«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике

Презентация разработана для учителей для ознакомления с системно-деятельностным подходом.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.   201 8 г.

Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.

201 8 г.

“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Китайская мудрость

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

Результаты исследования немецких ученых: Человек запоминает: - только 10% того, что он читает;

Результаты исследования немецких ученых:

Человек запоминает:

- только 10% того, что он читает;

  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Системно-деятельностный  подход Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний , а на стимулирование поиска знаний , развитие умений эти знания применять на практике. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Системно-деятельностный подход

Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний , а на стимулирование поиска знаний , развитие умений эти знания применять на практике.

Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Для этого учитель ставит ряд вопросов: - какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; -какие методы и средства обучения выбрать; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Для этого учитель ставит ряд вопросов:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

-какие методы и средства обучения выбрать;

-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций  деятельностного подхода состоит в следующем: - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.

Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем:

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Например: Определение в учебнике: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником». А если так …. «Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».

Например:

  • Определение в учебнике: «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником».

А если так ….

«Параллелограмм, у которого есть прямой угол, называется прямоугольником».

Этапы урока 1. актуализация знаний; 2. постановка проблемы; 3. стадия генерирования и накопления идей; 4. обобщение предположений, выход на правило; 5. творческая работа с новым материалом; 6. рефлексия.

Этапы урока

1. актуализация знаний;

2. постановка проблемы;

3. стадия генерирования и накопления идей;

4. обобщение предположений, выход на правило;

5. творческая работа с новым материалом;

6. рефлексия.

Начало урока «Шаг навстречу».   Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Главное «захватить» внимание учащихся.  Разгадывание кроссворда , с ключевым словом относящегося к теме урока , ребус, неожиданный вопрос и т.д.

Начало урока «Шаг навстречу».

  • Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.

Главное «захватить» внимание учащихся.

Разгадывание кроссворда , с ключевым словом относящегося к теме урока , ребус, неожиданный вопрос и т.д.

Интерактивная лента Какая знаменитая теорема имеет столько доказательств?

Интерактивная лента

Какая знаменитая теорема имеет столько доказательств?

Постановка цели урока Цель урока должна мотивировать учащихся к учебной деятельности 1) актуализируются требования “надо”;  2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”; 3) устанавливаются тематические рамки “могу”.

Постановка цели урока

Цель урока должна мотивировать учащихся к учебной деятельности

1) актуализируются требования “надо”; 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность “хочу”;

3) устанавливаются тематические рамки “могу”.

Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?

Какие методы обучения способствуют

повышению эффективности образовательного процесса, при использовании деятельностного подхода?

Методы учебной деятельности -Проблемное объяснение нового материала - Групповая форма обучения -Проектная деятельность учащихся -Самостоятельное изучение нового материала- работа с источниками, ЦОР, интернетом. - Работа в парах

Методы учебной деятельности

-Проблемное объяснение нового материала

- Групповая форма обучения

-Проектная деятельность учащихся

-Самостоятельное изучение нового материала- работа с источниками, ЦОР, интернетом.

- Работа в парах

Роль учащегося Обсуждают и ставят цель своей деятельности Согласовывают и выбирают способ достижения цели Составляют план достижения цели Роль учителя на первых порах подводит, затем – побуждает, а затем направляет ,с помощью исследовательских методов.

Роль учащегося

Обсуждают и ставят цель своей деятельности

Согласовывают и выбирают способ достижения цели

Составляют план достижения цели

Роль учителя

на первых порах подводит, затем – побуждает, а затем направляет ,с помощью исследовательских методов.

Позиция учителя:  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.  Позиция ученика:  за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
  • Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Реализация обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Реализация

обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Первичное закрепление На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Или выполняют задания по эталону

Первичное закрепление

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Или выполняют задания

по эталону

Рефлексия На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .

Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносится ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее