Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Родной (русский) язык»
3 класс
I. Спецификация
1. Назначение КИМ: работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Родной (русский) язык».
2. Форма промежуточной аттестации: тест.
3. Продолжительность выполнения работы учащимися: 40 мин, не включая время для инструктажа перед работой.
4. Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
| № | Требования к уровню подготовки учащихся, достижения которых проверяется на промежуточной аттестации |
| 1 | Ученик научится: |
| 1.1 | Различать родственные (однокоренные слова и формы слова), Находить в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
| 1.2 | Уметь находить части речи по их грамматическим признакам; определять падеж, в котором употреблено имя существительное. |
| 1.3 | Различать предложение, словосочетание, слово; |
| 1.4 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; |
| 1.5 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; разделительные ъ и ь; раздельное написание предлогов с другими словами. |
| 1.6 | Подбирать антонимы для точной характеристики предметов; |
| 1.7 | Уметь восстанавливать правильную последовательность предложений в тексте; |
| 1.8 | Распознавать грамматические признаки частей речи; |
| 2 | Ученик получит возможность научиться: |
| 2.1 | Находить в тексте части речи; |
| 2.2 | Уметь объяснять значение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов); |
| 2.3 | Выбирать слова в прямом и переносном значении слова, из ряда предложенных. |
5. Характеристика структуры и содержания КИМ
Тест содержит 8 заданий базового уровня сложности, 2 задания повышенного уровня.
Для оценки достижения базового уровня используются задания 1-8.
Достижение уровней повышенной подготовки проверяется с помощью заданий
№ 9, 10.
Тестовые задания с выбором одного варианта ответа -3
Задания с кратким вариантом ответа - 7
6. Критерии оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Выполнение заданий № 2, №3, №4, №6, №7 оценивается в 1 балл.
Задания № 5, № 8, № 9 оцениваются от 0 до 4 баллов в соответствии с критериями.
Задания №1 оцениваются от 0 до 3 баллов в соответствии с критериями.
Задание № 10 оцениваются от 0 до 2 баллов в соответствии с критериями.
Максимальное количество баллов – 23
Перевод первичных баллов в отметки
| Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
| Первичный балл | 0 - 11 | 12-15 | 16-18 | 19-23 |
7. Обобщенный план КИМ для промежуточной аттестации
| № задания КИМ | Планируемые результаты (из 1 таблицы) | Проверяемые умения (из кодификатора) | Уровень (базовый или повышенный) | Баллы |
| 1 | Находить в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | 1.1 | Б | 3 |
| 2 | Уметь находить части речи по их грамматическим признакам; определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | 3.2 | Б | 1 |
| 3 | Употреблять в речи имена прилагательные. | 3.1 | Б | 1 |
| 4 | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; | 2.1 | Б | 1 |
| 5 | Подбирать антонимы для точной характеристики предметов; | 2.2 | Б | 4 |
| 6 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные | 5.1 | Б | 1 |
| 7 | Уметь восстанавливать правильную последовательность предложений в тексте; | 4.2 | Б | 1 |
| 8 | Применять правила правописания: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; разделительные ъ и ь; раздельное написание предлогов с другими словами. | 5.2 5.3 5.4 5.5 | Б | 5 |
| 9 | Уметь объяснять значение устойчивых словосочетаний (фразеологизмов); | 2.3 | П | 4 |
| 10 | Выбирать слова в прямом и переносном значении слова, из ряда предложенных. | 2.4 | П | 2 |
II. Кодификатор
| Код элементов | Контролируемые элементы содержания, проверяемые на промежуточной аттестации | Уровень сложности |
| 1 | Состав слова (морфемика): |
|
| 1.1 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончания, корня, приставки, суффикса. | Б |
| 2 | Лексика: | Б |
| 2.1 | Определение значения слова по тексту; | Б |
| 2.2 | Лексический состав языка (антонимы); | Б |
| 2.3 | Лексический состав языка (устойчивые словосочетания: фразеологизмы) | П |
| 2.4 | Представление о прямом и переносном значении слова. | П |
| 3 | Морфология: |
|
| 3.1 | Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. | Б |
| 3.2 | Имя существительное. Изменение существительных по падежам. | Б |
| 3.3 | Предлог. Отличие предлогов от приставок. | Б |
| 4 | Синтаксис: |
|
| 4.1 | Различение предложения, словосочетания, слова | Б |
| 4.2 | Последовательность предложений в тексте; | Б |
| 5 | Орфография и пунктуация: |
|
| 5.1 | Применение правил правописания: непроизносимые согласные. | Б |
| 5.2 | Применение правил правописания: проверяемые безударные гласные в корне слова. | Б |
| 5.3 | Применение правил правописания: парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | Б |
| 5.4 | Применение правил правописания: разделительные ъ и ь. | Б |
| 5.5 | Применение правил правописания: раздельное написание предлогов с другими словами. | Б |
Вариант 1
1.Разбери слова по составу: вазочка, северный, переходы
2.Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже:
лететь через лес, ловить рыбу, жил у сестры, удивляться красоте.
3.Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному семья.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какое слово надо вставить в словосочетание
«Делать из … слона», чтобы получилось устойчивое выражение? Запиши его. __________________________
5.Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:
Холодный - ____________________
Смелый - _______________________
Добро - __________________________
Ложь - ____________________________
6.Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву:
Учас..ник, чудес..ный, вкус..ный, окрес..ный.
7.Установи последовательность частей текста. Выбери правильный ответ.
Зимой лиса прислушивается к звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу.
Так лиса добывает себе еду.
У лисы великолепный слух.
А) 1,2,3 Б) 3,1,2 В) 3,2,1
8.Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву и сверху напиши правильно). Спиши полученный текст.
Поздняя осень. Реский ветер сорвал сдеревьев последние листя. Целый ден льёт дождь. Скоро наступит пора марозов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Запиши, что обозначают фразеологизмы (одним словом):
Кот наплакал __________________________________
Рукой подать __________________________________
Счету нет ______________________________________
Со всех ног _____________________________________
10.* Соедини слово с близким по значению сочетанием слов.
А) свежеиспечённый
А) Свежий ветер Б) чёрствый
Б) Свежий хлеб В) прохладный
Г) странный
Вариант 2
1. Разбери слова по составу: козочка, цветной, походка
2. Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже:
встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку, бежать от волка.
3 Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному облако:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое слово нужно вставить в словосочетание «Как … наплакал», чтобы получилось устойчивое выражение? __________________________
5. Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:
Очи- _________________________
Пламя- _______________________
Веселый - ______________________
Лживый - ______________________
6. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву:
чудес..ный, мес..ный, прекрас..ный, прелес..ный
7.Установи последовательность частей текста. Выбери правильный ответ.
В гнезде появились птенцы. За гнездом следил кот.
Ласточки собрались стаей. Они дружно налетели и прогнали кота.
Пришла весна. С юга к родным гнёздам вернулись ласточки. Одно гнездо совсем осыпалось. Птицы носили в клюве глину и поправляли его.
А) 1,2,3 Б) 3,2,1 В) 3,1,2
8.Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни неверную букву и сверху напиши правильно). Спиши полученный текст.
Светило сонце. Ольга была всаду. Она полевала грятки. Брызги воды упали на плате.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.* Запиши, что обозначают фразеологизмы (одним словом):
Зарубить себе на носу________________________________
Бить баклуши _______________________________________
С гулькин нос _______________________________________
Одна нога здесь – другая там ___________________________
10.* Соедини слово с близким по значению сочетанием слов.
А) свежеиспечённый
А) Свежий ветер Б) чёрствый
Б) Свежий хлеб В) прохладный
Г) странный
Ключи к работам:
| № | 1 вариант | 2 вариант | Оценивание в баллах |
| 1 | Вазочка, северный, переходы | Козочка, цветной, походка | 3б (1б за каждое правильно разобранное слово) |
| 2 | Удивляться красоте | Радоваться дождю | 1б |
| 3 |
|
| 1б |
| 4 | Делать из мухи слона. | Как кот наплакал. | 1б |
| 5 | Холодный –горячий Смелый – трусливый Добро – зло Ложь - правда | Очи – глаза Пламя – огонь Веселый – грустный Лживый - правдивый | 4б (1б за каждое слово) |
| 6 | Смешной, тропинка, мясной; Книжка, травка, редкий; Поздний, честный, звёздный. | Вершина, дрожать, окно; Сердце, поздно, грустный; Грядка, блузка, ножки. | 3б – слова правильно распределены по группам; 2б – при распределении допущено 1-2 ошибки; 1б – допущено 3 ошибки; 0б – допущено более 4 ошибок. |
| 7 | Участник, чудесный, вкусный, окрестный. | Чудесный, местный, прекрасный, прелестный. | 1б |
| 8 | Б) 3,1,2 | В) 3,1,2
| 1б |
| 9 | Поздняя осень. Резкий ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Скоро наступит пора морозов. | Светило солнце. Ольга была в саду. Она поливала грядки. Брызги воды упали на платье. | Максимально - 5б А) 3б – исправлены все ошибки; 2б – исправлены 4 ошибки; 1б – исправлены 3 ошибки; 0б – менее 3 ошибок. Б) 2б – текст списан без ошибок; 1б – при списывании допущена 1 ошибка; 0б – допущено более 1 ошибки. |
| 10 | Мало; близко; много; быстро | Запомнить, бездельничать; мало; быстро | 2б (1б за каждый фразеологизм) |
| 11 | А-В, Б-А | А-В, Б-А | 2б (1б за каждый правильный ответ) |
Максимальное количество баллов – 23
«5» - 19 – 22 балла
«4» - 16 – 18 баллов
«3» - 12 – 15 баллов
«2» - 0- 11 баллов


