![Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике. 201 8 г.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_0.jpg)
Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.
201 8 г.
![“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_1.jpg)
“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
![Результаты исследования немецких ученых: Человек запоминает: - только 10% того, что он читает;](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_2.jpg)
Результаты исследования немецких ученых:
Человек запоминает:
- только 10% того, что он читает;
- 20% того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
- 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
- и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
![Системно-деятельностный подход Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний , а на стимулирование поиска знаний , развитие умений эти знания применять на практике. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_3.jpg)
Системно-деятельностный подход
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний , а на стимулирование поиска знаний , развитие умений эти знания применять на практике.
Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
![Для этого учитель ставит ряд вопросов: - какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; -какие методы и средства обучения выбрать; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_4.jpg)
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
![Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_5.jpg)
Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем:
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
![Например: Определение в учебнике: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». А если так …. «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_6.jpg)
Например:
- Определение в учебнике: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником».
А если так ….
«Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».
![Этапы урока 1. актуализация знаний; 2. постановка проблемы; 3. стадия генерирования и накопления идей; 4. обобщение предположений, выход на правило; 5. творческая работа с новым материалом; 6. рефлексия.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_7.jpg)
Этапы урока
1. актуализация знаний;
2. постановка проблемы;
3. стадия генерирования и накопления идей;
4. обобщение предположений, выход на правило;
5. творческая работа с новым материалом;
6. рефлексия.
![Начало урока «Шаг навстречу». Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Главное «захватить» внимание учащихся. Разгадывание кроссворда , с ключевым словом относящегося к теме урока , ребус, неожиданный вопрос и т.д.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_8.jpg)
Начало урока «Шаг навстречу».
- Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Главное «захватить» внимание учащихся.
Разгадывание кроссворда , с ключевым словом относящегося к теме урока , ребус, неожиданный вопрос и т.д.
![Интерактивная лента Какая знаменитая теорема имеет столько доказательств?](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_9.jpg)
Интерактивная лента
Какая знаменитая теорема имеет столько доказательств?
![Постановка цели урока Цель урока должна мотивировать учащихся к учебной деятельности 1) актуализируются требования “надо”; 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”; 3) устанавливаются тематические рамки “могу”.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_10.jpg)
Постановка цели урока
Цель урока должна мотивировать учащихся к учебной деятельности
1) актуализируются требования “надо”; 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”;
3) устанавливаются тематические рамки “могу”.
![Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_11.jpg)
Какие методы обучения способствуют
повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?
![Методы учебной деятельности -Проблемное объяснение нового материала - Групповая форма обучения -Проектная деятельность учащихся -Самостоятельное изучение нового материала- работа с источниками, ЦОР, интернетом. - Работа в парах](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_12.jpg)
Методы учебной деятельности
-Проблемное объяснение нового материала
- Групповая форма обучения
-Проектная деятельность учащихся
-Самостоятельное изучение нового материала- работа с источниками, ЦОР, интернетом.
- Работа в парах
![Роль учащегося Обсуждают и ставят цель своей деятельности Согласовывают и выбирают способ достижения цели Составляют план достижения цели Роль учителя на первых порах подводит, затем – побуждает, а затем направляет ,с помощью исследовательских методов.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_13.jpg)
Роль учащегося
Обсуждают и ставят цель своей деятельности
Согласовывают и выбирают способ достижения цели
Составляют план достижения цели
Роль учителя
на первых порах подводит, затем – побуждает, а затем направляет ,с помощью исследовательских методов.
![Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_14.jpg)
- Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
![Реализация обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_15.jpg)
Реализация
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
![Первичное закрепление На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Или выполняют задания по эталону](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_16.jpg)
Первичное закрепление
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Или выполняют задания
по эталону
![Рефлексия На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_17.jpg)
Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .
![Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь](http://fsd.compedu.ru/html/2018/11/27/i_5bfd744abc2dc/img_php6zLxtH_Sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obuchenii-matematiki_18.jpg)
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь