Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста. Инклюзивное образование
Аллаярова Г.С., педагог-психолог
МДОБУ детский сад
комбинированного вида «Солнышко» город Сибай;
Суярова М.У., учитель-логопед
МДОБУ детский сад
комбинированного вида «Солнышко» город Сибай;
Талачева Л.Р., старший воспитатель
МДОБУ детский сад
комбинированного вида «Солнышко» город Сибай;
Зайниева С.Г., физинструктор
МДОБУ детский сад
комбинированного вида «Солнышко» город Сибай.
Аннотация: В статье раскрывается понятие инклюзивное образование и в чем заключается психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интеграция, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования состоит в формировании определенной суммы знаний и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Но неблагоприятные экологические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, а для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Роберт Ингерсолли сказал: «Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами». Есть дети, которые отличаются от других. И нередко они отгорожены от других сверстников. Поэтому появилось особое инклюзивное образование в дошкольных учреждениях. Россия только в стадии формирования инклюзивного образования, еще много предстоит сделать на местах, но и на законодательном государственном уровне.
Что же такое инклюзивное образование? Обратимся к интернету. В Википедии мы нашли определение. Итак, «Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной».
Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность. Поэтому в современном обществе воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. В связи с этим мы должны создать условия в дошкольных образовательных учреждениях по ФГОС, для того чтобы дети с ОВЗ наравне с другими воспитанниками, могли учиться жить общей полноценной жизнью, чтобы в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной частью. Необходимо с раннего возраста обучать детей взаимовыручке, взаимопомощи, взаимодействию друг с другом. Ребенок сможет, общаясь с другими детьми, усвоить необходимые ему поведенческие и коммуникативные функции. Дети в раннем возрасте успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии. Каждый «особый ребенок» мог бы спокойно учиться преодолевать свои недостатки и с ранних лет социализироваться в реальный мир.
В рамках инклюзивного образования необходимо в дошкольных учреждениях применить принцип индивидуального подхода каждому воспитаннику, где его нужды будут учтены. Мотивировать ребенка к самостоятельной деятельности, а взрослые лишь выступают в роли помощников в преодолении трудных ситуаций. Включение в образовательную деятельность абсолютно всех участников процесса в независимости от состояния их здоровья. «Сопровождать» ребенка это не означает идти рядом и ограждать от трудностей, а означает помогать сделать самостоятельный выбор осознанный, ответственный. Взрослый должен направлять, взаимодействовать, быть соучастником в какой либо образовательной деятельности ребенка. Это помощь в формировании ориентационного поля, в котором ответственность несет сам ребенок. Но конечно необходимо научить делать выбор, помочь разобраться в ситуации, составить план действий.
Под психолого-педагогическим сопровождением дошкольников применяют понятия:
- психолого-педагогическая диагностика;
-психолого-педагогическая реабилитация;
- психолого-педагогическое консультирование и просвещение;
- развивающая и психокоррекционная работа.
Необходимы вариативные методы обучения, которые свободно меняются в процессе работы с детьми. То есть, с применением вариативных образовательных форм и методов обучения и воспитания, ребенок ОВЗ может находиться в группе полное время или же с кратковременным пребыванием в ней. Обучаться с поддержкой и по индивидуальному маршруту обучения. Этот индивидуальный образовательный маршрут включает работу всех специалистов детского сада. Обязательна оценка динамики развития и эффективности коррекционно-развивающей работы специалиста с детьми. Так же важна работа с семьей, чтобы ребенок не чувствовал себя некомфортно в дали от родственников.
В дошкольных учреждениях с детьми ОВЗ необходимо ввести адаптивную программу обучения, где специально обученные специалисты способны организовать процесс обучения детей с любыми отклонениями и необходимо создать условия для внедрения инклюзивного образования в ДОУ. Среда должна быть безопасной, комфортной, уютной, соответствовать возрасту и интересу детей. Она должна быть вариативной, информативной, трансформируемой. Постоянно обновляться.
В нашем детском саду мы можем принять только детей с нарушением речи. В штате детского сада у нас педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель. Нам необходимы соответствующие специалисты по работе с детьми ОВЗ. Необходимо так же специальное медицинское сопровождение каждого «особого» ребенка. А ведь одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любое образовательное учреждение могло в любой момент быть готовым принять детей с ограниченными возможностями. Все дети должны быть включены в образовательный процесс, адаптированы к группе, приняты детским коллективом, с желанием посещать детское образовательное учреждение, получая при этом поддержку, помощь в овладении программы. А родители принимать помощь и включаться в процесс. То тогда, мы с гордостью можем сказать, что мы готовы к инклюзивному образованию в дошкольном учреждении.
Список литературы
Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М.: Просвещение, 1995.
Бурлова Н.Б. Социальная защита /Н.Б. Бурлова// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
Бомацарова О.Н. Деятельность дошкольного образовательного учреждения в аспекте инклюзивного образования // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2012. - № 2.
Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений /П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.
Инклюзивная практика в дошкольном образовании. /Под редакцией Т.В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.