Психологическое сопровождение при подготовке к экзаменам и ЕНТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ И ЕНТ
С учетом выделенных особенностей государственной аттестации выпускников школ строится программа психологического сопровождения при подготовке к экзаменам и ЕНТ, которая отражает все направления деятельности педагога-психолога:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями учащихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Организационно программа делится на блоки: работа с учащимися, работа с педагогами, работа с родителями.
Цель работы с учащимися: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи:
Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
Обучение приемам активного запоминания.
Работа проводится в три этапа:
диагностический – определение возможных направлений психологической работы
Цели:
– комплексная оценка индивидуальных особенностей личности выпускника, особенностей поведения и деятельности;
– определение индивидуального стиля познавательной деятельности с целью оптимизации процесса подготовки к ЕНТ.
– Какие особенности процедуры ЕНТ необходимо учитывать при разработке диагностического блока?
IQ, интеллектуальная мобильность, развитие памяти, мышления, внимания. Благодаря полученным результатам можно судить не только о наличном уровне сведений по отдельным предметам, но и об уровне развития мыслительных операций, самостоятельности мышления. А также о степени утомляемости, индивидуальных стилях деятельности, наиболее продуктивных периодах для работы. В отличие от традиционного экзамена, тесты, не имеющие логической связи между заданиями, требуют умения оперировать большим объемом данных и быстро переключаться с одной темы на другую. Поэтому, для выполнения заданий ЕНТ необходимо понять, какие психологические функции обеспечивают их успешное выполнение. Преимущественно это хорошее внимание (концентрация, переключение) и оперативная память.
Выявления мотивационных тенденций к достижению успеха или боязнь неудачи. Мотивированные на достижение успеха школьники ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
Саморегуляция и самоконтроль. Способность к саморегуляции – это важное качество, которое помогает человеку сохранить внутреннее равновесие. Стрессоустойчивость – это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека.
Профориентация. Позволяет вести разговор о сфере интересов, желаний, предпочтений подростков, востребованности выбранных профессий на современном рынке труда, а также об условиях труда и требованиях, предъявляемых к каждой профессии.
Результаты диагностики позволяют выделить проблемные зоны 11-классников:
высокий уровень тревожности (ситуативная, личностная);
недостаточное развитие познавательных процессов;
слабая, неустойчивая нервная система; низкий уровень стрессоустойчивости;
интеллектуальная усталость, снижение работоспобности.
психолого-профилактический – практическая работа с группой.
Цель психологических тренингов:
– понять, от чего зависит успешность в том или ином начинании;
– выяснить сферу наибольшей успешности того или иного обучающегося;
– осознать личностные ценности и установить приоритеты;
– укрепить чувство собственного достоинства;
– продемонстрировать знания в ситуации стресса и непредсказуемого результата и т.д.
Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, индивидуальные и групповые консультации, оформление памяток.
Тестирование в формате ЕНТ предполагает формирование особых навыков:
– умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных;
– умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
С подростками, готовящимися к ЕНТ, для преодоления когнитивных трудностей можно проводить развивающие занятия. Сильная сторона обучения в форме тренинга заключается в его специфической атмосфере: никто не учит, как надо жить. Выполняя разнообразные упражнения, участники сами обнаруживают то, как можно по-другому воспринимать себя и жизнь вокруг, как изменить собственное поведение, чтобы достигнуть нужных результатов.
Работа на таких занятиях позволяет напрямую воздействовать на каждого ученика и уровень развития его способностей, от которых зависит эффективность обучения.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Максимальное использование тренинговых методов обучения.
Психологическая безопасность.
Структура занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и особенностей класса. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
– Упражнения для разминки должны быть направлены на стимулирование процесса самопознания и саморазвития. Необходимо содействовать развитию личности учащихся, способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
Ассоциативные упражнения: «Неужели это я!», «Привет! Я – …….. (имя)! А ты кто такой?», «Если бы я был…., то был бы…»; Привет! Я …, люблю…»;
Упражнения, подчеркивающие индивидуальность: «Никто не знает, что я…», «Я люблю себя за …», «Я живу для…»; «Ромашка откровений», «Откровенно говоря…»;
Разминка, как компонент диагностического занятия: «Что изменилось?», «Счет на пальцах», «Счет до 10», «По радио сказали…», «Считалка»;
Распознавание эмоционального состояния и самоанализ: «Я думаю, что ты сегодня …», «Ассоциации на слово (экзамен, ЕНТ и т.п.)», «На сколько вы уверенны?» (как вариант «Градус волнения»).
Важно! Разминка должна подтверждать логику построения занятия и мотивировать учащихся на работу!
2.Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления учащихся).
Материал основной части занятия может включать следующие методы и формы работы:
Мини-лекции
Дискуссии (притчи, истории)
Мозговой штурм
Игры и упражнения (в том числе, телесно-ориентированные техники, арт-терапия и т.п.)
Это так же может быть отдельная психологическая игра (по конкретной тематике) – «Запомни и передай», «У меня все получится» и т.п.
– «Эксперимент» – «Мои ресурсы» («Фоторобот»)
– «Первая помощь» («Карта страха»)
– «Мое позитивное настроение» – коллаж «Пути выхода из стресса»
– «Ярмарка качеств» – рефлексия «Я считаю себя уверенным человеком, потому что…»
3.Рефлексия занятия – оценка занятия. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Возможно также использовать в качестве рефлексии следующих упражнений:
Продолжи фразу: «Я думаю, что успешно сдам экзамен, потому что…», «Я хвалю себя за …»;
Итог занятия: «Покажи пальцем», «Чемодан в дорогу», «Волшебный карандаш»; «Итог ЕНТ (Возможности, которые предлагает мне жизнь)», «Свет мой зеркальце скажи…»;
Расслабление или мобилизация: «Снежки», релаксация по представлениям;
Составление собственного герба, значка «К экзаменам готов!», портрета «В лучах солнца» и т.п.
оценка эффективности развивающих воздействия
Цель: сравнительный анализ результатов, составление мониторинга эффективности проведенной работы.
цель работы с педагогами:
За годы обучения в образовательном учреждении подросток не раз отвечал устно или письменно и не раз оказывался в ситуации проверки знаний. И не всегда это были удачные ответы. Накопление уровня неудач очень опасно. Проблема заключается в том, что один и тот же результат может быть:
— весомым вкладом в копилку неудач;
— нейтральным событием;
— просто полезным опытом.
У взрослых людей последствия определяются их внутренней оценкой события. У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется и важную роль в этом играет мнение значимых взрослых людей, родителей и, конечно, учителей.
Поэтому педагогам важно владеть способами и приемами:
— создания стабильной, позитивной, творческой обстановки в классе;
— проявления человеческой теплоты;
— краткой и эффективной мышечной релаксации.
Учителя также должны хорошо знать правила проведения ЕНТ.
Работа с педагогами может проводиться в групповой и индивидуальной форме:
педсовет
тренинг эффективного общения
индивидуальное консультирование педагогов по их запросам.
Для подростка в период подготовки и сдачи экзаменов важны:поддержка со стороны взрослых, значимых людей;
знание, что он не одинок и есть возможность обратиться за помощью;
уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха.Цели работы с родителями:
формирование у родителей реалистической картины ЕНТ и коррекция нереалистических ожиданий.
Из перечня задач, которые может решать практический психолог, выделим те, что имеют непосредственное отношение к его взаимодействию с родителями в процессе подготовки к ЕНТ:
– разработка и осуществление совместно с учителями и родителями развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей школьников;
– консультирование родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания учащихся, развития их внимания, памяти и др.