«Зимний фестиваль знаний 2025»

Прощание с Азбукой

Дорогие первоклассники и наши гости! Сегодня мы собрались в этом зале неслучайно, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим, а все начинается с малого: русский язык с азбуки, любви к Родине, с любви к своему языку.

С чего она начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она жива в нас всегда, до тех пор, пока живы мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дома родного? Родина – это душа наша.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Дата:

Тема: Сценарий прощание с азбукой
Описание материала: Сценарий, представленный Вашему вниманию, может быть полезен учителям начальных классов, детям и их родителям. Сценарий посвящён первому школьному учебнику-азбуке. 
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка. 
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.


В холе школьная ярмарка: самовар, матрёшки, русская посуда, бублики.

Задействованы дети старших классов для живых статуй: Пушкин. А.С., Л.Н.Толстой. , А. А. Ахматова., А. А. Блок ., А. П. Чехов


Учитель:  Дорогие первоклассники и наши гости! Сегодня мы собрались в этом зале неслучайно, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим, а все начинается с малого: русский язык с азбуки, любви к Родине, с любви к своему языку.

С чего она начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она жива в нас всегда, до тех пор, пока живы мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дома родного? Родина – это душа наша.


Звучит гимн ДНР

Великий Донбасс – честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля…

Наш край трудовой – наша жизнь и свобода,

Навеки хранимая Богом земля!

Славься, Республика наша народная!

Славься, любимый шахтерский Донбасс!

Славься, держава, духом свободная,

Дружбой народов связавшая нас!

Слова предоставляются администрации :

1.

2.


Учитель:

Азбука — первая книга-учебник, которая попадает в детские руки. С нее начинается путь школьника к знаниям. По этой книге дети учатся писать и читать. И именно поэтому, наш сегодняшний концерт, посвященный году русского языка, начинается с чествования Азбуки.


Под отрывок песни «Теперь мы - первоклашки» первые выходят в зал и занимают свои места для рассказа стихотворений 7 человек.

1-й ученик:
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
2-й ученик:
Ровно в восемь тридцать
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
3-й ученик:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
4-й ученик:
Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
5-й ученик:
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6-й ученик:
Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
7-й ученик:
Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы. 


Исполняют песню «Азбука»
Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать 
Должен научиться.

Припев: 
Азбука, азбука 
Каждому нужна. 
Нам поможет книжки 
Прочитать она!


Надо буквы нам писать 
Аккуратно в строчку, 
Надо их запоминать 
Без ошибок, точно.

Припев.
Книжки могут рассказать 
Обо всем на свете. 
Очень любят их читать 
Взрослые и дети.

Припев.


1-й ученик: 
Почему не на уроках школьники с утра? 
Почему в парадной форме нынче детвора? 
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет … 
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2-й ученик: 
Уже Земля сменила платье, 
Надела вешний свой наряд. 
Сегодня праздник – школьный праздник 
Для всех читающих ребят!
3-й ученик: 
Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься! 
4-й ученик: 
Как сегодня радуются дети – 
Стало больше грамотных на свете! 
Азбуке мы скажем: «до свиданья» 
И рукой помашем на прощанье. 
5-й ученик: 
Трудно было нам с тобой в начале, 
Мы полгода буквы изучали! 
Но теперь нам совершенно ясно, 
Что старанья были не напрасны! 
6-й ученик: 
Вдоль картинок мы шагали, 
По ступенькам-строчкам шли. 
Ах, как много мы узнали! 
Ах, как много мы прочли!


Исполняют песню на мотив «Золотая свадьба» музыка Р. Паулса, слова Э. Галустовой
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник книжки золотой!
Азбука! Азбука! – весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.
Припев: 
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные 
Мы изучали все вместе!

В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы, и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем жизни молодой. 
Припев:
1-й ученик: 
В поезд можете садиться, 
Этот поезд быстро мчится. 
От границы до границы, 
По степям до синих гор, 
На зеленый светофор.
2-й ученик: 
В школу он спешит сейчас.
К нам на праздник в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник.
Скорость набирает! 
3-й ученик: 
Прибавляет на пути:
К трем – четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучает алфавит. 
Учитель: 
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой! 
Азбука, стройся!


Выходят дети с буквами. 
Учитель: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы: 
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Учитель: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы: 
А согласные согласны 
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. 
Учитель: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!


В алфавитном порядке, дети рассказывают стихотворения.
А Аист в алом сапоге 
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран, 
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед 
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл, 
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит, 
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки? 
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука, 
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом 
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку 
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел 
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка 
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка 
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной 
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок 
И надел его на рог.
О В океане осьминог 
Отдохнуть на дно прилёг. 
П Пышет паром паровоз, 
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит: 
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене 
Как большой артист на сцене.

Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой 
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой 
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком 
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне 
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил 
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку: 
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей, 
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак, 
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке, 
В мыле, в сыре, даже в рыбке. 
Э Экскаватор землю роет, 
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась, 
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт 
Яхта ягоды везёт.


Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления! 

Появляется Незнайка под песню Буратино.


Незнайка: 
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались? 
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване… 
Какие буковки!? Что в них толку? 
Одни больше, другие меньше – какая разница!? 
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным 
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок! 
Дырка от бублика? («О») 
Или эти две палки («У») 
А это что? Калитка какая –то! («И») 
Вот уж и без них вполне можно обойтись! 
Учитель: 
- Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово. 
Незнайка: 
- Ну и попробую! (Подходит к буквам, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет) 
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай! 
Учитель: - Не плачь, Незнайка! Хочешь попасть на урок к куклам? 
Незнайка: Очень (утирая слёзы)


Песня «С Букварём уселись куклы» 

С азбукой уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев:
Ты нам, ветер, не мешай 
И страницы не листай.
Ты буквы не прочтешь, 
Только всех собьешь.

Подошел утенок важно, 
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный 
Корешок азбуки.
Припев:
Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев:
Ты, коза, нам не мешай, 
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев:
Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так!

1-й ученик:
Ежедневно по утрам 
Заниматься надо нам. 
Мы с доски не сводим глаз, 
И учитель учит нас. 
2-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки – 
В каждом слове слышим звуки. 
Звуки эти разные - 
Гласные, согласные.
3-й ученик:
С-с-с... - змеиный слышен свист, 
Ш-ш-ш... - шуршит опавший лист, 
Ж-ж-ж... - шмели в саду жужжат, 
Р-р-р... - моторы тарахтят.
4-й ученик:
Дружат гласная с согласной, 
Составляя вместе слог. 
МА и ША (запомни: МАША!) 
К нам явились на урок.
5-й ученик:
Если слоги встанут рядом, 
Получаются слова. 
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, 
СО и ВА, читай: СОВА.
6-й ученик:
«Мила мыла руки мылом, 
Мама кашу варит нам». 
Чтоб скорей и легче было, 
Все читайте по слогам!
7-й ученик:
Соединили мы два слова – 
Предложение готово: 
«Дождь идет. Гремит гроза. 
Улетела стрекоза».
8-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги. 
Умеем говорить, считать. 
И постепенно, понемногу 
Мы научились все читать!


Учитель: Стихотворение «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады родник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!


Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово- свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово-

Выучи русский язык!


Частушки
1.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2.Топни ножка – нога,
Топни правенькая.
Азбуку всю изучила,
Хоть и маленькая. 
3.Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4.Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5. Ах, ты, бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда
Есть лишь 10 гласных.
6.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
7.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в азбуке
Кончились странички.
8.С азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
9.Мы простимся с азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!


Сценка «Буква Я»
Рассказчик: 
Всем известно буква "Я" 
в азбуке - последняя. 
А известно ли кому - 
Отчего и почему? 
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ! 
Жили в Азбуке у нас буквы. 
Жили не тужили, 
Потому что все дружили. 
Где никто не ссорится - 
Там и дело спорится. 
Только раз всё дело встало 
Из-за страшного скандала: 
Буква "Я"... в строку не встала. 
Взбунтовалась буква "Я": 
Буква Я: - Я, - сказала буква "Я", - 
Главная, заглавная! 
Я хочу, чтобы повсюду 
Впереди стояла я! 
Не хочу стоять в ряду, 
Быть желаю на виду! 
Буква Ф: - Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф", 
От обиды покраснев. 
Буква В:  - Воображала! 
Буква П:  - Попробуй, 
Потолкуй с такой особой! 
Рассказчик: "Я" затопала ногами. 
Буква Я:
Не хочу водиться с вами! 
Буду делать все сама, 
Хватит у меня ума! 
Рассказчик: 
Буквы тут переглянулись, 
Все буквально улыбнулись, 
И ответил дружный хор: 
Буквы (хором): 
- Хорошо! Идем на спор. 
Буква А: 
Если сможешь в одиночку 
Написать хотя бы строчку - 
Правда, стало быть, твоя! 
Буква Я: 
- Чтобы я, да не сумела, 
Я ж не кто-нибудь, а "Я"! 
Рассказчик: 
Буква "Я" взялась за дело: 
Целый час она пыхтела, 
И кряхтела, и потела - 
Написать она сумела 
Только: "Я - я - я - я - я!" 
Буква Х: 
Как зальется буква "Ха": 
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха! 
Буква О: "О" от смеха покатилось! 
Буква А: "А" за голову схватилось! 
Буква Б: "Б" схватилось за живот. 
Рассказчик: 
Буква "Я" сперва крепилась, 
А потом как заревет: 
Буква Я: 
- Я, ребята, виновата! 
Признаю вину свою! 
Я согласна встать, ребята, 
Даже сзади буквы "Ю". 
Буква Ю: 
- Что ж, - решил весь алфавит, - 
Если хочет, пусть стоит. 
Дело ведь совсем не в месте, 
Дело в том, что все мы вместе! 
Рассказчик:
Буква "Я" всегда была, 
Всем и каждому мила, 
Но, советуем, друзья, 
Помнить место буквы "Я"! 



Учитель: Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Стихотворение

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.


Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.


Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!


Учитель: Сегодня у нас праздник. Русский язык богат, велик и могуч. Мы живем в царстве слов, и слова имеют власть над нашей жизнью. « Мы заколдованы словами » писал известный русский ученый Николай Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть же слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными как и написаны наши учебники.


1-й ученик:
Ты за жизнь прочтёшь немало книг,
Постигая мудрую их силу.
Но навечно первою из них
Будет та, что чтению научила.
2-й ученик:
Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю: Благодарю! Благодарю! 
3-ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я. 
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть. 
4-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины, 
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки! 
5-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз 
Пришел в свой первый светлый класс. 
Я эту книжку полюбил, 
Я в ней все буквы изучил, 
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» 
6-й ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
7-й ученик:
Как хорошо уметь читать, 
Не надо к маме приставать, 
Не надо бабушку трясти: 
«Прочти, пожалуйста, прочти!» 
Не надо умолять сестрицу: 
«Ну почитай ещё страницу!» 
Не надо ждать, не надо звать, 
А можно взять и прочитать!


Учитель:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный, то страстный,

То нежно-певучий.


Нежность и певучесть русского языка в полной мере раскрывается в народной песне.

Танец

Учитель: С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля. 

Учитель: Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине. И только с помощью родного языка можно передать всю красоту нашего края.

Песня

Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

Любите и храните наш великий русский язык!


Песня


Давайте говорить на русском языке!

Слова - Г. Малеев


Он мне судьбою дан - не в долг, не на поруки,

Я с ним рождён, хоть от России вдалеке.

И красное словцо ("красивое" - по-русски)

Я так люблю дарить - на русском языке.

Он красным был всегда - при "белых" и при "красных",

В "железный занавес" он не был на замке,

О судьбах дорогих - похожих или разных -

Давайте говорить на русском языке.

Он - храм мечты, где мы - ваятели и паства,

Судьбы он баловень и праведник-аскет.

По-русски Пушкина читать - ведь это счастье

И гордость, что он жив - на русском языке!

Года минувшие, как отслуживший "виллис",

Пусть обретут покой в музейном уголке...

На языке вражды мы все наговорились,

Давайте говорить на русском языке.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее