«Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на уроках технологии»
В Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию таких детей направлено на развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия как средство социальной реабилитации ребенка и его семьи.
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Тем не менее, необходимо отметить, что существующая политика в сфере образовании не предоставляет реальных условий для полноценной реализации своего интеллектуально-личностного потенциала детям с ОВЗ и характеризуется рядом противоречий. С одной стороны, в принятой Правительством РФ «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывалось, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства. С другой стороны, в Законе «Об образовании в РФ» ключевое понятие «специальные условия» содержательно не раскрывается, что в значительной степени сдерживает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области образования, здравоохранения, социального обеспечения».
Еще одной нерешенной правовой проблемой, является отсутствие в Российском законодательстве единой терминологии, обозначающей лиц указанной категории («дети с ОВЗ», «дети с отклонениями в развитии», «лица, имеющие ограниченные возможности здоровья и особенности развития», «несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития», «дети-инвалиды»), применяемой в ряде федеральных законов.
При существующем разнообразии терминологии общими, однако, для всех понятий, характеризующих рассматриваемую группу лиц, является следующее:
• наличие у лица физических и (или), психических нарушений (особенностей) развития;
• имеющиеся нарушения (особенности) развития в той или иной степени затрудняют выполнение обычных для человека жизненных функций;
• имеющиеся нарушения (особенности) носят стойкий характер, что влечет необходимость оказания помощи человеку, создания особых условий для его жизнедеятельности.
Таким образом, ребенок с ОВЗ – это особый субъект права на образование, для которого характерно:
• наличие каких-либо психических и (или) физических нарушений развития, зафиксированных экспертной комиссией;
• потребность (в связи с указанными нарушениями) в особых условиях образования, касающихся содержания образовательных программ и планов, специального оборудования, и технологий обучения.
Итак, понятие «ребенок с ОВЗ» – более широкое и общее, включающее не только детей, имеющих статус инвалида, но и детей со слабовыраженными нарушениями в развитии, оценка образовательных возможностей которых осуществляется специалистами комиссий (ПМПК), создаваемых органами управления образованием регионального и муниципального уровней.
Процесс включения и сопровождения различных категорий детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской федерации.
В данном документе указано, что целью ПМПк учебного учреждения является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение является особой формой деятельности преподавателя, направленной на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений.
Наиболее точным и полным является определение Л.М. Шипицыной, понимающей под психолого-педагогическим сопровождением комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение данных категорий детей с ОВЗ в образовательном процессе строится на основе следующих принципов:
1) принцип системности – реализуется в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
2) принцип комплексности – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
3) принцип интегративности – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);
4) принцип приоритета особых потребностей ребенка – подразумевает выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
5) принцип непрерывности – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Формами сопровождения могут быть индивидуальная, групповая, фронтальная. Субъектами психолого-педагогического сопровождения выступают учителя, специальные педагоги, психологи, социальные педагоги, представители родительского актива и школьники с ограниченными возможностями.
Основу сопровождения составляют усиление позитивных факторов развития ребенка и нейтрализация негативных. Участники психолого-педагогического сопровождения создают условия для приобретения учениками положительного опыта как в семье, так и в референтной группе сверстников.
Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В. В. Воронковой, предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья. Занятия по трудовому обучению для детей с ОВЗ должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков.
Рабочая программа по швейному делу направлена на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы - рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так же использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность и включает следующие направления
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положение трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.