Процесс становления и развития когнитивной лингвистики. История возникновения науки.
Презентацию выполнила : Федосова Светлана Ивановна, учитель иностранного языка I категории , МБОУ Усть-Тасуркайской ООШ
Когнитивная лингвистика
наиболее распространенное (особенно в Европе) название направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов и имевшего в дальнейшем значительное число последователей.
В США, где это направление зародилось, его чаще называют «когнитивная грамматика», что объясняется расширительным пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике, тогда как в России нередко используется термин «когнитивная семантика», указывающий на один из источников данного исследовательского начинания.
Главная отличительная черта КЛ
Главная отличительная черта когнитивной лингвистики в ее современном виде заключается не в постулировании в рамках науки о языке нового предмета исследования и даже не во введении в исследовательский обиход нового инструментария и/или процедур, а в чисто методологическом изменении познавательных установок (эвристик).
Эпизод общего методологического сдвига
Возникновение когнитивной лингвистики – это один из эпизодов общего методологического сдвига, начавшегося в лингвистике с конца в 1950-х годов и сводящегося к снятию запрета на введение в рассмотрение «далеких от поверхности», недоступных непосредственному наблюдению теоретических (модельных) конструктов.
Генеративная грамматика Н.Хомского
Составными частями этого фундаментального сдвига были возникновение генеративной грамматики Н.Хомского с ее понятием «глубинной структуры» (каковы бы ни были дальнейшие трансформации теории Хомского и сколь непростыми ни были бы ее отношения, в частности, к когнитивной лингвистике), бурное развитие лингвистической семантики , возникновение лингвистической прагматики, теории текста, а также современной теории грамматикализации с ее интересом к закономерностям поведения языковых единиц в реальном дискурсе
Идея объяснения языковых фактов
Во всех этих исследовательских начинаниях на первый план (хотя и по-разному) выходит идея объяснения языковых фактов, причем если в генеративной теории в качестве объяснения предлагаются прежде всего некоторые подлежащие открытию глубинные закономерности языковой способности человека (и в этом заключается главное отличие генеративизма от других программ объяснительного анализа языка), то другие объяснительные программы исходят из того, что языковые факты могут быть, по крайней мере отчасти, объяснены фактами неязыковой природы, притом необязательно наблюдаемыми.
Цикл работ У. Чейфа
В начале 1970-х годов, на заре когнитивной лингвистики, американским лингвистом У.Чейфом был опубликован цикл работ, в которых предлагалось объяснение ряда закономерностей порядка слов и интонации в английском языке, а также тесно с ними связанных грамматических категорий определенности/неопределенности и данности/новизны особенностями устройства человеческой памяти и процессами активации информации в сознании человека .
Когнитивная интерпретация
Впоследствии на основании представлений о структуре памяти и происходящих в ней процессах поиска, активации и деактивации информации Чейф предложил когнитивную интерпретацию давно занимавших лингвистов категорий определенности/неопределенности и данности/новизны языковой информации. Традиционно эти категории трактовались через обращение к речевому контексту .
Предложение
Чейф предложил понимать определенность как сообщение говорящего о своем предположении, что слушающий в состоянии найти в своей памяти уникальный концепт, соответствующий определенной именной группе, а данность как сообщение говорящего о своем предположении, что соответствующий оформленному как данное фрагменту высказывания концепт или концептуальный комплекс активирован в сознании слушающего.
Начиная с 1980-х годов такая трактовка стала наиболее распространенной .
Место когнитивной лингвистики в парадигме концепций современного мира
Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания.
Когнитивистика - это новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, роли человека в языке и роли языка для человека.
Началом изучения когнитивных процессов явились разработки нейрофизиологов, изучавших функции нервной системы, базовые нейрофизиологические механизмы, определяющие формирование познавательных процессов и их специфику на разных этапах развития человека (П. Брока, К. Вернике, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов ).
Языковая деятельность и мозг человека
На базе нейрофизиологии возникла нейролингвистика, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Результаты исследований нейрофизиологии и нейролингвистики позволили сделать вывод о том, что языковая деятельность протекает в мозге человека, а разные виды языковой деятельности (слушание, говорение, чтение и др.) связаны с разными отделами головного мозга.
Психолингвистика и когнитивная лингвистика
Следующим этапом развития проблемы соотношения языка и мышления стала психолингвистика, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и ее использования, функционирования (Ч. Осгуд, Т. Себеок, Дж. Гринберг, А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов и др.).
Психолингвистику объединяют с когнитивной лингвистикой общие проблемы, связанные с общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми при этом универсальными стратегиями и опорными элементами. И та, и другая область знаний подразумевают рассмотрение проблем языкового сознания и языковой личности, картины мира, взаимодействия процессов на разных уровнях осознаваемости .
Связь когнитивной лингвистики и когнитивной психологии
Анализируя развитие когнитивной лингвистики, нельзя обойти вниманием когнитивную психологию, изучающую когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания (Р. Аткинсон, Д. Брунер, Д. Норман, Ф. Хадер, У. Найсер, Г. Саймон и др.).
Когнитивная лингвистика заимствует из когнитивной психологии понятие концептуальных и когнитивных моделей.
Язык- важнейшее звено
Здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что функционирование языка действительно опирается на психологические механизмы, так как именно язык является важнейшим звеном в накоплении и сохранении категоризованного опыта взаимодействия человека с миром.
Когнитология или когитология
Когнитивная лингвистика не может быть адекватно описана без упоминания когнитологии или когитологии.
Данная дисциплина изучает устройство и функционирование человеческих знаний.
Как самостоятельная область знания она сформировалась в результате развития инженерной дисциплины, известной как разработки искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект (artificial intelligence )
Искусственный интеллект (artificial intelligence) (ИИ) - раздел компьютерной науки, разрабатывающий «разумные» компьютерные системы, т.е. системы, проявляющие характеристики разумности в человеческом поведении (понимание языка, обучение, рассуждение, решение задач и т.п.).
Сам термин «когнитивная наука» с середины 70-х гг. стал употребляться для обозначения области, в рамках которой исследуются процессы усвоения, накопления и использования информации человеком.
Когнитивная лингвистика как направление лингвистических исследований
Когнитивная лингвистика как направление лингвистических исследований сложилась во второй половине 1970-х гг. и имела в дальнейшем значительное число последователей.
Формально в лингвистической историографии возникновение когнитивной лингвистики относят к 1989 г., когда в Дуйсбурге на научной конференции было объявлено о создании ассоциации когнитивной лингвистики, и когнитивная лингвистика стала отдельным лингвистическим направлением.
Термин «когнитивная грамматика»
В США это направление чаще называют «когнитивная грамматика», что объясняется широким пониманием термина «грамматика» в англоязычной лингвистике.
Термин «когнитивная грамматика» впервые появился в 70-х гг. XX в. в работах Дж. Лакоффа, Г. Томпсона, Р. Лангакера, основные идеи которых стали отправным пунктом в развитии когнитивной лингвистики.
Теория Р. Лангакера
С точки зрения когнитивной грамматики существующие языки состоят исключительно из семантических, фонологических и символических единиц (условные сочетания фонологических и семантических единиц).
Р. Лангакер признает, что основной причиной появления грамматических структур являются когнитивные процессы.
В своей теории Р. Лангакер широко применяет принципы гештальтпсихологии и проводит аналогии между языковой структурой и аспектами визуального восприятия .
Проблемы когнитивизма во взглядах Дж. Лакоффа
Дж. Лакофф, рассматривая традиционные для когнитивизма проблемы - человеческое понимание мира, отражение знаний о мире в языке через систему взаимосвязанных понятий – категорий, образующих концептуальную систему - обращает внимание на понятие категоризации, «представляющей собой определенный способ организации человеческого опыта».
Экспериенциализм
Дж. Лакофф характеризует как «объективистский», и развиваемый им новый подход под названием «экспериенциализм» (от английского “experience”), ученый помещает в фокус исследования образные средства мышления - метафору, метонимию, обусловленные познавательными особенностями человека как биологического и социального существа.
Идея М. Джонсона
М. Джонсон в своей книге «Тело в мышлении» приводит огромное количество примеров воплощенности кинестезических образных схем.
Одной из важнейших идей М. Джонсона является то, что опыт в значительной мере структурируется еще до любой концептуализации и вне зависимости от нее.
О развитии когнитивной грамматики
Говорить о развитии когнитивной грамматики невозможно без ключевых идей Л. Талми об отношениях между семантическими и формальными языковыми структурами и связи между семантическими типологиями и универсалиями; теорий падежной грамматики и семантики фреймов Ч. Филлмора; концепций У. Чейфа, в которых разрабатывается теория дискурса и вопросы границ языка и внеязыковой действительности (язык и эмоция, язык и музыка, психология и семиотика смеха).
В рамках европейских исследований
Хотя когнитивная лингвистика зародилась и наиболее активно развивалась в США, в Европе сложилось собственное направление исследований. В рамках европейских исследований по когнитивной лингвистике необходимо прежде всего остановиться на работах немецкой и австрийской школы когнитивной лингвистики .
Представители школ
Представители именно этих школ наиболее активно занимаются проблемой обработки информации во время порождения и восприятия речи (Е. Свитцер, Б. Хайне, Т. ван Дейк и др .)
Проблемы европейских лингво-когнитивных исследований
Одной из главных исследовательских проблем европейских лингво-когнитивных исследований является вопрос понимания и извлечения информации из текста, а также проблемы ментального лексикона (знания о словах), когнитивная семантика, в рамках которой параллельно развивается прототипическая семантика и фреймовая семантика .
Естественное развитие семантических идей
Когнитивную лингвистику некоторые исследователи определяют как «сверхглубинную семантику» и рассматривают ее как естественное развитие семантических идей.
В таких исследованиях за категориями языковой семантики анализируются общие понятийные категории, которые можно представить как результат освоения мира в процессе познания его человеком.
Стремление ряда авторов
Внимание когнитивной лингвистики к семантической проблематике и методологическая близость ее к лингвистической семантике объясняет стремление ряда авторов, особенно в России, говорить именно о когнитивной семантике, а не о когнитивной лингвистике или грамматике.
Предпосылки формирования когнитивной лингвистики в России
В России предпосылки формирования когнитивной лингвистики можно проследить с 20-х гг. прошлого века: прежде всего это проблемы соотношения языка и мышления, традиции в изучении психологии речи (Л.С. Выготский и др.).
В России разрабатывались теории значения слова на основе компонентного анализа. Семантические параметры, найденные Ю. Д. Апресяном, И. А. Мельчуком, А. К. Жолковским, позволили начать составление семантических словарей, поиски семантических первоэлементов.
Эти первоэлементы, как теперь все более проясняется, лежат в сфере когнитивной деятельности человека и представляют собой фактически те же категории, которые выделены в работах американских авторов-когнитологов. В этой связи надо упомянуть и работы польской исследовательницы Анны Вежбицкой (Вежбицка, 1996).
Вклад в развитие современной отечественной когнитивной лингвистики
Значительный вклад в развитие современной отечественной когнитивной лингвистики внесли работы: 1) представителей ономасиологического направления (В.Г. Гак, Е.С. Кубрякова, А.А. Уфимцева, Г.В. Колшанский); 2) современные изыскания, связанные с языковыми картинами мира и проблемами категоризации мира (Б.А. Серебренников, Ю.С. Степанов, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова, В.Н. Телия, Н.Д. Арутюнова, А.А. Уфимцева, Е.С. Яковлева и др.); 3) исследования Н.Д. Арутюновой, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, В.Н. Телия и др., подчеркивающие значение «человеческого фактора» в языке.
Фундаментальная идея
В основание когнитивной науки положена фундаментальная идея о том, что «мышление представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями типа фреймов, планов, сценариев, моделей и других структур знания».
Все больше ученых разделяют точку зрения о том, что человек мыслит концептами как глобальными квантами хорошо структурированного знания .
Концепт как ключевое понятие когнитивной лингвистики
Следует заметить, что в настоящее время именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики.
Впервые этот термин в отечественной науке был употреблен С.А. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Ученый определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода.
Определение Е.С. Кубряковой и идея Ю.С. Степанова
Е.С. Кубрякова определяет концепт как «оперативную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания». Ю.С. Степанов понимает под концептом «идею, включающую ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия».
Как отечественные ученые определяют концепт
В.В. Колесов утверждает, что «концепт – сущность понятия, явленная в своих содержательных формах - в образе, понятии, в символе».
З.Д. Попова и И.А. Стернин, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность данного понятия.
Эти ученые определяют концепт как «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат когнитивной деятельности личности, несущее комплексную информацию об отражаемом явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и его отношении к данному явлению».
До начала 1990-х гг.
До начала 1990-х гг. зарубежная когнитивная лингвистика представляла собой совокупность индивидуальных исследовательских программ, слабо связанных или вовсе не связанных между собой.
Это исследовательские программы Дж. Лакоффа, Р. Лэнакера (Лангакера), Т. ван Дейка (Нидерланды), Дж. Хэймана (Канада) и др.
Первые учебники по когнитивной лингвистике
Однако, в середине 1990-х гг. в Европе уже вышли первые учебники по когнитивной лингвистике: Ф. Унгерер и Х.-Й. Шмидт «Введение в когнитивную лингвистику» (1996) и Б. Хайне «Когнитивные основания грамматики» (1997 ).
Основные центры когнитивной лингвистики
В настоящее время основными центрами когнитивной лингвистики являются отделения Калифорнийского университета в Беркли и Сан-Диего, Центр когнитивной науки Университета штата Нью-Йорк в Буффало, ряд университетов в Голландии и Германии.
Современная когнитивная лингвистика принадлежит к числу ряда наук, исследующих своими специфическими методами один общий предмет – когницию. Современная когнитивная лингвистика неоднородна, «представлены разные направления в когнитивном исследовании и определились лидеры и ведущие фигуры в разных школах когнитивной лингвистики
Спасибо за внимание