Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра «школа понимания

Актуальность.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки














Доклад на тему:

«Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра «школа понимания»










Автор работы:

Бармина Юлия Александровна

педагог- психолог

МБОУ СОШ № 2 г. Слюдянка










Слюдянка, 2019

Актуальность.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.

Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ОВЗ по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец прежде всего смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. Часто он не видит никаких жизненных перспектив, но он обеспокоен стрессом, который испытывает его жена, на него также ложатся особые материальные тяготы, связанные с содержанием семьи, так как матери в большинстве случаев бывают вынуждены оставить работу. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Что же можно сказать о воспитании ребенка с проблемами здоровья. Уже доказано, что искажение родительского отношения может вызвать у таких детей вторичные нарушения.

Таким образом, проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья оказывается более чем актуальной, и решение её требует комплексного подхода, организации психолого-педагогической помощи родителям и детям, с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях.

  1. Цель

Социально-психологическая помощь и поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Задачи

  • Информирование родителей о психологических и педагогических особенностях ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, психологии воспитания и психологии семейных отношений;

  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

3. Методы и формы деятельности.

  • Наблюдение, анкетирование, психодиагностические тесты и личностные опросники, психолого-педагогический анализ.

  • Семинары, занятия с элементами тренинга, круглые столы, лекции, индивидуальные и групповые консультации.

4. Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы

детско-родительских отношений;

  • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

  • формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;

  • совершенствование коммуникативных форм поведения;

  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

5. Приложение.

  • Конспекты проведения занятий с элементами тренинга

  • Методические рекомендации родителям

  • Диагностический инструментарий



6. Литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Издательство "Ось-89", 2006.

  2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.

  3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.

  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.

  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  6. Методы изучения и диагностики психического развития ребёнка/ Под ред. Н.И.Непомнящей. - М.: 2005.

  7. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.

  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1998.

  9. Франке-Грикш М. “Ты с нами!” — М., 2005.

  10. Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.































Приложение


Конспекты занятий с элементами тренинга.


Занятие №1

Навыки эффективного общения.

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Знакомство»

Педагог предлагает каждому участнику по очереди (по кругу, по часовой стрелке) представиться и рассказать о себе то, что считает необходимым.

  1. Упражнение «Нетрадиционный способ приветствия»

Участники группы, хаотично перемещаясь по комнате и встречаясь друг с другом, здороваются предложенным способом: кивком головы, ладошками, пяточками, спинками, плечом.

  1. Введение ритуалов работы в группе.

«Приветствие». Чаще всего этот ритуал вырабатывается группой, но у ведущего должен быть в запасе и свой вариант. Например: стоя в кругу, участники поднимают вверх сцепленные руки.

«Прощание». Каждое занятие также оканчивается ритуально. Например: все участники группы создают общий круг, в котором они стоят с закрытыми глазами, положив свои руки на плечи соседа и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

«Выработка правил работы группы». Ведущий вводит правила, по которым будет работать группа. Некоторые из них уже продуманы самим ведущем, и предлагаются для общего обсуждения. Предварительно часть правил уже записана на доске, для остальных оставлено свободное место. Примерные правила: «здесь и сейчас»; правило поднятой руки; право вето у ведущего; высказываемся без оценки личностей, и т.д. (предлагает группа).

  1. Игра «Похвалилки»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение самооценки и статуса детей с ОВЗ.

Все участники встают в круг. Ведущий выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо.....» — называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...» Если никто из присутствующих не может присоединиться к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

После ведущего все участники по желанию могут выходить на середину круга и заявлять о своих умениях, причем каждый может похвалить себя столько раз, сколько ему хочется.

Рекомендации ведущему: бывает, что дети с ОВЗ сами выходят в круг (иногда не соблюдая очередности). Но бывают случаи, когда кто-то из детей стесняется, тогда инициативу могут взять на некоторое время взрослые.

На первых этапах игры чаще всего и дети, и взрослые называют очевидные и престижные умения: «Я умею читать», «Я умею чистить картошку», «Я умею водить автомобиль». Однако на последующих этапах взрослые могут в перечень достойных качеств и поступков включать такие нравственные понятия, как «Я умею хранить секреты», «Я умею дружить», «Я умею любить свою доченьку» и др.

Проведение этой игры помогает установить в группе позитивную эмоциональную атмосферу, изначально принять каждого участника как успешного человека, что особенно важно при общении с детьми с ОВЗ.

  1. Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.


  1. Релаксация «Дерево»

Всем участникам предлагается встать в круг, представить, что тело – окаменевший ствол дерева.

Ведущий. Весна, почва прогрелась под солнечными лучами, и дерево постепенно начинает просыпаться от зимней спячки. Вот согрелись корни дерева, ваши ноги (медленно наклониться к ногам и так же медленно выпрямиться). Теплый сок по стволу пошел вверх, оживляя крону дерева, его веточки. Постарайтесь почувствовать, как тепло наполняет ваше тело. Когда тепло вы почувствуете в кистях рук, это значит, что крона дерева тоже проснулась, на веточках появляются листочки (руки медленно поднять через стороны вверх, развести в стороны и снова поднять над собой), листочки распускаются наполняются светом солнца, влагой. Расправьте свои плечи, поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох.

После выполнения упражнения детям предлагается высказать свои ощущения: поднять руку тем, у кого получилось почувствовать тепло в теле, кто почувствовал, как проснулось его деревце.

  1. Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

  1. Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

Рефлексия занятия.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);

  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые).



Занятие № 2

Конструктивное общение на основе уверенного поведения.

Цель: ознакомление и обучение родителей конструктивному общению с ребенком.

Ход занятия:

  1. Ритуал группового приветствия.

  2. Игра «Подпрыгни, пожалуйста»
    Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова. Это «спасибо» и «пожалуйста». Далее ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники выполнят их только в том случае, если ведущий попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Подпрыгните, пожалуйста» (все участники выполняют команду), «а теперь хлопните в ладоши три раза» (команда не выполняется).

Затем ведущий просит кого-то из участников побыть в роли ведущего.

  1. Упражнение «Цветик-семицветик»

Цель: обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств.

Каждая диада получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, ведущий собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения. Если ответы в диадах решено давать письменно, можно взять лепестки домой и попросить других членов семьи продолжить предложения. Ответы на вопрос должны быть краткими.

Варианты незаконченных предложений на лепестках могут быть следующими:

— Я радуюсь, когда...

— Мне весело, когда....

— Я волнуюсь, когда....

— Я огорчаюсь, когда.....

— Мне хочется плакать, когда...

— Я люблю, когда....

— Я хочу, чтобы ты...

После окончания упражнения представители диад делятся своими впечатлениями в свободной форме, по желанию могут рассказать, что их удивило в ответах партнера

  1. Игра «Охота»

Сейчас мы хотим предложить вам игру, которую вы можете использовать со своими детьми, для того чтобы снимать некоторые агрессивные проявления.

Все участники группы разбиваются на четыре равные подгруппы и образуют квадрат. Каждая группа становиться в один угол квадрата. Ведущий дает установку:

- каждая подгруппа выбирает себе роль (охотников; львов; змей; обезьян);

- ведущий показывает специальные движения, характерные для каждой роли (охотник - становятся в позу стреляющего из ружья и озвучивают свои действия звуками стрельбы - «т-д-д-д»; львы -поднимают руки вверх растопырив пальцы и согнув их в виде когтей и озвучивают свои действия рыком; змеи - водят рукой имитируя движения змеи и озвучивают характерным шипением; обезьяны -кладут одну руку себе на грудь, вторую на голову и начинают одновременно себя ими бить, озвучивая все это звуком «у», характерным для них).

- в каждой подгруппе определяется главный герой, который будет задавать темп игре и менять направление;

- игру начинают охотники, все одновременно делают свое движение с озвучанием, и по решению главного охотника игра переходит к той группе зверей, движение которой повторит глава охотников;

- по мере игры темп убыстряется.

5. Упражнение “Яйцо”

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.

Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка.

Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.

  1. Арт-техника “Совместный рисунок”

Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.

Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.

Презентация рисунков:

— Как называется рисунок?

— Кто был инициатором идеи?

— Кто что рисовал?

— Удобно ли было рисовать вдвоем?

— Какие чувства испытывали?

— Что на рисунке главное?

  1. Упражнение “Спасибо”

Цель: разрядка эмоционального напряжения.

Все участники в произвольном порядке двигаются по комнате. Каждый должен заглянуть в глаза каждому и сказать “спасибо”, никого не пропустить, повторяться можно. В заключение разбиться по парам “мама—ребенок”, обняться, показать, как вы друг друга любите.

  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия

Ведущий. Что, по вашему мнению, положительное в таких совместных занятиях, а что отрицательное?


Занятие № 3.

Учимся сердиться.

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”. Приобретение навыков чувственной коммуникации с ребенком.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Игра “Давайте поздороваемся”

Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.

Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом ручками, ножками, лбами, носами, одним ушком, другим, попами, животами.

  1. Игра “Кто быстрее?”

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Каждой паре дается газета, которую необходимо порвать на мелкие кусочки (“снег”) в течение 1 минуты.

  1. Игра “Снежный бой”

Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.

Ведущий. Вы — снеговички и живете в своих домиках. Вот однажды что-то произошло, и снеговички поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — засыпать “снегом” (который мы только что с вами изготовили) соперника, не оставив на своей территории ни снежинки.

Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”.

Обсуждение:

— Какие чувства вы испытали в ходе игры?

  1. Игра “Обзывалки”

Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Обсуждение предыдущей игры

— Как вы думаете, из-за чего снеговички поссорились?

— Можно ли было обойтись без боя?

— Как можно показать, дать понять другому человеку, что тебе что-то не нравится? Как вы поступаете в таких ситуациях?

Ведущий. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая вам подскажет, как можно сердиться “культурно”. Передавая мяч друг другу в парах, вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку: “овощи”, “фрукты”, “цветы”, “мебель”, “посуда”, “игрушки”), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы… морковка!” (Дается 1–2 минуты).

А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно-ласкательной форме, то есть ласково: “Ах ты, морковочка!” (Дается 1–2 минуты).

Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при выполнении следующего задания.

  1. Аппликация “Снежная картина”

Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.

Участникам предлагается создать на листе бумаги “Снежную картину” из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины.

  1. Упражнение “Снеговички”

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Родители “лепят” из своих детей “снеговичков”, стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям “лепить” активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего “снеговичка”:

— Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?

  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия

Цель: подведение итогов.

— Что мешает, а что помогает в выполнении совместного задания, общего дела?



Занятие № 4.

Эффективное взаимодействие.

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение «Поменяйтесь местами те…»

Цель: настроить на активное взаимодействие.

Ведущий. Поменяйтесь местами те, у кого голубые глаза… кудрявые волосы… у кого есть красное (или другой цвет) в одежде… кто сегодня завтракал…

  1. Игра “Да и нет”

Цель: снять негативное напряжение.

Участники стоят в парах лицом друг к другу.

Ведущий. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Кто-то из вас будет говорить слово “да”, кто-то — “нет”. Начинать нужно тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Затем вы можете поменяться ролями. По сигналу игра останавливается. В заключение сделайте несколько глубоких вдохов.

Обратите внимание на то, как приятно побыть в тишине после такого шума.

  1. Игра “Черепахи”

Цель: развитие саморегуляции.

Ведущий. А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут черепахами, а дети — их “панцирями”. Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние — тот и победитель.

Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. По окончании — поздравление победителя. Затем роли меняются: ребенок — черепаха, мама — панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.

Обсуждение:

— Чем или кем быть было легче, приятнее?

  1. Упражнение “Эффективное взаимодействие”

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.

Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение:

— Когда было легче просить предмет?

— Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?

— Какие слова или действия побудили вас к этому?

  1. Упражнение “Маленькая птичка”

Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.

Звучит релаксационная музыка.

Ведущий. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.

  1. Арт-техника “Рисунок в круге”

Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.

Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками) закрасить пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и обсуждения каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значат. На что, по его мнению, похоже получившееся изображение.

Дается информация об использовании данного упражнения с целью мышечного контроля.

  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия

Цель: осознание полученного эмоционального опыта.

— Как одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?

— Как, по-вашему, это состояние возникло?

— Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого необходимо?


Занятие № 6.

Пойми меня.

Цель: развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “родитель—ребенок”.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение “Связующая нить”

Цель: формировать чувство близости с другими людьми.

Передавая клубочек по кругу, каждый участник делает несколько витков нити себе на палец.

Ведущий. Вот какая у нас “дружная семейка”. Все люди, как вы сейчас, как-то связаны между собой, а иногда и зависят друг от друга. Но в то же время каждый из вас — индивидуальность. Сейчас, сматывая клубочек, вы расскажете нам о себе, отвечая на вопросы: “Какой я?”, “Какая я?”.

  1. Упражнение “Закончи предложение”

Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах.

Ведущий. Вы все такие замечательные! Очень хочется узнать о вас побольше. Пусть каждый по очереди закончит такие предложения о себе: “Я хочу…”, “Я умею…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

  1. Игра “Маски”

Цель: учить сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Ведущий. У каждого из вас наверняка есть хорошие друзья. А для друга очень важно, чтобы его понимали без слов. Я предлагаю игру, в которой вы постараетесь увидеть и понять, какие чувства испытывает ваш друг.

Участникам предлагается определить эмоции по фотографиям детей. Затем можно дать задание участникам: выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление, обиду (по желанию). Остальные должны определить представленное чувство.

  1. Упражнение “Волшебные средства”

Цель: проработка различных средств понимания, развитие эмпатии.

Каждой паре предлагается разыграть ситуацию (карточки-задания), пользуясь “волшебными” средствами понимания. Затем поменяться ролями.

Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.

Обсуждение:

— Как вы помогли своим друзьям и близким? Что вы сделали?

— Можно ли ваши действия назвать “волшебными средствами” понимания?

  1. Игра “В тридевятом царстве”

Цель: установить взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Участникам предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается “шпаргалка” с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.

Инструкция для родителей

Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:

• Что бы ты там делал?

• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?

• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…

• А что бы ты сделал на месте главного героя?

• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?

• Что бы ты хотел изменить в сказке?

Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.

  1. Релаксационный комплекс, упражнение «Дерево»

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки, плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

  1. Игра “Волшебные заросли”

Цель: развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами.

Участники по очереди (все дети, взрослые по желанию) пытаются проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу “волшебными водорослями” — всеми остальными участниками. “Водоросли” понимают человеческую речь и чувствуют прикосновение. Они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их “плохо просят”. (Не забывайте, что у вас есть “волшебные” средства!) Для того, кто попадает в круг, “водоросли” водят хоровод и поют песенку: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? … у нас хороший, … у нас пригожий”.

Обсуждение:

— Когда водоросли расступались охотно?

— Когда им не хотелось расступаться?

— Что вы чувствовали, находясь в круге?

  1. Игра “Волшебный мешочек”

Цель: осознать свое эмоциональное состояние и освободиться от негативных эмоций.

Участникам предлагается сложить свои отрицательные эмоции (какие?) в черный мешочек, чтобы потом выбросить, а из красного взять себе положительные эмоции (какие?).

  1. Ритуал группового прощания.

Рефлексия.


Занятие № 7.

След на память.

Цель: закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.


Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Упражнение “Родители и дети глазами друг друга”

Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.

Участники по очереди рассказывают о своих близких:

— Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?

— Что любит делать?

Что ей (ему) нравится? Что не нравится?

— За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?

  1. Игра “Жмурки”

Цель: активизация взаимодействия на эмоционально-телесном уровне.

Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.

  1. Арт-техника “Ладошки”

Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.

Участникам предлагается в завершение цикла занятий оставить свой след — разноцветные ладошки на листе ватмана. Цвет краски каждый выбирает самостоятельно. Одну из ладошек красят гуашью с помощью губки и делают отпечаток. Затем “след” необходимо подписать.

  1. Упражнение “Серебряное копытце”

Цель: развитие доверия к окружающим.

Ведущий. Представьте себе, что каждый из вас — красивый, сильный олень. На вашей левой ножке — серебряное копытце. Как только вы трижды стукнете копытцем о землю, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой вы становитесь добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, исходящую от вас. Если вы хотите, чтобы добра в мире стало больше, стукните левой ножкой.

Участники стучат левой ногой об пол — дарят всем “волшебные монеты”.

  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов программы.

– Что больше всего понравилось?

– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?

– Что хотелось бы себе пожелать?

Родителям предлагается заполнить итоговую анкету (приложение)

  1. Завершение программы

Цель: завершение групповых отношений.

Ведущий. Помните этот “Волшебный мешочек”? (занятие № 6). В нем хранится все самое хорошее, что может пожелать себе человек. Сегодня я положила в него леденцы. Как вы думаете, они уже достаточно впитали в себя доброты, здоровья и любви?.. Давайте съедим по конфетке и станем еще добрее… Всего вам хорошего!

















Приложение

АНКЕТА

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

1. Произошли ли, по вашему мнению, какие-то изменения в результате занятий (если произошли, то какие):

• в поведении или эмоциональной сфере вашего ребенка ______________________________

• в ваших взаимоотношениях с ребенком____________________________________________

• в ваших взаимоотношениях в семье_______________________________________________

• в вас самих____________________________________________________________________

2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка?

________________________________________________________________________________

3. Какие упражнения, игры, задания показались бессмысленными, непонятными, бесполезными? __________________________________________________________________

4. Оцените (по 5-бальной шкале) эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:

• для детей______________________________________________________________________

• для родителей__________________________________________________________________

• для гармонизации внутрисемейных отношений______________________________________

• другое_________________________________________________________________________

5. Какие открытия для себя вы сделали в ходе работы в группе?_________________________

6. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга (содержание и проведение занятий, оборудование, место и время проведения, частота встреч) ______________________________

 






























Рекомендации родителям



ПОДДЕРЖАНИЕ У РЕБЁНКА НОРМАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ:

Важно:

— безусловно принимать его;
— активно слушать его;
— бывать (читать, играть, заниматься) вместе;
— не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
— помогать, когда просит;
— поддерживать;
— делиться своими чувствами (доверять);
— конструктивно разрешать конфликты;
— использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты...», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим (что-то сделаем) вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть»;
— обнимать не менее четырех, а лучше восемь раз в день.




ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Компоненты ответственности:

1. Понимание задачи.

2. Согласие с поставленной задачей.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.


Уровни ответственности:

  • Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.

  • Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.

  • Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно.


Условия воспитания ответственности:

1. Самоуважение.

2. Разумные ограничения.

3. Продолжительность и постепенность.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Учет особенностей характера.

6. Учет личного опыта.













ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ


  • Правило 1.

    • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой все в порядке».


  • Правило 2.

    • Если ребенку трудно и ребенок готов принять вашу помощь, обязательно ему помогите.
      Если решили помочь, то:

      • 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить.

      • 2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему ответственность за их выполнение.

  • Правило 3.

    • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте ему ответственность.

  • Правило 4.

    • Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.



«РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ»


  • Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

  • Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

  • Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.











ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.


1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.

9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку, сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя обслуживать. В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.






Диагностический инструментарий


Методика Э.Ф. Замбацявичене

«ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком — 5.



Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

    1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оцени­вается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 бал­ла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается поду­мать и дать правильный ответ. За правильный ответ пос­ле второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ непра­вильный, выясняется понимание слова «всегда». При ре­шении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопро­сы не задаются.

    2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин).

    3. В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.).

    4. Месяц зимы.. .(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

    5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец).

    6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да).

    7. Время суток ... (год, месяц, неделя, день, понедельник).

    8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

    9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы).

    10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экс­каватор, тепловоз).

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?» При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить ещё раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным развитем дают правиль­ный ответ).

  2. Река, озеро, море, мост, пруд.

  3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

  4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

  5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

  6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

  7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

  8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

  9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

    1. Огурец Гвоздика__________________________

Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля

    1. Огород Сад__________________________________

Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

    1. Учитель Врач_________________________________

Ученик Очки, больница, палата, больной, лекарство

    1. Цветок Птица________________________________

Ваза Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

    1. Перчатка Сапог_______________________________

Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный Мокрый______________________________

Светлый Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

      1. Часы Градусник____________________________

Время Стекло, больной, кровать, температура, врач

      1. Машина Лодка________________________________

Мотор Река, маяк, парус, волна, берег

      1. Стол Пол_________________________________

Скатерть Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

      1. Стул Игла____________________________

Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

        1. Окунь, карась...

        2. Метла, лопата ...

        3. Лето, зима ...

        4. Огурец, помидор ...

        5. Сирень, орешник ...

        6. Шкаф, диван ...

        7. Июнь, июль ...

        8. День, ночь...

        9. Слон, муравей ...

        10. Дерево, цветок ...

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100 % оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле:

ОУ = X 100%/40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень - равен 32 баллам и более (80-100 % ОУ).

Нормальный - 3-й уровень - 31,5-26 баллов (79— 65 %).

Ниже среднего - 2-й уровень - 25,5-20,0 баллов (64,9— 50 %).

Низкий - 1-й уровень - 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнем успешности. Для ребенка 7-8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25—20 баллов; нормальный уровень — 19,5—17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) — 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.



Диагностика уровня восприятия и воспроизведения

Методика «10 слов»

Методика заучивания десяти слов была предложена А,Р, Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика мо­жет использоваться для оценки состояния памяти, произ­вольного внимания, истощаемости больных нервно-пси­хическими заболеваниями, а также для изучения динами­ки течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Описание методики:

Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не пред­ставляет большой трудности. Желательно иметь несколь­ко таких наборов.

Примеры набора слов

  1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мед, дом.

  2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лед, ночь, пень.

Испытуемому дается инструкция:

«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые за­помнили, в любом порядке».

Экспериментатор читает слова медленно и четко. В про­токоле он отмечает крестиком или цифрой порядок и точ­ность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информатив­ным при анализе способа запоминаемого материала.) Иног­да больные называют лишние слова, что также отмечает­ся экспериментатором в протоколе.

Протокол исследования

Ф.И.О.______________________Дата________________Возраст_____________

Набор слов

Порядок предъявления


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Стол











  1. Вода











  1. Кот











  1. Лес











  1. Хлеб











  1. Брат











  1. Гриб











  1. Окно











  1. Мёд











  1. Дом











Общее количество воспроизведенных слов













Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения.

Инструкция: постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25.

Время выполнения задания фиксируется, а также количество ошибок.

11

18

14

17

24

21

20

13

25

22

1

12

8

3

23

16

4

2

19

7

6

10

15

5

9




















Тест- опросник родительского отношения к детям (ОРО).

Цель: выявление родительского отношения к ребенку, восприятия личности ребенка, его поступков.

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения «да» или «нет».

Текст опросника.

  1. я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

  3. я уважаю своего ребенка.

  4. мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. мой ребенок часто неприятен мне.

  9. я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. мой ребенок ничего не добьется в жизни.

  13. мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

  14. мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не стоят.

  15. для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

  16. мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

  17. мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

  18. моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет хороший человек.

  20. я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

  21. я принимаю участие в жизни своего ребенка.

  22. к моему ребенку «липнет» все плохое.

  23. мой ребенок не добьется успеха в жизни.

  24. когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. я жалею своего ребенка.

  26. когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.

  27. я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

  28. я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

  30. я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

  31. родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

  32. я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

  33. при принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

  34. я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

  35. в конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. я всегда считаюсь с ребенком.

  38. я испытываю к ребенку дружеские чувства.

  39. основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

  41. самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

  42. иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

  43. я разделяю увлечения своего ребенка.

  44. мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

  45. я понимаю огорчения своего ребенка.

  46. мой ребенок часто раздражает меня.

  47. воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

  48. строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. я не доверяю своему ребенку.

  50. за строгое воспитание дети потом благодарят.

  51. иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

  52. в моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  53. я разделяю интересы своего ребенка.

  54. мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

  56. мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  57. я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  58. нередко я восхищаюсь своим ребенком.

  59. ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  60. я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

  61. очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Бланк ответов к опроснику ОРО.

Шкалы

П-О

К

С

АГ

МН

3

4

6

1

2

11

8

10

9

5

19

13

12

14

21

7

30

17

15

16

25

32

48

22

18

20

31

41

50

28

23

24

33

58

57

54

26

27

34


59

61

29

30

35




37

38

36




39

40





42

43





44

45





46

47





49

51





52

53





55

56





60







Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – социальная желательность,

5 – инфантилизация.


Описание шкал.

  1. Принятие – отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить с ним много времени, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель испытывает к ребенку досаду, обиду и злобу, не доверяет ему.

  2. Кооперация – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  3. Симбиоз – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель стремится удовлетворять потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, ощущая себя с ним единым целым. Постоянное ощущение тревоги за ребенка, который кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

  4. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокий балл по этой шкале означает, что в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Проявления своеволии ребенка сурово наказываются, требование социальных достижений и социального успеха.

  5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимание ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы. Увлечения и чувства ребенка кажутся родителю детскими и несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурного влияния. Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать.


Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Цель: изучение характера эмоциональных отношений. Методика разработана Е.Ф.Бажиным и А.М.Эткиндом и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях. ЦТО может применяться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.

Стимульный материал: используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: 0 – серый, 1 – синий, 2 – зелёный, 3 – красный, 4 – жёлтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый, 7 – чёрный.

Используется следующий список: 1) моя мама; 2) мой папа; 3) брат или сестра (если они есть у ребёнка); 4) моё настроение в детском саду или школе; 5) моё настроение дома; 6) я сам; 7) воспитательница или учитель; 8) друг.

Порядок проведения напоминает игру. Перед ребёнком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек. Инструкция: «Назови, пожалуйста, какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т.д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т.д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с их оценкой плохого или хорошего и т.д.

Далее цвета ранжируются ребёнком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает своё ранговое обозначение.

Обработка результатов и интерпретация: чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом эти люди должны ассоциироваться ребёнком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наиболее отрицательный ранг в цветовой раскладке.

СЕРЫЙ (0) - бесцветен, нейтрален. Каждый, кто ставит его на первое место, хочет отгородиться от мира, быть свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия. Серый цвет символизирует попытку путем нейтралитета исправить обстоятельства, вызванные тревогой, которую символизирует отвергнутый цвет или цвета.

Если серый цвет на последнем месте, то человек хочет «объять все», не приемлет неучастия, чувствует, что имеет право участвовать во всем, что происходит вокруг него, в результате чего другие могут находить его слишком надоедливым, излишне любопытным и назойливым. Все, кто отвергает серый, принимают на себя всю полноту ответственности за окружающее, хотят использовать каждую возможность на своем пути к цели, не могут позволить себе отдохнуть, пока ее не достигнут.

СИНИЙ (1) – полное спокойствие, довольство, удовлетворенность, потребность в гармонии и покое, либо в отдыхе. Выбравший его человек хочет пребывать в окружении, свободном от беспорядка и ограничений, в котором жизнь течет плавно, в большем или меньшем согласии с традициями, при безмятежных и свободных от разногласий отношениях. Синий цвет означает и потребность в ощущении доверия к окружающим, в отношениях взаимного доверия. Если потребность в спокойствии и взаимном доверии остается неудовлетворенной, это дает толчок тревоге. При этом существующие эмоциональные отношения человек отвергает, поскольку они не отвечают тем высоким требованиям, которые он к ним предъявляет, находя их либо скучными, либо обременительными, и от этой тягостной обузы он жаждет избавиться. Синий цвет при этом означает «разрыв пут» или желание их порвать, следствием чего является беспокойное поведение, душевное возбуждение, в результате которого может пострадать способность сосредотачиваться.

ЗЕЛЕНЫЙ (2) – настойчивость, напряжение. Зеленый цвет олицетворяет честолюбие, самоутверждение, жажду высокого престижа. Это активная деятельность, целеустремленность, воля, упорство, твердость, постоянство, сопротивляемость, высокая оценка своего «Я», включающая желание повысить уверенность в своей ценности, попытку настойчиво отстаивать свои претензии. Зеленый цвет символизирует гордость, суровость характера, автократические тенденции, стремление управлять другими, направлять их, а также ощущение превосходства. Это состояние, при котором возникает потребность в уточнении фактов, точность памяти, ясность изложения, способность к критическому анализу, логическая последовательность. Человек, выбравший зеленый цвет, часто занимается поиском путей улучшения жизни для себя и других. В этом случае он действует как реформатор. Стремление к торжеству своих взглядов и убеждений у таких людей иногда приводит к их навязыванию окружающим, диктату. Возводя себя на пьедестал, они начинают морализировать и учить других. Они жаждут признания, сохранения своей позиции, несмотря на сопротивление и противодействие.

КРАСНЫЙ (3) – означает желания, устремления, многочисленные склонности. Стремление получать результаты, добиваться успеха, жадное желание всего того, что может способствовать насыщенности бытия и полноте опыта. Это импульс, воля к победе, все формы активности: спорт, борьба, соревнование, инициатива во всем. Если человек отвергает красный цвет, то обычно у него обнаруживается физическое и нервное истощение, нарушение сердечной деятельности. Отвержение красного – поиск защиты от всего, что может в дальнейшем возбудить или ослабить. При неприятии человеком красного и предпочтении зеленого создается ситуация беспомощности, обычно это случается, когда человек пытается преодолеть нервное и физическое истощение. Такое сочетание встречается довольно редко. Красный цвет в сочетании с черным свидетельствует о склонности драматизировать события. Это свойственно очень эмоциональным людям.

ЖЕЛТЫЙ (4) – раскованность, освобождение от проблем и ограничений, несдержанная экспансивность. Лица, отдающие предпочтение желтому цвету, могут быть образцами трудолюбия лишь временами, поскольку способны работать только урывками. Предпочтение желтого – это желание свободы, надежда и ожидание большого счастья. При этом подразумевается наличие незначительного или даже серьезного конфликта, от которого необходимо освободиться. Эта надежда на счастье в разнообразных формах направлена на будущее. Предпочтение желтого цвета – это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся, но еще не сформировавшемуся. Это сильное желание уйти от сложившихся трудностей, найти выход, приносящий освобождение, иногда склонность к переменам ради них самих, достижение желания быть значительным, заслужить уважение, устремленность вовне, беспокойство. Такой человек может попасть в зависимость от других.

ФИОЛЕТОВЫЙ (5) – смешение синего и красного, сохраняющее свойство обоих цветов. Выбор фиолетового связан с состоянием эмоциональной неустойчивости, когда трудно различать действительное и воображаемое. При этом возникает особое состояние, связанное с потребностью в тонком понимании со стороны близких. Это потребность в одобрении, желание нравиться окружающим своим обаянием, манерами. Чувствительность, тонкость, потребность в том, чтобы отношения не обременялись излишней ответственностью. Если фиолетовый отвергается, то это приводит к критической сдержанности, нежеланию связывать себя глубокими отношениями до тех пор, пока позиция другого лица не станет совершенно определенной и не выяснится, какие обязательства накладывают на человека эти отношения. Потребность в интуитивном понимании часто переносится скорее на предметы, чем на людей, поэтому у людей, выбирающих фиолетовый цвет, развит эстетический вкус, способность к независимым оценкам, есть повышенная склонность к творчеству и наукам.

КОРИЧНЕВЫЙ (6) – выбор этого цвета свидетельствует о физической стесненности, которой придается все большее значение и возрастает потребность в условиях, которые могут эту стесненность снять. Люди, не имеющие домашнего очага, у которого они могли бы расположиться и почувствовать себя в безопасности, потерявшие надежду на безопасность и физическую удовлетворенность, часто предпочитают коричневый цвет. Он означает и наличие повышенной потребности в ощущении физической легкости и чувственного довольства, в избавлении от ситуации, вызывающей чувство дискомфорта, - будь то опасность или физический недуг, - конфликтной атмосферы или существование проблем, справиться с которыми человек считает себя не в состоянии. Люди, отвергающие коричневый цвет, считают, что они созданы из более твердого материала, чем другие; обычно их характеризует сильное желание выделиться. Взаимозависимость не для них, они не желают зависеть даже от собственного тела.

ЧЕРНЫЙ (7) – отрицание цвета как такового. Черный – это «нет» в противоположность белому «да». Белый – нетронутый лист, на котором будет написана история; черный же – это конец, за которым ничего больше нет. Таким образом, черный символизирует отказ, полное отречение или неприятие, оказывает влияние на все цвета, которые находятся рядом, подчеркивая и усиливая их свойства. Тот, кто выбирает черный, желает от всего отречься из-за упрямого протеста против существующего положения, при котором он чувствует, что все идет не так, как надо, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно. Если черный цвет стоит на втором месте, то обычно человек полагает, что готов отказаться от всего, кроме того, что ассоциируется с предпочитаемым цветом. Если перед черным цветом синий, то ожидается, что нарушенная гармония и эмоциональное беспокойство сможет перейти в абсолютный покой. Если желтый, то человек ожидает, что конец невзгодам будет положен каким-либо резким, драматическим событием. Если на первом месте перед черным красный цвет, то человек надеется, что удовлетворение желаний компенсирует все, чего ему не хватает.


Методика “Самооценка”.

Цель: выявить представление ребенка о себе

Вариант 1: Обучающимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву “Я”. Педагог объясняет, что чем ближе буква «Я» к левому краю, тем ниже самооценка ребенка, чем ближе к правому краю – тем выше самооценка, те, кто вписал букву «Я» примерно по центру - склонны оценивать себя адекватно, не завышая и не занижая свои способности.





Вариант 2: ребенку предлагается нарисовать 8 ступенек и поставить на какую-то из них букву «Я» . при этом, чем ниже ребенок поставил «Я», тем ниже его самооценка, чем выше - тем его самооценка выше, те, кто ставят букву «Я» на ступеньки посередине лесенки – оценивают себя адекватно.



















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее