Путеводная Звезда.
- Мама, нам сегодня в школе сочинение задание.
- Интересно! И на какую тему?
- Мой кумир.
-Неплохо. А ты уже знаешь о ком писать?
- Мысли есть, но ведь бабушка говорит, что кумир – это плохо.
- Возможно, бабушка имела в виду 2 заповедь. Знаешь, в этом она права. Но иметь какие-то правильные ориентиры – это не поклонение, назови его иначе, конечно с учителем согласуй. Назови с кажем «Путеводная звезда».
- Путеводная звезда. Мне нравиться. А теперь расскажи, почему именно так «Путеводная звезда»
Автор: В Евангелии от Матфея есть рассказ о звезде, которая указывала волхвам путь к месту рождения Иисуса.
Ведущий:
Тихо полночь плывет над уснувшей землей,
Ночь безмолвна, пустыня тиха.
В эту ночь на земле нет греха...
И горит, и сияет на небе звезда,
И к звезде, воссиявшей вдали,
Днем и ночью спешат, позабывши покой,
От востока волхвы-короли…
Волхвы входят с дарами.
1-й волхв:
Мы цари-звездочеты,
В звездном небе подсчеты
Мы ведем:
Валтазар, Гаспар, Мельхиор.
2-й волхв:
Мы Царю Вселенной
Красоты несравненной
Дар везем,
Валтазар, Гаспар, Мельхиор.
3-й волхв:
Злато, смирну и ладан,
Драгоценного нарда
Мы несем,
Валтазар, Гаспар, Мельхиор.
Три царя́, также маги (греч. μάγοι) — Мельхио́р, Каспа́р (Гаспа́р, Ка́спер), Бальтаза́р (Балтаза́р[1], Белтаза́р[1], Валтаза́р, Валтаса́р[2], Вальтаза́р, Вальтаса́р) — принятые в западноевропейской традиции имена магов (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество (см. поклонение волхвов). В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.
«Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
Святитель Иоанн Златоуст, а с ним соглашаются и многие другие исследователи Писания, полагал, что звезда эта была не совсем обычной.
Богослов пишет: «Она была не обыкновенная звезда, и даже не звезда, а, как мне кажется, какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды…Звезда Христова превосходством своего блеска преодолела самый свет солнечный и была яснее солнца».
Преподобный Максим Исповедник называет это явление «величайшим светом ведения».
Многие, наверное, согласятся – это была чудесная звезда, ведь она не только сообщила волхвам весть о рождении, но и сопровождала волхвов на всем пути, и остановилась над местом рождения Спасителя.
Обратимся к словарям.
В Толковому словарю Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
• Путеводная звезда (высок.) о том, кто (что) определяет чей-н. жизненный путь, развитие деятельности [первонач., по библейской легенде, о звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа].
Путеводная нить (высок.) то, что помогает найти правильный путь, ведёт к правильному решению.
В Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона
путеводная звезда — руководящее, как звезда, руководящая, указывающая путь, направление Ср. И ныне следом за тобою Пуститься в путь дерзаю я; Пусть путеводною звездою Сияет вера мне твоя. К.Р. А.А. Фету. 29 марта 1887 г.
В Большом словаре русских поговорок ФСРЯ, 172; БМС 1998, 204 …
Путеводная звезда — Книжн. Высок. 1. Руководящая, направляющая мысль, указывающая верное направление в какой л. области жизни.
Человек, определяющий каким л. образом чью л. жизнь, деятельность.
Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, ...
Николай Уваров - 2017 - Путеводная звезда.
Но какими бы ни были теории и размышления, подкрепляемые различными данными, в своем общении с другими мы используем этот чудесный образ из описания евангельских событий для характеристики того человека, который служит для нас образцом и примером в жизни и деятельности.
В мировой литературе было немало писателей, которые превосходно знали Священное писание, изучали его, использовали идеи и образы в своем творчестве.
Например, в русских народных сказках очень трогательным является образ ребенка. Его явление ждут с нетерпением и нежностью. Вслушаемся в отрывок из «Сказки о царе Салтане», которая написана Пушкиным в соответствии с теми нравственными нормами, которые приняты в православии:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Итак, ребенок – Божий дар. Не случайно у болгар есть мужское имя Божедар.
Пушкин особенно оговаривает время, рождение ребенка в ночь перед Рождеством, в этот праздник принято дарить подарки, а дар, который получили горячо любящие друг друга царь с царицей - ни с чем не сравним.
Уже со временем своего рождения Царевна уготована для того чтобы значит взять и принять — слово Божие и нести, испить чашу Его страданий.
Для А. С. Пушкина путеводная звезда – это свет к Богу.
А князь Константин Романов, творивший под псевдонимом К.Р, вот что писал Афанасию Фету, которого считал своим литературным наставником:
Отважно пройдена дорога,
И цель достигнута тобой:
Ты, веря в доброе и в Бога,
Свершил высокий подвиг свой.
И ныне следом за тобою
Пуститься в путь дерзаю я;
Пусть путеводною звездою
Сияет вера мне твоя.
Для А. С Пушкина путеводная звезда – это стремление к Богу.
звезда, ведет человека по жизни, освещая трудный путь, усыпанный испытаниями?
Есть ли на свете что-то более ценное, чем искренняя любовь, которая, словно путеводная
У Федора Михайловича ДОСТОЕВСКого идеал - личность Христа с Его совершенной любовью. .
. Именно любовь является выражением предельной свободы и одновременно величайшим «самостеснением», жертвой, победой над «натурой» Адама. По убеждению Д., только подобная любовь способна преобразить «темную основу нашей природы», восстановить в человеке первоначальный образ, восполнить «укороченное» эгоистической гордостью его сознание. Одна из самых главных и заветных мыслей Д., доверенная его герою, звучит так: «На земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного Христова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом» (ПСС. Т. 14. С. 290). Потому-то так важно, заключал писатель, беречь «знамя Христово», ибо только оно помогает ясно различать добро и зло, не позволяет «слепотствующему» уму увлекаться ложными ценностями, оживляет в очищающемся сердце подлинную любовь.
В Петропавловской крепости Достоевский написал “Детскую сказку”, позже названную “Маленький герой”, в котором рассказано о пробуждении любви в душе юного героя: он, как верный “паж”, спасает честь дамы своего сердца и совершает свой “рыцарский” подвиг самоотверженной любви — подвиг служения другому человеку.
По поводу этого рассказа Достоевский говорил Вс. С. Соловьеву: “…мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трех дней не выдержу, и — вдруг совсем успокоился. Ведь я там что делал?.. я писал “Маленького героя” — прочтите, разве в нем видно озлобление, муки? Мне снились тихие, хорошие, добрые сны, а потом чем дальше, тем было лучше. О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого–то озлобления говорят! ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно” (Ф. М. Д. в воспоминаниях современников, II, 199–
22 декабря 1849 года, когда был объявлен приговор и были сделаны приготовления к казни осужденных, Достоевский был уверен, что через несколько минут умрет и “будет с Христом”. Нежданное помилование он пережил как воскрешение из мертвых.
В этом письме он прощался с прежней и начинал новую жизнь: “Брат! я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я сознал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою. Да правда! та голова, которая создавала, жила высшею жизнию искусства, которая сознала и свыклась с возвышенными потребностями духа, та голова уже срезана с плеч моих. Осталась память и образы, созданные и еще не воплощенные мной. Они изъязвят меня, правда! Но во мне осталось сердце и та же плоть и кровь, которая также может и любить, и страдать, и желать, и помнить, а это все–таки жизнь!” (Д., XXVIII. Кн. I, 162).
С Новым Заветом писатель никогда не расставался, он пронёс его через каторгу, всегда брал его в путь, хранил на письменном столе. По этой книге Достоевский учил русскому языку дагестанского татарина Алея, который сказал ему на прощание, что из каторжника он сделал его человеком. Евангельские сюжеты находили отражение в его творчестве и служили источником художественных и духовных откровений, на протяжении всей жизни они согревали его творческий очаг.
Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неуменье жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья. Si jeunesse savait! [4] Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму. Брат! Клянусь тебе, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, всё утешение мое” (Д., XXVIII. Кн. I, 164).
Позднее он позвал своих детей, прочитал им историю о потерянных сыновьях из Евангелия от Луки (глава15) и сказал «Дети мои, никогда не забывайте того, что вы сейчас слышали. Доверьтесь Богу и никогда не сомневайтесь в его милости. Я вас очень люблю, но моя любовь ничто по сравнению с бесконечной любовью бога к людям. Если даже вы совершите преступление, то и в этом случае не сомневайтесь в Боге. Вы его дети, склонитесь перед ним так, как преклонился потерянный сын перед своим отцом. Просите его о прощении, и он будет этому так же рад, как радовался отец возвращению своего потерянного сына».
Судьба этого великого подвижника Земли Русской покоряет нас: врач, профессор, художник, священник… Его стремление приносить пользу людям, служить людям, преодолело художественные устремления души. Он заставил себя идти по трудному пути врача «моё стремление быть полезным для крестьян».
В наши дни образ путеводной звезды используется повсеместно.
На основании этого делаем вывод, что
«Путеводная звезда – так говорят о человеке, который направляет кого-либо в жизни или работе, являясь хорошим примером, которого хочется придерживаться».
Для каждого из нас светит путеводная звезда во всех его начинаниях и делах.
И тем, кто использует его, наверняка интересно знать, что в основе фразеологизма лежит библейский образ.