение на контурную карту названий гор России, условных знаков полезных ископаемых в местах их добычи.

Правила работы с контурной картой



Работать с контурной картой.

Текущий контроль




60

Река Волга.


1

27.04

Комбинированный

Река Волга, ее притоки Ока и Кама. Крупные города, расположенные на берегах Волги. Использование рек.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе, составление описания Волги с опорой на план (с. 164 в учебнике). На контурной карте подписать Волгу, ее притоки, обозначить ГЭС. Показ изучаемых рек на настенной карте.

Использование рек в хозяйственной деятельности человека.

Р. Кама – левый приток Волги.

Показывать р. Волгу с Окой и Камой на физической карте России.

Текущий контроль




61

Реки: Дон, Днепр, Урал.


1

28.04

Комбинированный


Реки европейской части России: Дон, Днепр Урал, Печора, Северная Двина. Волго-Донской канал. Водохранилища. Использование рек.

Пр.р. На контурной карте подписать Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину. Составить описание изученных рек с опорой на план (с.167-168 в учебнике). Показ изучаемых рек на настенной карте.

Реки европейской части России. Использование рек в хозяйственной деятельности человека.

Показывать Дон, Днепр, Урал на физи-ческой карте России.

Текущий контроль




62

Реки Сибири: Обь, Енисей.


1

4.05

Комбинированный

Реки азиатской части России: Обь, Енисей. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек. Использование рек.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составить описание изученных рек с опорой на план (с.170 в учебнике). На контурной карте подписать Обь, Енисей. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность Оби и Енисея. Показать изучаемые реки на настенной карте.

Реки азиатской части России. Использование рек в хозяйственной деятельности человека.








Показывать реки Сибири на физической карте России.








Текущий контроль




63

Реки Лена и Амур.


1

5.05

Комбинированный

Реки азиатской части России: Лена, Амур. Амур - самая большая река Дальнего Востока. Географическое положение. Особенности природы сибирских рек. Использование рек.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составить описание изученных рек с опорой на план (с.174 в учебнике). На контурной карте подписать Лену, Амур. Сравнить по рис. 137 на с. 162 в учебнике протяженность реки Лены и Амура с другими реками. Показать изучаемые реки на настенной карте

Реки азиатской части России. Использование рек в хозяйственной деятельности человека










Показывать Лену, Амур на физической карте России.

Бережно относиться к водным ресурсам.









Текущий контроль




64

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

1

11.05

Комбинированный

Озера Европейской части России: Ладожское, Онежское. Байкал - самое глубокое озеро планеты. Каспийское море - самое большое озеро в мире. Экологические проблемы.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Нанесение на контурную карту названий изученных озер. Показ на настенной карте.

Озера России.

Использование озер в хозяйствен-ной деятельности человека.



Находить и показывать их на физической карте России. Бережно отно -ситься к водным ресурсам.

Текущий контроль




65

Крупные города России.

1

12.05

Комбинированный

Столица России. Города- миллионеры. Родной город. Географическое положение, основные достопримечательности.

Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном городе с опорой на план, предложенный учителем, и иллюстративный материал.

Названия, ГП и достопримечательности крупнейших городов РФ.

Название столицы России, УР, своего села.

Составлять рассказ по плану.

Текущий контроль



66

Работа с

контурными картами.

1

18.05

Комбини-рованный

Пр.р. №9. Нанесение на контурную карту условных изображений столицы, крупных городов, названий городов-миллионеров, родного города.


Правила работы с контурной картой




Работать в контурной карте.

Усвоение навыка работы с к. картой.



67

Наш край на физической карте России.

1

19.05

Комбинированный

Название населенного пункта, географическое положение на карте России. Поверхность, полезные ископаемые. Климат. Водоемы. Традиции. Достопримечательности.

Пр.р. Выполнение упражнений в тетради на печатной основе. Составление рассказа о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Оформление альбома о родном крае. Написание письма другу, в котором содержится описание родного края.

Географию своего родного края.











Текущий



68

Повторение начального курса физической географии.

1

23.05

Повторение и обобщение знаний

Выполнение заданий в тетради на печатной основе, проведение географической викторины, географического марафона.



Пояса освещенности. Климат. Удмуртия на карте России.

Применять полученные знания

Итоговый контроль.











Список литературы:

1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы природоведение. Биология. География. / (Т.М. Лифанова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 300 с.

2. Лифанова Т.М. География. 6 класс: учебникдля общеобразовательныхорганизаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательныепрограммы: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018 .



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее