Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.
201 8 г.
“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость
Результаты исследования немецких ученых:
Человек запоминает:
- только 10% того, что он читает;
- 20% того, что слышит;
- 30% того, что видит;
- 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
- 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
- и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Системно-деятельностный подход
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний , а на стимулирование поиска знаний , развитие умений эти знания применять на практике.
Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем:
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Например:
- Определение в учебнике: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником».
А если так ….
«Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».
Этапы урока
1. актуализация знаний;
2. постановка проблемы;
3. стадия генерирования и накопления идей;
4. обобщение предположений, выход на правило;
5. творческая работа с новым материалом;
6. рефлексия.
Начало урока «Шаг навстречу».
- Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Главное «захватить» внимание учащихся.
Разгадывание кроссворда , с ключевым словом относящегося к теме урока , ребус, неожиданный вопрос и т.д.
Интерактивная лента
Какая знаменитая теорема имеет столько доказательств?
Постановка цели урока
Цель урока должна мотивировать учащихся к учебной деятельности
1) актуализируются требования “надо”; 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”;
3) устанавливаются тематические рамки “могу”.
Какие методы обучения способствуют
повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?
Методы учебной деятельности
-Проблемное объяснение нового материала
- Групповая форма обучения
-Проектная деятельность учащихся
-Самостоятельное изучение нового материала- работа с источниками, ЦОР, интернетом.
- Работа в парах
Роль учащегося
Обсуждают и ставят цель своей деятельности
Согласовывают и выбирают способ достижения цели
Составляют план достижения цели
Роль учителя
на первых порах подводит, затем – побуждает, а затем направляет ,с помощью исследовательских методов.
- Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Реализация
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Первичное закрепление
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Или выполняют задания
по эталону
Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь