«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Пути решения проблемы сохранения и развития контингента в ДМШ."

Представляю вашему вниманию доклад на тему «Проблемы сохранения и развития контингента в учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства»

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Бавлинского муниципального района РТ





ДОКЛАД

"Пути решения проблемы сохранения и развития контингента в ДМШ."



Педагог высшей

квалификационной категории

по вокальному исполнительству

Тимербаева Ф.А.



г. Бавлы РТ

2017






Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Проблемы сохранения и развития контингента в учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства»

Современные условия развития общества ставят одной из главных задач воспитание личности, способной к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. О силе воздействия музыки на чувства и душевное состояние человека известно давно. Также неоспорим потенциал музыки в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся. Однако музыкальному образованию в системе общего образования уделяется недостаточно внимания, что компенсируется возможностью посещения объединений дополнительного образования.

На сегодняшний день существует великое множество образовательных программ по эстрадному, академическому и народному вокалу, предполагающих как групповую, так и индивидуальную форму занятий.

Многие педагоги, особенно начинающие, сталкиваются с такой проблемой, как нежелание обучающихся больше посещать занятия в том или ином творческом объединении. Этому есть ряд причин. Рассмотрим эти причины как проблемы сохранения контингента.

Проблемы сохранения контингента в учреждениях дополнительного образования можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним относится уровень развития культуры в населённом пункте, интересы обучающего вне вокальной студии, занятость его в других кружках и секциях. К внутренним проблемам относятся несоответствие возраста участника объединения заявленным возрастным рамкам программы, отсутствие должного эстетического и морального облика педагога, что порождает отсутствие желания у обучающегося посещать занятия в дальнейшем.

Еще один фактор, который способен влиять на выбор кружка ребёнком в целом и на его мотивацию в дальнейшем – родители. И мы не можем отнести этот фактор ни к внутренним, ни к внешним причинам, потому как влияние этого фактора объемлет все сферы жизни ребёнка. Родители могут регламентировать занятость ребенка в кружках, помочь ему определиться с выбором кружка, а также в их власти помочь ребенку решить, стоит ли в будущем посещать то или иное объединение, ведь старший дошкольный и младший школьный возраст являются периодом, когда у ребенка может быть много увлечений, когда ему интересно попробовать всё, но не всё он намерен продолжать изучать более чем 1-2 занятий.

Проблемы выявлены. Постараемся найти пути решения этих проблем. Начнём с образовательной программы. Предполагается, что каждый педагог по истечение 1-2 лет работы приступает к написанию своей образовательной программы. Это обусловлено рядом причин, одна из которых – тот факт, что почти каждая программа написана по результатам работы с конкретными детьми, которые обучались в объединении во время апробации программы. Этот факт указывает на то, что ни одна программа со 100%-ной вероятностью не может быть названа универсальной. Поэтому уже со второго года работы педагог должен приступать к написаю своей авторской программы или корректировать ту программу, по которой он работает, наполняя ее подходящим содержанием, формами, методами работы. Необходимо учитывать также психологические особенности того возраста, под который пишется программа. Это делается во избежание непонимания ребёнком теоретического материала и во избежание несоответствия музыкального материала возрасту обучающегося (это является одним из основных критериев оценки на конкурсах). Музыкальный материал важно подбирать и перерабатывать с каждым годом, чтобы соответствовать «требованиям времени». Образовательная программа должна бывать модульной. Это позволит желающим, чей возраст не подходит для первого года обучения, включиться в освоение программы со 2, 3, либо другого года обучения в соответствии с возрастом.

Педагог, помимо того, что должен быть профессионалом своего дела, должен понимать, что его внешний вид, манеры, невербалика – всё это влияет на желание ребёнка заниматься в объединении. А также педагогу необходимо быть «гибким», ведь одна из причин покидания детьми кружков – психологическая несовместимость педагога и обучающегося. Это не самое простое, но к счастью мы, педагоги-вокалисты, имеем возможность помимо общения с группой, видеть ребёнка на индивидуальных занятиях, что, несомненно, помогает избавляться от психологических барьеров.

Работу с родителями следует начинать с первых недель обучения их ребенка в объединении. Первое родительское собрание, помимо информационной функции, ещё призвано познакомить, положительно настроить родителей. Часто бывает, что родители заявляют о большом количестве увлечений ребёнка, переживают, что это негативно скажется на успеваемости в школе. Задача педагога – убедить родителей, что то воспитание и развитие, которое ребёнок получает в нашем объединении, непременно станет мотивацией к успеванию. А что касается других увлечений, этот вопрос тоже решаем. Например, каждый современный родитель считает, что ребенку нужно развиваться как духовно, так и физически. И многие дети посещают спортивную секцию и вокальную студию одновременно. В данном случае педагог сообщает родителям, что их ребенок может спеть на открытии спортивных соревнований (на открытии художественной выставки, на школьном концерте и т.д.), что всегда является своеобразным бонусом к репутации ребёнка.

Участие в конкурсах нужно и педагогам, и обучающимся. Но помимо соревнований, нужны мероприятия, которые бы «работали» на сплочение певческого коллектива и на имидж участников. Поэтому важно посещать концерты, участвовать в фестивалях, выступать в тех школах, в которых учатся участники нашего объединения и устраивать внутренние мероприятия – на базе тех учреждений, где мы занимаемся. Помимо сценической деятельности, это ещё носит рекламный характер, что поможет привлечь в объединение новых обучающихся.

Фактически, независимо от того, внешняя проблема или внутренняя, сохранение и развитие контингента обучающихся в объединении напрямую зависит от мастерства педагога и от его любви к своему делу, а это значит, что всё в наших руках. Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее