МБДОУ детский сад «Незабудка»
Протоколы родительских собраний
в старшей группе
«Звёздочки»
2017-2018гг.
Воспитатели : Тищенко Т.Н.
Протокол №3
родительского собрания группы «Звёздочки».
Тема : «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»
Дата проведения: 10 февраля 2017 года.
Количество присутствующих ___13__ человек
Отсутствовало: 8человек
Повестка родительского собрания: Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;
Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)
Участники: воспитатель , родители, дети.
План проведения:
1.Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
2Выступление воспитателя Тищенко Т.Н.«Речевое развитие в семье» «Характеристика речи детей 5 года жизни»
3.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях
4.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи детей «Речевичок»
Домашнее задание для родителей: рассказать о развитии речи детей в домашних условиях (как вы это делаете, что используете)
Ход собрания:
-Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть организованную образовательную деятельность детей по развитию речи (занятие)
« Успешное речевое развитие ребёнка»
-Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.
Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)
От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых ( и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
-Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).
Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация )
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно , расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
-советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
-А сейчас предлагаю прослушать чтение стихов детьми и сравнить какой речь была в II младшей группе, и какой она стала сейчас.
-какие изменения в речи детей произошли?
-Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.
- Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.
Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:
Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи , звуковые игры и упражнения.
Характеристика речи детей пятого года жизни
-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).
-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.
К концу года дети средней группы могут:
Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Предлагаю совместно с вами составить альбом по развитию речи «Речевичок», где вы сможете разместить свои игры, упражнения, стишки,потешки по развитию речи детей.