Психолого-педагогические аспекты проблемы дезадаптации подростков

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время исследователи заинтересованы проблемой дезадаптации подростков.

Факты грубого нарушения правил поведения учащимися в школе и за ее пределами, свидетельствуют о необходимости новых подходов к изучению данной проблеме.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Плешакова И.А.,

практический психолог

ГБОУСПО ЛНР «ЛВУФК»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время исследователи заинтересованы проблемой дезадаптации подростков.

Факты грубого нарушения правил поведения учащимися в школе и за ее пределами, свидетельствуют о необходимости новых подходов к изучению данной проблеме. Гуманистический подход к личности требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных, физиологических, психологических особенностей развития подростка. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения педагога, психолога, социального педагога координировать свои действия, выстроить систему работу с родителями подростка, оказывать психологическую помощь не только подростку, но и семье. Важно помнить при этом, что родители подростка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.

Анализ литературы показывает [1, с. 27], что понятие школьной дезадаптации является ни диагностическим, ни описательным [2, с. 30]. Это понятие составное и включает в себя несколько факторов развития самого явления школьной дезадаптации: психолого-педагогические, социально-средовые и медико-биологические [3, с. 240].

В последние годы педагоги-психологи отмечают у учащихся проявление равнодушного или негативного отношения к школе, частые нарушения дисциплины, низкую самооценку, повышенную тревожность и агрессию.

Д.И. Журавлёв акцентирует свое внимание на том, что трудности, с которыми сталкиваются современные подростки – признаки школьной дезадаптации, а не отклонения или патологические проблемы в развитии личности [5, с. 99-101].

Школьная дезадаптация – острейшая проблема, вызываемая многими факторами, в том числе социальными: сложная, нестабильная ситуация в обществе, нарушения микроклимата в семье.

В настоящее время сформировались следующие подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления как школьная дезадаптация.

1. Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления личности подростка к требованиям обучения в школе, которое выступает как индивидуальное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом понимании школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема [4, с. 12-16] .

2. Школьная дезадаптация – это многофакторный процесс понижения и нарушения способности учащегося к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, его психофизиологическим возможностям и потребностям. Эта позиция является выражением социально-дезадаптивного подхода [6, с. 21-26].

3. Школьная дезадаптация – это преимущественно социально-педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам [7, с. 151].

К числу педагогических факторов, негативно, влияющих на развитие личности учащегося относятся: несоответствие школьного режима и темпа учебного занятия, увеличения учебных нагрузок, превышение отрицательной оценочной стимуляции. Вследствие этого формируется конфликтный характер внутрисемейных отношений, на основе учебных неудач.

4. Школьная дезадаптация – это сложное социально-психологическое явление, суть которого составляет невозможность для подростка найти в просторах школьного обучения «свое место», на котором он может быть принят таким, какой он есть, самореализоваться и развивать свой личностный потенциал. Основная цель этого подхода направлена на улучшения психологического состояния подростка.

Таким образом, проанализировав базовые методические основания, можно определить школьную дезадаптацию следующим образом: школьная дезадаптация – социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности учащегося в сфере обучения, связанное с неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательного процесса и близкого окружения и его психофизическими способностями и возможностями.

Основными типами школьной дезадаптации являются:

1. неуспешное усвоение школьной программы обучения, включающая такой признак, как низкий темп усвоения учебной информации;

2. частые нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам;

3. систематически повторяющиеся правонарушения подростка в процессе обучения и за ее пределами (поведенческий компонент) [9, с. 22-23].

У большинства подростков, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно ярко могут быть выражены все три указанных компонента, однако преобладание среди проявлений того или иного из них зависит, с одной стороны, от возраста и этапов развития личности, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования дезадаптации.

Дезадаптация воспринимается как сопротивление подростка к целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами: промахи семейного воспитания; особенности характера и темперамента; несовершенство педагогической работы; неблагоприятные социально-бытовыми условия семьи [8, с. 38].

Таким образом, подростковый возраст с его бурными нейроэндокринными сдвигами с давних пор считается фактором, способствующим злокачественному развитию дезадаптации. Это один из кризисных этапов в становлении личности подростка.

Нами были рассмотрены различные подходы к определению школьной дезадаптации - медико-биологический (М.В. Врона), психофизиологический (А.А. Северный), социально-педагогический (Г.Ф. Кумарина) и социально-психологический (С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, И.А. Коробейников). В изучаемом понятии Н.В. Вострокнутов выделяет следующие структурные компоненты: когнитивный, поведенческий, эмоционально-личностный.

Список литературы

1. Батыгина Г.З. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Автореф. дисс. к. м. н. - Москва, 2008. - 28с.

2. Беззубова Е.Б. Типология школьной дезадаптации. // В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-27 октября 1995 г». Москва, 2008. - с.33-34.

3. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения / Н.В. Вострокнутов. – М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 2011. – 360 с.

4. Вроно Е.С. Трудные родители, несчастные дети / Е. С. Вроно // Семья и школа. – 2010. - № 4. – С.12-16.

5. Журавлев Д.И. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д.И. Журавлев // Народное образование. – 2012. – № 8. – С.99-101.

6. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Г. Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова, Т.Х. Борисова // Вопросы психологии. – 2008. - № 4. – С.21-26.

7. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя [Текст]/ М.И. Лукьянова. - М.: П., 2009-187с.

8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст]/ Е.В. Руденский. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 2008.-224с.

9. Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление/ А.А. Северный. – М.: Просвещение, 2009. – 260 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее